Почему Галилео Галилей отрёкся от своих идей?
Почему Галилео Галилей отрёкся от своих идей?
Известно, что великий учёный Галилео Галилей (1564-1642) был предан суду инквизиции. В итоге его вынудили отречься от своих взглядов. Однако если изучить вопрос глубже, выяснится, что Галилей стал жертвой не религиозных, а политических интриг...
Вначале XVII века Европа была поделена на два враждебных лагеря — испано-немецкий во главе с Габсбургами и французский во главе с Бурбонами.

«Холодная война» XVII века

Не обошло это политическое размежевание и католическую церковь. В самом Ватикане боролись две эти линии: французская и испанская. Так, более светский орден иезуитов ориентировался на утончённую Францию. А вот невежественные фанатичные доминиканцы — на Испанию.
Папа римский Урбан VIII, высший иерарх церкви с 1623-го по 1644 год был союзником кардинала Ришельё. Это бесило кардиналов из Испании, обретавшихся в Ватикане! Вожаком испанской оппозиции был кардинал Гаспар Борджиа, который начал усиленно «копать» под папу. Борджиа и его клевреты распространяли слухи о тайном еретизме верховного понтифика. Благо что и фактура для таких обвинений была подходящая. Урбан VIII из политических соображений поддерживал протестантских князей Германии, «еретического» шведского короля Густава-Адольфа, Англию, а заодно и мусульманскую Турцию. Ну чем не папа-еретик?

Хитрый план Борджиа

И Гаспар Борджиа решил разыграть и хитрую комбинацию с Галилеем. Ни для кого не было секретом, что Галилей уже несколько лет хлопочет об издании своего труда, посвящённого сравнению двух систем — птолемеевской (геоцентрической) и коперниковской (гелиоцентрической). Естественно, Галилей в своей книге склонялся целиком на сторону Коперника.
Ещё в марте 1630 года Галилей отправил рукопись своей книги в канцелярию папы. Чтобы задобрить цензуру, он даже согласился дать своему труду (изначально он назывался «Диалог о двух системах мира») более нейтральное название — «Диалог о приливах и отливах».
Но «дерзкую» книгу — да ещё в Риме, резиденции самого папы — печатать было невозможно. Целый год рукопись пролежала без движения. И только в 1631 году о ней внезапно вспомнили.
Секретарь папы (по фамилии Чиамполи) внезапно стал очень любезен с Галилеем. Он объяснил великому учёному, что напечатать книгу в Риме, к сожалению, нельзя. Но почему бы Галилею не напечатать её во Флоренции — где он постоянно и проживает? А чтобы у автора не было проблем с флорентийскими инквизиторами — он, Чиамполи, даже выдаст ему так называемый Imprimatur. Этим латинским словом называлось разрешение папы римского, которое должна была получить любая книга, чтобы быть напечатанной на территории Папского государства.
Imprimatur был гарантией «чистоты» книги со всех возможных сторон (ереси, нравственности и т.д.). Это был своего рода «знак качества»: раз уж есть одобрение самого папы, значит, книгу можно даже больше и не проверять. Она безупречна.
Галилей, конечно же, согласился. Для него было важно напечатать труд всей его жизни. Секретарь Чиамполи дал ему ещё один любезный совет: раз уж у вас имеется разрешение от папы, то можете даже и название оставить старое («Диалог о двух системах мира»).
Наивный учёный не заметил подвоха. А он очевиден. Ведь Imprimatur нужен только для Рима и других местностей, подвластных папе. Зачем же он нужен во Флоренции, которая папе не подвластна? Конечно же, всё это было частью хитрого плана. Секретарь Чиамполи уже давно не работал на хозяина (папу римского), а был перевербован испанской партией.
И когда во Флоренции напечатали галилеевский «Диалог о двух системах мира» с разрешающей визой папы Урбана VIII — кардинал Гаспар Борджиа, радостно потирая руки, стал раздувать в Ватикане скандал. Мол, мы говорили, что папа еретик, а вы не верили! А вот подтверждение. Это же явно еретическая книга! Одно название чего стоит. Что это за «две системы мира»? Ещё «святыми отцами» и «всей матерью католической церковью» установлено, что система мира одна — и другой быть не может. И вот такая-то книга вышла с одобрения нашего святейшего папы!
Урбан VIII был в ярости. Он понимал, что его — говоря сегодняшним языком — жестоко «подставили». И вот тогда, чтобы отбиться от нападок врагов, он вынужден был привлечь Галилея к суду инквизиции.
Ему не нужно было реальное наказание для Галилея (к которому Урбан VIII, стоит заметить, относился очень хорошо). Папе нужно было лишь очиститься от обвинения в поддержке еретиков. Этим и объясняются те поразительно лёгкие условия, в которых пребывал обвиняемый Галилей (домашний арест) и то символическое наказание, которого он удостоился в итоге (покаяние).Автор: М.Курамшин
Источник: "Загадки истории" №19, 2021 г.
Опубликовано 09 мая 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 861

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия