Жрец Манефон - хронология и история Древнего Египта
Жрец Манефон - хронология и история Древнего Египта
Значимость древнеегипетского историка Манефона велика. Его легендарный труд «История Египта» является монументальным, а заложенная там хронология прошлого этого государства используется и поныне. Кроме того, Манефон служил жрецом верховного божества Ра в древнейшем городе Египта Гелиополе. Но вес этой личности может кардинально измениться, если мы рассмотрим более «тёмные» аспекты творчества Манефона.
Великий историк и жрец Манефон, сделавший многое для сближения культур Древних Греции и Египта, возможно, является автором ряда нелицеприятных высказываний относительно евреев и их роли в тогдашнем мире. Впрочем, ряд исследований позволяет предположить, что авторство Манефона весьма спорно...

А был ли мальчик?

Если же предположить, что автор-составитель «Истории Египта» и авторитетный жрец древнеегипетского божества Ра Манефон — антисемит, то первым делом нужно посмотреть, из чего же это вытекает.
И вот тут мы наталкиваемся на первую сложность. Дело в том, что рассматриваемый период времени относится к временам «до нашей эры» — а значит, до наших дней не дошли не только сами труды Манефона, но даже его годы жизни остаются для нас загадкой. Востоковед и основатель советской школы историков Древнего Востока Василий Струве утверждал, что он жил на рубеже 323-246 годов до Рождества Христова. Отдельные документы, свидетельствующие о той эпохе, указывают на то, что Манефон мог работать также в период с 246-го по 222 год до нашей эры.
Таким образом, мы имеем дело не столько с работами непосредственно Манефона, сколько с тем перечнем работ, авторство которых приписывается именно ему. Приписывается кем? Цитированием «Истории Египта» в своё время занимались множество учёных Античности — Иосиф Флавий, Евсевий Кесарийский, Аммиан Марцеллин и другие. Соответственно, непонятно, из чьих же уст мы услышали утверждение того, что Манефон негативно отзывался о евреях.
И если пересказ «Истории Египта» современными исследователями не подвергается никакому сомнению, то почему антисемитские речи, приписываемые Манефону, являются объектом множества споров? Ответ на этот вопрос можно получить, если понять, что именно «утверждал» жрец-историк.

«Страна, называемая Иудея»

Важно понимать, что само слово «евреи» ни у Манефона, ни у его пересказчиков не упоминается. Используется лишь обозначение народов гиксосов, которые выставлялись в весьма неприглядном свете — «самое презренное племя Египта», которое только тем и занималось, что уничтожало египетские святилища да унижало местное население. В конце концов, фараоны не выдержали и отправили гиксосов в ссылку в Сирию. Пройдя через пустыни и оказавшись в мощной и грозной Ассирии, они решили обезопасить себя и в «стране, которая называется теперь Иудея», основали город Иерусалим. Таким образом, мы имеем дело либо с предками евреев, либо с египетским синонимом, обозначающим этот народ.
Но это все лишь первая группа фрагментов сочинений Манефона, собранная древнееврейским историком Иосифом Флавием. Учитывая его происхождение, кажется естественным, что в эту группу в целом не попало ничего такого, что могло бы оскорбить евреев. За исключением, пожалуй, описания их поведения в Египте. Но куда большую популярность сыскала вторая группа «цитат» Манефона, которую, по мнению Флавия, жрец якобы выделил самостоятельно, чтобы побольнее задеть еврейский народ. Если представить, что это действительно так, то своей цели историк добился.
Итак, во второй группе речь идёт о стремлении египетского царя Аменофиса уподобить себя богам. Для этого, по мнению его советников, страну следовало очистить от «прокажённых и нечистых». 8 тысяч человек, соответствующих таким характеристикам, отправили в ссылку на нильские каменоломни, отдав им город Аварис — старую столицу гиксосов, ранее изгнанных в Сирию (то есть, получается, что в данной версии гиксосы и евреи являются разными народами). Предводителем опальных заключённых стал некий жрец Осарсиф (по другим сведениям — Моше), который тут же стал работать над самоидентификацией обитателей Авариса. С его подачи те перестали почитать египетских божеств, стали употреблять в пищу запретное для египтян мясо священных животных, а также весьма агрессивно воспринимать «не своих». В конце этого повествования его автором Манефоном, либо ещё кем-то, делается выпад, в котором Осарсиф-Моше называется не кем иным как… Моисеем!

Истоки конфликта

Чтобы немного отвлечься от споров об авторстве Манефона, можно вспомнить о весьма большой истории конфликта между египтянами и евреями. Различные стычки на религиозной почве прослеживаются в древних источниках ещё с V века до нашей эры. Так, у Гекатея Милетского можно встретить повествование об изгнании евреев из Египта из-за обрушившихся на государство несчастий, причину которых увидели именно в этом народе. Возможно, речь идёт о проказе, из-за которых фараоны и выпустили постановление о ссылке всех больных в сирийские пустыни.
А чтобы лучше понять контекст времени, в котором ориентировочно жил и творил Манефон, следует сказать, что к тому времени евреи стали занимать весьма выгодное для себя положение в торгово-товарной сфере многих империй того периода. Позднее Страбон в своей 17-томной «Географии» напишет: «Они проникли во все страны мира, и трудно указать такое место в мире, куда бы это племя не пробралось и не стало бы господствующим». И в этом не будет ничего осуждающего — автор, пожалуй, даже восхищается столь заметными достижениями народа, умеющего жить в диаспорах и вовремя проявлять талант и навыки там, где это нужно. Возможно, именно в этом качестве еврейского народа видел угрозу Манефон — и те, кто стоял за ним. Ведь сложно представить, чтобы верховный жрец бога Ра и член Александрийского Мусеона (Академии) был самостоятелен в своём творчестве, касающемся оценок других народов. Египетское руководство явно не зря относилось к «прокажённым и сумасшедшим» весьма агрессивно. Они боялись, что, осознав свою силу, евреи от доминирования в экономической сфере постепенно перейдут и к политическому влиянию.
Подводя итог всему, хочется сказать, что мы, к сожалению, вряд ли узнаем, заложил ли великий египетский историк Манефон основы современного антисемитизма или нет. Вся информация о его творчестве дошла до нас лишь в виде цитат других учёных как того времени, как и более позднего. А значит, что у любого гипотетически мог быть интерес как-то приукрасить или же «изменить показания».
Однако в одном и Манефон, и цитирующие его мудрецы-философы ошиблись однозначно — когда говорили о евреях как о едином народе. На самом деле, в тот период было сложно найти более расколотое противоречиями общество, чем еврейское. Любой круг вопросов, начиная от взаимоотношений иудеев и представителей внешней диаспоры и заканчивая дискуссиями о допустимости или недопустимости возведения второго храма в Александрии как альтернативы Иерусалимскому храму, тут же рождал несколько враждующих между собой группировок. И эти споры свидетельствуют только о том, что опасность «еврейского единства» Манефоном была несколько преувеличена.
Современные историки не исключают также существование «Псевдо-Манефона» — древних книг других авторов, подписанных именем Манефона. А также политически мотивированных модификаций исходного текста при переписывании. Даже Иосиф Флавий знал о существовании таких фальшивок, но не имел возможности отличить их от подлинника.
Но в любом случае, высказывания Манефона или того, кто прикрылся его именем, оказали большое негативное влияние на образ еврейского народа в древних египетских, греческих и других источниках.Автор: С.Островский
Источник: "Загадки истории" №29, 2021 г.
Опубликовано 27 июля 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 991

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия