Синестезия - что это?
Синестезия - что это?
Имеющиеся у нас пять чувств - зрение, слух, обоняние, осязание и вкус - довольно консервативны и ограниченны. Это проявляется в том, что человеческое ухо слышит звуки в диапазоне от 20 до 20000 герц и неспособно к приёму зрительных образов, кожа определяет тактильные ощущения, но не чувствует запахов, и так далее. Тем не менее сказанное не означает, что сенсорные системы независимы друг от друга...

Компенсация утраченной чувствительности

Несмотря на узкую одностороннюю направленность, все органы чувств действуют сообща, создавая совокупную картину мира. При этом недостаточное функционирование какого-либо анализатора приводит к тому, что его роль начинают восполнять другие сенсорные органы. Взять хотя бы слух и тактильное чувство, которые очень развиты у слепых. В свою очередь, глухонемые — прекрасные физиономисты и психологи, умеющие читать по губам и владеть жестикуляцией.
Однако такого рода замена одного органа другим никогда не бывает полной. Слепые остаются незрячими, а глухие — глухими, поскольку ухо не может видеть, а глаз слышать, как бы они ни были развиты. Впрочем, из этого правила бывают и исключения.

Синестезия как дополнительное чувство

Синестезия (в переводе с греческого — «одновременное ощущение», «совместное чувство») — восприятие, заключающееся в том, что впечатление, специфичное для одного органа чувств, сопровождается другим, не характерным для него ощущением или образом. Патологией она не считается и не мешает человеку, который её имеет. Напротив, значительная степень синестезии обогащает духовный мир человека, который становится более ярким и насыщенным…
Считается, что синестезия сильнее всего выражена в детском возрасте. В той или иной мере ею обладают и взрослые, несмотря на то что с возрастом происходят окончательная дифференцировка и размежевание всех пяти органов чувств. Синестетические ощущения у взрослых чаще всего возникают по ассоциации, обуславливаясь воспитанием и жизненным опытом. Так, к примеру, для европейцев чёрный цвет ощущается мрачным и гнетущим, тогда как на Востоке таковым видится белый цвет, поскольку там он связан с похоронами и трауром.
В случае умеренно выраженной синестезии по ассоциации происходит дублирование сигнала в другой сенсорной системе, в результате чего информация лучше запоминается. По этому поводу характерен анекдотичный случай, когда некий гражданин вышел из вагона прогуляться на крупной станции, запомнив при этом номер поезда — 1492. «Год открытия Америки, — подумал гражданин, — не забуду…». Однако через несколько минут он бегал по перрону, спрашивая у всех прохожих: «Вы не знаете, в каком году была открыта Америка?…».
В отличие от этого, у индивидов с синестезией врождённого характера сначала возникают сочетанные впечатления. Более того, побочные синестетические образы у них появляются первично и лишь потом — ощущения с помощью основного сенсорного органа.
Такой способностью обладал, к примеру, наш журналист Соломон Шершевский, у которого звук порождал одновременно ощущения света, цвета, вкуса и прикосновения. Причём дополнительные ощущения у него оказывались настолько сильными, что порой заслоняли собой основное чувство. Сам Шершевский сообщал об одном таком случае: «Я подхожу к продавщице мороженого и спрашиваю, какие сорта у неё есть. «Всего полно!» — отвечает она таким тоном, что целая куча угольков и золы вылетает из её рта. Голоса людей — это букеты цветов, клубы дыма или туман. Я настолько увлекаюсь разглядыванием голосов, что порой не могу понять, о чём со мной говорят».
По-видимому, из-за того что хаос или непривычное расположение предметов вызывает сумятицу в их памяти, синестетики очень щепетильны в вопросах внешнего порядка. Во всяком случае, ни один из них не начнёт работу, пока не убедится, что все вещи на его столе лежат на своих местах.

Сочетание звука и цвета

Наиболее распространённое проявление синестезии — так называемый цветной слух, что, разумеется, связано с важностью и более частым использованием этого вида информации.
Известный живописец XVI века Джузеппе Арчимбольдо, к примеру, проигрывал ноту своим ученикам, а потом для запоминания показывал им соответствующую цветную карточку.
Но впервые обратил внимание учёных на сходство цвета и звука Исаак Ньютон. Изучая цветовой спектр, он обнаружил соответствие семи нот в октаве и семи цветов радуги. Позднее это подтвердил учёный-монах Луи-Бертран Кастель, который создал цветовой клавесин. При нажатии на клавишу появлялась адекватная звуку цветовая полоска.
Взаимодействие звука и цвета в XVII-XVIII веках изучалось и в различных академиях. Там было установлено, что каждой ноте в октаве соответствует только один определённый цвет спектра. Однако столь жёсткое утверждение впоследствии было опровергнуто опытом си-нестетиков, у которых сочетание звуков и цветов носило сугубо индивидуальный характер…
Характерным примером синестезии является и творчество некоторых выдающихся художников и композиторов, среди которых можно назвать Н. Римского-Корсакова, М. Чюрлениса, Б. Асафьева. Известно, что А. Скрябин, будучи от рождения синестетиком, написал свою симфоническую поэму «Прометей» исключительно для того, чтобы поставить её в цвете. При жизни композитора полностью осуществить этот замысел не удалось, поскольку соответствующие технологии находились в зачаточном состоянии. Тем не менее попытки сочетания музыки и цвета были осуществлены уже в 1915 году в Карнеги-холле с помощью особого цветового органа.
Добавим, что подобная комбинация, достигаемая в наши дни с помощью специальной аппаратуры, является обязательной для всех дискотек, где она усиливает эффект музыкального исполнения. Не без успеха она используется и в кинотеатрах 3D, где применяется воздействие и на другие анализаторы: вестибулярный, обонятельный и тактильный.

Кое-что о других сочетаниях

Более редким оказывается сочетание других органов чувств, что, разумеется, вызвано их меньшим значением для жизни человека.
Так, к примеру, Р. Сайтович, много сил отдавший изучению этого явления, обнаружил только один случай «аудиомоторной» синестезии. Исследуемый им мальчик 12 лет невольно принимал различные позы, когда ему вслух произносили определённые слова. А когда у него спросили, зачем он это делает, ребёнок ответил, что так он чувствует себя комфортнее. Причём задержка той или иной позы усилием воли хотя и оказывалась для него возможной, но всегда сопровождалась неприятными чувствами. Всё это можно было бы отнести к детским фантазиям, но когда Сайтович через много лет разыскал того же самого испытуемого, теперь уже взрослый мужчина в ответ на те же слова снова начал принимать прежние позы.
Примечательно, что М. Шолохов, ничего не зная о подобных явлениях, спонтанно наделил своего чудаковатого деда Щукаря из «Поднятой целины» чертами синестетика. Так, например, пресловутый Щукарь искренне считал, что слово «акварель» означает «хорошая девка», а «бордюр» — «плохая», хотя этому его никто не учил…
Добавим, что по большому счету любые язык и речь, как устная, так и письменная, являются по своему происхождению результатом подобной синестезии. В них точно так же происходят ассоциация и перекодирование, допустим, слуховой информации в зрительные и знаковые образы, которые потом исторически закрепляются в культуре народа.

Сверхчувственное восприятие - полное перемещение чувств

Отмечено, что люди с развитой синестезией обладают паранормальными способностями, а все экстрасенсы являются синестетиками. Однако между ними есть и отличия. Так, к примеру, если синестетик видит звуки или ощущает запах изображения, он всегда слышит эти звуки и видит объект. При полном перемещении чувств, которое бывает у экстрасенсов, искомый предмет может вообще находиться за пределами восприятия либо быть связанным с другим, неспецифическим сенсорным органом, который переводит сигнал в видимые или слышимые образы.
Возьмём для примера так называемое кожное зрение. Ещё психиатр Ломброзо в своей книге «Гениальность и помешательство» писал про своих пациентов, один из которых мог различать цвета ладонями, другой слышал бровями, третий читал книгу кожей живота.
Но совсем другое дело, когда речь идёт о способе получения информации, при котором её источник вообще оказывается недосягаемым для человека, например, когда экстрасенс с помощью ясновидения получает сведения из прошлых веков или видит предмет, находящийся от него за тысячу километров.
Можно сказать, что во всех этих случаях информация поступает в мозг непосредственно, минуя какие-либо сенсорные органы. Возникает впечатление, что сами эти органы экстрасенсу особо и не нужны. Это всего лишь привязка, символ, но отнюдь не инструмент для получения каких-либо знаний.Автор: А.Вяткин, парапсихолог
Источник: "Тайны ХХ века" №44, 2013 г.
Опубликовано 08 января 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 1198

Ещё по теме...
Добавить комментарий