Алмаз «Шах»: козлы и кровь
«Наши предки имели тайные герметичные знания, которые потерялись в череде веков» - считают некоторые авторы статей и многотомных серий. «Мы знаем больше древних, и их тайны – это плод воображения малограмотных авторов» - считают ученые. Истина, как это часто бывает, находится между этими полюсами.
И рассказ сегодня будет об алмазах, с которыми в древности было связано много легенд и поверий. Все авторы, которые когда-либо писали об алмазах, не обходили стороной Плиния Старшего - величайшего ученого и энциклопедиста древности. Прежде чем погибнуть в 79 году н. э. при извержении Везувия он успел написать массу книг. В его 37 томной «Естественной истории» были впервые собраны и систематизированы сведения об алмазах...
Плиний точно описывает и твердость, и редкость алмазов, рассказывает, где они добываются и какие имеют свойства.
И, в конце, «вишенка на торте»:
Только ленивый автор не пнул Плиния, поиздевавшись над доверчивой глупостью древнего ученого. Но всё оказалось не так просто.
Многие из нас слышали историю об алмазе «Шах», ставшим «платой за кровь» нашего посольства в Персии.
Это алмаз 88,7 карата, желтоватого оттенка, с отполированными гранями. Найден в индийских рудниках Голконды до 1591 года. Но главная его уникальность в трех персидских надписях на гранях и кольцевом пропиле. Этот алмаз исключительной прозрачности подвешивался на золотой нити перед глазами шаха, украшая вместе с другими камнями балдахин над троном.
Академик Ферсман, составивший подробное описание алмаза «Шах», писал:
«Наконец значительный интерес связан в «Шахе» с техникой гравировки, совершенно исключительной и мало понятной по своему совершенству, резкости и изяществу исполнения, в этом направлении нам известен только один еще камень «Акбар», очевидно относящийся к тому же времени, что и «Шах», но совершенно не изученный и, повидимому, при перегранке действительно потерявший свою гравировку.
Надпись А, самая старая по технике и наиболее глубокая: «Бурхани-Низам-Шах второй. 1000 г» сделана правителем провинции Ахмаднагар в 1591 году.
Надпись В: «Сын Джехангир-Шаха Джехан-Шах. 1051 г.» (1641 год)
Надпись С: «Владыка Каджар-Фатх”али-шах Султан 1242 г» Персидский Шах 1824 год.
Ферсман упоминает еще один известный алмаз с надписями – «Шах Акбар». История этого камня более печальная. Бесцветный алмаз был найден в Индии в 1618 году. Был вставлен в Павлиний трон (трон великих Моголов) как глаз павлина. Известно, что данный алмаз являлся собственностью Шах-Акбара и был назван в его честь, по приказу его преемника Шах-Джехана. На двух его гранях были нанесены надписи на арабском, которые соответствуют 1618 и 1629 годам нашей эры. Они были стёрты в 1866 году, когда камень переогранили в форме капли, вес уменьшился до 72 каратов (по указанию купившего его купца из Англии Джорджа Блога).
Шах-Джехан был весьма незаурядным человеком, у которого пытливость ума сочеталась с финансовыми возможностями. Его заинтересовали надписи на алмазе «Шах», сделанные прежним правителем. Будучи сам любителем камней и имевший свою гранильную мастерскую он заинтересовался методом нанесения надписи.
Дело в том, что алмаз - самый твердый минерал, и надпись можно сделать только другим алмазом.
Но в этом случае надпись не получится ровной и округлой. Для пробы можно написать на рифленой поверхности, ручка будет соскальзывать по граням.
Когда ты шах, то у тебя немного больше возможностей, а крипторектальный анализ и в древние времена давал поразительные результаты. Шаху удалось найти секрет и, вскоре, его имя сияло на гранях алмаза.
Наверняка крупные алмазы не были первыми в череде опытов, но история не сохранила нам эти свидетельства. Шах-Джерхан нанес надписи минимум на два крупных камня.
Шли годы, надписи на алмазе так и остались «поразительным мастерством древних мастеров», пока в результате исследований алмазов учёные не нашли способ нанесения надписей на этот твердейший минерал. В 1981 году ученые Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР смогли не только нанести рисунок и проделать в алмазе отверстие, но даже вырезать шестеренку.
При нагреве до 1000-1200 градусов железо растворяет углерод алмаза, оставляя на нем изображение, отверстие или отпечаток матрицы.
Вот тут-то ученые и вспомнили про «горячую кровь козла», которая «размягчает» алмаз. Кровь содержит железо и было высказано предположение, что она улучшает контакт железной матрицы и кристалла. Возможно, кровь была инициатором реакции, подобно пеплу от сигареты, который позволяет поджечь кусочек сахара (без пепла сахар от спички не загорается).
Не стоит, на мой взгляд, сбрасывать со счетов и зрелищную часть представления, чтобы отвлечь заказчика от приготовлений и железной матрицы. Козла могли долго выбирать, тщательно исследуя ТТХ, без которых алмаз никак не размягчится. Ну и неудачу всегда можно была списать на «козла не той системы», даже сейчас молебны на Байконуре не всегда срабатывают. Знания были большой ценностью и приносили немалый доход, а мастера бдительно хранили свои секреты.
Есть яркий пример из другой области, где мастера умело «накалывали» заказчиков. На многих колоколах есть надписи о добавлении значительного количества серебра от лохов жертвователей. Современные анализы показывают, что серебра там на грани примесей. Мастера закладывали при жертвователях серебро в печь, а потом всех выгоняли, наступало время цеховых таинств. Серебро не успевало расплавиться и шло в карман мастерам.
Безусловно, остается много вопросов к истории нанесения надписей. Неизвестно, кто и когда додумался до способа нанесения надписей при помощи железа? Как случилось, что эти знания были потеряны уже в современной время, ведь последняя надпись была нанесена в 1824 году? Но, независимо от ответов на эти вопросы, надо с большим вниманием относиться к словам древних ученых, не всегда их слова заблуждения.Автор: П.Пырин
И рассказ сегодня будет об алмазах, с которыми в древности было связано много легенд и поверий. Все авторы, которые когда-либо писали об алмазах, не обходили стороной Плиния Старшего - величайшего ученого и энциклопедиста древности. Прежде чем погибнуть в 79 году н. э. при извержении Везувия он успел написать массу книг. В его 37 томной «Естественной истории» были впервые собраны и систематизированы сведения об алмазах...
Плиний точно описывает и твердость, и редкость алмазов, рассказывает, где они добываются и какие имеют свойства.
«Величайшую цену между человеческими вещами, а не только между драгоценными камнями, имеет алмаз, который долгое время только царям, да и то немногим, был известен <…> Когда удастся разломать его, то разбивается на толь мелкие плёнки, что их едва видеть можно. Вырезыватели на камнях стараются оныя приобресть, и оправляют их в железо; посредством их весьма легко продалбливается твердейшее».
Гай Плиний Старший (23 - 79 н.э.)
И, в конце, «вишенка на торте»:
«Алмаз, сия неодолимая сила, противящаяся двум сильнейшим веществам в природе, железу и огню, разламывается от козлиной крови, и не иначе как будучи отмачиваем в свежей и теплой».
Только ленивый автор не пнул Плиния, поиздевавшись над доверчивой глупостью древнего ученого. Но всё оказалось не так просто.
Многие из нас слышали историю об алмазе «Шах», ставшим «платой за кровь» нашего посольства в Персии.
Это алмаз 88,7 карата, желтоватого оттенка, с отполированными гранями. Найден в индийских рудниках Голконды до 1591 года. Но главная его уникальность в трех персидских надписях на гранях и кольцевом пропиле. Этот алмаз исключительной прозрачности подвешивался на золотой нити перед глазами шаха, украшая вместе с другими камнями балдахин над троном.
Алмаз «Шах». Алмазный фонд Российской Федерации
Академик Ферсман, составивший подробное описание алмаза «Шах», писал:
«Что касается до борозды вокруг всего камня, то она совершенно исключительная по технике и правильности проведения. Глубокая до ½ мм, она представляет собой такой блестящий фокус техники, что надо удивляться тому, что она могла быть сделана еще в Индии в кустарной обстановке ограночного дела начала XVII века».
«Наконец значительный интерес связан в «Шахе» с техникой гравировки, совершенно исключительной и мало понятной по своему совершенству, резкости и изяществу исполнения, в этом направлении нам известен только один еще камень «Акбар», очевидно относящийся к тому же времени, что и «Шах», но совершенно не изученный и, повидимому, при перегранке действительно потерявший свою гравировку.
Надписи на гранях алмаза Шах
Надпись А, самая старая по технике и наиболее глубокая: «Бурхани-Низам-Шах второй. 1000 г» сделана правителем провинции Ахмаднагар в 1591 году.
Надпись В: «Сын Джехангир-Шаха Джехан-Шах. 1051 г.» (1641 год)
Надпись С: «Владыка Каджар-Фатх”али-шах Султан 1242 г» Персидский Шах 1824 год.
Ферсман упоминает еще один известный алмаз с надписями – «Шах Акбар». История этого камня более печальная. Бесцветный алмаз был найден в Индии в 1618 году. Был вставлен в Павлиний трон (трон великих Моголов) как глаз павлина. Известно, что данный алмаз являлся собственностью Шах-Акбара и был назван в его честь, по приказу его преемника Шах-Джехана. На двух его гранях были нанесены надписи на арабском, которые соответствуют 1618 и 1629 годам нашей эры. Они были стёрты в 1866 году, когда камень переогранили в форме капли, вес уменьшился до 72 каратов (по указанию купившего его купца из Англии Джорджа Блога).
Шах-Джехан был весьма незаурядным человеком, у которого пытливость ума сочеталась с финансовыми возможностями. Его заинтересовали надписи на алмазе «Шах», сделанные прежним правителем. Будучи сам любителем камней и имевший свою гранильную мастерскую он заинтересовался методом нанесения надписи.
Дело в том, что алмаз - самый твердый минерал, и надпись можно сделать только другим алмазом.
Фария не может поцарапать никакой
Драгоценный камень,-
Он царапает все камни.
Фарий царапает фария...
Драгоценный камень,-
Он царапает все камни.
Фарий царапает фария...
Но в этом случае надпись не получится ровной и округлой. Для пробы можно написать на рифленой поверхности, ручка будет соскальзывать по граням.
Октаэдрическая решётка алмаза и направления различной твердости. Надпись на алмазе «Шах» не замечает этих «мелочей»
Когда ты шах, то у тебя немного больше возможностей, а крипторектальный анализ и в древние времена давал поразительные результаты. Шаху удалось найти секрет и, вскоре, его имя сияло на гранях алмаза.
Наверняка крупные алмазы не были первыми в череде опытов, но история не сохранила нам эти свидетельства. Шах-Джерхан нанес надписи минимум на два крупных камня.
Шли годы, надписи на алмазе так и остались «поразительным мастерством древних мастеров», пока в результате исследований алмазов учёные не нашли способ нанесения надписей на этот твердейший минерал. В 1981 году ученые Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР смогли не только нанести рисунок и проделать в алмазе отверстие, но даже вырезать шестеренку.
Современный термохимический метод обработки алмазов
При нагреве до 1000-1200 градусов железо растворяет углерод алмаза, оставляя на нем изображение, отверстие или отпечаток матрицы.
Вот тут-то ученые и вспомнили про «горячую кровь козла», которая «размягчает» алмаз. Кровь содержит железо и было высказано предположение, что она улучшает контакт железной матрицы и кристалла. Возможно, кровь была инициатором реакции, подобно пеплу от сигареты, который позволяет поджечь кусочек сахара (без пепла сахар от спички не загорается).
Современная реконструкция нанесения надписи на алмаз «Шах». Процесс мог быть многократным и долгим, до получения нужной глубины надписи
Не стоит, на мой взгляд, сбрасывать со счетов и зрелищную часть представления, чтобы отвлечь заказчика от приготовлений и железной матрицы. Козла могли долго выбирать, тщательно исследуя ТТХ, без которых алмаз никак не размягчится. Ну и неудачу всегда можно была списать на «козла не той системы», даже сейчас молебны на Байконуре не всегда срабатывают. Знания были большой ценностью и приносили немалый доход, а мастера бдительно хранили свои секреты.
Есть яркий пример из другой области, где мастера умело «накалывали» заказчиков. На многих колоколах есть надписи о добавлении значительного количества серебра от лохов жертвователей. Современные анализы показывают, что серебра там на грани примесей. Мастера закладывали при жертвователях серебро в печь, а потом всех выгоняли, наступало время цеховых таинств. Серебро не успевало расплавиться и шло в карман мастерам.
Безусловно, остается много вопросов к истории нанесения надписей. Неизвестно, кто и когда додумался до способа нанесения надписей при помощи железа? Как случилось, что эти знания были потеряны уже в современной время, ведь последняя надпись была нанесена в 1824 году? Но, независимо от ответов на эти вопросы, надо с большим вниманием относиться к словам древних ученых, не всегда их слова заблуждения.Автор: П.Пырин
Опубликовано 01 января 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 1071
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: