Царский спорт
Царская охота на львов была очень древней традицией в Ассирии, расположенной в Месопотамии. Самое раннее изображение правителя, охотящегося на львов, было вырезано в базальте ещё 5 тысяч лет назад. На нем изображены две бородатые фигуры в диадемах верховных жрецов. Один убивает льва копьем, а другой поражает его стрелами из лука. Охота на львов в Ассирии была важным символом верховной власти, а на ассирийской царской печати изображался правитель, убивающий стоящего на задних лапах льва.
Царская охота на львов изображалась на бронзовых плитах, украшающих ворота, на каменных обелисках с записями деяний царя, и на резных стеновых панелях во внутренних помещениях ассирийских дворцов...
Наиболее впечатляющие изображения были найдены во дворце короля Ашшурнацирапала II (883–859 до н.э.) в городе Нимруд, находившегося на севере современного Ирака. На них изображен царь, охотящийся на колеснице на львов и диких быков, с последующей ритуальной сценой, где царь окропляет вином мертвых животных. Более 200 лет спустя царь Ашшурбанапал возродил королевскую охоту на львов и украсил свой Северный дворец в городе Ниневия (на севере современного Ирака) блестящими резными рельефами, рассказывающими о нем, как о доблестном охотнике.
Ашшурбанапал утверждал, что боги дали ему необыкновенные силы и мужество. С детства молодого наследника учили управлять колесницей, ездить верхом и метко стрелять из лука. Однако, в отличие от своих предшественников, Ашшурбанапал редко возглавлял свои войска в походе. И достоверно неизвестно, возглавлял ли он их вообще.
Свои смелость и мужество он предпочел запечатлеть в Северном дворце, многочисленные панно которого являли миру изображения охотничьих сцен, где царь побеждал свирепых львов, показывая богам и подданным свое величие и героизм.
В одном из ассирийских текстов рассказывается о том, как нашествие львов сделало опасным передвижение по дорогам, о преследовании ими пастухов и нападении на скот. Ашшурбанапал, который должен был избавить свою страну от опасных животных, отправился на равнину в своей царской колеснице, чтобы противостоять свирепым львам горной породы. Однажды, он был окружен статей и атакован хищниками. Ашшурбанапал хвастается, как он рассеял стаю и убил каждого льва одной стрелой.
Богом назначенный, как было объявлено, быть защитником Ассирии, долг царя заключался в поддержании порядка в мире, победе над враждебными силами в лице чужеземных захватчиков и опасных диких животных, таких как лев. Ассирийцы считали, что их цивилизованный мир противостоит недружелюбному и дикому окружению. Там, где правил царь, мира и процветания было в изобилии, тогда как в чужих землях царил хаос. Охотясь на львов, Ашшурбанапал демонстрировал свои возможности контролировать всю страну. Обремененная ритуальной символикой и героической драмой, охота на львов была особенно эффективным средством явить способности царя как вождя, способного защитить свой народ.
Но сцены охоты на дикой природе существовали только на некоторых панно в дворце Ашшурбанапала. На самом деле, охота царя проводилась в парках в пределах города.
По сути, это были публичные спектакли, подобные римским играм на арене. Одно из изображений на стене показывает, как мальчик выпускает из клетки пойманного для охоты льва. Сам мальчик защищен от льва клеткой меньшего размера.
На другой панели охотничья арена окружена воинами с копьями, за которыми находятся лучники. Другие воины держат на поводках свирепых мастифов, чтобы львы не могли покинуть арену.
Взволнованные зрители бегут к холмам близ места проведения охоты, чтобы лучше видеть происходящее. Некоторые несут бурдюки из шкуры животного, возможно, для продажи воды зрителям.
Сами львы были не такие уж и дикими. Скорее, почти ручными. Ассирийцы держали их вместе с другими животными, такими как олени и газели, в своих парках и садах развлечений. В настенном панно из дворца Ашшурбанапала львица и лев с великолепной гривой отдыхают в идиллическом саду, а в другой сцене прирученный лев гуляет рядом с музыкантами.
Но какой бы не была реальность, Ашшурбанапал непременно одерживал победу! В одной из сцен ассирийский всадник, отвлекает припавшего к земле льва, а царь Ашшурбанапал стоит у другого животного, схватив его за хвост, готовясь нанести удар булавой. Надпись гласит:
На следующей настенной панели показана кульминация охоты на хищника. Лев, смертельно раненый стрелой, сидит, напрягая каждую мышцу, пытаясь удержаться на ногах. Из его пасти течет кровь. Художник запечатлел страдания животного и его смертельные муки. Такой натурализм редко встречается в ассирийском искусстве. Но охота имела глубокое религиозное значение и, поэтому, вполне вероятно, что художник показал агонию льва не из жалости, а для того, чтобы продемонстрировать божественное предназначение царя и символизировать его триумф над опасными и безжалостными силами в образе льва.
На одной из панелей можно видеть, как Ашшурбанапал приносит жертву богине Иштар, орошая вином убитых им львов. Надпись гласит:
Царь Ашшурбанапал в глазах своего народа мог быть грозным воином, но, кроме всего прочего, он был увлеченным создателем садов.
Столица Ашшурбанапала в Ниневии была огромной метрополией, а дворцы были символом богатства и власти царя. Однако не только архитектура сделала царские резиденции впечатляющими своей роскошью. Вокруг дворцов росли фруктовые сады, были созданы игровые парки и цвели пышные экзотические растения, напоминавшие рай на земле.
Но это уже другая история…Источник: "Ретроспектива PRO"
Царская охота на львов изображалась на бронзовых плитах, украшающих ворота, на каменных обелисках с записями деяний царя, и на резных стеновых панелях во внутренних помещениях ассирийских дворцов...
Оттиск глиняной печати с изображением ассирийского царя, убивающего льва
Наиболее впечатляющие изображения были найдены во дворце короля Ашшурнацирапала II (883–859 до н.э.) в городе Нимруд, находившегося на севере современного Ирака. На них изображен царь, охотящийся на колеснице на львов и диких быков, с последующей ритуальной сценой, где царь окропляет вином мертвых животных. Более 200 лет спустя царь Ашшурбанапал возродил королевскую охоту на львов и украсил свой Северный дворец в городе Ниневия (на севере современного Ирака) блестящими резными рельефами, рассказывающими о нем, как о доблестном охотнике.
Ассирийское панно с изображением охоты на льва. 875–860 гг.до н.э.
Ашшурбанапал утверждал, что боги дали ему необыкновенные силы и мужество. С детства молодого наследника учили управлять колесницей, ездить верхом и метко стрелять из лука. Однако, в отличие от своих предшественников, Ашшурбанапал редко возглавлял свои войска в походе. И достоверно неизвестно, возглавлял ли он их вообще.
Ассирийское панно с изображением Ашшурбанапала, охотящегося на льва с колесницы. 645–635 гг. до н.э.
Свои смелость и мужество он предпочел запечатлеть в Северном дворце, многочисленные панно которого являли миру изображения охотничьих сцен, где царь побеждал свирепых львов, показывая богам и подданным свое величие и героизм.
Царь Ассирии Ашшурбанапал, убивающий льва. 645–640 гг. до н.э.
В одном из ассирийских текстов рассказывается о том, как нашествие львов сделало опасным передвижение по дорогам, о преследовании ими пастухов и нападении на скот. Ашшурбанапал, который должен был избавить свою страну от опасных животных, отправился на равнину в своей царской колеснице, чтобы противостоять свирепым львам горной породы. Однажды, он был окружен статей и атакован хищниками. Ашшурбанапал хвастается, как он рассеял стаю и убил каждого льва одной стрелой.
«На широкой равнине, свирепые горные львы окружили колесницу моего царского величества и напали на меня. По повелению бога Ашура и богини Иштар, этих великих богов… я рассеял стаю львов».
Гиря в виде льва. Медный сплав. 858–824 гг. до н.э.
Богом назначенный, как было объявлено, быть защитником Ассирии, долг царя заключался в поддержании порядка в мире, победе над враждебными силами в лице чужеземных захватчиков и опасных диких животных, таких как лев. Ассирийцы считали, что их цивилизованный мир противостоит недружелюбному и дикому окружению. Там, где правил царь, мира и процветания было в изобилии, тогда как в чужих землях царил хаос. Охотясь на львов, Ашшурбанапал демонстрировал свои возможности контролировать всю страну. Обремененная ритуальной символикой и героической драмой, охота на львов была особенно эффективным средством явить способности царя как вождя, способного защитить свой народ.
Но сцены охоты на дикой природе существовали только на некоторых панно в дворце Ашшурбанапала. На самом деле, охота царя проводилась в парках в пределах города.
Фредерик Артур Бриджмен (1847–1928), Охота ассирийского короля. Холст, масло, 1878
По сути, это были публичные спектакли, подобные римским играм на арене. Одно из изображений на стене показывает, как мальчик выпускает из клетки пойманного для охоты льва. Сам мальчик защищен от льва клеткой меньшего размера.
Панно с изображением льва, выпущенного из клетки. 645–640 гг. до н.э.
На другой панели охотничья арена окружена воинами с копьями, за которыми находятся лучники. Другие воины держат на поводках свирепых мастифов, чтобы львы не могли покинуть арену.
Воины с копьями, луками и собаками, обеспечивающие безопасность при охоте на львов. 645–640 гг. до н.э.
Взволнованные зрители бегут к холмам близ места проведения охоты, чтобы лучше видеть происходящее. Некоторые несут бурдюки из шкуры животного, возможно, для продажи воды зрителям.
Зрители, наблюдающие за охотой на льва с холма. 645–640 гг. до н.э.
Сами львы были не такие уж и дикими. Скорее, почти ручными. Ассирийцы держали их вместе с другими животными, такими как олени и газели, в своих парках и садах развлечений. В настенном панно из дворца Ашшурбанапала львица и лев с великолепной гривой отдыхают в идиллическом саду, а в другой сцене прирученный лев гуляет рядом с музыкантами.
Но какой бы не была реальность, Ашшурбанапал непременно одерживал победу! В одной из сцен ассирийский всадник, отвлекает припавшего к земле льва, а царь Ашшурбанапал стоит у другого животного, схватив его за хвост, готовясь нанести удар булавой. Надпись гласит:
«Я, Ашшурбанапал, царь мира, царь Ассирийский, творя царское дело свое, схватил льва, родившегося в степи, за хвост, и по повелению богов ... разбил его череп булавой, бывшей в руке моей».
Ашшурбанапал, охотящийся на льва. 645–640 гг. до н.э.
На следующей настенной панели показана кульминация охоты на хищника. Лев, смертельно раненый стрелой, сидит, напрягая каждую мышцу, пытаясь удержаться на ногах. Из его пасти течет кровь. Художник запечатлел страдания животного и его смертельные муки. Такой натурализм редко встречается в ассирийском искусстве. Но охота имела глубокое религиозное значение и, поэтому, вполне вероятно, что художник показал агонию льва не из жалости, а для того, чтобы продемонстрировать божественное предназначение царя и символизировать его триумф над опасными и безжалостными силами в образе льва.
Умирающий лев. 645–640 гг. до н.э.
На одной из панелей можно видеть, как Ашшурбанапал приносит жертву богине Иштар, орошая вином убитых им львов. Надпись гласит:
Я, Ашшурбанапал, царь мира, царь Ассирии, которому бог Ашур и богиня Иштар даровали выдающуюся силу, приношу в жертву богине войны Иштар львов, убитых мною. Я сделал это подношение и оросил его вином.
Ашшурбанапал, изливающий вино на четырех жертвенных львов. 645–640 гг. до н.э.
Царь Ашшурбанапал в глазах своего народа мог быть грозным воином, но, кроме всего прочего, он был увлеченным создателем садов.
Столица Ашшурбанапала в Ниневии была огромной метрополией, а дворцы были символом богатства и власти царя. Однако не только архитектура сделала царские резиденции впечатляющими своей роскошью. Вокруг дворцов росли фруктовые сады, были созданы игровые парки и цвели пышные экзотические растения, напоминавшие рай на земле.
Но это уже другая история…Источник: "Ретроспектива PRO"
Опубликовано 27 декабря 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 655
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: