Утраченные знания древних цивилизаций
«Из вереска напиток забыт давным-давно, а был он слаще меда, пьянее, чем вино»… Увы, забыт не только вересковый мёд: многие секреты древних ушли вместе с ними. И что особенно жаль, ушли знания и технологии. Ибо, несмотря на современный уровень развития науки и техники, мы не в состоянии сделать и половины из того, что умели наши предки...
Попробуйте на глаз вычислить расположение звёзд на небе, построить сейсмоустойчивый дом из каменных блоков или сложить лазурную мозаику, наподобие той, что украшает самаркандские минареты и медресе… Даже если вы являетесь суперпрофессионалом в той или иной области и родились с мастерком (подзорной трубой, кистью и т.д. и т.п.) в руке, вам это не удастся. Почему? Кто бы знал… Философам в этом вопросе проще, у них есть Сократ, провозгласивший: «Я знаю, что я ничего не знаю». Но вот историков, археологов, строителей, математиков, астронавтов, химиков, физиков — одним словом, всех-всех-всех это признание явно не спасает. Снова и снова учёные пытаются проникнуть в тайны древних технологий, ныне утраченные, и снова и снова натыкаются на закрытые двери...
Лыжи не едут
В конце 1977 года группа японских учёных прибыла в Египет. Они жаждали повторить подвиг древних египтян и воздвигнуть пирамиду — 10-метровую копию — в Гизе. Правительство Египта пошло им навстречу с условием, что потом японцы разберут свой «тренировочный объект». Стороны ударили по рукам, и работа закипела. Дотошные японцы непременно хотели построить пирамиду с соблюдением древних технологий, благо в их распоряжении были свидетельства Геродота и современных археологов: эти умы подсказали, как и что нужно делать. Однако на практике оказалось, что инструменты из закалённой меди, которыми якобы древние египтяне «препарировали» каменные глыбы, не выдержали столкновения с гранитом. Сроки у японцев были сжатые. Потому медь сдали в утиль, вернее, заменили её современными машинами, с помощью которых нарезали нужные детали и отшлифовали их как следует. Транспортировка блоков от каменоломни до места строительства методом «лыж», заявленная во всех учебниках, на деле также потерпела полное фиаско. «Лыжи» оказались неуправляемыми. Опять-таки выручили современные агрегаты. Тягачи дотащили камни к строительной площадке. И тут на пути японцев возникли новые препятствия. Следуя инструкциям учёных, они разделились на две группы. Первая группа вновь водрузила камни на «лыжи» и принялась толкать их вверх по песчаной насыпи, щедро политой маслом. А другая группа тянула глыбу вверх. Но на масле скользило все что угодно, только не «лыжи».
А одной лишь мускульной силой втащить каменюку наверх не получилось. Тогда японцы разыграли последнего козыря в колоде: сконструировали подъёмные краны из пальмовых стволов и сплели канаты из волокон, которыми, судя по книгам, египтяне поднимали обелиски весом в сотни тонн. Поначалу дело пошло, но… дерево не выдержало напряжения и буквально взорвалось, разлетевшись на мелкие щепки. Горе-строители удалили занозы из ран и пригнали… современный подъёмный кран. В итоге пирамида, конечно, была построена. Японцы всё равно остались довольны: по крайней мере, они узнали, как НЕ строились египетские пирамиды…
На сегодняшний день по-прежнему неизвестно, как именно они были возведены. И это далеко не единственная строительная загадка.
Секрет его молодости
Даже если вы никогда не были в Риме, вы прекрасно знаете: весь он — сплошной музей под открытым небом. Пантеон, Колизей, многочисленные акведуки и термы, множество других величественных зданий тысячелетиями стоят в Вечном городе и умудряются сохранять красоту, а главное — целостность! Один из секретов вечной молодости кроется в том числе и в составе… римского бетона. Он много прочнее современного: собственно, благодаря этой железобетонной римской связке Вечный город и выдерживает удары времени и стихий. Современные зодчие и учёные дорого бы отдали, лишь бы узнать: какие именно ингредиенты обеспечивали древнему цементу прочность. Но, увы, таинственные компоненты до сих пор неизвестны. Говорят, римляне замешивали бетон на крови и молоке: якобы именно эти жидкости придавали стойкость конструкциям. Но о смельчаках, решившихся проверить этот рецепт, пока ничего не слышно.
Секрет изготовления римского бетона утрачен, причём давно — ещё во времена Средневековья. Популярная версия предполагает, что «бетонную» загадку унесли с собой в могилу те немногие, кто её знал: это была коммерческая тайна… Но возможно, всё обстояло иначе.
Мы наш, мы новый мир построим
Даже при беглом сравнении очевидна разница между римскими постройками I века до н.э. и, скажем, IV века н.э.: более поздние здания явно проигрывают в этом соревновании. Налицо регресс: христианские храмы похожи друг на друга, как близнецы-братья, одни и те же элементы переходят от базилики к базилике, купола забыты напрочь! Что произошло? Римляне разучились строить? Да, но не сами по себе. В Римской империи установилось христианство. И новая церковь поспешила избавиться от языческого прошлого: были уничтожены не только знания — научные и философские труды, — но и сами учёные.
Вот и осталось у строителей-христиан два пути: либо заниматься копированием древних шедевров, либо действовать на свой страх и риск. В итоге пришлось учиться заново. И ещё неизвестно, чем бы кончилось это учение, если бы не трактат римского инженера и архитектора Витрувия, случайно обнаруженный в одном из французских монастырей в XI веке. Труд назывался просто и понятно — «Десять книг об архитектуре». Бытует мнение, будто именно с этой книги в Европе начался Ренессанс. Так это ли не так, гадать не будем, но точно известно одно. Из трактата средневековые строители узнали, как строить каркасные здания, и в архитектуре воцарился новый стиль — готический.
С трактатом Витрувия связана ещё одна любопытная (и довольно спорная) история: практически одновременно с появлением «Десяти книг об архитектуре» в Европе возникли первые тайные ложи каменщиков — будущих масонов. И объединяло «заговорщиков» на первых порах лишь одно — информация, почерпнутая из труда римского архитектора…
Собираем пазлы
К сожалению, ни на острове Пасхи, ни в Южной Америке ни одного Витрувия не уцелело… И опять-таки благодаря резвости христианских миссионеров. 593 огромные статуи на острове Пасхи давно стали притчей во языцех: кто, как и когда их построил — неизвестно. Ими можно лишь восхищаться. Но первое, что сделали религиозные деятели, прибывшие сюда в середине XVIII века, — это сожгли древние деревянные таблички, испещрённые иероглифами, что лежали у подножий всех статуй. Лишь малую толику отправили в Ватикан. А тот, как известно, специалист по захоронению тайн, особенно когда речь идёт об исчезнувших цивилизациях: даже будучи мёртвыми, они всё равно остаются опасными соперниками.
Изрядно порезвились миссионеры и в Южной Америке, уничтожая, сжигая и круша следы цивилизации ацтеков, толтеков, инков и майя — рукописи, статуи, алтари, даже обычаи!!!
Может статься, именно их стараниями мы теперь никогда не узнаем секрета строительства древних городов на Американском континенте.
Ведь сколько было землетрясений в Андах, а знаменитый теперь на весь мир Мачу-Пикчу выдержал их все! По самым скромным подсчётам, этот древний город сопротивляется стихиям вот уже 6 тысяч лет! Ни одно современное здание, построенное с учётом всех возможных расчётов и технологий, не способно так держать удар: землетрясения ежегодно сводят счёты с нынешними архитекторами. Понятно, что последние из кожи вон лезли, чтобы узнать секрет Мачу-Пикчу и ему подобных. Узнали: оказалось, что каждый «кирпичик» в этом «доме» сопряжён с соседом, как в картинке-головоломке. Представьте, что вы собираете пазл—только объёмный, да к тому же каменный и огромный, — и вы поймёте, как древние строители добились неразъемности соединений. Но представить — полдела: воплотить в реальность — вот задача. И пока она остаётся неразрешимой…
Дамасская сталь
Увы, и её секрет ныне утрачен. Но стоит упомянуть о ней, и в памяти всплывает картинка, подсмотренная в мифах, легендах и даже романах Вальтера Скотта: тонкая вуаль мягко опускается на саблю и… распадается на две половинки. Об остроте дамасских клинков, о прочности дамасской стали ходили легенды. Сегодня дамасские лезвия — гордость для музейщиков и частных коллекционеров и… головная боль для учёных и оружейников. Им, перефразируя шотландского короля, впору возопить: «Скажите, черти, как вы готовили мёд, то есть сталь!». Но молчат «малютки-медовары»: кузнецов, ковавших узорчатую сталь, не осталось. Ни одного. В общих чертах процесс изготовления Дамаска известен: жёсткий цементит смешивался с несколько более мягким железом. На выходе получалось лезвие — прочное, гибкое, покрытое причудливым узором — результатом соединения стали и железа. Однако сколько ни пытались современные исследователи воспроизвести дамасские клинки — у них ничего не вышло. Мало оказалось «общих черт», потребовались детали. Но, увы, технология ковки дамасской стали была утрачена ещё в 1750 году. Якобы кончилась нужная руда…
Батарейка до нашей эры
Романтики любят вздыхать: «Ах, если бы камни могли говорить!». Но просто говорить мало — важно быть услышанным. Когда в 1936 году немецкий инженер Вильгельм Кениг заглянул в Багдадский музей и в предмете культа опознал электрическую батарею, его не приняли всерьёз. Почему? Ответил на этот вопрос — 26 лет спустя — хранитель Лондонского музея науки химик и физик Уолтер Уинтон: «Скажите любому физику, что электрический ток использовался за 15 столетий до Гапьвани и его лягушачьих лапок, и вы услышите в ответ: «Вздор! Смехотворная идея! Невозможно!» Такой была и его собственная реакция. Но одного взгляда на батарею хватило Уинтону, чтобы признать в ней примитивный электрический элемент. Позже с точными копиями багдадских экспонатов были проведены эксперименты, подтвердившие выводы Кенига — Уинтона: это действительно оказалась батарея. Причём очень даже мощная: на протяжении 18 дней она давала ток напряжением 0,5 вольта.
Стало быть, Древний мир знал электричество! И наша цивилизация напрасно приписала себе лавры первооткрывателей.
Гордыня - смертный грех...
... но именно этим пороком упиваются современные учёные и исследователи. Недооценивать древних — большая ошибка. Доверять лишь логике и здравому смыслу — непростительная глупость. Наша неспособность освободиться от стереотипов играет с нами злую шутку. И в результате нас ставит в тупик обыкновенное мастерство! Ведь то, чем владели древние люди, — лишь ремесло, доведённое до совершенства. Надо только, во-первых, допустить возможность его существования и, во-вторых, постараться встать на место древнего человека, более того — превратиться в него самого, чтобы посмотреть на мир его незамутненными глазами и изобрести все то, что так удивляет современника.Автор: Б.Заплавный
Попробуйте на глаз вычислить расположение звёзд на небе, построить сейсмоустойчивый дом из каменных блоков или сложить лазурную мозаику, наподобие той, что украшает самаркандские минареты и медресе… Даже если вы являетесь суперпрофессионалом в той или иной области и родились с мастерком (подзорной трубой, кистью и т.д. и т.п.) в руке, вам это не удастся. Почему? Кто бы знал… Философам в этом вопросе проще, у них есть Сократ, провозгласивший: «Я знаю, что я ничего не знаю». Но вот историков, археологов, строителей, математиков, астронавтов, химиков, физиков — одним словом, всех-всех-всех это признание явно не спасает. Снова и снова учёные пытаются проникнуть в тайны древних технологий, ныне утраченные, и снова и снова натыкаются на закрытые двери...
Лыжи не едут
В конце 1977 года группа японских учёных прибыла в Египет. Они жаждали повторить подвиг древних египтян и воздвигнуть пирамиду — 10-метровую копию — в Гизе. Правительство Египта пошло им навстречу с условием, что потом японцы разберут свой «тренировочный объект». Стороны ударили по рукам, и работа закипела. Дотошные японцы непременно хотели построить пирамиду с соблюдением древних технологий, благо в их распоряжении были свидетельства Геродота и современных археологов: эти умы подсказали, как и что нужно делать. Однако на практике оказалось, что инструменты из закалённой меди, которыми якобы древние египтяне «препарировали» каменные глыбы, не выдержали столкновения с гранитом. Сроки у японцев были сжатые. Потому медь сдали в утиль, вернее, заменили её современными машинами, с помощью которых нарезали нужные детали и отшлифовали их как следует. Транспортировка блоков от каменоломни до места строительства методом «лыж», заявленная во всех учебниках, на деле также потерпела полное фиаско. «Лыжи» оказались неуправляемыми. Опять-таки выручили современные агрегаты. Тягачи дотащили камни к строительной площадке. И тут на пути японцев возникли новые препятствия. Следуя инструкциям учёных, они разделились на две группы. Первая группа вновь водрузила камни на «лыжи» и принялась толкать их вверх по песчаной насыпи, щедро политой маслом. А другая группа тянула глыбу вверх. Но на масле скользило все что угодно, только не «лыжи».
А одной лишь мускульной силой втащить каменюку наверх не получилось. Тогда японцы разыграли последнего козыря в колоде: сконструировали подъёмные краны из пальмовых стволов и сплели канаты из волокон, которыми, судя по книгам, египтяне поднимали обелиски весом в сотни тонн. Поначалу дело пошло, но… дерево не выдержало напряжения и буквально взорвалось, разлетевшись на мелкие щепки. Горе-строители удалили занозы из ран и пригнали… современный подъёмный кран. В итоге пирамида, конечно, была построена. Японцы всё равно остались довольны: по крайней мере, они узнали, как НЕ строились египетские пирамиды…
На сегодняшний день по-прежнему неизвестно, как именно они были возведены. И это далеко не единственная строительная загадка.
Секрет его молодости
Даже если вы никогда не были в Риме, вы прекрасно знаете: весь он — сплошной музей под открытым небом. Пантеон, Колизей, многочисленные акведуки и термы, множество других величественных зданий тысячелетиями стоят в Вечном городе и умудряются сохранять красоту, а главное — целостность! Один из секретов вечной молодости кроется в том числе и в составе… римского бетона. Он много прочнее современного: собственно, благодаря этой железобетонной римской связке Вечный город и выдерживает удары времени и стихий. Современные зодчие и учёные дорого бы отдали, лишь бы узнать: какие именно ингредиенты обеспечивали древнему цементу прочность. Но, увы, таинственные компоненты до сих пор неизвестны. Говорят, римляне замешивали бетон на крови и молоке: якобы именно эти жидкости придавали стойкость конструкциям. Но о смельчаках, решившихся проверить этот рецепт, пока ничего не слышно.
Секрет изготовления римского бетона утрачен, причём давно — ещё во времена Средневековья. Популярная версия предполагает, что «бетонную» загадку унесли с собой в могилу те немногие, кто её знал: это была коммерческая тайна… Но возможно, всё обстояло иначе.
Мы наш, мы новый мир построим
Даже при беглом сравнении очевидна разница между римскими постройками I века до н.э. и, скажем, IV века н.э.: более поздние здания явно проигрывают в этом соревновании. Налицо регресс: христианские храмы похожи друг на друга, как близнецы-братья, одни и те же элементы переходят от базилики к базилике, купола забыты напрочь! Что произошло? Римляне разучились строить? Да, но не сами по себе. В Римской империи установилось христианство. И новая церковь поспешила избавиться от языческого прошлого: были уничтожены не только знания — научные и философские труды, — но и сами учёные.
Вот и осталось у строителей-христиан два пути: либо заниматься копированием древних шедевров, либо действовать на свой страх и риск. В итоге пришлось учиться заново. И ещё неизвестно, чем бы кончилось это учение, если бы не трактат римского инженера и архитектора Витрувия, случайно обнаруженный в одном из французских монастырей в XI веке. Труд назывался просто и понятно — «Десять книг об архитектуре». Бытует мнение, будто именно с этой книги в Европе начался Ренессанс. Так это ли не так, гадать не будем, но точно известно одно. Из трактата средневековые строители узнали, как строить каркасные здания, и в архитектуре воцарился новый стиль — готический.
С трактатом Витрувия связана ещё одна любопытная (и довольно спорная) история: практически одновременно с появлением «Десяти книг об архитектуре» в Европе возникли первые тайные ложи каменщиков — будущих масонов. И объединяло «заговорщиков» на первых порах лишь одно — информация, почерпнутая из труда римского архитектора…
Собираем пазлы
К сожалению, ни на острове Пасхи, ни в Южной Америке ни одного Витрувия не уцелело… И опять-таки благодаря резвости христианских миссионеров. 593 огромные статуи на острове Пасхи давно стали притчей во языцех: кто, как и когда их построил — неизвестно. Ими можно лишь восхищаться. Но первое, что сделали религиозные деятели, прибывшие сюда в середине XVIII века, — это сожгли древние деревянные таблички, испещрённые иероглифами, что лежали у подножий всех статуй. Лишь малую толику отправили в Ватикан. А тот, как известно, специалист по захоронению тайн, особенно когда речь идёт об исчезнувших цивилизациях: даже будучи мёртвыми, они всё равно остаются опасными соперниками.
Изрядно порезвились миссионеры и в Южной Америке, уничтожая, сжигая и круша следы цивилизации ацтеков, толтеков, инков и майя — рукописи, статуи, алтари, даже обычаи!!!
Может статься, именно их стараниями мы теперь никогда не узнаем секрета строительства древних городов на Американском континенте.
Ведь сколько было землетрясений в Андах, а знаменитый теперь на весь мир Мачу-Пикчу выдержал их все! По самым скромным подсчётам, этот древний город сопротивляется стихиям вот уже 6 тысяч лет! Ни одно современное здание, построенное с учётом всех возможных расчётов и технологий, не способно так держать удар: землетрясения ежегодно сводят счёты с нынешними архитекторами. Понятно, что последние из кожи вон лезли, чтобы узнать секрет Мачу-Пикчу и ему подобных. Узнали: оказалось, что каждый «кирпичик» в этом «доме» сопряжён с соседом, как в картинке-головоломке. Представьте, что вы собираете пазл—только объёмный, да к тому же каменный и огромный, — и вы поймёте, как древние строители добились неразъемности соединений. Но представить — полдела: воплотить в реальность — вот задача. И пока она остаётся неразрешимой…
Секрет Мачу-Пикчу прост: каждый «кирпичик» в его постройках сопряжён с соседним, как элемент пазла. Благодаря этому древний город сопротивляется землетрясениям уже 6 тысяч лет.
30 лет посвятил американский археолог Хайат Веррил исследованию исчезнувших цивилизаций Центральной и Южной Америки. Итогом работ стал ошеломляющий вывод: у индейцев почти не было инструментов для обтесывания камней. Ту или иную форму камню они придавали с помощью радиоактивного состава, разъедавшего гранит.
Дамасская сталь
Увы, и её секрет ныне утрачен. Но стоит упомянуть о ней, и в памяти всплывает картинка, подсмотренная в мифах, легендах и даже романах Вальтера Скотта: тонкая вуаль мягко опускается на саблю и… распадается на две половинки. Об остроте дамасских клинков, о прочности дамасской стали ходили легенды. Сегодня дамасские лезвия — гордость для музейщиков и частных коллекционеров и… головная боль для учёных и оружейников. Им, перефразируя шотландского короля, впору возопить: «Скажите, черти, как вы готовили мёд, то есть сталь!». Но молчат «малютки-медовары»: кузнецов, ковавших узорчатую сталь, не осталось. Ни одного. В общих чертах процесс изготовления Дамаска известен: жёсткий цементит смешивался с несколько более мягким железом. На выходе получалось лезвие — прочное, гибкое, покрытое причудливым узором — результатом соединения стали и железа. Однако сколько ни пытались современные исследователи воспроизвести дамасские клинки — у них ничего не вышло. Мало оказалось «общих черт», потребовались детали. Но, увы, технология ковки дамасской стали была утрачена ещё в 1750 году. Якобы кончилась нужная руда…
Молибден был открыт ь 1778 году. Ещё 100 лет ушло на то, чтобы научиться выделять его в чистом виде. Однако Павел Петрович Аносов — выдающийся русский учёный-металлург — выяснил: прочность старинным самурайским мечам придавал именно… молибден. Стало быть, древние мастера Японии знали больше, чем их коллеги, скажем, в XVIII веке.
Батарейка до нашей эры
Романтики любят вздыхать: «Ах, если бы камни могли говорить!». Но просто говорить мало — важно быть услышанным. Когда в 1936 году немецкий инженер Вильгельм Кениг заглянул в Багдадский музей и в предмете культа опознал электрическую батарею, его не приняли всерьёз. Почему? Ответил на этот вопрос — 26 лет спустя — хранитель Лондонского музея науки химик и физик Уолтер Уинтон: «Скажите любому физику, что электрический ток использовался за 15 столетий до Гапьвани и его лягушачьих лапок, и вы услышите в ответ: «Вздор! Смехотворная идея! Невозможно!» Такой была и его собственная реакция. Но одного взгляда на батарею хватило Уинтону, чтобы признать в ней примитивный электрический элемент. Позже с точными копиями багдадских экспонатов были проведены эксперименты, подтвердившие выводы Кенига — Уинтона: это действительно оказалась батарея. Причём очень даже мощная: на протяжении 18 дней она давала ток напряжением 0,5 вольта.
Стало быть, Древний мир знал электричество! И наша цивилизация напрасно приписала себе лавры первооткрывателей.
Гордыня - смертный грех...
... но именно этим пороком упиваются современные учёные и исследователи. Недооценивать древних — большая ошибка. Доверять лишь логике и здравому смыслу — непростительная глупость. Наша неспособность освободиться от стереотипов играет с нами злую шутку. И в результате нас ставит в тупик обыкновенное мастерство! Ведь то, чем владели древние люди, — лишь ремесло, доведённое до совершенства. Надо только, во-первых, допустить возможность его существования и, во-вторых, постараться встать на место древнего человека, более того — превратиться в него самого, чтобы посмотреть на мир его незамутненными глазами и изобрести все то, что так удивляет современника.Автор: Б.Заплавный
Опубликовано 26 января 2021
| Комментариев 1 | Прочтений 4495
Ещё по теме...
Комментарии
1 |
Татьяна
28 января 2021 13:28:00
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: