Заблуждения о Древнем Риме, в которые мы верим совершенно зря
Нерон не поджигал Рим, а гладиаторы умирали вовсе не так часто, как в фильме Ридли Скотта...
Римляне ходили в тогах
В традиционном представлении римлянин — это завёрнутый в белую тогу человек, гордо смотрящий на нас с иллюстрации учебника или с большого экрана. Но на самом деле, как пишет в книге «Римская одежда и мода» британский археолог Александра Крум, тога была основным предметом одежды «небольшого числа людей в короткий промежуток времени на ограниченной территории империи».
В действительности тогу из шерсти имели право носить только граждане Рима. Отправленный в ссылку римлянин терял это право, а иностранцу вообще ношение тоги было запрещено.
Для того чтобы надевать тогу и поддерживать в надлежащем виде, нужен был обученный раб (или даже несколько рабов). Поэтому носить тогу каждый день могли только богатые граждане. Уже во времена поздней республики — ранней империи, как мы можем узнать из строк Марциала (40–104 год н. э.), тогу надевали лишь в праздничные дни и по официальным случаям.
В повседневной же жизни римляне предпочитали простую и удобную одежду. Например, тунику — рубашку в виде мешка с отверстиями для головы, рук и туловища, тянувшуюся до бёдер (тогу обычно надевали поверх неё), а также мантию или плащ. Женщины носили столу — разновидность туники, широкую, более длинную, со складками и подвязанную поясом.
В Римской империи было очень много рабов, и они жили очень плохо
Когда говорят о римских рабах, мы представляем прежде всего закованных в цепи невольников, пристёгнутых к вёслам римских боевых кораблей. Вот только в римской армии и флоте могли служить только свободные люди. Поэтому даже рабы, взятые на флот, получали освобождение.
Рабы выполняли не только тяжёлую и грязную работу: они были ремесленниками и крестьянами, бухгалтерами и врачами, домашними слугами и учителями. При этом рабы могли служить не только конкретному гражданину Рима, но и всему государству.
Раб, согласно римским представлениям, не имел личности, имени и даже предков, а потому и гражданского статуса. Его можно было продавать (в том числе на гладиаторские арены и в бордели), заковывать в цепи и пытать. Но при этом внешне рабы ничем не отличались от обычных граждан. Одевались они так же, а изначально введённые для них ошейники с именами хозяев были быстро отменены. Раб мог получить свободу и даже римское гражданство. Он мог владеть имуществом, предоставленным ему хозяином, и вести бизнес.
Кроме того, по мере роста империи с жестокостью в отношении рабов стали бороться на законодательном уровне. Император Клавдий освободил рабов, за которыми хозяева не ухаживали во время болезни. Позднее было запрещено травить невольников дикими зверями на гладиаторских аренах. А император Адриан запретил самовольное убийство рабов и заключение их в тюрьмы, а также продажу для проституции и гладиаторских боёв.
Несмотря на восстания (пик которых пришёлся на расцвет рабства в II–I веках до н. э.), рабы не играли большой роли в социальных конфликтах Рима. В армии того же Спартака воевали и свободные рабочие. Даже во II–I веках до н. э., когда рабов было больше всего, они составляли только 35–40% населения римской Италии. Если же брать всю империю, простиравшуюся от Британских островов до Египта, то из 50–60 миллионов человек, её населявших, только около пяти миллионов (8–10%) были рабами.
Император Калигула сделал консулом своего коня
Это знаменитый сюжет, который часто приводят в качестве примера распущенности и вседозволенности римских владык: будто бы император Калигула сделал одним из сенаторов своего коня Инцитата. Вот только в реальности этого не было.
Своё начало этот миф берёт из «Римской истории» Диона Кассия — он жил полтора века спустя после правления Калигулы и не очень тому симпатизировал. Но Кассий говорит только о намерении, а не о реальном действии:
Впрочем, современные исследования ставят под вопрос даже намерение Калигулы сделать коня сенатором. В 2014 году английский исследователь Фрэнк Вудс проанализировал этот сюжет в статье, вышедшей в журнале Оксфордского университета. Он пришёл к выводу, что шутку Калигулы, основанную на игре слов, вырвали из контекста. Другая точка зрения гласит, что такими выходками Калигула хотел высмеять страсть сенаторов к богатству, а также устрашить их.
Смерть гладиаторов на арене - любимое зрелище римлян
Раненый гладиатор падает на песок. Второй воин заносит над ним меч и смотрит на трибуны Колизея. Ревущая толпа опускает большие пальцы вниз. Брызжет кровь. Такую картину нам рисуют фильмы о Древнем Риме. Вот только было всё не совсем так.
Начнём с того, что любимым зрелищем римлян были всё-таки не гладиаторские бои, а скачки. Если Колизей вмещал «всего» 50 тысяч зрителей, то на ипподром Большого цирка (Circus Maximus), по современным подсчётам, могли прийти около 150 тысяч римлян.
О том, насколько жители Вечного города любили гонки на колесницах, говорит и тот факт, что римский возница Гай Аппулей Диокл считается самым высокооплачиваемым спортсменом в истории. За всю жизнь он заработал почти 36 миллионов сестерциев, что примерно равно 2,6 тонны золота. Профессор Университета Пенсильвании Питер Страк считает, что в наше время Аппулей Диокл мог бы обладать состоянием в 15 миллиардов долларов.
Нужно также сказать, что чаще всего на арене убивали не людей, а животных, в том числе и экзотических: львов, пантер, леопардов, рысей, слонов, носорогов и других. Крупные сражения гладиаторов вроде навмахии могли устроить только императоры.
Вероятность же того, что гладиатор погибнет в бою, была примерно 1 к 10. Бойцов специально покупали и тренировали для поединков, а некоторые из них и вовсе были свободными людьми. Гладиаторы носили хорошую броню, а в случае ранения на арене чаще всего им предоставлялась пощада.
Также нужно сказать, что мы не совсем правильно представляем себе жесты, которые использовались на аренах. Единого мнения насчёт того, что означал вытянутый большой палец — смерть или жизнь, нет. Точно известно, что не толпа решала судьбу раненого — это делал император или, в его отсутствие, организатор игр. Скорее всего, пощаду означал сжатый кулак, символизировавший меч, спрятанный в ножны. А вот большой палец, независимо от положения, видимо, означал смертный приговор.
Нерон поджёг Рим
Один из самых знаменитых мифов римской истории — о том, что Великий римский пожар 64 года н. э. произошёл по вине императора Нерона (37–68 годы н. э.), — уходит корнями к самим римским историкам. Впервые об этом написал Светоний (70–122 год н. э.), отзывавшийся о Нероне так же нелестно, как и о его предшественнике Калигуле.
Но Светоний жил спустя век после пожара, а Тацит (середина 50-х — 120 год н. э.), который застал эти события в детстве, пишет иное:
Историки склонны соглашаться с Тацитом. Рим тогда был крайне перенаселён, и в нём было много легковоспламеняющихся построек. Прямых доказательств того, что пожар устроил Нерон (которого на тот момент вообще не было в Риме), нет. С одной стороны, узнав о пожаре, он помогал погорельцам и разработал новый план строительства, чтобы не допустить таких пожаров в будущем. С другой — на пепелище Нерон в скором времени начал постройку огромного дворцового комплекса, который даже в незавершённом виде поражал видавших виды современников.
Жители Древнего Рима погрязли в оргиях и пирах
Традиционно принято изображать жизнь римских богачей как праздную, наполненную пирами и невиданным обжорством. Но всё было не совсем так.
Римское общество было чрезвычайно консервативным и традиционным. Большую важность для римлянина играло mos maiorum — «обычай предков», а одной из римских добродетелей была скромность.
Так как содержание алкоголя в вине (основном напитке того времени) было высоким, его разбавляли водой перед употреблением. Пить вино неразбавленным и в чрезмерных количествах считалось привычкой варваров и провинциалов.
Также римляне мыли руки перед едой и пользовались салфетками. Ели полулёжа, в основном руками. Кости и другие непищевые отходы бросали на пол — их потом выметали рабы. Пища была довольно скромной: основу рациона зажиточных людей составляли овощи, ягоды, дичь, крупы и домашняя птица. Во время пира гости могли развлекаться азартными играми.
Однако умеренность в еде постепенно пропала во времена поздней республики. На столах у зажиточных римлян появляются такие деликатесы, как павлины и фламинго. Тогда же нравы стали более грубыми, а обжорство и пьянство превратились в норму. Впрочем, это относится только к узкой прослойке самых богатых членов римского общества.
В вопросе об оргиях всё тоже не так однозначно. Античная этика иначе смотрела на сексуальность и её проявления. Например, изображение фаллоса не считалось нескромным, так как он был символом плодородия и занимал важное место в культах богов земледелия.
При этом большое значение для римлян играл брак — в этом состоит одно из отличий Рима от Древней Греции. Римлянки имели и больше прав, чем гречанки, но при этом и больше обязанностей и ответственности (например, сами отвечали за измену).
Гомосексуальность была очень широко распространена в Древнем Риме
Традиционно античность считается эпохой открытой гомосексуальности. Но в реальности всё было не совсем так.
Как и в Древней Греции, у римлян не существовало понятия гетеро- или гомосексуальности. Правильнее сказать, что в античном мире выделялись активная (патриархальная) и пассивная (покорная) сексуальные роли. Мужчина-гражданин в таком соотношении априори занимал первую.
При этом отношение к гомосексуальности в римском обществе в разное время менялось и было неоднозначным. Вступить в гомосексуальную связь с гражданином означало посягнуть на его гражданский статус, забрать его доминирующую роль и мужественность. Однако при этом существовали рабы, статус которых в понимании римлян был сопоставим со статусом вещей.
Соответственно, гомосексуальные связи с рабами своего пола никак не порицались и не преследовались, пока мужчина занимал активную роль. Но из-за того что половая связь между гражданами (мужчинами) была фактически под запретом, проявления гомосексуальности характерны для Рима даже меньше, чем для Древней Греции.
Римская Империя была самой огромной в истории
Римляне с самого начала были нацией воинов. Они покорили большую часть Европы и сделали Средиземное море mare nostrum («нашем морем»). На пике могущества Римская Империя простиралась от Атлантического до Индийского океана, но при этом самой большой и великой в истории она не является.
По количеству занятых территорий Римская империя не входит даже в двадцатку крупнейших государств в истории, уступая, например, Британской, Монгольской и Российской империям.
Более того, Рим не попадает и в тройку самых больших государств древности. Он уступает одновременно существовавшим с ним китайской державе Хань и государству гуннов, от которых ханьцы защищались с помощью Великой Китайской стены. Также Римская империя была меньше существовавших ранее неё Ахеменидской (персидской) державы и империи Александра Македонского.
Римские легионеры носили красную одежду и вооружение
В кинофильмах и сериалах римские воины сплошь одеты в красное. И действительно, такая униформа могла помочь различать своих и чужих в битве, а также оказывать психологическое давление на противника. Вот только в реальности нет никаких свидетельств, что римские легионеры использовали одинаковую алую экипировку.
Красный и пурпурный цвета в одежде были доступны только богатым римлянам и тем, кто находился на высоких должностях. Марциал, например, писал, что красный цвет в одежде был очень редок. Поэтому, в отличие от командиров, обычный воин вряд ли мог носить яркую тунику.
Легионеры сами заботились о своей одежде: покупали или получали в посылках от родственников. Как правило, римские солдаты носили короткие туники, которые шили в основном из шерсти. В северных провинциях солдаты империи надевали более тёплый вариант туники с длинными рукавами. От непогоды их укрывал плащ (сагум).
И хотя алый — цвет бога войны Марса, одежда легионеров, вероятнее всего, была естественного цвета шерсти: белого, серого, коричневого или чёрного.Источник: "Лайфхакер"
Римляне ходили в тогах
В традиционном представлении римлянин — это завёрнутый в белую тогу человек, гордо смотрящий на нас с иллюстрации учебника или с большого экрана. Но на самом деле, как пишет в книге «Римская одежда и мода» британский археолог Александра Крум, тога была основным предметом одежды «небольшого числа людей в короткий промежуток времени на ограниченной территории империи».
Римские женщины в набедренных повязках. Такую одежду надевали не для купания, а для занятий спортом. Римская мозаика из Сицилии, 4-й век н. э.
В действительности тогу из шерсти имели право носить только граждане Рима. Отправленный в ссылку римлянин терял это право, а иностранцу вообще ношение тоги было запрещено.
Для того чтобы надевать тогу и поддерживать в надлежащем виде, нужен был обученный раб (или даже несколько рабов). Поэтому носить тогу каждый день могли только богатые граждане. Уже во времена поздней республики — ранней империи, как мы можем узнать из строк Марциала (40–104 год н. э.), тогу надевали лишь в праздничные дни и по официальным случаям.
Как надеть тогу
В повседневной же жизни римляне предпочитали простую и удобную одежду. Например, тунику — рубашку в виде мешка с отверстиями для головы, рук и туловища, тянувшуюся до бёдер (тогу обычно надевали поверх неё), а также мантию или плащ. Женщины носили столу — разновидность туники, широкую, более длинную, со складками и подвязанную поясом.
В Римской империи было очень много рабов, и они жили очень плохо
Когда говорят о римских рабах, мы представляем прежде всего закованных в цепи невольников, пристёгнутых к вёслам римских боевых кораблей. Вот только в римской армии и флоте могли служить только свободные люди. Поэтому даже рабы, взятые на флот, получали освобождение.
Рабы выполняли не только тяжёлую и грязную работу: они были ремесленниками и крестьянами, бухгалтерами и врачами, домашними слугами и учителями. При этом рабы могли служить не только конкретному гражданину Рима, но и всему государству.
Рабыни прислуживают римлянке. Мозаика
Раб, согласно римским представлениям, не имел личности, имени и даже предков, а потому и гражданского статуса. Его можно было продавать (в том числе на гладиаторские арены и в бордели), заковывать в цепи и пытать. Но при этом внешне рабы ничем не отличались от обычных граждан. Одевались они так же, а изначально введённые для них ошейники с именами хозяев были быстро отменены. Раб мог получить свободу и даже римское гражданство. Он мог владеть имуществом, предоставленным ему хозяином, и вести бизнес.
Конечно, такое положение не назовёшь завидным, но и на участь невольников из фильмов это мало похоже.
Кроме того, по мере роста империи с жестокостью в отношении рабов стали бороться на законодательном уровне. Император Клавдий освободил рабов, за которыми хозяева не ухаживали во время болезни. Позднее было запрещено травить невольников дикими зверями на гладиаторских аренах. А император Адриан запретил самовольное убийство рабов и заключение их в тюрьмы, а также продажу для проституции и гладиаторских боёв.
Несмотря на восстания (пик которых пришёлся на расцвет рабства в II–I веках до н. э.), рабы не играли большой роли в социальных конфликтах Рима. В армии того же Спартака воевали и свободные рабочие. Даже во II–I веках до н. э., когда рабов было больше всего, они составляли только 35–40% населения римской Италии. Если же брать всю империю, простиравшуюся от Британских островов до Египта, то из 50–60 миллионов человек, её населявших, только около пяти миллионов (8–10%) были рабами.
Император Калигула сделал консулом своего коня
Это знаменитый сюжет, который часто приводят в качестве примера распущенности и вседозволенности римских владык: будто бы император Калигула сделал одним из сенаторов своего коня Инцитата. Вот только в реальности этого не было.
Мраморная статуя Калигулы и её раскрашенная копия
Своё начало этот миф берёт из «Римской истории» Диона Кассия — он жил полтора века спустя после правления Калигулы и не очень тому симпатизировал. Но Кассий говорит только о намерении, а не о реальном действии:
Дион Кассий («Римская история», книга LIX).
А одного из своих скакунов, которого он называл Инцитатом, Гай приглашал на обед, во время которого предлагал ему золотые ячменные зёрна и пил за его здоровье из золотых кубков. Он также клялся жизнью и судьбой этого коня, а кроме того, даже обещал назначить его консулом. И он, без сомнения, сделал бы это, если бы прожил подольше.
Помимо этого Гай сам состоял в коллегии жрецов своего собственного культа и назначил одним из своих сотоварищей собственного коня; и ежедневно ему приносились в жертву птицы изысканных и дорогих пород.
Впрочем, современные исследования ставят под вопрос даже намерение Калигулы сделать коня сенатором. В 2014 году английский исследователь Фрэнк Вудс проанализировал этот сюжет в статье, вышедшей в журнале Оксфордского университета. Он пришёл к выводу, что шутку Калигулы, основанную на игре слов, вырвали из контекста. Другая точка зрения гласит, что такими выходками Калигула хотел высмеять страсть сенаторов к богатству, а также устрашить их.
Смерть гладиаторов на арене - любимое зрелище римлян
Раненый гладиатор падает на песок. Второй воин заносит над ним меч и смотрит на трибуны Колизея. Ревущая толпа опускает большие пальцы вниз. Брызжет кровь. Такую картину нам рисуют фильмы о Древнем Риме. Вот только было всё не совсем так.
Pollice Verso («Пальцы вниз»), 1872 год. Картина Жана Леона Жерома
Начнём с того, что любимым зрелищем римлян были всё-таки не гладиаторские бои, а скачки. Если Колизей вмещал «всего» 50 тысяч зрителей, то на ипподром Большого цирка (Circus Maximus), по современным подсчётам, могли прийти около 150 тысяч римлян.
О том, насколько жители Вечного города любили гонки на колесницах, говорит и тот факт, что римский возница Гай Аппулей Диокл считается самым высокооплачиваемым спортсменом в истории. За всю жизнь он заработал почти 36 миллионов сестерциев, что примерно равно 2,6 тонны золота. Профессор Университета Пенсильвании Питер Страк считает, что в наше время Аппулей Диокл мог бы обладать состоянием в 15 миллиардов долларов.
Гай Аппулей Диокл
Нужно также сказать, что чаще всего на арене убивали не людей, а животных, в том числе и экзотических: львов, пантер, леопардов, рысей, слонов, носорогов и других. Крупные сражения гладиаторов вроде навмахии могли устроить только императоры.
Вероятность же того, что гладиатор погибнет в бою, была примерно 1 к 10. Бойцов специально покупали и тренировали для поединков, а некоторые из них и вовсе были свободными людьми. Гладиаторы носили хорошую броню, а в случае ранения на арене чаще всего им предоставлялась пощада.
Гладиаторы. Римская мозаика
Также нужно сказать, что мы не совсем правильно представляем себе жесты, которые использовались на аренах. Единого мнения насчёт того, что означал вытянутый большой палец — смерть или жизнь, нет. Точно известно, что не толпа решала судьбу раненого — это делал император или, в его отсутствие, организатор игр. Скорее всего, пощаду означал сжатый кулак, символизировавший меч, спрятанный в ножны. А вот большой палец, независимо от положения, видимо, означал смертный приговор.
Нерон поджёг Рим
Один из самых знаменитых мифов римской истории — о том, что Великий римский пожар 64 года н. э. произошёл по вине императора Нерона (37–68 годы н. э.), — уходит корнями к самим римским историкам. Впервые об этом написал Светоний (70–122 год н. э.), отзывавшийся о Нероне так же нелестно, как и о его предшественнике Калигуле.
«Нерон смотрит на горящий Рим», около 1861 года. Картина Карла Теодора фон Пилоти
Гай Светоний Транквил («Жизнь двенадцати цезарей», книга шестая, «Нерон»).
Но и к народу, и к самым стенам отечества он не ведал жалости. Когда кто-то сказал в разговоре: «Когда умру, пускай земля огнём горит!»; «Нет, — прервал его Нерон, — Пока живу!». И этого он достиг. Словно ему претили безобразные старые дома и узкие кривые переулки, он поджёг Рим настолько открыто, что многие консуляры ловили у себя во дворах его слуг с факелами и паклей, но не осмеливались их трогать; а житницы, стоявшие поблизости от Золотого дворца и, по мнению Нерона, отнимавшие у него слишком много места, были как будто сначала разрушены военными машинами, а потом подожжены, потому что стены их были из камня.
«Пожар в Риме, 18 июля 64 года н. э.», 1785 год. Картина Хьюберта Роберта
Но Светоний жил спустя век после пожара, а Тацит (середина 50-х — 120 год н. э.), который застал эти события в детстве, пишет иное:
Публий Корнеллий Тацит («Анналы», книга XV).
Вслед за тем разразилось ужасное бедствие, случайное или подстроенное умыслом принцепса — не установлено (и то и другое мнение имеет опору в источниках), но, во всяком случае, самое страшное и беспощадное изо всех, какие довелось претерпеть этому городу от неистовства пламени.
Идя навстречу изгнанному пожаром и оставшемуся без крова народу, он открыл для него Марсово поле, все связанные с именем Агриппы сооружения, а также свои собственные сады и, кроме того, спешно возвёл строения, чтобы разместить в них толпы обездоленных погорельцев. Из Остии и ближних муниципиев было доставлено продовольствие, и цена на зерно снижена до трёх сестерциев.
Историки склонны соглашаться с Тацитом. Рим тогда был крайне перенаселён, и в нём было много легковоспламеняющихся построек. Прямых доказательств того, что пожар устроил Нерон (которого на тот момент вообще не было в Риме), нет. С одной стороны, узнав о пожаре, он помогал погорельцам и разработал новый план строительства, чтобы не допустить таких пожаров в будущем. С другой — на пепелище Нерон в скором времени начал постройку огромного дворцового комплекса, который даже в незавершённом виде поражал видавших виды современников.
Жители Древнего Рима погрязли в оргиях и пирах
Традиционно принято изображать жизнь римских богачей как праздную, наполненную пирами и невиданным обжорством. Но всё было не совсем так.
Сцена застолья. Фреска в Помпеях
Римское общество было чрезвычайно консервативным и традиционным. Большую важность для римлянина играло mos maiorum — «обычай предков», а одной из римских добродетелей была скромность.
Так как содержание алкоголя в вине (основном напитке того времени) было высоким, его разбавляли водой перед употреблением. Пить вино неразбавленным и в чрезмерных количествах считалось привычкой варваров и провинциалов.
Римские ложки
Также римляне мыли руки перед едой и пользовались салфетками. Ели полулёжа, в основном руками. Кости и другие непищевые отходы бросали на пол — их потом выметали рабы. Пища была довольно скромной: основу рациона зажиточных людей составляли овощи, ягоды, дичь, крупы и домашняя птица. Во время пира гости могли развлекаться азартными играми.
Однако умеренность в еде постепенно пропала во времена поздней республики. На столах у зажиточных римлян появляются такие деликатесы, как павлины и фламинго. Тогда же нравы стали более грубыми, а обжорство и пьянство превратились в норму. Впрочем, это относится только к узкой прослойке самых богатых членов римского общества.
В вопросе об оргиях всё тоже не так однозначно. Античная этика иначе смотрела на сексуальность и её проявления. Например, изображение фаллоса не считалось нескромным, так как он был символом плодородия и занимал важное место в культах богов земледелия.
При этом большое значение для римлян играл брак — в этом состоит одно из отличий Рима от Древней Греции. Римлянки имели и больше прав, чем гречанки, но при этом и больше обязанностей и ответственности (например, сами отвечали за измену).
Гомосексуальность была очень широко распространена в Древнем Риме
Традиционно античность считается эпохой открытой гомосексуальности. Но в реальности всё было не совсем так.
Как и в Древней Греции, у римлян не существовало понятия гетеро- или гомосексуальности. Правильнее сказать, что в античном мире выделялись активная (патриархальная) и пассивная (покорная) сексуальные роли. Мужчина-гражданин в таком соотношении априори занимал первую.
При этом отношение к гомосексуальности в римском обществе в разное время менялось и было неоднозначным. Вступить в гомосексуальную связь с гражданином означало посягнуть на его гражданский статус, забрать его доминирующую роль и мужественность. Однако при этом существовали рабы, статус которых в понимании римлян был сопоставим со статусом вещей.
Соответственно, гомосексуальные связи с рабами своего пола никак не порицались и не преследовались, пока мужчина занимал активную роль. Но из-за того что половая связь между гражданами (мужчинами) была фактически под запретом, проявления гомосексуальности характерны для Рима даже меньше, чем для Древней Греции.
Римская Империя была самой огромной в истории
Римляне с самого начала были нацией воинов. Они покорили большую часть Европы и сделали Средиземное море mare nostrum («нашем морем»). На пике могущества Римская Империя простиралась от Атлантического до Индийского океана, но при этом самой большой и великой в истории она не является.
Римская империя в разные периоды существования
По количеству занятых территорий Римская империя не входит даже в двадцатку крупнейших государств в истории, уступая, например, Британской, Монгольской и Российской империям.
Более того, Рим не попадает и в тройку самых больших государств древности. Он уступает одновременно существовавшим с ним китайской державе Хань и государству гуннов, от которых ханьцы защищались с помощью Великой Китайской стены. Также Римская империя была меньше существовавших ранее неё Ахеменидской (персидской) державы и империи Александра Македонского.
Римские легионеры носили красную одежду и вооружение
В кинофильмах и сериалах римские воины сплошь одеты в красное. И действительно, такая униформа могла помочь различать своих и чужих в битве, а также оказывать психологическое давление на противника. Вот только в реальности нет никаких свидетельств, что римские легионеры использовали одинаковую алую экипировку.
Древние римляне. Иллюстрация из книги «Костюмы всех наций» (1882 год) Альберта Кретчмера
Красный и пурпурный цвета в одежде были доступны только богатым римлянам и тем, кто находился на высоких должностях. Марциал, например, писал, что красный цвет в одежде был очень редок. Поэтому, в отличие от командиров, обычный воин вряд ли мог носить яркую тунику.
Легионеры сами заботились о своей одежде: покупали или получали в посылках от родственников. Как правило, римские солдаты носили короткие туники, которые шили в основном из шерсти. В северных провинциях солдаты империи надевали более тёплый вариант туники с длинными рукавами. От непогоды их укрывал плащ (сагум).
И хотя алый — цвет бога войны Марса, одежда легионеров, вероятнее всего, была естественного цвета шерсти: белого, серого, коричневого или чёрного.Источник: "Лайфхакер"
Опубликовано 05 января 2021
| Комментариев 1 | Прочтений 2482
Ещё по теме...
Комментарии
1 |
Нигилист
08 января 2021 14:15:41
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: