Раскрыта тайна происхождения Капитолийской волчицы
Раскрыта тайна происхождения Капитолийской волчицы
Самый известный миф Вечного города гласит, что его основатели – близнецы Ромул и Рем, сыновья бога Марса, сразу после рождения были брошены в Тибр злобным родственником Амулием. Течение реки вынесло малышей на берег, где их нашла и выкормила своим молоком волчица.
В память о спасении будущих основателей Рима некий этрусский мастер отлил из бронзы волчицу, и эта статуя стала символом столицы великой империи. Старинный артефакт получил название «Капитолийская волчица», так как вот уже шесть веков он является экспонатом музея Рима. Но, как оказывается, знаменитая статуя таит немало секретов, часть которых была раскрыта совсем недавно...

Официальная версия

Еще совсем недавно считалось, что Капитолийская волчица была изготовлена в V веке до нашей эры неизвестным мастером Этрурии. Вот только предполагалось, что изначально этот неведомый скульптор отлил лишь самого зверя, которого сабины и этруски (жители античной Италии) чтили как свое тотемное животное. Ну а божественные младенцы добавлены были к изваянию гораздо позднее. Правда, живший две тысячи лет назад историк Тит Ливии в своей «Истории Рима» указывает на то, что в 296 году до нашей эры магистраты Гней и Квинт Огульнии на деньги, полученные со штрафов, заказали статую, изображающую «младенцев – основателей города у сосцов волчицы». Установлена она была у Руминальской смоковницы – священного дерева, которое, согласно преданию, росло у того самого места, где волчица нашла сыновей бога Марса. Позднее Цицерон в одной из работ писал, что однажды в грозу статуя «младенцев, питающихся молоком волчицы» была поражена молнией, а через несколько десятилетий об этом же происшествии упоминает и Плиний Старший в «Естественной истории». Далее в исторических источниках изваяние «Матери Рима» (так в древности легендарную скульптуру называли жители Вечного города) упоминается только лишь в X веке. Монах-летописец Бенедикт с горы Соракта в одной из хроник рассказывает, что статуя кормящей волчицы стояла в Латеранском дворце – резиденции римских пап. Причем установлена она была на том месте, где проходили судилища, и «мать всех римлян» как бы присматривала за поведением своих «детей». Но тогда младенцы почему-то отсутствовали, и дополнил ими изваяние итальянский скульптор Антонио дель Поллайоло в конце XV века. В то же самое время понтифик Рима Сикст IV передал «Мать Рима» в Палаццо-деи-Консерватори (сегодня – один из Капитолийских музеев), где она изначально красовалась на портике здания. После реконструкции дворца, в 1540-1580-х годах, легендарный артефакт был перенесен в специальный Зал волчицы, где находится и по сей день.
Большим поклонником «Матери Рима» являлся итальянский диктатор Бенито Муссолини. По его приказу были изготовлены несколько копий легендарной скульптуры, которые Дуче отправлял в разные города мира, и сегодня его подарки украшают Нью-Йорк, Токио и Бразилиа. Некоторые исследователи считают, что таким образом лидер итальянских фашистов использовал древний артефакт как некий символ скорого возрождения великой Римской империи.
А вот в 1960 году знаменитая статуя стала эмблемой XVII летних Олимпийских игр, проводившихся в столице Италии.

Жертва науки

Вот что нам сегодня о судьбе Капитолийской волчицы рассказывают исторические источники. Но они вызывают ряд вопросов. Ведь, согласно обычаям Древнего Рима, изваяние, пораженное молнией, подлежало немедленному захоронению, а символ Вечного города почему-то избежал этой участи. Кроме того, известно, что с приходом христианства многие предметы античной культуры, в частности статуи богов и всевозможные святыни язычества, безжалостно уничтожались сторонниками новой веры. И как в те годы удалось уцелеть культовой скульптуре, остается загадкой. И, конечно же, интересно, куда исчезли младенцы – важнейшая часть исторической композиции. Частично ответы на эти вопросы были получены совсем недавно.
В 1997 году было решено провести масштабную реставрацию Капитолийской волчицы. Руководила работами, которые продолжались целых три года, искусствовед и специалист по обработке металлов Анна Мария Карруба. А в 2006 году увидела свет ее книга «Капитолийская волчица. Средневековая бронзовая статуя», где ученая дама доказывала, что легендарная скульптура была изготовлена не ранее VIII века нашей эры. В поддержку своей версии госпожа Карруба приводила следующие аргументы. Дело в том, что во времена Античности людям было еще неизвестно единое литье по восковой модели, а именно по такой методике изготовлен символ римской столицы. В те годы, когда предположительно появилась на свет «Мать Рима», массивные статуи создавались по частям, которые затем прикреплялись друг к другу, как детали пазла.


Исследования Анны Карруба произвели настоящий фурор как в СМИ, так и в научной среде. В результате в 2007 году был сделан радиоуглеродный анализ статуи. Он с точностью 95 процентов показал, что Капитолийская волчица появилась на свет между… XI и XII столетиями.
Это отчасти объясняет, как сохранилась до наших дней легендарная статуя и почему она не сгинула в вихре времен вместе с античным Римом. Хотя не исключен тот факт, что аналогичная статуя все же существовала в древности. Существует предположение, что согласно римской традиции она после удара молнии, как и положено, удостоилась погребения под Капитолийским холмом. А спустя века останки изваяния были случайно обнаружены и доставлены в мастерскую некоего скульптора, который по образу и подобию предшественницы изготовил новую статую «Матери Рима» (но только без божественных младенцев) для папской резиденции. Однако так это или нет, выяснить уже вряд ли удастся.

Славянский след

Сегодня некоторые исследователи считают, что знаменитая «Мать Рима» была изготовлена в землях, подвластных Киевской Руси, или же мастер, отливавший скульптуру, был из этих мест. И доказательством этой невероятной версии наглядно служит сама волчица!
Ведь если внимательно рассмотреть скульптуру, то можно заметить, что изображает она невысокую худощавую самку, морда и бока которой практически лишены шерсти, с длинными ногами и острыми, загнутыми вперед ушами. И здесь возникает вопрос: а какой зверь служил натурщиком неведомому скульптору? Дело в том, что итальянские волки на эту роль мало подходят. Так уж вышло, что серые хищники из лесов Апеннинского полуострова – это массивные звери, покрытые густой шерстью, со стоящими торчком ушами и длинным мохнатым хвостом. И если бы один из этих красавцев позировал мастеру, создавшему Капитолийскую волчицу, мы бы сегодня любовались совсем другим символом Рима.
Конечно, такое несоответствие с реальными представителями дикой природы можно было бы списать на художественный вымысел автора. Мол, он старался создать образ изможденной самки, отдающей все силы для того, чтобы выкормить и защитить своих детенышей, но… Оказывается, на земном шаре все же существуют хищники, являющиеся точной копией «Матери Рима». Правда, обитают они на берегах Каспийского и Черного морей. Итак, прикаспийский или степной волк намного ниже своего итальянского родственника, он поджарый и длинноногий, а бока и морду этого зверя покрывает редкая и короткая шерсть.
Вот так и родилось предположение, что знаменитая римская бронзовая статуя была, возможно, отлита в Тмутаракани, столице Тмутараканского княжества. А уже оттуда, в качестве военной добычи, вполне могла попасть в Киев, который славился своим огромным транзитным рынком, куда приплывали купцы со всего мира. Не исключено, что среди приобретаемых ими товаров были предметы искусства, среди которых и оказалась статуя поджарого волка с длинными ногами. Ну а впоследствии будущий символ Рима, вполне возможно, был выгодно продан на Апеннинском полуострове. Такой вариант появления на свет знаменитой волчицы отчасти раскрывает и тайну «пропавших» младенцев, которыми дополнить свою работу неизвестный скульптор просто не мог. И все же доказать или окончательно опровергнуть эту версию сегодня невозможно, ведь Капитолийская волчица свято хранит свои секреты.
Опубликовано 07 июня 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 1332

Ещё по теме...
Добавить комментарий