Царица Савская: тайная страсть Соломона
Царица Савская: тайная страсть Соломона
Императорская династия Эфиопии ведет род от царственной красавицы?
О красоте и могуществе властительницы Сабеи слагали легенды, смешивая времена и эпохи в причудливых узорах фантазии, но эта необыкновенная женщина, оставившая след в священных писаниях трех мировых религий, не спешит раскрывать своих тайн: хотя до сих пор не найдено ни одного исторического документа, упоминающего о царице Савской, потомки императорской династии Эфиопии возводят свою родословную к романтической встрече царя Соломона и знойной аравийской красавицы...

Потерянное царство

Если наложить свидетельства эфиопских хроник Кебра Нагаст на современную карту Африки, Сабейское царство окажется на пересечении территорий четырех стран – Йемена, Эфиопии, ЮАР и Сомали. Но можно ли доверять произвольной эфиопской трактовке «Книги царей», где, помимо прочего, указано, что дворец легендарной правительницы, затмивший роскошью палаты Соломона, располагался в городе Марибе на юге Йемена? Несмотря на то, что раскопки ведутся, начиная с середины ХIХ века, никаких доказательств присутствия женщины-монарха в истории Савеи до сих пор не найдено. Историков больше смущает хронологическая неувязка: как известно, царь Соломон правил в 960–920 гг. до н.э., в то время как первые признаки государственности в Сабее появились на 150 лет позже. Тем не менее, многие ученые продолжают верить в то, что когда-то в знойной Аравии жила мудрая и прекрасная властительница, правившая «сердцем женщины, но руками мужчины».
«Нет причин сомневаться в реальности царицы Савской, – писал американский исследователь Венделл Филипс, побывавший в Марибе в 1952 г. – Когда-нибудь археологические изыскания поведают нам о ней больше, точно так же, как были найдены доказательства реальности других библейских историй того же периода». Здесь бы многое прояснили исследования храмового комплекса Альмакха, который принято отождествлять с дворцом царицы Савской, упоминаемом в Коране. Пока наука вынуждена довольствоваться крохами со стола местных шейхов, экспроприировавших благородные руины храмового комплекса под каменоломню для внутреннего пользования. Единственное, чем на данный момент располагает наука, – фотоснимки барельефов храмового комплекса, сделанные скрытой камерой под пристальным надзором суровых бедуинов, на которых можно разобрать надписи, сделанные на парфянском, древнегреческом и шумерском языках. Скульптуры богов и героев, украшающие фасад храма, также указывают на шумерские корни сабейской культуры. Впрочем, бедуинские князьки не вечны, и, быть может, со временем будут найдены артефакты, способные пролить свет на судьбу одной из самых загадочных женщин в истории древнего мира.

Эльдорадо на юге Африки

Мифология дает крайне противоречивые сведения о повелительнице Сабеи: так, Коран нарекает ее именем Билкис, в Эритрее ее называют Этье Азеб, а Кебра Нагаст утверждает, что царица Савская была дочерью королевы Офира Исмении и ее первого министра, а звали ее Македа. В юности девушка приняла посвящение жрицы Великой Богини и долго странствовала по пустыням в поисках мудрости, в совершенстве овладев тайными науками, однако на службе у нее состояли не ифриты и джинны, а лучшие умы человечества, сраженные обаянием царицы. Они воздвигли в Сабее гигантскую плотину длиной около 600 метров, удерживавшую воду в искусственном озере, где в сезон дождей собирались ливневые потоки. Через сложную сеть каналов и стоков влага питала поля крестьян, фруктовые плантации и роскошные сады при храмах и дворцах, даря достаток и процветание каждому дому: «Прах этой земли ценнее золота; серебро же, что мусор, на улице валяется. Деревья, там растущие, посажены ещё в первые дни творения, и орошение получают от вод эдемских», – рассказывает Соломону удод, слетавший на разведку в Савейское царство.
Что же понадобилось правительнице райской страны в далеком Иерусалиме? По Библии, царица Савская, узнав о мудрости и славе Соломона, «пришла испытать его загадками».
Но вряд ли стоило проделать долгий и опасный путь для простой забавы: учитывая, что расстояние между Марибом и Иерусалимом превышает 700 километров, царский караван, нагруженный щедрыми дарами, должен был почти полгода трястись в песках, рискуя стать добычей разбойников.
Версия Корана выглядит более правдоподобно: на самом деле правительница приехала договариваться о допуске савейских купцов на караванные пути, отвоеванные Израилем у филистимлян, а затем, проникнувшись мудростью Аллаха, помноженной на угрозы Соломона начать войну против Савеи в случае отказа от вассальной присяги, согласилась принять ислам.

Дуэль умов

Талмуд предлагает трактовать загадки, которые царица Савская загадывает Соломону, как своеобразный поединок культур, в результате которого посрамленная наследница языческой традиции признала превосходство патриархальной монотеистической религии. «Семь входят, а девять заходят, двое готовят напиток, а один пьет – что это такое?» – спросила правительница Савеи, приветствуя иерусалимского владыку. Соломон не замедлил дать ответ: «Семь – дни женского уединения, девять – месяцы беременности, в двух грудях смешивается молоко, а один, новорожденный, пьет его».
Но царица привела во дворец толпу детей, одетых в одинаковые платья, попросив Соломона разделить мальчиков и девочек. Мудрец не растерялся и на этот раз, протянув ребятам горсть орехов: увидев любимое лакомство, мальчишки тут же задрали подолы и принялись набивать их орехами, а девочки стыдливо прятали угощение в рукава и головные уборы.
Теперь настала очередь Соломона. Воспылав страстью к знойной аравийской красавице, царь решил испытать ее – уж не явился ли ему демон-искуситель в женском обличье? Пригласив царицу в парадную залу, патриарх приказал придворным мастерам выстроить у подножья своего трона роскошный бассейн, положив сверху плиту из чистейшего хрусталя. При виде воды гостья инстинктивно приподняла платье, и взгляду Соломона открылся один из ее величайших секретов: ноги прекраснейшей женщины мира покрывала неприглядная густая растительность. В представлении семитских народов это однозначно указывало на родство с нечистой силой, в то время как культурологи проводят параллель между царицей Савской и зооморфными божествами первородного хаоса, которым она поклонялась.

Новый Израиль

По мнению юнгианского аналитика Ривки Клюгер, Богиня-мать, сохраняющая родство с дикой природой, олицетворяет диктат бессознательного, а царь Соломон, разоблачающий ее, символизирует зарождение сознания, противопоставляющего себя диктату природы. Теперь ему необходимо восстановить внутреннюю целостность, интегрировав «темные» аспекты своей анимы (души) в облике царицы Савской, но при этом избежать поглощения ею. Первый шаг царица делает сама: обратившись к Богу, она отрекается от демонического начала и от всевластия природы, а Соломон помогает ей удалить нежелательные волосы чудодейственным бальзамом. Однако первобытная стихия все еще противится слиянию: получив приглашение провести вечер в царских покоях, царица берет с Соломона клятву, что он не применит к ней насилия. Но у хитроумного царя уже созрел свой план: сперва он требует от нее поклясться, что и она не возьмет ничего силой, а затем щедро потчует ее кушаньями, приправленными острыми специями. Вот тут-то и попалась царица: ведь сила требуется даже на то, чтобы схватить кувшин и утолить жажду. Ночь завершилась в бурных объятиях, а наутро покоренная правительница Сабеи отправилась назад.
Три мировые религии, заключив негласный сговор, опускают завесу тайны над ее дальнейшей судьбой, но на страницах Кебра Нагаст легенда получает неожиданное продолжение: царица Савская рожает мальчика по имени Менелек, который выкрал из Иерусалима Ковчег Завета и стал основателем эфиопской династии Соломонидов. В 1973 г. группа гамбургских ученых обнаружила в одном из храмов Аксума тайник, где хранился деревянный ларец, инкрустированный золотом, однако открыть его так и не удалось. Если это и есть священная реликвия иудейских царей, значит, божья благодать должна пребывать не в Иерусалиме, а в Эфиопии, вот только Господь Яхве почему-то не спешит облагодетельствовать новый избранный народ: страна никак не очнется от угара дворцовых переворотов и революций, а последний помазанник божий Хайле Селассие І был казнен еще в 1975 г. Какую же страну теперь избрать богу – безгрешных, похоже, и не осталось…Автор: Анабель Ли
Опубликовано 01 сентября 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 1322

Ещё по теме...
Добавить комментарий