Рождение Вселенной
Вопрос об устройстве мироздания неотделим от вопроса о его происхождении. Во все времена человек задумывался о том, откуда возник этот мир и каковы этапы его становления.
В донаучном прошлом вопрос о начале начал относился к тайному эзотерическому знанию. В представлении различных народов конкретная картина эволюции Вселенной представлялась по-разному. Но, аналогично жизненным процессам, в ней обязательно присутствовал момент рождения, а в будущем со страхом ожидалась неизбежная смерть.
Первое, что интересует ученых, это время сотворения мира. Долгий период для значительной части населения планеты существовал однозначный ответ: в 5508-м году до Рождества Христова. Дата сотворения была рассчитана по библейским источникам и узаконена авторитетом церкви. До реформ Петра I Россия жила по ветхозаветному летоисчислению. Любые события русской истории происходили в пересчете на условную дату сотворения мира: так, например, Ледовое побоище, согласно ему, произошло в 6750-м году, Куликовская битва - в 6888-м году и т.д. Вопрос, что было до того, как Бог сотворил мир, считается крамольным.
Канонические концепции сотворения Вселенной и человека - христианско-иудаистическая, изложенная в книгах Ветхого Завета, а также мусульманская, буддистская - возникли на совершенно определенной стадии общественного развития. Первоначально же в русле тех или иных культур сосуществовали или противоборствовали различные космогонические концепции. Так, например, в русле древнеегипетской мифологической традиции Существовало по меньшей мере четыре космогонических картины: гелиопольская, мемфисская, гермо-польская, фиванская.
Хотя цельных мифологических картин от тех времен на камне или на уцелевших папирусах удалось реконструировать основные версии происхождения Вселенной в том виде, какими они виделись древним египтянам в разные периоды существования Нильской цивилизации.
Не менее показательными в плане плюралистичности мифологии являются и ведийские космогонические представления. В Ведах и других священных книгах Древней Индии содержатся различные ответы на один и тот же сакраментальный вопрос: как родился этот мир во всем его богатстве и многообразии. Наиболее древняя версия рождения Вселенной и богов - из золотого космического яйца. Древность данной мифологемы объясняется еще и тем, что подобный сюжет встречается в космогонических мифах других очень разных и далеко стоящих друг от друга в пространстве и времени культур, распространенных буквально на всех континентах Земли.
Другая популярная древнеиндийская космогоническая версия - это происхождение мира из первичного океана. Традиционно он представлялся молочным. Вначале из него появилась земная ось в виде горы Меру.
Вокруг нее обвился гигантский змей. Светлые божества, дева, и темные демонические силы, асуры, вступили друг с другом в непримиримую борьбу за власть и первенство.
Ригведа - самый знаменитый и чтимый во все времена гимн - повествует о том, что прародитель всех богов Праджапати сотворил вместе с ними вселенского человека Пурушу. После были созданы обычные люди.
Отзвуки древних, еще доарийских представлений просматриваются и в русской мифологической и космогонической традиции. В стихах о «Голубиной книге» все богатства видимого мира истолковываются как части некоего космического божества:
Белый свет от сердца его.
Красно солнце от мира его.
Светел месяц от очей его,
Часты звезды от речей его...
В общей сложности известно около тридцати вариантов «Голубиной книги».
Сходные космогонические мотивы обнаруживаются и в других индоевропейских мифологических картинах мира. К примеру, в древнескандинавских преданиях о происхождении Космоса говорится о том, что мир произошел из частей первопредка Имира. Имир - гигантский вселенский великан. Само слово «мир» и входит в состав имени великана Имира. В источнике под названием «Младшая Эдда» об этот говорится: «Сыновья Бара убили великана Имира. Они взяли Имира, бросили в самую глубь Мировой Бездны и сделали из него землю, а из крови его - море и все воды. Сама земля была сделана из плоти его, горы же из костей, валуны и камни - из передних коренных его зубов и осколков костей. Из крови, что вытекала из ран его, сделали они океан и заключили в него землю...»
Общеиндоевропейская корневая основа, закрепившаяся в древнескандинавском имени Имир, сохранилась в современном русском языке в слове «имя», а также в глаголе «иметь». Этот же корень содержится в имени древнеиранского первочеловека Йимы. Согласно иранским преданиям, Йима - создатель мировой цивилизации, который спас человечество от потопа, обрушившегося на Землю после жесточайшей зимы.
Древнекитайский первопредок - исполин Пань-гу - также претерпел чудесные метаморфозы. Подобно эллинскому Атланту, 18 тысяч лет он продержал небо на плечах. Главные же космические превращения начались после смерти Пань-гу. Из частей его тела образовалось все богатство поднебесного и наднебесного мира. Последний вздох вселенского исполина сделался ветром и облаками, голос - громом, левый глаз - Солнцем, правый - Луною, туловище с руками и ногами, жилы - дорогами, плоть - почвою, пот - дождем и росою.
В знаменитой древнеегипетской Книге мертвых части тела усопшего, перенесенного в загробный мир, идентифицируются с множеством богов, а еще ранее - с древнейшими тотемами. В Книге мертвых говорится: «Лицо мое - это лицо диска. (Ра - Солнце). Глаза мои - это глаза Хатор. Уши мои -это уши Апуата. Нос мой - это нос Кхентикхата. Губы мои - это губы Анту. Шея моя -это шея богини Исиды...» Сходные описания содержатся и в других египетских источниках, например, в «Текстах пирамид».
Вообще, длинный сюжет был распространен чуть ли не у всех народов древности. В устных талмудических сказаниях - неканонических ветхозаветных сказаниях евреев -знакомое космическое начало перенесено на первочеловека Адама, который изначально имел вселенские размеры, заполняя собою весь мир. Лишь после грехопадения Бог уменьшил размеры праотца рода людского. Подобные же мотивы обнаруживаются и в мусульманских легендах, изложенных, например, в поэме великого суфийского мыслителя Джалаледдина Руми (1207-1273) под названием «Масневи».
Впоследствии популярный сюжет общемирового фольклора проник в русские «отреченные книги» - апокрифы.
Стоит отметить, что русские народные космогонические представления тесно связаны с доиндоевропейской мифологической традицией, в соответствии с которой творцом Вселенной является водоплавающая птица.
Чрезвычайно велика в народных космогонических представлениях роль моря, океана. Существует бесчисленное количество вариаций у разных народов на эту тему. Вообще же тема рождения Вселенной имеет множество сходных черт у разных народов мира, и пока ученые не могут дать исчерпывающих объяснений этому обстоятельству.Источник: "Мир увлечений" №4, 2005 г.
В донаучном прошлом вопрос о начале начал относился к тайному эзотерическому знанию. В представлении различных народов конкретная картина эволюции Вселенной представлялась по-разному. Но, аналогично жизненным процессам, в ней обязательно присутствовал момент рождения, а в будущем со страхом ожидалась неизбежная смерть.
Первое, что интересует ученых, это время сотворения мира. Долгий период для значительной части населения планеты существовал однозначный ответ: в 5508-м году до Рождества Христова. Дата сотворения была рассчитана по библейским источникам и узаконена авторитетом церкви. До реформ Петра I Россия жила по ветхозаветному летоисчислению. Любые события русской истории происходили в пересчете на условную дату сотворения мира: так, например, Ледовое побоище, согласно ему, произошло в 6750-м году, Куликовская битва - в 6888-м году и т.д. Вопрос, что было до того, как Бог сотворил мир, считается крамольным.
Канонические концепции сотворения Вселенной и человека - христианско-иудаистическая, изложенная в книгах Ветхого Завета, а также мусульманская, буддистская - возникли на совершенно определенной стадии общественного развития. Первоначально же в русле тех или иных культур сосуществовали или противоборствовали различные космогонические концепции. Так, например, в русле древнеегипетской мифологической традиции Существовало по меньшей мере четыре космогонических картины: гелиопольская, мемфисская, гермо-польская, фиванская.
Хотя цельных мифологических картин от тех времен на камне или на уцелевших папирусах удалось реконструировать основные версии происхождения Вселенной в том виде, какими они виделись древним египтянам в разные периоды существования Нильской цивилизации.
Не менее показательными в плане плюралистичности мифологии являются и ведийские космогонические представления. В Ведах и других священных книгах Древней Индии содержатся различные ответы на один и тот же сакраментальный вопрос: как родился этот мир во всем его богатстве и многообразии. Наиболее древняя версия рождения Вселенной и богов - из золотого космического яйца. Древность данной мифологемы объясняется еще и тем, что подобный сюжет встречается в космогонических мифах других очень разных и далеко стоящих друг от друга в пространстве и времени культур, распространенных буквально на всех континентах Земли.
Другая популярная древнеиндийская космогоническая версия - это происхождение мира из первичного океана. Традиционно он представлялся молочным. Вначале из него появилась земная ось в виде горы Меру.
Вокруг нее обвился гигантский змей. Светлые божества, дева, и темные демонические силы, асуры, вступили друг с другом в непримиримую борьбу за власть и первенство.
Ригведа - самый знаменитый и чтимый во все времена гимн - повествует о том, что прародитель всех богов Праджапати сотворил вместе с ними вселенского человека Пурушу. После были созданы обычные люди.
Отзвуки древних, еще доарийских представлений просматриваются и в русской мифологической и космогонической традиции. В стихах о «Голубиной книге» все богатства видимого мира истолковываются как части некоего космического божества:
Красно солнце от мира его.
Светел месяц от очей его,
Часты звезды от речей его...
В общей сложности известно около тридцати вариантов «Голубиной книги».
Сходные космогонические мотивы обнаруживаются и в других индоевропейских мифологических картинах мира. К примеру, в древнескандинавских преданиях о происхождении Космоса говорится о том, что мир произошел из частей первопредка Имира. Имир - гигантский вселенский великан. Само слово «мир» и входит в состав имени великана Имира. В источнике под названием «Младшая Эдда» об этот говорится: «Сыновья Бара убили великана Имира. Они взяли Имира, бросили в самую глубь Мировой Бездны и сделали из него землю, а из крови его - море и все воды. Сама земля была сделана из плоти его, горы же из костей, валуны и камни - из передних коренных его зубов и осколков костей. Из крови, что вытекала из ран его, сделали они океан и заключили в него землю...»
Общеиндоевропейская корневая основа, закрепившаяся в древнескандинавском имени Имир, сохранилась в современном русском языке в слове «имя», а также в глаголе «иметь». Этот же корень содержится в имени древнеиранского первочеловека Йимы. Согласно иранским преданиям, Йима - создатель мировой цивилизации, который спас человечество от потопа, обрушившегося на Землю после жесточайшей зимы.
Древнекитайский первопредок - исполин Пань-гу - также претерпел чудесные метаморфозы. Подобно эллинскому Атланту, 18 тысяч лет он продержал небо на плечах. Главные же космические превращения начались после смерти Пань-гу. Из частей его тела образовалось все богатство поднебесного и наднебесного мира. Последний вздох вселенского исполина сделался ветром и облаками, голос - громом, левый глаз - Солнцем, правый - Луною, туловище с руками и ногами, жилы - дорогами, плоть - почвою, пот - дождем и росою.
В знаменитой древнеегипетской Книге мертвых части тела усопшего, перенесенного в загробный мир, идентифицируются с множеством богов, а еще ранее - с древнейшими тотемами. В Книге мертвых говорится: «Лицо мое - это лицо диска. (Ра - Солнце). Глаза мои - это глаза Хатор. Уши мои -это уши Апуата. Нос мой - это нос Кхентикхата. Губы мои - это губы Анту. Шея моя -это шея богини Исиды...» Сходные описания содержатся и в других египетских источниках, например, в «Текстах пирамид».
Вообще, длинный сюжет был распространен чуть ли не у всех народов древности. В устных талмудических сказаниях - неканонических ветхозаветных сказаниях евреев -знакомое космическое начало перенесено на первочеловека Адама, который изначально имел вселенские размеры, заполняя собою весь мир. Лишь после грехопадения Бог уменьшил размеры праотца рода людского. Подобные же мотивы обнаруживаются и в мусульманских легендах, изложенных, например, в поэме великого суфийского мыслителя Джалаледдина Руми (1207-1273) под названием «Масневи».
Впоследствии популярный сюжет общемирового фольклора проник в русские «отреченные книги» - апокрифы.
Стоит отметить, что русские народные космогонические представления тесно связаны с доиндоевропейской мифологической традицией, в соответствии с которой творцом Вселенной является водоплавающая птица.
Чрезвычайно велика в народных космогонических представлениях роль моря, океана. Существует бесчисленное количество вариаций у разных народов на эту тему. Вообще же тема рождения Вселенной имеет множество сходных черт у разных народов мира, и пока ученые не могут дать исчерпывающих объяснений этому обстоятельству.Источник: "Мир увлечений" №4, 2005 г.
Опубликовано 27 июня 2006
| Комментариев 0 | Прочтений 6468
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: