Трудные испытания неофитов
"Блажен смертный, которому удалось узреть мистерии! - восклицает автор древнегреческого гимна. И добавляет: - Но тот, кто не прошел посвящение и не исполнил ритуалы, после смерти не обретет блаженства в темных жилищах иного мира".
Гимн объяснял происхождение известных всей Греции необычных праздников - мистерий, но о том, как они протекали, умалчивал. Участникам празднеств под страхом смерти запрещалось разглашать подробности того, что называли мистериями, таинствами, или посвящениями в божественные тайны. Тем не менее, по обрывочным сведениям из разных источников, ученым удалось составить приблизительное описание странных представлений. Интересно, что по своему сценарию они во многом походили на некоторые современные компьютерные игры, в которых герои преодолевают усложняющиеся от уровня к уровню препятствия. Разница лишь в том, что в Египте, Персии, Вавилоне или на греческом острове Самофракия действовали настоящие герои в реальных условиях.
Целью мистерий было ознакомление определенного круга лиц с тайными знаниями. Великое Откровение передавалось новичку изустно. Только самые лучшие, самые мужественные проходили испытания мистерий и становились затем во главе общества. Они, посвященные, стояли у горнила науки, культуры, цивилизации. Подобные меры принимались для того, чтобы злодеи и профаны не могли повлиять на судьбы людей, используя тайное знание в личных целях. Многие древнегреческие философы прошли мистерии Изиды в Египте, в их числе были Фалес, Демокрит, Платон, Пифагор, Евдокс и другие. Самые знаменитые мистерии проводились под Афинами вЭлевсине один раз в два года и посвящались тайне потустороннего мира. Это была подготовка посвящаемых к переходу в мир иной. Элевсин был выбран не случайно. По преданию на этой земле когда-то давно дочь Деметры, богиня Кора, вместе с Афиной и Артемидой собирала цветы. Когда богиня Кора сорвала крокус, перед нею разверзлась земля. Через образовавшуюся трещину бог подземного мира Аид унес богиню в преисподнюю. Богиня стала супругой Аида. Деметра искала свою дочь. О пропаже тосковала вся природа: реки иссякли, поля перестали родить. Людям грозила голодная смерть. Деметра наконец узнала, где находится дочь. Она потребовала, чтобы Аид вернул ее, но было поздно. К этому времени Кора потеряла свое бессмертие, поскольку съела "запретный плод" (гранатовое зернышко) в подземном саду. Окончательно дело решилось на совете богов: Кора как супруга Аида должна была треть года проводить в подземном царстве, остальное время - на земле. Пока Кора находится на земле, земля цветет и плодоносит. С ее уходом в подземный мир природа впадает в спячку.
Этому сюжету смерти и возрождению жизни посвящены элевсинские мистерии. Они практически по неизменному сценарию проводились в течение тысячелетий, а впервые еще в XVII веке до н. э. Спустя тысячу лет мистериями стали руководить афиняне. Вообще в них участвовали два города не случайно: Афины символизировали собой жизнь, а Элевсин - смерть.
Все начиналось с того, что будущие участники таинств, впервые принимавшие в них участие - неофиты, - собирались в городе жизни Афинах. Кто мог попасть в число неофитов? Тот, кто владел древнегреческим языком и не был запятнан преступлениями. Кроме того, он должен был успешно пройти Малые посвящения, которые проводились за год до Великих посвящений. Лица, посвящавшиеся в Малые таинства, назывались мистами.
Когда "команда" претендентов была сформирована, из Элевсина в Афины жрецы привозили статую Диониса. Это была главная святыня шествия посвященных, отправлявшихся в пригород Афин - Фалерон. Там проводился первый обряд посвящения. Он назывался "К морю, мисты". Обряд состоял в том, что каждый мист брал с собой поросенка и вместе с ним омывался в море. После этого он приносил своего поросенка в жертву. Это была кровавая жертва, но этой кровью каждый новичок символически искупал свои грехи.
После этого обряда шествие продолжалось. Во главе "шла" статуя Дионисия, сопровождаемая двумя главными жрецами. Путь процессии лежал в Элевсин. Они шли "священной дорогой" от города жизни к городу смерти. На границе этих городов находился мост через реку Кефис. При переходе моста всех посвящаемых, которые были одеты в черное, ритуально проклинали. Это означало, что их ритуально умерщвляли, После этого мисты попадали в царство крокуса - мифического бога-цветка, из-за которого Кора потеряла бессмертие., Мистов символически связывали ("убивали"). Им на правую руку и на левую ногу надевали повязки шафранного цвета, цвета фокуса.
После этого надо было преодолеть еще один рубеж. Это были болота Реты. Они рассматривались как среда первотворе-ния. В нее мисты входили как в преддверие потустороннего мира. Так они достигали конечной цели -Элевсина, будучи ритуально и мифически "мертвыми". На этом мытарства неофитов не заканчивались, ибо самое трудное было впереди. Идея состояла в том, чтобы каждый из них реально, а не ритуально, испытал животный страх, пережил сильный стресс. Только так он мог заглянуть в бездну загробного мира. Эти стрессовые действия совершались в городе Телестерионе, по всей вероятности, в каких-то подземельях.
Испытания были различны: один из жрецов вводил испытуемого в длинную, темную, низкую галерею, похожую на давно заброшенный канал, и приказывал ему идти вперед, невзирая ни на какие препятствия, встречавшиеся ему, затем запирал за ним двери, дав ему небольшую лампу. Галерея заканчивалась глубоким колодцем, в который следовало спускаться по узким и крутым ступенькам, до того скользким, что каждый нетвердый шаг мог стать губительным. По достижении с неимоверными усилиями дна колодца открывалась другая галерея - высокая и просторная, - уставленная с обеих сторон чудовищными шевелящимися фигурами. Перед преодолевшими эту галерею растворялись большие бронзовые двери, за которыми пылал огромный костер, размещенный так, что обойти его не было никакой возможности; следовало броситься сквозь пламя - это называлось испытание огнем.
За костром взгляду посвящаемого представала подземная река, широкая и бурная, в которую он бросался, чтобы достичь противоположного берега. Перед этим ему в руку давали горящую лампу, и реку нужно было преодолеть так, чтобы огонь в лампе не погас. Это считалось испытанием водой.
Следующим видом "многоборья" был подъем по высокой крутой лестнице, устроенной таким образом, что каждая оставляемая испытуемым ступенька тотчас отваливалась и падала в глубокую яму, вырытую под лестницей, лишая его возможности обратного отступления. Добравшись до самого верха, мист чувствовал, что последняя ступень, его поддерживавшая, начинала шататься. Осматриваясь с ужасом, испытуемый замечал над собой два железных кольца, висящих на медных цепях. За эти кольца ради спасения он хватался, выпустив из рук лампу, но в то самое время бывшая под ногами его ступенька падала, и он оставался висеть в совершенной темноте. Тогда невидимая сила начинала раскачивать и вращать его. Головокружение и постепенное изнеможение, доводили человека до отчаяния; обессилев совершенно, он, теряя сознание, отпускал кольца. Придя в себя, мист замечал, что находится в какой-то мрачной пещере, в окружении женщин самого отвратительного вида. Последние, не дав ему опомниться, бросались на него, как фурии, и секли беспощадно, якобы очищая его от прежних грехов.
После экзекуции еле живого посвящаемого вводили в обширную, роскошно убранную залу, в которой прошедшего почти все испытания Малых мистерий встречали юные полуобнажженные девы, предлагавшие ему поочередно с очаровательными улыбками то бокалы с лучшими винами, то корзинки с изысканной едой и фруктами. Однако следовало победить это последнее искушение.
Пережившего животный ужас в обстановке мрака и жутких криков миста под звуки приятной музыки облачали в белые одежды, вводили в храм, и там пред ним спадал занавес, скрывавший изображение Персефоны, а жрецы объясняли ему таинственные значения символов, окружавших подножие богини. В состоянии стресса мис-там являлся божественный смысл происшедших событий.
Через год после Малых посвящений следовал ритуал великих Больших мисс. Преодолев новые, изощренные препятствия полагают, что они проходили "курс молодого бойца" с применением галлюциногенных препаратов, - желавшие принять высшую ступень посвящения становились "узревшими невыразимое". Они постигали божественный смысл сорванного богиней Корой цветка.
Вся процедура Великого посвящения длилась семь дней. Последний тур испытаний заключался в том, чтобы провести ночь в саркофаге. Наутро "возрожденные" возвращались в город жизни - Афины. Вновь, проходя через мост над рекой Кефис, они подвергались ритуальным насмешкам, что воспринималось как возвращение к новой жизни.
Мистерии прекратились только в 396 году н. в., когда святилище в Элевсине было разграблено вестготами.Автор: С.Турчинский
Источник: "Интересная газета. Загадки цивилизации" №22 2007 г.
Гимн объяснял происхождение известных всей Греции необычных праздников - мистерий, но о том, как они протекали, умалчивал. Участникам празднеств под страхом смерти запрещалось разглашать подробности того, что называли мистериями, таинствами, или посвящениями в божественные тайны. Тем не менее, по обрывочным сведениям из разных источников, ученым удалось составить приблизительное описание странных представлений. Интересно, что по своему сценарию они во многом походили на некоторые современные компьютерные игры, в которых герои преодолевают усложняющиеся от уровня к уровню препятствия. Разница лишь в том, что в Египте, Персии, Вавилоне или на греческом острове Самофракия действовали настоящие герои в реальных условиях.
Целью мистерий было ознакомление определенного круга лиц с тайными знаниями. Великое Откровение передавалось новичку изустно. Только самые лучшие, самые мужественные проходили испытания мистерий и становились затем во главе общества. Они, посвященные, стояли у горнила науки, культуры, цивилизации. Подобные меры принимались для того, чтобы злодеи и профаны не могли повлиять на судьбы людей, используя тайное знание в личных целях. Многие древнегреческие философы прошли мистерии Изиды в Египте, в их числе были Фалес, Демокрит, Платон, Пифагор, Евдокс и другие. Самые знаменитые мистерии проводились под Афинами вЭлевсине один раз в два года и посвящались тайне потустороннего мира. Это была подготовка посвящаемых к переходу в мир иной. Элевсин был выбран не случайно. По преданию на этой земле когда-то давно дочь Деметры, богиня Кора, вместе с Афиной и Артемидой собирала цветы. Когда богиня Кора сорвала крокус, перед нею разверзлась земля. Через образовавшуюся трещину бог подземного мира Аид унес богиню в преисподнюю. Богиня стала супругой Аида. Деметра искала свою дочь. О пропаже тосковала вся природа: реки иссякли, поля перестали родить. Людям грозила голодная смерть. Деметра наконец узнала, где находится дочь. Она потребовала, чтобы Аид вернул ее, но было поздно. К этому времени Кора потеряла свое бессмертие, поскольку съела "запретный плод" (гранатовое зернышко) в подземном саду. Окончательно дело решилось на совете богов: Кора как супруга Аида должна была треть года проводить в подземном царстве, остальное время - на земле. Пока Кора находится на земле, земля цветет и плодоносит. С ее уходом в подземный мир природа впадает в спячку.
Этому сюжету смерти и возрождению жизни посвящены элевсинские мистерии. Они практически по неизменному сценарию проводились в течение тысячелетий, а впервые еще в XVII веке до н. э. Спустя тысячу лет мистериями стали руководить афиняне. Вообще в них участвовали два города не случайно: Афины символизировали собой жизнь, а Элевсин - смерть.
Все начиналось с того, что будущие участники таинств, впервые принимавшие в них участие - неофиты, - собирались в городе жизни Афинах. Кто мог попасть в число неофитов? Тот, кто владел древнегреческим языком и не был запятнан преступлениями. Кроме того, он должен был успешно пройти Малые посвящения, которые проводились за год до Великих посвящений. Лица, посвящавшиеся в Малые таинства, назывались мистами.
Когда "команда" претендентов была сформирована, из Элевсина в Афины жрецы привозили статую Диониса. Это была главная святыня шествия посвященных, отправлявшихся в пригород Афин - Фалерон. Там проводился первый обряд посвящения. Он назывался "К морю, мисты". Обряд состоял в том, что каждый мист брал с собой поросенка и вместе с ним омывался в море. После этого он приносил своего поросенка в жертву. Это была кровавая жертва, но этой кровью каждый новичок символически искупал свои грехи.
После этого обряда шествие продолжалось. Во главе "шла" статуя Дионисия, сопровождаемая двумя главными жрецами. Путь процессии лежал в Элевсин. Они шли "священной дорогой" от города жизни к городу смерти. На границе этих городов находился мост через реку Кефис. При переходе моста всех посвящаемых, которые были одеты в черное, ритуально проклинали. Это означало, что их ритуально умерщвляли, После этого мисты попадали в царство крокуса - мифического бога-цветка, из-за которого Кора потеряла бессмертие., Мистов символически связывали ("убивали"). Им на правую руку и на левую ногу надевали повязки шафранного цвета, цвета фокуса.
После этого надо было преодолеть еще один рубеж. Это были болота Реты. Они рассматривались как среда первотворе-ния. В нее мисты входили как в преддверие потустороннего мира. Так они достигали конечной цели -Элевсина, будучи ритуально и мифически "мертвыми". На этом мытарства неофитов не заканчивались, ибо самое трудное было впереди. Идея состояла в том, чтобы каждый из них реально, а не ритуально, испытал животный страх, пережил сильный стресс. Только так он мог заглянуть в бездну загробного мира. Эти стрессовые действия совершались в городе Телестерионе, по всей вероятности, в каких-то подземельях.
Испытания были различны: один из жрецов вводил испытуемого в длинную, темную, низкую галерею, похожую на давно заброшенный канал, и приказывал ему идти вперед, невзирая ни на какие препятствия, встречавшиеся ему, затем запирал за ним двери, дав ему небольшую лампу. Галерея заканчивалась глубоким колодцем, в который следовало спускаться по узким и крутым ступенькам, до того скользким, что каждый нетвердый шаг мог стать губительным. По достижении с неимоверными усилиями дна колодца открывалась другая галерея - высокая и просторная, - уставленная с обеих сторон чудовищными шевелящимися фигурами. Перед преодолевшими эту галерею растворялись большие бронзовые двери, за которыми пылал огромный костер, размещенный так, что обойти его не было никакой возможности; следовало броситься сквозь пламя - это называлось испытание огнем.
За костром взгляду посвящаемого представала подземная река, широкая и бурная, в которую он бросался, чтобы достичь противоположного берега. Перед этим ему в руку давали горящую лампу, и реку нужно было преодолеть так, чтобы огонь в лампе не погас. Это считалось испытанием водой.
Следующим видом "многоборья" был подъем по высокой крутой лестнице, устроенной таким образом, что каждая оставляемая испытуемым ступенька тотчас отваливалась и падала в глубокую яму, вырытую под лестницей, лишая его возможности обратного отступления. Добравшись до самого верха, мист чувствовал, что последняя ступень, его поддерживавшая, начинала шататься. Осматриваясь с ужасом, испытуемый замечал над собой два железных кольца, висящих на медных цепях. За эти кольца ради спасения он хватался, выпустив из рук лампу, но в то самое время бывшая под ногами его ступенька падала, и он оставался висеть в совершенной темноте. Тогда невидимая сила начинала раскачивать и вращать его. Головокружение и постепенное изнеможение, доводили человека до отчаяния; обессилев совершенно, он, теряя сознание, отпускал кольца. Придя в себя, мист замечал, что находится в какой-то мрачной пещере, в окружении женщин самого отвратительного вида. Последние, не дав ему опомниться, бросались на него, как фурии, и секли беспощадно, якобы очищая его от прежних грехов.
После экзекуции еле живого посвящаемого вводили в обширную, роскошно убранную залу, в которой прошедшего почти все испытания Малых мистерий встречали юные полуобнажженные девы, предлагавшие ему поочередно с очаровательными улыбками то бокалы с лучшими винами, то корзинки с изысканной едой и фруктами. Однако следовало победить это последнее искушение.
Пережившего животный ужас в обстановке мрака и жутких криков миста под звуки приятной музыки облачали в белые одежды, вводили в храм, и там пред ним спадал занавес, скрывавший изображение Персефоны, а жрецы объясняли ему таинственные значения символов, окружавших подножие богини. В состоянии стресса мис-там являлся божественный смысл происшедших событий.
Через год после Малых посвящений следовал ритуал великих Больших мисс. Преодолев новые, изощренные препятствия полагают, что они проходили "курс молодого бойца" с применением галлюциногенных препаратов, - желавшие принять высшую ступень посвящения становились "узревшими невыразимое". Они постигали божественный смысл сорванного богиней Корой цветка.
Вся процедура Великого посвящения длилась семь дней. Последний тур испытаний заключался в том, чтобы провести ночь в саркофаге. Наутро "возрожденные" возвращались в город жизни - Афины. Вновь, проходя через мост над рекой Кефис, они подвергались ритуальным насмешкам, что воспринималось как возвращение к новой жизни.
Мистерии прекратились только в 396 году н. в., когда святилище в Элевсине было разграблено вестготами.Автор: С.Турчинский
Источник: "Интересная газета. Загадки цивилизации" №22 2007 г.
Опубликовано 23 ноября 2007
| Комментариев 0 | Прочтений 5464
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: