Нимб: откуда он происходит и как попал в различные религии и культуры
Нимб впервые появляется в религиозном искусстве древнего Ирана и его быстро подхватывают различные культуры, не в последнюю очередь благодаря Великому шелковому пути. Как простой символ связывает Иисуса, Будду и Аполлона?
Христианство, буддизм, индуизм, зороастризм и греческую мифологию считают крайне непохожими религиями. Однако простого взгляда достаточно, чтобы заметить символ, который объединяет их всех – нимб.
Ореол вокруг головы святого символизирует славу и божественную сущность, а заметить его можно в искусстве многих народов мира.
Нимб может иметь разный вид: круг с лучами (как у Статуи Свободы) или сияние с языками пламени (как у монголов и персов). Однако самый распространенный его образ – это золотистый диск.
Происхождение нимба
Но откуда происходит этот символ? Одно из предположений гласит, что нимб символизирует царскую корону. Он также может быть аурой, которую излучает ум божества.
А может это просто украшение? Есть и довольно забавная мысль, что нимб происходит от пластин, которые вешали на статуи богов, чтобы защитить их головы от птичьего помета.
Ореол над головой древнеегипетского бога Ра символизировал солнце.
Поиски нимба в религиозном искусстве приводят нас лишь к IV веку до н.э. Похоже, раньше его не было ни в одной религии. Однако всего за несколько веков он становится неотъемлемой частью иконографии во всей Евразии.
Очевидно, символ происходит из очень ранних художественных традиций. Древние египтяне изображали своего бога Ра с кругом, который символизировал солнце, однако расположено оно было не над головой божества, а за ней.
На некоторых артефактах из города Мохенджо-Даро в долине Инда, который возник около 2600 года до нашей эры, есть характерные изображения ореола с лучами.
Однако они окружают фигуры божеств целиком, а не только их головы. Так же и в искусстве Древней Греции случаются венки из света. Они окружают головы мифических героев, демонстрируя их уникальную божественную силу.
Однако собственно нимб – это изобретение более позднего периода и, видимо, результат оригинальных религиозных идей.
Первые образцы нимбов датируют 300-ми годами до нашей эры, их можно увидеть в искусстве древнего Ирана. Сияние вокруг головы является чертой Митры, божества света в зороастрийской религии.
Исследователи считают, что идея божественной славы, “Хварэны”, в зороастризме тесно связана с солнечным светом, поэтому нимб символизировал связь Митры с солнцем, так же как у Ра.
Скорость, с которой нимб позаимствовали различные культуры, свидетельствует о его значимости в искусстве иконографии. Уже в 100-х годах нашей эры, всего через несколько веков после его создания, нимб можно было увидеть и в тунисском городе Эль-Джем, и в турецком Самосате, и в пакистанском Шахри-Бахлоле.
Во всем мире Будду изображают с нимбом над головой, как вот на этой фреске из храма в Камбодже.
А уже в 400-х годах нашей эры нимб обустраивается в христианском искусстве Рима и буддистских храмах Китая. За несколько столетий он становится универсальным религиозным символом всей Евразии.
Распространение нимба
Но почему такие разные религии и культуры так быстро заимствуют нимб друг у друга? Путешествие религиозного символа начинается с места его рождения в Иране как на запад, так и на восток в мощных империях прошлого.
В первом веке нашей эры индо-скифы (кочевники из Ирана) и кушаны из Бактрии ворвались в регионы на юго-востоке – современный Пакистан, Афганистан и северную Индию.
Обе империи, пропитанные древней иранской культурой, принесли с собой монеты с изображением Митры с нимбом.
Юный и привлекательный бог с головой, озаренной светом, понравился народам Гиндукуша. Понравился так сильно, что они начали изображать Будду с ореолом Митры. Одно из самых ранних таких изображений содержит Бимаранская шкатулка, датированная концом I века нашей эры.
Между тем Митра завоевывал популярность и в Римской империи, наступавшей с запада, а митраизм стал одной из самых распространенных мистических религий римлян.
Позже Митра повлиял на изображение другого римского божества – Непокоренного солнца Sol Invictus.
Оба бога совмещали изящную мужскую фигуру с божественной силой, солнечным светом и властью. Им поклонялись мощные члены общества, в том числе и сами императоры.
Император Константин (правил в 306-337 годах н.э.) признал символическую силу нимба и вызывающе присвоил его. Нимб появился на художественных изображениях Константина и его преемников.
А с распространением христианства в Римской империи с нимбом начали изображать и Иисуса. Золотой ореол стал высшим символом санкционированного Богом авторитета.
В христианскую иконографию нимб приходит в 300-е годы нашей эры, более чем через два века после появления в буддизме.
И это становится признаком превращения христианства из религии маргиналов в официальную структуру власти на западе.
Виды нимба
С тех пор нимб закрепился в христианском искусстве, хотя и претерпел определенные изменения на протяжении веков. Так, Бога Отца иногда можно увидеть с треугольным нимбом, Иисуса – с нимбом в форме креста, а живых святых – с квадратным нимбом.
Иисуса иногда изображают с крестообразным нимбом, как на этой раннехристианской фреске в катакомбах св. Понциана в Риме.
Буддизм, джайнизм и индуизм мирно сосуществовали в Индии в первом тысячелетии нашей эры. Все три религии имели много общих идей и художественных образов и в частности нимб.
Древнейшие скульптурные изображения нимба в индийском религиозном искусстве происходят из двух крупных центров художественного производства – Гандхары (на границе Пакистана и Афганистана) и Матхуры (южнее Дели).
Большой путь идей
В позднюю античность и средневековье Гандхара оказывается в центре пересечения больших торговых путей, тянувшихся в Китай на востоке и Средиземноморье на западе.
У ключевых мест на торговых магистралях появляются буддистские монастыри, которые выполняли роль религиозных караван-сараев.
Там купцам предлагали место для отдыха, молитвы и оздоровление. Эти монастыри стали плацдармами, с которых буддизм распространился по суше в Китай.
В 500-х годах нашей эры нимб появляется в искусстве Кореи и Японии, что свидетельствует о приходе буддизма и в эти регионы.
Так же распространялся буддизм и в другие страны Азии.
Эти торговые артерии, связывающие восток с западом в конце античности и в Средние века, называют “Шелковым путем”, потому что по нему часто перевозили предметы роскоши. Но наряду с экзотическими товарами по этому маршруту также “перевозили” религии, знания и иконопись.
Поэтому нимб кроме своего религиозного значения становится также символом динамичного обмена идеями в далеком прошлом.
Он начал свою жизнь как знак солнечного божества в зороастризме, но распространился мощными империями Евразии и торговыми путями, которые соединили окраины известного тогда мира.
А в XXI веке он остается важным напоминанием об общем культурном наследии человечества.Автор: Мэтью Уилсон
Христианство, буддизм, индуизм, зороастризм и греческую мифологию считают крайне непохожими религиями. Однако простого взгляда достаточно, чтобы заметить символ, который объединяет их всех – нимб.
Ореол вокруг головы святого символизирует славу и божественную сущность, а заметить его можно в искусстве многих народов мира.
Нимб может иметь разный вид: круг с лучами (как у Статуи Свободы) или сияние с языками пламени (как у монголов и персов). Однако самый распространенный его образ – это золотистый диск.
Происхождение нимба
Но откуда происходит этот символ? Одно из предположений гласит, что нимб символизирует царскую корону. Он также может быть аурой, которую излучает ум божества.
А может это просто украшение? Есть и довольно забавная мысль, что нимб происходит от пластин, которые вешали на статуи богов, чтобы защитить их головы от птичьего помета.
Ореол над головой древнеегипетского бога Ра символизировал солнце.
Ра
Поиски нимба в религиозном искусстве приводят нас лишь к IV веку до н.э. Похоже, раньше его не было ни в одной религии. Однако всего за несколько веков он становится неотъемлемой частью иконографии во всей Евразии.
Очевидно, символ происходит из очень ранних художественных традиций. Древние египтяне изображали своего бога Ра с кругом, который символизировал солнце, однако расположено оно было не над головой божества, а за ней.
На некоторых артефактах из города Мохенджо-Даро в долине Инда, который возник около 2600 года до нашей эры, есть характерные изображения ореола с лучами.
Однако они окружают фигуры божеств целиком, а не только их головы. Так же и в искусстве Древней Греции случаются венки из света. Они окружают головы мифических героев, демонстрируя их уникальную божественную силу.
Однако собственно нимб – это изобретение более позднего периода и, видимо, результат оригинальных религиозных идей.
Первые образцы нимбов датируют 300-ми годами до нашей эры, их можно увидеть в искусстве древнего Ирана. Сияние вокруг головы является чертой Митры, божества света в зороастрийской религии.
Митра
Исследователи считают, что идея божественной славы, “Хварэны”, в зороастризме тесно связана с солнечным светом, поэтому нимб символизировал связь Митры с солнцем, так же как у Ра.
Скорость, с которой нимб позаимствовали различные культуры, свидетельствует о его значимости в искусстве иконографии. Уже в 100-х годах нашей эры, всего через несколько веков после его создания, нимб можно было увидеть и в тунисском городе Эль-Джем, и в турецком Самосате, и в пакистанском Шахри-Бахлоле.
Во всем мире Будду изображают с нимбом над головой, как вот на этой фреске из храма в Камбодже.
Будда
А уже в 400-х годах нашей эры нимб обустраивается в христианском искусстве Рима и буддистских храмах Китая. За несколько столетий он становится универсальным религиозным символом всей Евразии.
Распространение нимба
Но почему такие разные религии и культуры так быстро заимствуют нимб друг у друга? Путешествие религиозного символа начинается с места его рождения в Иране как на запад, так и на восток в мощных империях прошлого.
В первом веке нашей эры индо-скифы (кочевники из Ирана) и кушаны из Бактрии ворвались в регионы на юго-востоке – современный Пакистан, Афганистан и северную Индию.
Обе империи, пропитанные древней иранской культурой, принесли с собой монеты с изображением Митры с нимбом.
Митра или Sol Invictus
Юный и привлекательный бог с головой, озаренной светом, понравился народам Гиндукуша. Понравился так сильно, что они начали изображать Будду с ореолом Митры. Одно из самых ранних таких изображений содержит Бимаранская шкатулка, датированная концом I века нашей эры.
Между тем Митра завоевывал популярность и в Римской империи, наступавшей с запада, а митраизм стал одной из самых распространенных мистических религий римлян.
Позже Митра повлиял на изображение другого римского божества – Непокоренного солнца Sol Invictus.
Sol Invictus
Оба бога совмещали изящную мужскую фигуру с божественной силой, солнечным светом и властью. Им поклонялись мощные члены общества, в том числе и сами императоры.
Император Константин (правил в 306-337 годах н.э.) признал символическую силу нимба и вызывающе присвоил его. Нимб появился на художественных изображениях Константина и его преемников.
Константин Великий
А с распространением христианства в Римской империи с нимбом начали изображать и Иисуса. Золотой ореол стал высшим символом санкционированного Богом авторитета.
Иисус Христос
В христианскую иконографию нимб приходит в 300-е годы нашей эры, более чем через два века после появления в буддизме.
И это становится признаком превращения христианства из религии маргиналов в официальную структуру власти на западе.
Виды нимба
С тех пор нимб закрепился в христианском искусстве, хотя и претерпел определенные изменения на протяжении веков. Так, Бога Отца иногда можно увидеть с треугольным нимбом, Иисуса – с нимбом в форме креста, а живых святых – с квадратным нимбом.
Savaof
Иисуса иногда изображают с крестообразным нимбом, как на этой раннехристианской фреске в катакомбах св. Понциана в Риме.
Иисус Христос
Буддизм, джайнизм и индуизм мирно сосуществовали в Индии в первом тысячелетии нашей эры. Все три религии имели много общих идей и художественных образов и в частности нимб.
Древнейшие скульптурные изображения нимба в индийском религиозном искусстве происходят из двух крупных центров художественного производства – Гандхары (на границе Пакистана и Афганистана) и Матхуры (южнее Дели).
Большой путь идей
В позднюю античность и средневековье Гандхара оказывается в центре пересечения больших торговых путей, тянувшихся в Китай на востоке и Средиземноморье на западе.
У ключевых мест на торговых магистралях появляются буддистские монастыри, которые выполняли роль религиозных караван-сараев.
Там купцам предлагали место для отдыха, молитвы и оздоровление. Эти монастыри стали плацдармами, с которых буддизм распространился по суше в Китай.
В 500-х годах нашей эры нимб появляется в искусстве Кореи и Японии, что свидетельствует о приходе буддизма и в эти регионы.
Так же распространялся буддизм и в другие страны Азии.
Эти торговые артерии, связывающие восток с западом в конце античности и в Средние века, называют “Шелковым путем”, потому что по нему часто перевозили предметы роскоши. Но наряду с экзотическими товарами по этому маршруту также “перевозили” религии, знания и иконопись.
Поэтому нимб кроме своего религиозного значения становится также символом динамичного обмена идеями в далеком прошлом.
Он начал свою жизнь как знак солнечного божества в зороастризме, но распространился мощными империями Евразии и торговыми путями, которые соединили окраины известного тогда мира.
А в XXI веке он остается важным напоминанием об общем культурном наследии человечества.Автор: Мэтью Уилсон
Опубликовано 24 октября 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 921
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: