Что скрывает саркофаг Александра Македонского
Из сообщений древних авторов нам известно, что Александр Македонский умер в 323 году до н.э. в Вавилоне, после чего тело великого царя было переправлено в Александрию и захоронено там. Поиски мавзолея в последние два столетия велись неоднократно – и в Александрии, и в других местах Египта, и на исторической родине полководца – в Македонии, - однако все они закончились безрезультатно. Иной раз казалось, что историческое открытие не за горами. Например, в конце XIX века в Сайде, древнем финикийском Сидоне, был обнаружен саркофаг с богатыми барельефами, изображающими в том числе подвиги Александра. Но, увы, последующие исследования показали, что похоронен в гробнице был не Александр, а другой человек. Правда, эту роскошную мраморную гробницу до сих пор называют «саркофагом Александра».
Стоит целой нации
Это произошло в 1887 году на территории современного Ливана. Крестьянин по имени Сериф обрабатывал свой крохотный надел к северо-востоку от Сайды. Неожиданно его плуг наткнулся на что-то твердое, а затем провалился в пустоту… Сериф начал копать и вскоре обнаружил вход в древний некрополь.
Через некоторое время весть о сенсационной находке достигла Османа Хамди-бея, известного художника и археолога, директора Стамбульского археологического музея. Благодаря ему были организованы масштабные раскопки, в ходе которых из земли извлекли около двадцати мраморных и базальтовых саркофагов. Многие из них были украшены изысканными барельефами. Особое внимание привлекла к себе обнаруженная в центральном гипогее гробница, самая массивная, самая изысканная, похожая на древнегреческий храм. Крышу «храма» как будто охраняли четыре отдыхающих льва, над фризом были расположены в ряд женские головы – вероятно, сирийской богини Атаргатис, стены саркофага украшали сцены битв и охоты. На одной из сцен - всадник в «львинообразном» шлеме, метающий во врагов копье. Осман Хамди-бей предположил, что этот всадник - Александр Македонский, а саркофаг – последнее пристанище великого завоевателя. В первом предположении турецкий исследователь не ошибся, а во втором…
С огромными предосторожностями саркофаг был переправлен в Стамбул. Долго пришлось искать подходящее судно, которое смогло бы принять драгоценный 15-тонный груз. А когда мраморную гробницу грузили на борт, Хамди-бей приказал привязать себя к саркофагу – так дорожил он этой поистине исторической находкой. Впоследствии ученый попросил у султана выделить деньги на строительство нового здания археологического музея, где саркофаг стал бы главным и самым ценным экспонатом. Султан не отказал - в 1891 году новый музей распахнул свои двери. Рассказывают, что германский кайзер Вильгельм II во время визита в Стамбул предложил османскому правителю продать саркофаг. Султан обратился за советом к Хамди-бею.
- Этот саркофаг сам по себе стоит целой нации, - сказал ученый. - И я не думаю, что мой султан желает отдать императору одну из своих наций. А если такое вдруг случится, прикажи, чтобы саркофаг проволокли по моему телу.
Мраморная гробница осталась в Стамбуле и до сих пор украшает археологический музей турецкой столицы. В Турции говорят: если в Лувре есть Джоконда, то у нас саркофаг Александра.
Как садовник стал царем
Однако довольно быстро выяснилось, что в саркофаге был похоронен не Александр: гробница совсем не подходила под описания, оставленные древними историками, в частности, Флавием Аррианом, а, кроме того, не было никаких оснований считать, что Александра похоронили в Сидоне.
Но чей же тогда саркофаг?
Ответ на этот вопрос могло бы дать содержимое гробницы. Однако внутри саркофага ничего не нашли, он был разграблен задолго до того, как его обнаружил крестьянин Сериф. Подсказкой стали другие захоронения, обнаруженные в некрополе, - в саркофагах покоились останки представителей царской династии Сидона VI-V веков до нашей эры. И сегодня большинство ученых разделяет версию, что в саркофаге Александра покоился прах Абдолонима, простого садовника, назначенного Александром царем Сидона в 332 году до н.э. – после того, как македонская армия, разгромив персов в сражении при Иссе, покорила Финикию.
Впрочем, некоторые ученые считают, что в саркофаге был похоронен другой человек – Мазей, сатрап Киликии и Месопотамии при персидском царе Дарии III. Он командовал одним из флангов персидского войска в битве при Гавгамелах, а после был помилован Александром и даже пожалован должностью сатрапа Вавилона. О том, что саркофаг предназначался Мазею, а не Абдолониму, якобы, говорит то, что на барельефах много фигур в персидских одеждах.
Как удалось определить, саркофаг был создан в промежуток времени между 322 и 311 гг. до н.э. Трудились над ним мастера с острова Родос, материалом послужил знаменитый пентелийский мрамор, который добывали в Аттике. Этот мрамор, из которого были построены многие здания афинского акрополя, был известен глубоким белым цветом с легким желтоватым оттенком. Впрочем, в пору своего создания саркофаг Александра имел особый цвет, точнее, много цветов. Ученые обнаружили, что изначально барельефы на стенках гробницы были раскрашены, и сейчас появились проекты, воспроизводящие оригинальную раскраску саркофага.
История в барельефах
А теперь давайте подробнее рассмотрим барельефы, которые с четырех сторон украшают саркофаг. Вероятно, все они каким-то образом связаны с судьбой Абдолонима.
По всей видимости, фрагмент памятной битвы при Иссе, которая стала роковой для судьбы Абдолонима (после чего он получил из рук Александра царский титул), изображен на одной из длинных стенок саркофага. Это тот самый барельеф, где мы видим самого Александра в шлеме, выполненном в форме львиной головы, что, видимо, отсылает к подвигам Геракла. Два других македонских всадника на этом барельефе, как предполагается, - лучший друг Александра Гефестион (в центре), а также один из военачальников Пердикка, который после смерти Александра стал регентом Македонской державы (справа в беотийском шлеме).
На противоположной длинной стенке саркофага изображена сцена охоты, причем в этой охоте участвуют как македоняне, так и персы. В частности, фигуру всадника в центре композиции – того, который пытается сдержать натиск разъяренного льва, - идентифицируют как Александра. Возможно, кто-то из других охотников – Абдолоним, а сама сцена отсылает нас к совместной охоте сидонцев и македонян, которая случилась в лесах недалеко от Сидона в 332 году до н.э.
Идем дальше. На одной из коротких стенок саркофага мы видим самого Абдолонима. Здесь снова сцена охоты, в центре – воин в восточных одеждах (Абдолоним?), который пытается пронзить пантеру. Сверху, на треугольном фронтоне саркофага – сюжет неизвестного сражения, в котором, вероятно, также принимает участие Абдолоним.
Противоположная короткая стенка саркофага, кажется, более содержательна. Вверху, на фронтоне, - выразительная композиция, в которой участвуют воины в греко-македонских одеждах. В центре – стоящий на коленях мужчина, к горлу которого приставлен кинжал, несчастного вот-вот убьют. По мнению исследователей, этот сюжет изображает расправу над регентом Пердиккой в 320 году до н.э. после его неудачного похода в Египет против Птолемея (при форсировании Нила часть воинов армии регента утонула, часть была съедена крокодилами). Вот как описывает смерть Пердикки Диодор Сицилийский:
Под фронтоном – очередная сцена сражения, в котором участвуют как македонские, так и восточные воины. Причем в центре композиции, как считают большинство историков, - сам Абдолоним. Есть предположение, что барельеф изображает битву при Газе в 312 года до н.э., одно из важных сражений войн диадохов. В ней войско Птолемея разгромило армию Деметрия, сына Антигона Одноглазого. Доподлинно неизвестно, на чьей стороне принимал участие в битве Абдолоним, вероятнее, на стороне победителя. Кстати, есть версия, что царь Сидона и погиб как раз в этом сражении. Но доказательств, разумеется, нет. Известно лишь, что Абдолоним скончался не позднее 311 года до н.э.
Как все это понимать?
А теперь попробуем интерпретировать все эти сюжеты. Начало – битва при Иссе, в которой Александр громит персов и после которого наш герой Абдолоним получает власть (можно сказать, центральная композиция саркофага). Следующая серия, на противоположной стороне саркофага, – единение македонян и восточных народов, что отражено в сцене совместной охоты. Александр по-прежнему в центре внимания, но где-то рядом с ним и новоиспеченный царь Сидона.
Одна из коротких стенок саркофага представляет эпизоды самостоятельного правления Абдолонима, возможно с 332 года до н.э. до смерти Александра в 323-м: мир (охота на пантеру) и война (неизвестная битва). Вторая короткая стенка, на противоположной стороне, вероятно, рассказывает о последних годах сидонского царя. Сцена убийства регента Пердикки должна была сообщить о том, что Абдолоним не питал к регенту теплых чувств, а, может, даже был участником заговора против него. Наконец, битва при Газе повествует нам о том, что царь Сидона снова воевал на стороне победителя – Птолемея, союзником которого Абдолоним, возможно, стал после провала египетской экспедиции Пердикки. В этом жестоком сражении царь Сидона проявил себя как герой и пал в бою.
Впрочем, может, и не пал. И вообще вся эта интерпретация – моя личная трактовка, хоть, как кажется, и приближенная к реальности.Автор: А.Денисенков
Источник: "История и истории"
Стоит целой нации
Это произошло в 1887 году на территории современного Ливана. Крестьянин по имени Сериф обрабатывал свой крохотный надел к северо-востоку от Сайды. Неожиданно его плуг наткнулся на что-то твердое, а затем провалился в пустоту… Сериф начал копать и вскоре обнаружил вход в древний некрополь.
Через некоторое время весть о сенсационной находке достигла Османа Хамди-бея, известного художника и археолога, директора Стамбульского археологического музея. Благодаря ему были организованы масштабные раскопки, в ходе которых из земли извлекли около двадцати мраморных и базальтовых саркофагов. Многие из них были украшены изысканными барельефами. Особое внимание привлекла к себе обнаруженная в центральном гипогее гробница, самая массивная, самая изысканная, похожая на древнегреческий храм. Крышу «храма» как будто охраняли четыре отдыхающих льва, над фризом были расположены в ряд женские головы – вероятно, сирийской богини Атаргатис, стены саркофага украшали сцены битв и охоты. На одной из сцен - всадник в «львинообразном» шлеме, метающий во врагов копье. Осман Хамди-бей предположил, что этот всадник - Александр Македонский, а саркофаг – последнее пристанище великого завоевателя. В первом предположении турецкий исследователь не ошибся, а во втором…
1887 год. Саркофаг достают из земли
С огромными предосторожностями саркофаг был переправлен в Стамбул. Долго пришлось искать подходящее судно, которое смогло бы принять драгоценный 15-тонный груз. А когда мраморную гробницу грузили на борт, Хамди-бей приказал привязать себя к саркофагу – так дорожил он этой поистине исторической находкой. Впоследствии ученый попросил у султана выделить деньги на строительство нового здания археологического музея, где саркофаг стал бы главным и самым ценным экспонатом. Султан не отказал - в 1891 году новый музей распахнул свои двери. Рассказывают, что германский кайзер Вильгельм II во время визита в Стамбул предложил османскому правителю продать саркофаг. Султан обратился за советом к Хамди-бею.
- Этот саркофаг сам по себе стоит целой нации, - сказал ученый. - И я не думаю, что мой султан желает отдать императору одну из своих наций. А если такое вдруг случится, прикажи, чтобы саркофаг проволокли по моему телу.
Мраморная гробница осталась в Стамбуле и до сих пор украшает археологический музей турецкой столицы. В Турции говорят: если в Лувре есть Джоконда, то у нас саркофаг Александра.
Как садовник стал царем
Однако довольно быстро выяснилось, что в саркофаге был похоронен не Александр: гробница совсем не подходила под описания, оставленные древними историками, в частности, Флавием Аррианом, а, кроме того, не было никаких оснований считать, что Александра похоронили в Сидоне.
Так выглядела гробница Александра Великого, если верить древним авторам
Но чей же тогда саркофаг?
Ответ на этот вопрос могло бы дать содержимое гробницы. Однако внутри саркофага ничего не нашли, он был разграблен задолго до того, как его обнаружил крестьянин Сериф. Подсказкой стали другие захоронения, обнаруженные в некрополе, - в саркофагах покоились останки представителей царской династии Сидона VI-V веков до нашей эры. И сегодня большинство ученых разделяет версию, что в саркофаге Александра покоился прах Абдолонима, простого садовника, назначенного Александром царем Сидона в 332 году до н.э. – после того, как македонская армия, разгромив персов в сражении при Иссе, покорила Финикию.
«Смотря по заслугам, Александр делал одних своими союзниками, у других отнимал царскую власть и ставил на их место новых царей. Среди всех них особенно замечателен Абдолоним, поставленный Александром в цари сидонские. Хотя он ранее работал по расчистке высохших колодцев и по поливке садов и вел нищенский образ жизни, Александр сделал его царем, пренебрегши людьми знатными, чтобы никто не мог подумать, будто своим саном он обязан своему происхождению, а не милости даровавшего», - сообщает римский историк Юстин.
Впрочем, некоторые ученые считают, что в саркофаге был похоронен другой человек – Мазей, сатрап Киликии и Месопотамии при персидском царе Дарии III. Он командовал одним из флангов персидского войска в битве при Гавгамелах, а после был помилован Александром и даже пожалован должностью сатрапа Вавилона. О том, что саркофаг предназначался Мазею, а не Абдолониму, якобы, говорит то, что на барельефах много фигур в персидских одеждах.
Как удалось определить, саркофаг был создан в промежуток времени между 322 и 311 гг. до н.э. Трудились над ним мастера с острова Родос, материалом послужил знаменитый пентелийский мрамор, который добывали в Аттике. Этот мрамор, из которого были построены многие здания афинского акрополя, был известен глубоким белым цветом с легким желтоватым оттенком. Впрочем, в пору своего создания саркофаг Александра имел особый цвет, точнее, много цветов. Ученые обнаружили, что изначально барельефы на стенках гробницы были раскрашены, и сейчас появились проекты, воспроизводящие оригинальную раскраску саркофага.
Одна из сцен на саркофаге Александра в цвете
История в барельефах
А теперь давайте подробнее рассмотрим барельефы, которые с четырех сторон украшают саркофаг. Вероятно, все они каким-то образом связаны с судьбой Абдолонима.
По всей видимости, фрагмент памятной битвы при Иссе, которая стала роковой для судьбы Абдолонима (после чего он получил из рук Александра царский титул), изображен на одной из длинных стенок саркофага. Это тот самый барельеф, где мы видим самого Александра в шлеме, выполненном в форме львиной головы, что, видимо, отсылает к подвигам Геракла. Два других македонских всадника на этом барельефе, как предполагается, - лучший друг Александра Гефестион (в центре), а также один из военачальников Пердикка, который после смерти Александра стал регентом Македонской державы (справа в беотийском шлеме).
Александр в битве при Иссе
На противоположной длинной стенке саркофага изображена сцена охоты, причем в этой охоте участвуют как македоняне, так и персы. В частности, фигуру всадника в центре композиции – того, который пытается сдержать натиск разъяренного льва, - идентифицируют как Александра. Возможно, кто-то из других охотников – Абдолоним, а сама сцена отсылает нас к совместной охоте сидонцев и македонян, которая случилась в лесах недалеко от Сидона в 332 году до н.э.
Идем дальше. На одной из коротких стенок саркофага мы видим самого Абдолонима. Здесь снова сцена охоты, в центре – воин в восточных одеждах (Абдолоним?), который пытается пронзить пантеру. Сверху, на треугольном фронтоне саркофага – сюжет неизвестного сражения, в котором, вероятно, также принимает участие Абдолоним.
Охота на пантеру на одной из коротких стен саркофага. В центре, как предполагается, - Абдолоним
Противоположная короткая стенка саркофага, кажется, более содержательна. Вверху, на фронтоне, - выразительная композиция, в которой участвуют воины в греко-македонских одеждах. В центре – стоящий на коленях мужчина, к горлу которого приставлен кинжал, несчастного вот-вот убьют. По мнению исследователей, этот сюжет изображает расправу над регентом Пердиккой в 320 году до н.э. после его неудачного похода в Египет против Птолемея (при форсировании Нила часть воинов армии регента утонула, часть была съедена крокодилами). Вот как описывает смерть Пердикки Диодор Сицилийский:
«Когда наступила ночь, лагерь был заполнен причитаниями и плачем, потому что много людей было бессмысленно потеряно вовсе не от удара врага, и из них не менее тысячи стали пищей для зверей. Поэтому многие командиры собрались вместе и обвиняли Пердикку, и вся пехотная фаланга в этот момент отвернулась от него, проявляя свою враждебность угрожающими криками. В результате около сотни командиров первыми восстали против него, из которых самым знаменитым был Пифон, тот самый, что подавил мятеж греков, второй человек по храбрости и славе из товарищей Александра; следом также некоторые кавалеристы сговорились и пошли к палатке Пердикки, где они навалились на него и смертельно ранили».
Убийство Пердикки
Под фронтоном – очередная сцена сражения, в котором участвуют как македонские, так и восточные воины. Причем в центре композиции, как считают большинство историков, - сам Абдолоним. Есть предположение, что барельеф изображает битву при Газе в 312 года до н.э., одно из важных сражений войн диадохов. В ней войско Птолемея разгромило армию Деметрия, сына Антигона Одноглазого. Доподлинно неизвестно, на чьей стороне принимал участие в битве Абдолоним, вероятнее, на стороне победителя. Кстати, есть версия, что царь Сидона и погиб как раз в этом сражении. Но доказательств, разумеется, нет. Известно лишь, что Абдолоним скончался не позднее 311 года до н.э.
Вверху - убийство Пердикки, внизу - битва при Газе
Битва при Газе в цвете
Как все это понимать?
А теперь попробуем интерпретировать все эти сюжеты. Начало – битва при Иссе, в которой Александр громит персов и после которого наш герой Абдолоним получает власть (можно сказать, центральная композиция саркофага). Следующая серия, на противоположной стороне саркофага, – единение македонян и восточных народов, что отражено в сцене совместной охоты. Александр по-прежнему в центре внимания, но где-то рядом с ним и новоиспеченный царь Сидона.
Саркофаг Александра был создан между 323 и 312 гг. до н.э.
Одна из коротких стенок саркофага представляет эпизоды самостоятельного правления Абдолонима, возможно с 332 года до н.э. до смерти Александра в 323-м: мир (охота на пантеру) и война (неизвестная битва). Вторая короткая стенка, на противоположной стороне, вероятно, рассказывает о последних годах сидонского царя. Сцена убийства регента Пердикки должна была сообщить о том, что Абдолоним не питал к регенту теплых чувств, а, может, даже был участником заговора против него. Наконец, битва при Газе повествует нам о том, что царь Сидона снова воевал на стороне победителя – Птолемея, союзником которого Абдолоним, возможно, стал после провала египетской экспедиции Пердикки. В этом жестоком сражении царь Сидона проявил себя как герой и пал в бою.
Впрочем, может, и не пал. И вообще вся эта интерпретация – моя личная трактовка, хоть, как кажется, и приближенная к реальности.Автор: А.Денисенков
Источник: "История и истории"
Опубликовано 18 мая 2022
Комментариев 0 | Прочтений 2031
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: