Загадки и проклятия горы Нимруд-Даг
Как часто люди называют восьмым чудом света нечто необычное, заслуживающее внимание, но по каким-то причинам не вошедшее в знаменитую семёрку чудес. «Восьмое чудо света» - говорим мы. И если есть отдельная категория «восьмых чудес света», то, несомненно, турецкая гора Нимруд-Даг является одним из самых загадочных «восьмых чудес света»...
Городок Самосат (Самсат) был столицей не очень большого, но богатого государства Коммагены, которое, как Петра или Пальмира, выросло и разбогатело из-за того, что находилось на торговом пути из Римской империи в Азию. Коммагена стала местом, где после долгого пути отдыхали караваны из Персии, Сирии и Греции. Здесь поселились купцы и перекупщики. Коммагена росла и богатела, и уже её купцы и торговцы снаряжали свои караваны во все города и страны мира.
Когда рухнула персидская держава, а за ней распалась и недолговечная империя, созданная Александром Македонским, тогда Восток и Азия превратились в клубок маленьких и больших царств, государств, держав и империй. Независимым государством стала и Коммагена, в которой к власти пришла династия смешанного греко-персидского происхождения.
Маленькое государство было желанной добычей для своих более сильных соседей, но всё-таки ему удавалось долгое время сохранять самостоятельность благодаря своим хитрым и мудрым властителям. А в 64 году до нашей эры Антиох (царь Коммагены) даже сумел заключить выгодный договор с Помпеем, по которому римляне обещали сохранить неприкосновенность торгового царства.
И прошло больше века, прежде чем в 72 году нашей эры Рим всё-таки присоединил Коммагену и включил её в свои границы в качестве одной из провинций. Но и после этого Коммагена ещё некоторое время продолжала процветать и торговцы её отправляли караваны в ближайшие страны. Потом, с падением Рима и исчезновением торговых путей, Коммагена и её столица — Самосата потеряли своё значение.
Коммагена ещё мало исследована, но одно очевидно: этому государству повезло. Находиться на торговом перекрёстке древнего мира – быть местом встречи культур. Коммагена оказалась именно той точкой на карте, где столкнулись и перемешались культуры восточного и западного мира – Персии и Парфии, Греции и Рима. Возможно, искусства и не процветали в этой маленькой державе, население которой состояло из торговцев и крестьян. Но однажды Коммагена явила на свет большое произведение искусства, гораздо более ценное, потому что оно появилось в стране-лилипуте и в то же время было уникальным, не имеющим ни в одной стране мира ни прототипов, ни аналогов.
Причиной создания такого чуда стало необузданное тщеславие царя Коммагены — Антиоха. Молодой царь по материнской линии был потомком Александра Македонского, а по отцовской линии происходил от персов, принадлежал к знатной династии Ахеменидов. Царь был очень молод и очень горд. Он искренне считал себя человеком совершенно исключительным, объединившем в своей личности и Дария, и Александра, а, следовательно, рождённым для великих дел и даже для бессмертия.
Но как реализовать гордые мечты, если все, кто в твоем властвовании – это всего лишь несколько тысяч торговцев и крестьян? Они не способны на подвиги, да и соседей с такими не покоришь: одного римского легиона хватит, чтобы стереть с лица земли всё царство Антиоха. Царь проезжал по шумным узким улочкам столицы своей империи, и купцы послушно падали ниц… А жизнь шла…
И Антиох объявил себя богом.
Подданные восприняли эту новость спокойно и сдержанно. Они не возражали. Подчиняться обычному царю или царю бессмертному – практически, нет разницы.
История коммагенских богов была не простой. С одной стороны, греки принесли с собой в Коммагену культ Зевса, Аполлона, Фортуны. С другой же стороны – население поклонялось и персидским богам – Ахуре и Митре. Объединяясь, эти боги приобретали дополнительные имена, и уже каждый бог представлял собой сразу нескольких. Это было очень удобно и жителям торгового царства, которым некогда было углубляться в теологические вопросы, и немногочисленным жрецам, которые с каждого бога получали мзду и от поклонников его первого имени, и от поклонников второго, и от поклонников третьего.
Антиох, после того, как ему удалось заключить перемирие с римлянами, и те оставили в покое его владения, причислил себя к основным богам. Теперь такое событие нужно было запечатлеть в веках.
Царь пошел ва-банк. Он заложил некоторую часть своих владений, продал свои фамильные драгоценности и украшения, собрал внеочередные налоги со своего народа и приказал начать возведение святилища всем богам на горе Нимруд, которая возвышалась над столицей Самосата. Царь сразу же придумал надпись для своего святилища: "Я, Антиох, возвёл этот храм, чтобы восславить себя и моих богов".
И вот началось строительство удивительного и необычного святилища, посвященного четырём богам Европы и Востока, а также одному живому человеку, жаждущему славы — не старому, энергичному, но не знающему, куда приложить свою энергию.
Антиох отлично знал историю и отдавал себе отчёт в том, чем является прошлое и будущее. В низине горы Немруд Даг, в горах Эски Кахта, царь отреставрировал гробницы своих предков. В греческой надписи, шести метров длиной, он объявил своим потомкам: "… Великий царь, бог, праведник… коему боги предоставили право самому определять свою значимость, установил на вечные времена закон, согласно которому неприкосновенному памятнику доверены бессмертные послания".
Кстати, эти, так называемые, «бессмертные послания» и по сей день не были обнаружены ни на Нимруд-Даге, ни в Эски Кахта.
Возможно, в начале, Антиох, установил свой саркофаг на вершине Нимруд-Дага, которая возвышается на две тысячи метров, там же в скалах были высечены три террасы, каждая в несколько метров шириной.
На западной террасе святилища стоят троны богов — Геракла, Зевса, Аполлона, Фортуны и Антиоха, размером с пятиэтажный дом каждая. Статуи настолько велики, что головы их превышают несколько метров в высоту. Кроме того, на западной и на восточной террасе присутствуют барельефы — гордые орлиные головы со строгим взглядом и барельефы, изображающие Антиоха, его предков, их настоящие и вымышленные подвиги, тут же была найдена и зеленоватая плита, изображающая могучего льва (ширина плиты 2,40 метра, а высота 1,75 метра).
На шее у льва изображен лунный серп в обрамлении девятнадцати звёзд. Этот камень называют «плитой гороскопа». Среди звёзд одни имеют восемь лучей, другие — шестнадцать. Антиох и здесь позаботился о том, чтобы будущие поколения знали, о чём идёт речь.
Гороскоп Антиоха изображает созвездие Льва, а рядом с Луной расположены Марс, Меркурий и Юпитер в том же самом созвездии. Один небесный бог за другим приветствуют Антиоха и прощаются с ним. На большой плите с надписью отмечено, что Антиох воздвиг эти монументы «в знак признательности за ощутимую помощь богов и божественных предков».
Позади них, на самой вершине Нимруд-Дага, царь воздвиг большую пирамиду из щебня. Так дальновидный Антиох хотел оградить свой прах от расхитителей гробниц. И его план удался. Мародеры и археологи — все, до сих пор, тщетно борются с соскальзывающими вниз камнями сыпучей пирамиды и не могут проникнуть внутрь.
Антиох также выгравировал на массивных стелах: "Повелел я воздвигнуть на этом месте надгробный храм, чтобы моя телесная оболочка во веки веков покоилась в нём на совместном небесном троне всех богов".
Когда строительство святилища было завершено, туда проложили мощёную дорогу и был издан указ: «отныне и во веки веков» два раза в месяц совершать всем подданым государства Коммагена торжественные богослужения у статуй богов: десятого числа каждого месяца – в честь вступления на престол бога Антиоха и шестнадцатого числа – в честь его дня рождения.
Некоторое время жители столицы Самосата, хотя и далеко не все, покорно выполняли сей указ и карабкались на гору Нимруд, наверное, удивляясь тому, почему это богу захотелось выбрать своей земной резиденцией именно их маленькое мирное государство и гонять в такую высокую гору своих подданных. А потом… Что было потом, никому неизвестно. И неизвестно даже, когда в последний раз прошла процессия. Умер ли царь или он на самом деле был бессмертным, и когда ему наскучила Коммагена, он ушел править на небо? Его подданные похоронили прах на вершине и воздвигли над усыпальницей пятидесятиметровую сверкающую мраморную пирамиду, да и забыли об Антиохе и его царских или божественных причудах.
1097 год. Записки лестописца: «Мы вошли в дьявольские горы. Они оказались настолько круты и высоки, что никто из нас не осмеливался вступить на эту тропу раньше других… лошади оступались и падали в пропасть. В великой тоске кулаками в грудь били себя благородные рыцари, не зная, что нам ещё уготовила судьба, и, чтобы облегчить свою ношу, продавали мечи, шлемы, латы и щиты за самую малую цену. Те, кто не сумел продать, выбрасывал все тяжёлые вещи».
В этих горах крестоносцев погибло больше, чем при штурме Иерусалима и во время осады Антиохии. Стены ущелья разошлись, и крестоносцы, усталые, как после долгой битвы, ступили на когда-то плодородную, но, за последние века, опустошённую и опустевшую долину исчезнувшего государства Коммагены. На востоке виднелся серебряный конус правильной формы.
– Священное место. Нимруд-даг, – сказал проводник. – Гора Нимруда.
– Сарацинское?
– Нет. Там незнакомые нам боги.
Рыцари должны были добраться до горы, они спешили. Воинам хотелось вернуться в лагерь засветло. Они долго добирались по заросшей тропе, но неожиданно тропа расширилась, превратившись в древнюю вымощеную дорогу. Дорога вела к большому каменному мосту. Но за ним дорога снова пропадала.
Путь к горе Нимруд-Даг шёл мимо нищих деревень, заброшенных полей и высохших каналов. Армия рыцарей не добралась до богов. Узкая тропа была завалена обломками скалы. Но внизу, при свете заходящего солнца, воины заметили у самой вершины, казавшиеся маленькими, фигурки богов, сидящих в ряд на террасе…
Прошло ещё несколько лет и Нимрудову гору увидел белокурый красавец Балдуин.
Он отделился от остальных крестоносцев и с небольшим отрядом фламандцев двинулся на восток, захватив Эдессу, основав там христианское государство. Эдесса стояла на Евфрате, недалеко от горы Нимруда и, однажды, во время очередного похода, Балдуин всё-таки добрался до вершины этой горы. Там действительно в ряд сидели пять идолов. Головы трёх из пяти богов валялись у подножия террасы.
Боги не были сарацинскими, так как мусульмане никогда не изображают людей, подчиняясь запрету Корана. Статуи не были и христианскими. Их лица были величавы, спокойны и дьявольски прекрасны. Балдуин приказал разрушить этот храм идолов, но его воины не смогли сделать это. Всё, что они смогли — это сбить с плеч трёхметровые головы у двух оставшихся богов. Потом они ушли…
Прошло ещё восемь столетий. Закончилось царство Балдуина, опустели и разрушились замки крестоносцев. И только в 1882 году Нимрудову гору вновь открыли, но на этот раз, уже учёные. Святилище увидели и занялись раскопками турецкие и немецкие археологи, но и эти раскопки вскоре прервались. Труднодоступность горы и отсутствие богатых находок отпугнули археологов.
И вновь на семьдесят лет эти места опустели. Наконец в 1953 году на гору Нимруд-Даг прибыла тщательно подготовленная экспедиция. Руководила экспедицией Тереза Гелл. Она проводила раскопки и расчистку этого удивительного храма в течение пяти лет.
В 1953 году, когда из маленького турецкого города (и бывшей столицы карликового государства) — Самасата экспедиция отправилась в путь, Тереза Гелл уже точно знала, что именно она будет раскапывать. Подготовка, длиной в 14 лет, позволила ей узнать всё, что было можно узнать, и о святилище, и о Коммагене, и о царе, создавшем это чудо света.
Ранним утром археологи Терезы Гелл пересекли у деревни Эсикарфа прекрасно сохранившийся мост римского императора Септимия Севера и миновали Карак – курган-гробницу цариц династии Антиоха, которую охраняют сидящие на колоннах каменные орлы. Здесь похоронено восемнадцать цариц. Статуи их стояли раньше на колоннах у кургана. Теперь из них сохранились только две.
За гробницей начинается восхождение на Нимруд-Даг, он четко выделяется на фоне других гор геометрической правильностью своих очертаний. Восхождение очень утомительно. Жара сбивает дыхание, камни обрываются вниз с узкой тропинки.
И вдруг, за очередным поворотом, показывается святилище, величественное даже сейчас, через две тысячи лет. Под белым конусом пирамиды на верхней террасе сидят пять статуй — пять идолов. За две тысячи лет все статуи потеряли свои головы: землетрясения неоднократно заставляли вздрагивать вершину горы, воины чужих армий старались разрушить непонятное, а потому и враждебное святилище.
Основные статуи, рельефы и фигуры зверей выполнены замечательными мастерами; царь Антиох не жалел денег на лучших скульптуров и архитекторов Рима и Персии. А может быть, мастера нашлись среди его немногочисленных подданных? К сожалению, об этом мы никогда не узнаем. Антиох оставил надписи и о себе, и о своих богах и предках, но имена художников остались неизвестными.
Экспедиция археологов работала на вершине Нимрудовой горы в поистине тяжелейших условиях: днем температура поднималась до сорока-пятидесяти градусов, а ночью падала ниже нуля. В условиях лишения воды, без единого кусочка тени на много километров вокруг, за пять лет экспедиция освободила от обломков террасы, расчистила полуразрушенное святилище, и поставила шесть валявшихся на земле громадных голов: четыре – богов и две головы охранителей святилища – орла и льва.
Головы богов необычайно похожи на героев из сказки «Руслан и Людмила», особенно голова Зевса – отца богов. Короткая борода, обвивающая подбородок, глаза из-под персидской шапки отрешённо смотрят вдаль.
Здесь же и голова царя-бога Антиоха, ещё молодого и красивого и также с высоким персидским колпаком–тиарой. Лицо его похоже на Александра Македонского, но тиара говорит о том, что царь принадлежит к роду Ахеменидов. А дальше — голова бога Солнца Гермеса-Аполлона-Гелиоса-Митры (пожалуй, это самый сложный бог – он объединил в себе сразу четыре имени) и, наконец, голова полубога и любимого героя Антиоха: Геракла-Ареса. Лица всех статуй сделаны по канонам эллинистического искусства, хотя все боги несут на головах персидские колпаки – тиары.
Археологи закончили свою работу. В результате пятилетнего труда было раскопано и приведено в порядок самое малоизвестное из всех чудес света. И, несмотря на то, что экспедиция покинула вершину горы, осталась неразгаданной одна из тайн Нимрудовой горы. Не разгадана тайна большой пирамиды. Зачем поставили её? На самом ли деле там погребен царь Антиох, как полагала Тереза Гелл, которая обнаружила у святилища надпись, гласящую: «Высочайшую вершину являет тот, кто находится рядом с небесным троном Зевса»?
Экспедиция совершила попытку пробиться к центру пирамиды, но неудачно: глыбы разъехались, и скрыли, начатый туннель. Экспедиции пришлось отступить. До сих пор никто не знает, что таится под пирамидой.
Несколько загадок Коммагены смог разрешить немецкий археолог Дорнер, который вёл в последние годы раскопки на соседней горе. Археолог заинтересовался названием, которое дали горе местные жители: «Эскикале», означающее: «старый замок». Но на вершине горы никакого замка не было, тогда Дорнер стал исследовать вершину горы и увидел на одной из скал следы какой-то надписи.
Скалу расчистили и под слоем грязи и пыли оказалась самая большая в мире греческая надпись – больше семи метров длиной и трёх метров высотой. Кроме того, надпись принадлежала царю Антиоху. Со свойственным ему тщанием и необыкновенным пристрастием к деталям, царь сообщал в ней, что его отец Митридат избрал эту вершину в качестве своего святилища и потому все подданые Коммагены должны ему поклоняться. Ниже описывалось, как именно они должны это делать, не исключая и таких подробностей, как выбор благовоний для сжигания на алтаре и еды для паломников.
Археологи раскопали поблизости от надписи и четырёхметровый барельеф, отлично сохранившийся и выполненный с художественным мастерством. Он изображает двух мужчин: одного совершенно обнаженного, и другого, пышно одетого, в персидской тиаре и странной смеси персидских и греческих элементов в одежде. Мужчины дружелюбно пожимают друг другу руки. Так изобразили личную встречу Геракла и Митридата. Внешне они очень похожи.
Здесь же археологи нашли и вход в подземный зал, полностью разграбленный римлянами в 72 году, когда их легионы покончили с независимостью маленькой страны. Скорее всего, здесь и находился храм Митридата.
Ещё одна находка Старого замка – это голова статуи, изображавшей женщину, чья высокая переносица и полные губы, унаследованные сыном, подтверждают предположение археологов, что это статуя матери Антиоха – царицы Лаодики.
И последнее из недавних открытий было сделано далеко от горы Нимруд-Даг. Американский учёный, исследуя фотографию одного из львов – хранителей святилища Антиоха, обратил внимание на изображения звёзд и планет на скульптуре. Под планетами были по-гречески начертаны их названия. Сочетание Марса, Меркурия и Юпитера позволило определить время изготовления этого льва и время сооружения святилища. Такое расположение планет соответствует июлю 62 года до нашей эры.
Антиох оставил «бессмертное послание», которое доверил одному лишь Нимруд-Дагу. Он называл его «непоколебимым законом времени». Царь пригрозил проклятием всем тем, кто попытается проникнуть в гробницу и разгадать сокрытую там тайну. «Священная обязанность всех поколений… — хранить её в неприкосновенности, хорошо зная, что тяжкая месть божественных предков покарает всякое безбожие… Если кто замыслит отменить или нарушить священный смысл этого предписания, да постигнет его, как и весь его род, непримиримый гнев всех богов, до полного отмщения» — так завещал потомкам царь Антиох.
Загадка этой святыни, относящейся к одним из самых чарующих памятникам в истории человечества, до сих пор не раскрыта, но, похоже, это дело ближайшего будущего. Тогда-то и выяснится, на самом ли деле проклятие Антиоха сохранило свою силу спустя 2000 лет после сооружения гробницы.
Городок Самосат (Самсат) был столицей не очень большого, но богатого государства Коммагены, которое, как Петра или Пальмира, выросло и разбогатело из-за того, что находилось на торговом пути из Римской империи в Азию. Коммагена стала местом, где после долгого пути отдыхали караваны из Персии, Сирии и Греции. Здесь поселились купцы и перекупщики. Коммагена росла и богатела, и уже её купцы и торговцы снаряжали свои караваны во все города и страны мира.
Когда рухнула персидская держава, а за ней распалась и недолговечная империя, созданная Александром Македонским, тогда Восток и Азия превратились в клубок маленьких и больших царств, государств, держав и империй. Независимым государством стала и Коммагена, в которой к власти пришла династия смешанного греко-персидского происхождения.
Маленькое государство было желанной добычей для своих более сильных соседей, но всё-таки ему удавалось долгое время сохранять самостоятельность благодаря своим хитрым и мудрым властителям. А в 64 году до нашей эры Антиох (царь Коммагены) даже сумел заключить выгодный договор с Помпеем, по которому римляне обещали сохранить неприкосновенность торгового царства.
И прошло больше века, прежде чем в 72 году нашей эры Рим всё-таки присоединил Коммагену и включил её в свои границы в качестве одной из провинций. Но и после этого Коммагена ещё некоторое время продолжала процветать и торговцы её отправляли караваны в ближайшие страны. Потом, с падением Рима и исчезновением торговых путей, Коммагена и её столица — Самосата потеряли своё значение.
Коммагена ещё мало исследована, но одно очевидно: этому государству повезло. Находиться на торговом перекрёстке древнего мира – быть местом встречи культур. Коммагена оказалась именно той точкой на карте, где столкнулись и перемешались культуры восточного и западного мира – Персии и Парфии, Греции и Рима. Возможно, искусства и не процветали в этой маленькой державе, население которой состояло из торговцев и крестьян. Но однажды Коммагена явила на свет большое произведение искусства, гораздо более ценное, потому что оно появилось в стране-лилипуте и в то же время было уникальным, не имеющим ни в одной стране мира ни прототипов, ни аналогов.
Причиной создания такого чуда стало необузданное тщеславие царя Коммагены — Антиоха. Молодой царь по материнской линии был потомком Александра Македонского, а по отцовской линии происходил от персов, принадлежал к знатной династии Ахеменидов. Царь был очень молод и очень горд. Он искренне считал себя человеком совершенно исключительным, объединившем в своей личности и Дария, и Александра, а, следовательно, рождённым для великих дел и даже для бессмертия.
Но как реализовать гордые мечты, если все, кто в твоем властвовании – это всего лишь несколько тысяч торговцев и крестьян? Они не способны на подвиги, да и соседей с такими не покоришь: одного римского легиона хватит, чтобы стереть с лица земли всё царство Антиоха. Царь проезжал по шумным узким улочкам столицы своей империи, и купцы послушно падали ниц… А жизнь шла…
И Антиох объявил себя богом.
Подданные восприняли эту новость спокойно и сдержанно. Они не возражали. Подчиняться обычному царю или царю бессмертному – практически, нет разницы.
История коммагенских богов была не простой. С одной стороны, греки принесли с собой в Коммагену культ Зевса, Аполлона, Фортуны. С другой же стороны – население поклонялось и персидским богам – Ахуре и Митре. Объединяясь, эти боги приобретали дополнительные имена, и уже каждый бог представлял собой сразу нескольких. Это было очень удобно и жителям торгового царства, которым некогда было углубляться в теологические вопросы, и немногочисленным жрецам, которые с каждого бога получали мзду и от поклонников его первого имени, и от поклонников второго, и от поклонников третьего.
Антиох, после того, как ему удалось заключить перемирие с римлянами, и те оставили в покое его владения, причислил себя к основным богам. Теперь такое событие нужно было запечатлеть в веках.
Царь пошел ва-банк. Он заложил некоторую часть своих владений, продал свои фамильные драгоценности и украшения, собрал внеочередные налоги со своего народа и приказал начать возведение святилища всем богам на горе Нимруд, которая возвышалась над столицей Самосата. Царь сразу же придумал надпись для своего святилища: "Я, Антиох, возвёл этот храм, чтобы восславить себя и моих богов".
И вот началось строительство удивительного и необычного святилища, посвященного четырём богам Европы и Востока, а также одному живому человеку, жаждущему славы — не старому, энергичному, но не знающему, куда приложить свою энергию.
Антиох отлично знал историю и отдавал себе отчёт в том, чем является прошлое и будущее. В низине горы Немруд Даг, в горах Эски Кахта, царь отреставрировал гробницы своих предков. В греческой надписи, шести метров длиной, он объявил своим потомкам: "… Великий царь, бог, праведник… коему боги предоставили право самому определять свою значимость, установил на вечные времена закон, согласно которому неприкосновенному памятнику доверены бессмертные послания".
Кстати, эти, так называемые, «бессмертные послания» и по сей день не были обнаружены ни на Нимруд-Даге, ни в Эски Кахта.
Возможно, в начале, Антиох, установил свой саркофаг на вершине Нимруд-Дага, которая возвышается на две тысячи метров, там же в скалах были высечены три террасы, каждая в несколько метров шириной.
На западной террасе святилища стоят троны богов — Геракла, Зевса, Аполлона, Фортуны и Антиоха, размером с пятиэтажный дом каждая. Статуи настолько велики, что головы их превышают несколько метров в высоту. Кроме того, на западной и на восточной террасе присутствуют барельефы — гордые орлиные головы со строгим взглядом и барельефы, изображающие Антиоха, его предков, их настоящие и вымышленные подвиги, тут же была найдена и зеленоватая плита, изображающая могучего льва (ширина плиты 2,40 метра, а высота 1,75 метра).
На шее у льва изображен лунный серп в обрамлении девятнадцати звёзд. Этот камень называют «плитой гороскопа». Среди звёзд одни имеют восемь лучей, другие — шестнадцать. Антиох и здесь позаботился о том, чтобы будущие поколения знали, о чём идёт речь.
Гороскоп Антиоха изображает созвездие Льва, а рядом с Луной расположены Марс, Меркурий и Юпитер в том же самом созвездии. Один небесный бог за другим приветствуют Антиоха и прощаются с ним. На большой плите с надписью отмечено, что Антиох воздвиг эти монументы «в знак признательности за ощутимую помощь богов и божественных предков».
Позади них, на самой вершине Нимруд-Дага, царь воздвиг большую пирамиду из щебня. Так дальновидный Антиох хотел оградить свой прах от расхитителей гробниц. И его план удался. Мародеры и археологи — все, до сих пор, тщетно борются с соскальзывающими вниз камнями сыпучей пирамиды и не могут проникнуть внутрь.
Антиох также выгравировал на массивных стелах: "Повелел я воздвигнуть на этом месте надгробный храм, чтобы моя телесная оболочка во веки веков покоилась в нём на совместном небесном троне всех богов".
Когда строительство святилища было завершено, туда проложили мощёную дорогу и был издан указ: «отныне и во веки веков» два раза в месяц совершать всем подданым государства Коммагена торжественные богослужения у статуй богов: десятого числа каждого месяца – в честь вступления на престол бога Антиоха и шестнадцатого числа – в честь его дня рождения.
Некоторое время жители столицы Самосата, хотя и далеко не все, покорно выполняли сей указ и карабкались на гору Нимруд, наверное, удивляясь тому, почему это богу захотелось выбрать своей земной резиденцией именно их маленькое мирное государство и гонять в такую высокую гору своих подданных. А потом… Что было потом, никому неизвестно. И неизвестно даже, когда в последний раз прошла процессия. Умер ли царь или он на самом деле был бессмертным, и когда ему наскучила Коммагена, он ушел править на небо? Его подданные похоронили прах на вершине и воздвигли над усыпальницей пятидесятиметровую сверкающую мраморную пирамиду, да и забыли об Антиохе и его царских или божественных причудах.
1097 год. Записки лестописца: «Мы вошли в дьявольские горы. Они оказались настолько круты и высоки, что никто из нас не осмеливался вступить на эту тропу раньше других… лошади оступались и падали в пропасть. В великой тоске кулаками в грудь били себя благородные рыцари, не зная, что нам ещё уготовила судьба, и, чтобы облегчить свою ношу, продавали мечи, шлемы, латы и щиты за самую малую цену. Те, кто не сумел продать, выбрасывал все тяжёлые вещи».
В этих горах крестоносцев погибло больше, чем при штурме Иерусалима и во время осады Антиохии. Стены ущелья разошлись, и крестоносцы, усталые, как после долгой битвы, ступили на когда-то плодородную, но, за последние века, опустошённую и опустевшую долину исчезнувшего государства Коммагены. На востоке виднелся серебряный конус правильной формы.
– Священное место. Нимруд-даг, – сказал проводник. – Гора Нимруда.
– Сарацинское?
– Нет. Там незнакомые нам боги.
Рыцари должны были добраться до горы, они спешили. Воинам хотелось вернуться в лагерь засветло. Они долго добирались по заросшей тропе, но неожиданно тропа расширилась, превратившись в древнюю вымощеную дорогу. Дорога вела к большому каменному мосту. Но за ним дорога снова пропадала.
Путь к горе Нимруд-Даг шёл мимо нищих деревень, заброшенных полей и высохших каналов. Армия рыцарей не добралась до богов. Узкая тропа была завалена обломками скалы. Но внизу, при свете заходящего солнца, воины заметили у самой вершины, казавшиеся маленькими, фигурки богов, сидящих в ряд на террасе…
Прошло ещё несколько лет и Нимрудову гору увидел белокурый красавец Балдуин.
Он отделился от остальных крестоносцев и с небольшим отрядом фламандцев двинулся на восток, захватив Эдессу, основав там христианское государство. Эдесса стояла на Евфрате, недалеко от горы Нимруда и, однажды, во время очередного похода, Балдуин всё-таки добрался до вершины этой горы. Там действительно в ряд сидели пять идолов. Головы трёх из пяти богов валялись у подножия террасы.
Боги не были сарацинскими, так как мусульмане никогда не изображают людей, подчиняясь запрету Корана. Статуи не были и христианскими. Их лица были величавы, спокойны и дьявольски прекрасны. Балдуин приказал разрушить этот храм идолов, но его воины не смогли сделать это. Всё, что они смогли — это сбить с плеч трёхметровые головы у двух оставшихся богов. Потом они ушли…
Прошло ещё восемь столетий. Закончилось царство Балдуина, опустели и разрушились замки крестоносцев. И только в 1882 году Нимрудову гору вновь открыли, но на этот раз, уже учёные. Святилище увидели и занялись раскопками турецкие и немецкие археологи, но и эти раскопки вскоре прервались. Труднодоступность горы и отсутствие богатых находок отпугнули археологов.
И вновь на семьдесят лет эти места опустели. Наконец в 1953 году на гору Нимруд-Даг прибыла тщательно подготовленная экспедиция. Руководила экспедицией Тереза Гелл. Она проводила раскопки и расчистку этого удивительного храма в течение пяти лет.
В 1953 году, когда из маленького турецкого города (и бывшей столицы карликового государства) — Самасата экспедиция отправилась в путь, Тереза Гелл уже точно знала, что именно она будет раскапывать. Подготовка, длиной в 14 лет, позволила ей узнать всё, что было можно узнать, и о святилище, и о Коммагене, и о царе, создавшем это чудо света.
Ранним утром археологи Терезы Гелл пересекли у деревни Эсикарфа прекрасно сохранившийся мост римского императора Септимия Севера и миновали Карак – курган-гробницу цариц династии Антиоха, которую охраняют сидящие на колоннах каменные орлы. Здесь похоронено восемнадцать цариц. Статуи их стояли раньше на колоннах у кургана. Теперь из них сохранились только две.
За гробницей начинается восхождение на Нимруд-Даг, он четко выделяется на фоне других гор геометрической правильностью своих очертаний. Восхождение очень утомительно. Жара сбивает дыхание, камни обрываются вниз с узкой тропинки.
И вдруг, за очередным поворотом, показывается святилище, величественное даже сейчас, через две тысячи лет. Под белым конусом пирамиды на верхней террасе сидят пять статуй — пять идолов. За две тысячи лет все статуи потеряли свои головы: землетрясения неоднократно заставляли вздрагивать вершину горы, воины чужих армий старались разрушить непонятное, а потому и враждебное святилище.
Основные статуи, рельефы и фигуры зверей выполнены замечательными мастерами; царь Антиох не жалел денег на лучших скульптуров и архитекторов Рима и Персии. А может быть, мастера нашлись среди его немногочисленных подданных? К сожалению, об этом мы никогда не узнаем. Антиох оставил надписи и о себе, и о своих богах и предках, но имена художников остались неизвестными.
Экспедиция археологов работала на вершине Нимрудовой горы в поистине тяжелейших условиях: днем температура поднималась до сорока-пятидесяти градусов, а ночью падала ниже нуля. В условиях лишения воды, без единого кусочка тени на много километров вокруг, за пять лет экспедиция освободила от обломков террасы, расчистила полуразрушенное святилище, и поставила шесть валявшихся на земле громадных голов: четыре – богов и две головы охранителей святилища – орла и льва.
Головы богов необычайно похожи на героев из сказки «Руслан и Людмила», особенно голова Зевса – отца богов. Короткая борода, обвивающая подбородок, глаза из-под персидской шапки отрешённо смотрят вдаль.
Здесь же и голова царя-бога Антиоха, ещё молодого и красивого и также с высоким персидским колпаком–тиарой. Лицо его похоже на Александра Македонского, но тиара говорит о том, что царь принадлежит к роду Ахеменидов. А дальше — голова бога Солнца Гермеса-Аполлона-Гелиоса-Митры (пожалуй, это самый сложный бог – он объединил в себе сразу четыре имени) и, наконец, голова полубога и любимого героя Антиоха: Геракла-Ареса. Лица всех статуй сделаны по канонам эллинистического искусства, хотя все боги несут на головах персидские колпаки – тиары.
Археологи закончили свою работу. В результате пятилетнего труда было раскопано и приведено в порядок самое малоизвестное из всех чудес света. И, несмотря на то, что экспедиция покинула вершину горы, осталась неразгаданной одна из тайн Нимрудовой горы. Не разгадана тайна большой пирамиды. Зачем поставили её? На самом ли деле там погребен царь Антиох, как полагала Тереза Гелл, которая обнаружила у святилища надпись, гласящую: «Высочайшую вершину являет тот, кто находится рядом с небесным троном Зевса»?
Экспедиция совершила попытку пробиться к центру пирамиды, но неудачно: глыбы разъехались, и скрыли, начатый туннель. Экспедиции пришлось отступить. До сих пор никто не знает, что таится под пирамидой.
Несколько загадок Коммагены смог разрешить немецкий археолог Дорнер, который вёл в последние годы раскопки на соседней горе. Археолог заинтересовался названием, которое дали горе местные жители: «Эскикале», означающее: «старый замок». Но на вершине горы никакого замка не было, тогда Дорнер стал исследовать вершину горы и увидел на одной из скал следы какой-то надписи.
Скалу расчистили и под слоем грязи и пыли оказалась самая большая в мире греческая надпись – больше семи метров длиной и трёх метров высотой. Кроме того, надпись принадлежала царю Антиоху. Со свойственным ему тщанием и необыкновенным пристрастием к деталям, царь сообщал в ней, что его отец Митридат избрал эту вершину в качестве своего святилища и потому все подданые Коммагены должны ему поклоняться. Ниже описывалось, как именно они должны это делать, не исключая и таких подробностей, как выбор благовоний для сжигания на алтаре и еды для паломников.
Археологи раскопали поблизости от надписи и четырёхметровый барельеф, отлично сохранившийся и выполненный с художественным мастерством. Он изображает двух мужчин: одного совершенно обнаженного, и другого, пышно одетого, в персидской тиаре и странной смеси персидских и греческих элементов в одежде. Мужчины дружелюбно пожимают друг другу руки. Так изобразили личную встречу Геракла и Митридата. Внешне они очень похожи.
Здесь же археологи нашли и вход в подземный зал, полностью разграбленный римлянами в 72 году, когда их легионы покончили с независимостью маленькой страны. Скорее всего, здесь и находился храм Митридата.
Ещё одна находка Старого замка – это голова статуи, изображавшей женщину, чья высокая переносица и полные губы, унаследованные сыном, подтверждают предположение археологов, что это статуя матери Антиоха – царицы Лаодики.
И последнее из недавних открытий было сделано далеко от горы Нимруд-Даг. Американский учёный, исследуя фотографию одного из львов – хранителей святилища Антиоха, обратил внимание на изображения звёзд и планет на скульптуре. Под планетами были по-гречески начертаны их названия. Сочетание Марса, Меркурия и Юпитера позволило определить время изготовления этого льва и время сооружения святилища. Такое расположение планет соответствует июлю 62 года до нашей эры.
Антиох оставил «бессмертное послание», которое доверил одному лишь Нимруд-Дагу. Он называл его «непоколебимым законом времени». Царь пригрозил проклятием всем тем, кто попытается проникнуть в гробницу и разгадать сокрытую там тайну. «Священная обязанность всех поколений… — хранить её в неприкосновенности, хорошо зная, что тяжкая месть божественных предков покарает всякое безбожие… Если кто замыслит отменить или нарушить священный смысл этого предписания, да постигнет его, как и весь его род, непримиримый гнев всех богов, до полного отмщения» — так завещал потомкам царь Антиох.
Загадка этой святыни, относящейся к одним из самых чарующих памятникам в истории человечества, до сих пор не раскрыта, но, похоже, это дело ближайшего будущего. Тогда-то и выяснится, на самом ли деле проклятие Антиоха сохранило свою силу спустя 2000 лет после сооружения гробницы.
Справка: с 1987 году гора Нимруд-Даг была внесена в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО. С исторической точки зрения этот объект культурного наследия просто бесценен. Но к сожалению, этот памятник истории часто используется местными курдами как довод для создания своего государства — «независимого Курдистана». Попытки переделать историю не прекращаются и по сей день.Источник: "Альманах Х-событий"
Опубликовано 11 апреля 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 1437
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: