Бретёры: история наёмных дуэлянтов
Бретёры: история наёмных дуэлянтов
Как следовало поступить дворянину, если честь его была задета, а драться на дуэли он не хотел или не очень-то хорошо умел это делать? Выход был такой: нанимались профессиональные дуэлянты - бретёры, и они безжалостно разбирались с обидчиком. Разумеется, за солидное вознаграждение.
В Европе бретёрство и дуэли в целом стали в какой-то момент настоящим кошмаром, порой выкашивавшим дворян больше, чем войны и болезни. Обострённое чувство справедливости вынуждало аристократов сражаться друг с другом по любому поводу. В таких условиях бретёрство стало очень выгодной профессией.

Конец «Божьего суда»

Слово «бретёр» происходит от французского brette — «шпага». Реже их называли на итальянский манер — спадасены (spadaccino — «мечник») или брави (bravi — «смелый»). Однако в истории остался французский термин, поскольку именно там бретёрство возникло как род деятельности примерно в XVII веке, на пике дуэлей на холодном оружии. Но мы рассмотрим предпосылки возникновения этого ремесла, поэтому начнём издалека.
До XIII века в религиозной Европе был популярен так называемый «Божий суд», означавший, что истина может быть установлена только с помощью Божественного провидения. Это был своеобразный способ правосудия в раннем Средневековье, во время которого обвиняемого истязали кипящей водой, калёным железом или огнём. Происходило это тогда, когда обычные юридические процедуры уже были исчерпаны, а результата ещё достичь не получалось. В качестве подвида «Божьего суда» допускался также судебный поединок — это не прения адвоката с прокурором, а по сути разрешенная законом дуэль. Проходил он в исключительных случаях, когда установить истину не получалось, признание никто не давал и допрос свидетелей тоже не помогал. Считалось, что Бог заступится за того, за кем правда, поэтому кто был сильнее, тот и был прав.
Постепенно «Божий суд» начал терять популярность, заменяясь судом присяжных, хотя его методы впоследствии переняла святая инквизиция. Европейцы вдруг осознали, что принцип «кто сильнее, тот и прав» противоречил христианству, и в 1215 году католическая церковь запретила священнослужителям благословлять участников судебных поединков. Церковников поддержала и светская власть. Например, в 1231 году все виды «Божьего суда» запретил император Священной Римской империи Фридрих II.
Аристократия неохотно принимала новые правила, очень уж старые порядки казались ей справедливыми. В свою очередь, монархи тоже не хотели сильно обижать своих феодалов, поэтому новые правила внедрялись медленно. Но уже к XVI веку судебные поединки стали очень редкими. Аристократы не могли смириться с таким запретом, воспринимая это как покушение на традиции, но сопротивляться вечно они не могли.
К началу Нового времени дворянство уже уступало позиции по всем фронтам. Феодалы оставались опорой на случай войны, в мирной же жизни монархи все больше предпочитали опираться на торговцев и банкиров (нередко становясь их должниками), юристов и чиновников. Дворянские титулы за особые заслуги стали также присуждаться верхушкам буржуазии, размывая это традиционно военное сословие. А появление огнестрельного оружия довершило уничтожение старых рыцарских традиций: пули и ядра обесценили отвагу и искусство обращения с холодным оружием.

Школы фехтования

Желание остановить реформы, сохранив старые идеалы чести, вынудило дворян с обострённым чувством собственного достоинства организовать дуэли. Над абстрактным понятием справедливости не были властны никакие законы, решения суда и даже указы короля. Власть могла дать и отнять всё, но честь и достоинство были недоступными для неё. Из-за этого дворяне часто предпочитали решать конфликты друг с другом при помощи оружия — сначала холодного (шпаги и кинжала), потом огнестрельного (пистолета). При этом повод не имел значения. По нашим меркам он мог быть абсолютно ничтожным, вроде неудачной шутки, спора о политике или случайного столкновения плечом в плечо.
В начале XVI века стихийная дуэльная культура возникла в Неаполитанском королевстве. Подобные сражения называли «бой в кустах», или «бой по-звериному». Не то чтобы прямо в грязи валялись и зубами глотки друг другу рвали, но нововведения были очевидны: дворяне дрались без доспехов, без лишних свидетелей и только имеющимся при себе оружием (обычно шпага или кинжал). Происходило все быстро, поскольку на вызов нужно было отвечать немедленно. В некоторых случаях участники поединков защищали чужую честь или даже чужие коммерческие интересы. Так начинало зарождаться бретёрство.
Такой тип нового поединка без традиционного рыцарского снаряжения и условностей привёл к возникновению фехтовальных школ. Ремеслу обращения с пришедшей на место тяжёлого меча более удобной шпагой теперь учили профессионально. Хотя в дворянской среде оставалось предубеждение против фехтования (настоящую победу надо заслужить не ловкостью тела, а храбростью!), вместе с наёмными солдатами из Италии оно распространилось по всей Европе. А во Франции во второй половине XVI века дуэли вообще стали настоящей эпидемией.
Власти и церковники не одобряли дуэли, а иногда и показательно карали за них. Для клеймения этого явления использовались грозные эпитеты вроде «самосуд», «оскорбление властей», «покушение на права монарха». Официально прописанное наказание было строгим и в крайних случаях предполагало унижение дворянской чести: лишение титула, конфискация фамильного имущества, позорные столбы и даже позорная казнь через повешение. Но на практике строгость законов компенсировалась необязательностью
Их исполнения в монархиях — правители предпочитали миловать своих верных подданных.

Драка до смерти

Спрос, как известно, рождает предложение, причём на любые услуги. Неудивительно поэтому, что в Европе появились люди, научившиеся зарабатывать на крови. Лучше на чужой, конечно. Очень часто профессиональными дуэлянтами становились те, кому трудно было реализоваться в жизни: безземельные дворяне и младшие сыновья небогатых аристократов. Идти в мирный бизнес им не позволяли принципы, а вот защищать чужую честь за деньги — вполне приемлемое для дворянина занятие. Кто-то в этом деле был обыкновенным мошенником, не имевшим права носить шпагу — например, купившим офицерский патент (во Франции армейские звания официально продавались).
Так или иначе, эта «сфера услуг», если называть её современным термином, из стихийного образования превращалась в деятельность со своими чёткими правилами и традициями. Появились преподаватели боя на шпагах, постоянные секунданты, знатоки обычаев и дуэльного кодекса. Бретёрство стало полуофициальной профессией. О её распространении в Европе косвенно можно судить по популярности дуэлей: за 20 лет правления короля Генриха IV (1589-1610) в поединках частного характера погибло до 10 тысяч французских дворян — это больше, чем на полях войн за тот же период. Числу жертв способствовало и то, что во времена «дуэльного кошмара» секунданты были не просто свидетелями и помощниками, а полноценными участниками поединков. В результате с каждой стороны почти стенка на стенку могло драться по 10-20 человек. А учитывая то, что всегда сражались насмерть, дело обязательно заканчивалось трупами. Известен курьёз, когда отправившийся на дуэль граф де Келюс забыл дома кинжал и надеялся, что противник из благородства выбросит и свой. Однако его оппонент, барон д'Антраг, не стал упускать выгоды и нанёс безоружному графу 19 точных ударов.
Постепенно государство все больше осознавало, что такое положение вещей не должно продолжаться вечно. Власть решила ужесточить своё исключительное право на насилие, особенно в отношении профессиональных дуэлянтов, поскольку среди них были отличные убийцы. В 1679 году во Франции вышел королевский эдикт, запрещающий бретерам сражаться за незнакомцев. А с эпохой Просвещения кровавые средневековые пережитки начали уходить и из буйных дворянских голов. Дуэли стали более символичными, не обязательно приводящими к чьей-то смерти, поэтому и наёмные дуэлянты стали не нужны. Европейское бретёрство почти полностью исчезает после Наполеоновских войн, оставаясь в некотором виде в России, хотя наши бретёры не зарабатывали на дуэлях.Автор: В.Луговой
Источник: "Загадки истории" №9, 2021 г.
Опубликовано 09 марта 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 1351

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия