Священного Грааля свет благословенный
Не всегда дар свыше оказывается подарком судьбы. Иногда он оборачивается роком, проклятием. И все же, те, кому выпало быть хранителями дара, не боялись и жизнь за него отдать. Для них это было счастьем - ведь так они приближались к своей заветной мечте... Священный Грааль - чаша благоденствия - хранителям своим несла лишь гибель. Почему же тогда они за честь считали не только беречь ее, но и просто находиться рядом? И были готовы сложить ради нее головы: ведь перед ними сияла надежда спастись в жизнь вечную.
Откуда такая убежденность? Одной веры, пусть самой пылкой, человеку недостаточно. Сам Грааль поведал им об этом: ведь чаша наделяла даром предвидения любого, прикоснувшегося к ней...
Хранители сокровища
По одним источникам, Грааль - это кубок, из которого пили Иисус и его ученики во время Тайной вечери; по другим - чаша, в которую Иосиф из Аримафеи собрал кровь Иисуса, пригвожденного к кресту. Третьи считают, что речь идет об одном и том же сосуде: кровь Христова стекала в чашу, из которой пил Он на своей последней трапезе...
Чаша Грааля явилась миру в далекой Палестине. Явилась - чтобы сгинуть и вернуться из небытия спустя века уже в Европе - как миф, как легенда, как символ. Почему же чаша оказалась здесь?
Существует легенда, что Мария Магдалина бежала из Святой Земли от преследований римлян: так она спаслась сама и уберегла от поругания святыню Грааля. Судьба привела ее на побережье Франции, в окрестности Марселя. Там Мария Магдалина проповедовала учение Христа, там же и похоронена, а мощи ее до сих пор почитаются в этих местах. До конца дней оставалась Мария хранительницей чаши. Кому же после ее смерти доверить эту высокую миссию? Кто тот христианин, чьи чистая душа и беззаветная вера достойны столь высокой награды и столь тяжкого креста, как участь хранителя святыни? И как искать следующего хранителя, когда закончится земной путь "наследника" Марии Магдалины?
Последователи и ученики Марии изучили немало рукописей и придворных хроник Бретани, Франции, Ирландии и многих других стран. И, наконец, выяснили, где мог жить народ, достаточно чистый и в необходимой мере склонный к отрешенной жизни, чтобы принять миссию вечных хранителей чаши. Они нашли то, что искали, на юге Франции, в герцогстве Анжу. В конечном счете честь хранить Грааль доверили семейству Мазадан. И многие века члены этого рода передавали святыню из поколения в поколение.
Так и получилось: Грааль собрал вокруг себя выдающихся людей -мыслителей и философов, религиозных мистиков и подвижников, объединившихся в религиозную общину. Они по-новому взглянули на сложившиеся к тому времени догмы католической церкви. Кроме того, благодаря близости к священному кубку им открылись многие тайные знания. Поэтому одним из их постулатов стала вера в новое воплощение, в новую жизнь после страдальческой смерти. Они назвали себя древнегреческим словом "катарос", что означало "чистый".
Христианство, исповедовавшееся катарами, знания и идеи, которые несли в мир хранители чаши, с годами все больше отличались от традиционных религиозных догматов. И официальная церковь, почувствовав серьезного соперника, объявила их вероотступниками. Получается, что катары - первые в средневековой истории еретики. Кстати, и слово "еретик" - это изрядно искаженное французским произношением греческое слово "катар".
Столкновение двух вер
На XII век пришлась эпоха расцвета катаров. В герцогстве Анжу царили мир и покой, процветали литература и искусство. Жители приморских городов снискали славу удачливых и смелых купцов; провансальское рыцарство отличалось доблестью и утонченностью манер, а бродячие поэты славили Прекрасную Даму... Тем временем в Европе свирепствовала католическая инквизиция, слуги Папы Римского охотились за ведьмами и торговали индульгенциями, а развращенное властью духовенство предавалось всевозможным порокам.
Могущество главенствующей церкви начинало трещать по швам: католические властители утратили монополию на вероисповедание, перестали быть величайшим коллективным феодалом - прижимистые французские буржуа предпочитали церковь катаров: ведь те не требовали внушительных пожертвований и не строили пышных храмов.
Нет ничего удивительного в том, что к концу XII века хранители Грааля вполне могли позволить себе тягаться с католиками - не только по уровню популярности среди народа, но и в смысле церковной организации. У них появились даже свои епископы. И самые знатные сеньоры открыто выражали свои симпатии еретикам.
Награда за подвижничество
Чем же пресловутые катары так привлекли людей? Естественно, не только бескорыстием, хотя и это немало. Катарское учение, должно быть, немало утешало грешников: тот, кто не сумел попасть в рай по окончании земной жизни, получит возможность родиться снова. И в этом новом воплощении он обретет понимание духовных истин, которые и приведут человека в объятия Бога. Катарская вера утешительна, в отличие от категоричного христианства, не дававшего надежды на возрождение, отсылавшего либо в рай, либо в ад. Кроме того, религиозные обязанности еретической паствы были почти минимальными, а сам культ отличался большой простотой. Стоит ли удивляться, что катары стали столь популярны? Соратники и простонародье назвали их Совершенными. Они - и мужчины и женщины - странствовали по дорогам Франции, проповедуя свое учение.
Яд ереси
Популярность катарской веры все больше тревожила официальную церковь. В-1178 году властитель Тулузы, граф Раймон V - страстный поборник католичества - в страхе писал Папе Римскому: "Ересь проникла повсюду, она посеяла раздоры во всех семьях, разделив мужа и жену, сына и отца, невестку и свекровь. Сами священники поддались заразе, церкви опустели и разрушаются.
Что до меня, то я делаю все возможное, дабы остановить сей бич, но чувствую, что моих сил недостаточно для выполнения этой задачи. Самые знатные люди моей земли поддались пороку. Толпа последовала их примеру, и ныне я не осмеливаюсь и не могу подавить зло".
Раймон дю Фога, представитель одной из самых аристократических семей города., ставший позднее епископом Тулузским, вспоминал: "...этот город и почти весь край были тогда столь всецело и прискорбно отравлены ядом ереси, что, казалось, церковь Христова должна была отступиться от сих мест, а католическая вера погибнуть, задушенная колючим кустарником и шипами порочных учений".
Междоусобные войны
И вот Папа Римский решает бороться с отступниками, тем более что, потеряв контроль над краем, он лишился всех доходов в виде церковных сборов. Поводом к началу крестового похода против катаров стала гибель при невыясненных обстоятельствах в 1208 году папского легата Пьера Кастельно. "Мы предписываем всему населению вооружиться против еретиков... Мы предоставим всем, кто примет участие в этом походе за сохранение закона, такую же индульгенцию, как и ту, какую получают посетившие церковь св. Петра в Риме.
Все, кто окажет поддержку еретикам, будут отлучены от церкви, как и все, кто им окажет малейшую помощь или кто разделит с ними кров", - писал Папа в своем указе по этому поводу.
Зимой 1209 года под знамена крестового похода встали воины Северной и Центральной Франции, боевые дружины из германских земель и просто желающие поживиться. На одну только Тулузу двинулись 30 тысяч рыцарей, не считая горожан, вилланов и духовенства. Во главе этого воинства встал закаленный в боях с "неверными" Симон де Монфор, а также аббат могущественного монастыря Сито Арно-Амапьрик, которому приписывают легендарное напутствие штурмовикам: "Убивайте всех, Бог признает своих!". Они прошлись по югу Франции огнем и мечом, стирая с лица земли села и города. Дольше всех держалась Тулуза, но в конце концов и она сложила оружие.
Вот здесь-то и уместно задать вопрос: только ли церковные сборы и только ли ересь как таковая интересовали Папу? Ведь поводом для крестового похода, как правило, становились символы веры. В случае с катарами это был священный Грааль. За такую святыню церковные военачальники готовы были смести с лица земли не один город и уничтожить не одну тысячу человеческих жизней.
Идет война народная
Но на смерть приверженцы катаров шли бесстрашно. Ведь они знали, что их ждет не просто воскрешение в раю, а новая жизнь на милой сердцу земле.
То разгораясь то, снова затихая, война продолжалась сорок с лишним лет - вплоть до 1243 года. Последним оплотом сопротивления катаров стала совсем маленькая крепость - Монсегюр. Обосновавшись в замке, катары перестроили его согласно собственным нуждам: цитадель приобрела пятиугольную форму. Поскольку все остальные центры их веры уже пали под натиском крестоносцев, катарам не оставалось ничего другого, как перенести свою главную святыню в Монсегюр.
Это был крепкий орешек - любой, кто решился бы штурмовать замок напрямую, оказался бы сразу же разбитым в пух и прах. Единственный путь для завоевателя -крутой восточный хребет с потайными горными тропинками, известными только местным старожилам. Видимо, среди них и отыскался предатель, указавший завоевателям дорогу. Накануне Рождества 1243 года неприятель оказался у стен крепости. Продержавшись несколько недель, Монсегюр все же пал. В последний день февраля 1243 года крестоносцы приволокли двести Совершенных на крутой склон, отделявший замок Монсегюр от поля, которое с тех пор называли Полем Сожженных, - и всех до единого отправили на костер.
Но сокровище ретивым католикам обнаружить не удалось! Каким образом катары умудрились вывезти свою святыню, до сих пор неизвестно. Есть версия, что четырем Совершенным все же удалось бежать, унося священный Грааль.
На перекрестках истории
Так для чего же все-таки пожертвовали собой катары? Почему, зная заранее о своей грядущей страшной гибели (напомним, что человек, прикоснувшийся к чаше, обретает дар провидца), они не предотвратили ее?
Во всех рукописях, где повествуется о судьбе священной чаши, говорится, что Грааль являлся накануне великих событий в истории человечества: на заре христианства, в начале эпохи междоусобных войн за веру, ее явление ознаменовало расцвет эпохи Возрождения, а за нею и XVII век- истоки нашей технократической цивилизации... Не ради этого ли сложили головы многие тысячи приверженцев веры "чистых"?
Может быть, и сегодняшний интерес к Граалю неслучаен? Ведь буксует история человечества, загнанная в тупик своими же грандиозными достижениями...
Как знать, может, очередное явление святого Грааля и сулит новый виток в развитии нашей цивилизации?
В 1956 году Монсегюром вплотную занялись ученые из Арниежского археологического общества во главе с Фернаном Каста. Поначалу из раскопов извлекались гвозди, глиняные изделия, утварь, обломки оружия и прочая мелочь. Так продолжалось вплоть до августа 1964 года, когда в одном из сбросов, в 80 метрах от крепости, исследователи обнаружили остатки метательной машины и груды камней-снарядов. Расчищая завал, археологи с изумлением увидели на внешней стороне стены чертеж, оказавшийся планом подземного хода, идущим от подножия стены к ущелью. Еще до конца не веря своему счастью, исследователи приступили к поискам самого подземного хода. Порой казалось, что вся эта изнуряющая работа - лишь погоня за несуществующей мечтой, но ученые не сдавались. Награда не заставила себя долго ждать - они нашли-таки подземный лабиринт! Но страшное зрелище предстало взору исследователей: два скелета, сжимающих в руках алебарды. Защитников подземелья, видно, убили сразу: в глазнице одного торчал наконечник стрелы, грудную клетку другого насквозь пронзило древко копья.
Итак, убитые в подземелье, несомненно, были Совершенными. Где окончили свой земной путь двое из четырех, упомянутых в Хрониках, мы выяснили. Но о вероятном месте пребывания еще двоих слагают легенды и строят версии. Предположительно, Совершенные нашли помощь и поддержку у братьев по духу - рыцарей ордена Храма. Именно тамплиеры, по преданию, стали новыми хранителями святого Грааля... Ведь не может быть, чтобы катары исчезли бесследно, лишив человечество возможности хотя бы краешком глаза взглянуть на святой Грааль, излучающий таинственный свет и наделяющий всепроницающим знанием!
Легенда гласит также, что даже Нострадамус был причастен к священному кубку... Не от этого ли кубка Тайной вечери к простому врачу пришел дар ясновидения? И не потому ли пророчил он к 2030 году эру Процветания - час, когда миру вновь явится чаша и человечество обретет сокровенные знания, прикоснувшись к вожделенному Граалю?!Автор: В.Абсо
Откуда такая убежденность? Одной веры, пусть самой пылкой, человеку недостаточно. Сам Грааль поведал им об этом: ведь чаша наделяла даром предвидения любого, прикоснувшегося к ней...
Хранители сокровища
По одним источникам, Грааль - это кубок, из которого пили Иисус и его ученики во время Тайной вечери; по другим - чаша, в которую Иосиф из Аримафеи собрал кровь Иисуса, пригвожденного к кресту. Третьи считают, что речь идет об одном и том же сосуде: кровь Христова стекала в чашу, из которой пил Он на своей последней трапезе...
Чаша Грааля явилась миру в далекой Палестине. Явилась - чтобы сгинуть и вернуться из небытия спустя века уже в Европе - как миф, как легенда, как символ. Почему же чаша оказалась здесь?
Существует легенда, что Мария Магдалина бежала из Святой Земли от преследований римлян: так она спаслась сама и уберегла от поругания святыню Грааля. Судьба привела ее на побережье Франции, в окрестности Марселя. Там Мария Магдалина проповедовала учение Христа, там же и похоронена, а мощи ее до сих пор почитаются в этих местах. До конца дней оставалась Мария хранительницей чаши. Кому же после ее смерти доверить эту высокую миссию? Кто тот христианин, чьи чистая душа и беззаветная вера достойны столь высокой награды и столь тяжкого креста, как участь хранителя святыни? И как искать следующего хранителя, когда закончится земной путь "наследника" Марии Магдалины?
Последователи и ученики Марии изучили немало рукописей и придворных хроник Бретани, Франции, Ирландии и многих других стран. И, наконец, выяснили, где мог жить народ, достаточно чистый и в необходимой мере склонный к отрешенной жизни, чтобы принять миссию вечных хранителей чаши. Они нашли то, что искали, на юге Франции, в герцогстве Анжу. В конечном счете честь хранить Грааль доверили семейству Мазадан. И многие века члены этого рода передавали святыню из поколения в поколение.
Так и получилось: Грааль собрал вокруг себя выдающихся людей -мыслителей и философов, религиозных мистиков и подвижников, объединившихся в религиозную общину. Они по-новому взглянули на сложившиеся к тому времени догмы католической церкви. Кроме того, благодаря близости к священному кубку им открылись многие тайные знания. Поэтому одним из их постулатов стала вера в новое воплощение, в новую жизнь после страдальческой смерти. Они назвали себя древнегреческим словом "катарос", что означало "чистый".
Христианство, исповедовавшееся катарами, знания и идеи, которые несли в мир хранители чаши, с годами все больше отличались от традиционных религиозных догматов. И официальная церковь, почувствовав серьезного соперника, объявила их вероотступниками. Получается, что катары - первые в средневековой истории еретики. Кстати, и слово "еретик" - это изрядно искаженное французским произношением греческое слово "катар".
Столкновение двух вер
На XII век пришлась эпоха расцвета катаров. В герцогстве Анжу царили мир и покой, процветали литература и искусство. Жители приморских городов снискали славу удачливых и смелых купцов; провансальское рыцарство отличалось доблестью и утонченностью манер, а бродячие поэты славили Прекрасную Даму... Тем временем в Европе свирепствовала католическая инквизиция, слуги Папы Римского охотились за ведьмами и торговали индульгенциями, а развращенное властью духовенство предавалось всевозможным порокам.
Могущество главенствующей церкви начинало трещать по швам: католические властители утратили монополию на вероисповедание, перестали быть величайшим коллективным феодалом - прижимистые французские буржуа предпочитали церковь катаров: ведь те не требовали внушительных пожертвований и не строили пышных храмов.
Нет ничего удивительного в том, что к концу XII века хранители Грааля вполне могли позволить себе тягаться с католиками - не только по уровню популярности среди народа, но и в смысле церковной организации. У них появились даже свои епископы. И самые знатные сеньоры открыто выражали свои симпатии еретикам.
Награда за подвижничество
Чем же пресловутые катары так привлекли людей? Естественно, не только бескорыстием, хотя и это немало. Катарское учение, должно быть, немало утешало грешников: тот, кто не сумел попасть в рай по окончании земной жизни, получит возможность родиться снова. И в этом новом воплощении он обретет понимание духовных истин, которые и приведут человека в объятия Бога. Катарская вера утешительна, в отличие от категоричного христианства, не дававшего надежды на возрождение, отсылавшего либо в рай, либо в ад. Кроме того, религиозные обязанности еретической паствы были почти минимальными, а сам культ отличался большой простотой. Стоит ли удивляться, что катары стали столь популярны? Соратники и простонародье назвали их Совершенными. Они - и мужчины и женщины - странствовали по дорогам Франции, проповедуя свое учение.
Яд ереси
Популярность катарской веры все больше тревожила официальную церковь. В-1178 году властитель Тулузы, граф Раймон V - страстный поборник католичества - в страхе писал Папе Римскому: "Ересь проникла повсюду, она посеяла раздоры во всех семьях, разделив мужа и жену, сына и отца, невестку и свекровь. Сами священники поддались заразе, церкви опустели и разрушаются.
Что до меня, то я делаю все возможное, дабы остановить сей бич, но чувствую, что моих сил недостаточно для выполнения этой задачи. Самые знатные люди моей земли поддались пороку. Толпа последовала их примеру, и ныне я не осмеливаюсь и не могу подавить зло".
Раймон дю Фога, представитель одной из самых аристократических семей города., ставший позднее епископом Тулузским, вспоминал: "...этот город и почти весь край были тогда столь всецело и прискорбно отравлены ядом ереси, что, казалось, церковь Христова должна была отступиться от сих мест, а католическая вера погибнуть, задушенная колючим кустарником и шипами порочных учений".
Междоусобные войны
И вот Папа Римский решает бороться с отступниками, тем более что, потеряв контроль над краем, он лишился всех доходов в виде церковных сборов. Поводом к началу крестового похода против катаров стала гибель при невыясненных обстоятельствах в 1208 году папского легата Пьера Кастельно. "Мы предписываем всему населению вооружиться против еретиков... Мы предоставим всем, кто примет участие в этом походе за сохранение закона, такую же индульгенцию, как и ту, какую получают посетившие церковь св. Петра в Риме.
Все, кто окажет поддержку еретикам, будут отлучены от церкви, как и все, кто им окажет малейшую помощь или кто разделит с ними кров", - писал Папа в своем указе по этому поводу.
Зимой 1209 года под знамена крестового похода встали воины Северной и Центральной Франции, боевые дружины из германских земель и просто желающие поживиться. На одну только Тулузу двинулись 30 тысяч рыцарей, не считая горожан, вилланов и духовенства. Во главе этого воинства встал закаленный в боях с "неверными" Симон де Монфор, а также аббат могущественного монастыря Сито Арно-Амапьрик, которому приписывают легендарное напутствие штурмовикам: "Убивайте всех, Бог признает своих!". Они прошлись по югу Франции огнем и мечом, стирая с лица земли села и города. Дольше всех держалась Тулуза, но в конце концов и она сложила оружие.
Вот здесь-то и уместно задать вопрос: только ли церковные сборы и только ли ересь как таковая интересовали Папу? Ведь поводом для крестового похода, как правило, становились символы веры. В случае с катарами это был священный Грааль. За такую святыню церковные военачальники готовы были смести с лица земли не один город и уничтожить не одну тысячу человеческих жизней.
Идет война народная
Но на смерть приверженцы катаров шли бесстрашно. Ведь они знали, что их ждет не просто воскрешение в раю, а новая жизнь на милой сердцу земле.
То разгораясь то, снова затихая, война продолжалась сорок с лишним лет - вплоть до 1243 года. Последним оплотом сопротивления катаров стала совсем маленькая крепость - Монсегюр. Обосновавшись в замке, катары перестроили его согласно собственным нуждам: цитадель приобрела пятиугольную форму. Поскольку все остальные центры их веры уже пали под натиском крестоносцев, катарам не оставалось ничего другого, как перенести свою главную святыню в Монсегюр.
Это был крепкий орешек - любой, кто решился бы штурмовать замок напрямую, оказался бы сразу же разбитым в пух и прах. Единственный путь для завоевателя -крутой восточный хребет с потайными горными тропинками, известными только местным старожилам. Видимо, среди них и отыскался предатель, указавший завоевателям дорогу. Накануне Рождества 1243 года неприятель оказался у стен крепости. Продержавшись несколько недель, Монсегюр все же пал. В последний день февраля 1243 года крестоносцы приволокли двести Совершенных на крутой склон, отделявший замок Монсегюр от поля, которое с тех пор называли Полем Сожженных, - и всех до единого отправили на костер.
Но сокровище ретивым католикам обнаружить не удалось! Каким образом катары умудрились вывезти свою святыню, до сих пор неизвестно. Есть версия, что четырем Совершенным все же удалось бежать, унося священный Грааль.
На перекрестках истории
Так для чего же все-таки пожертвовали собой катары? Почему, зная заранее о своей грядущей страшной гибели (напомним, что человек, прикоснувшийся к чаше, обретает дар провидца), они не предотвратили ее?
Во всех рукописях, где повествуется о судьбе священной чаши, говорится, что Грааль являлся накануне великих событий в истории человечества: на заре христианства, в начале эпохи междоусобных войн за веру, ее явление ознаменовало расцвет эпохи Возрождения, а за нею и XVII век- истоки нашей технократической цивилизации... Не ради этого ли сложили головы многие тысячи приверженцев веры "чистых"?
Может быть, и сегодняшний интерес к Граалю неслучаен? Ведь буксует история человечества, загнанная в тупик своими же грандиозными достижениями...
Как знать, может, очередное явление святого Грааля и сулит новый виток в развитии нашей цивилизации?
В 1956 году Монсегюром вплотную занялись ученые из Арниежского археологического общества во главе с Фернаном Каста. Поначалу из раскопов извлекались гвозди, глиняные изделия, утварь, обломки оружия и прочая мелочь. Так продолжалось вплоть до августа 1964 года, когда в одном из сбросов, в 80 метрах от крепости, исследователи обнаружили остатки метательной машины и груды камней-снарядов. Расчищая завал, археологи с изумлением увидели на внешней стороне стены чертеж, оказавшийся планом подземного хода, идущим от подножия стены к ущелью. Еще до конца не веря своему счастью, исследователи приступили к поискам самого подземного хода. Порой казалось, что вся эта изнуряющая работа - лишь погоня за несуществующей мечтой, но ученые не сдавались. Награда не заставила себя долго ждать - они нашли-таки подземный лабиринт! Но страшное зрелище предстало взору исследователей: два скелета, сжимающих в руках алебарды. Защитников подземелья, видно, убили сразу: в глазнице одного торчал наконечник стрелы, грудную клетку другого насквозь пронзило древко копья.
Итак, убитые в подземелье, несомненно, были Совершенными. Где окончили свой земной путь двое из четырех, упомянутых в Хрониках, мы выяснили. Но о вероятном месте пребывания еще двоих слагают легенды и строят версии. Предположительно, Совершенные нашли помощь и поддержку у братьев по духу - рыцарей ордена Храма. Именно тамплиеры, по преданию, стали новыми хранителями святого Грааля... Ведь не может быть, чтобы катары исчезли бесследно, лишив человечество возможности хотя бы краешком глаза взглянуть на святой Грааль, излучающий таинственный свет и наделяющий всепроницающим знанием!
Легенда гласит также, что даже Нострадамус был причастен к священному кубку... Не от этого ли кубка Тайной вечери к простому врачу пришел дар ясновидения? И не потому ли пророчил он к 2030 году эру Процветания - час, когда миру вновь явится чаша и человечество обретет сокровенные знания, прикоснувшись к вожделенному Граалю?!Автор: В.Абсо
Опубликовано 15 января 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 1074
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: