Фестский диск. Разные версии
Фестский диск. Разные версии
В археологическом музее Ираклиона можно увидеть удивительную реликвию - Фестский диск. Диск был найден итальянскими археологами ещё в начале ХХ века - 3 июля 1908 года во время археологических раскопок в рамках изучения древнего города Фест на острове Крит. Фестский диск был обнаружен археологом Луиджи Пернье при раскопках дворцового комплекса, который предположительно пострадал во время землетрясения, случившегося в результате извержения вулкана примерно в 1628 году до нашей эры. В одном из подсобных помещений разрушенного дворцового комплекса и был обнаружен Фестский диск.
Выглядит этот артефакт следующим образом: это диск из терракоты с иероглифами, написанными на языке, который современным учёным неизвестен, и они всё время могут лишь строить предположения о том, что на нём зашифровано. Диаметр диска — около 160 мм, а толщина — около 20. Иероглифы на диске изображены в 4—5 витков, каждый виток разделён на группы, состоящие из нескольких знаков (минимум — двух, максимум — семи). Иероглифы изображены путём вдавливания глины с помощью деревянных или каменных печатей.
Многие учёные сразу же заинтересовались находкой. Итальянский археолог, который обнаружил артефакт, написал об этом статью в журнале «Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei», а спустя год — ещё одну в журнале «Ausonia».
В статье были опубликованы изображения диска, а также описание находки. Археолог изложил свои теории о том, откуда мог взяться артефакт, о его «возрасте», предназначении и так далее. Однако не давалось никакой конкретики и хотя бы попытки объяснить то, что зашифровано на диске.


Проблемой расшифровки Фестского диска занимались такие учёные, как Эдуард Мейер, Алессандро Делла Сета, Артур Эванс и многие другие. Расшифровкой, а точнее попытками расшифровки, заинтересовались даже в России. Такой известный папиролог, как Альберт Бекштрем, посвятил этому немало времени. Однако все усилия не увенчались успехом. Не удалось толком выяснить ни то, является ли Фестский диск артефактом критской культуры или завезён туда кем-то, ни то, содержит ли он важные сведения и на каком языке они записаны. Учёные спорят даже о том, в каком направлении следует читать текст и какую систему письма представляет эта археологическая находка — логографическую, силлабическую или алфавитную. По большинству этих вопросов на данный момент есть различные мнения, но всё это — лишь версии, которые подкреплены весьма сомнительными аргументами.

Фестский диск: происхождение

Первым вопросом, который волнует учёных, является происхождение диска. Большинство исследователей высказывается в пользу того, что диск была завезён на остров Крит какими-то древними путешественниками. Есть версия, что диск попал на Крит из юго-западной Анатолии. Другие учёные уверены, что диск имеет филистимлянское происхождение. Также есть версия о том, что родина диска — Северная Африка. В пользу этой версии говорят следующие факты: глина, из которой изготовлен диск, не типична для острова Крит, сами иероглифы на диске не соответствуют ни одной из известных учёным письменностей, характерных для острова Крит. Что касается «возраста» диска, то тут также нет единого мнения. Происхождение диска относят как к периоду XXI—XVII вв. до н. э., так и к периоду XVI—XII вв. до н. э. Условно датой происхождения диска принято считать XVII в. до н. э. Но это весьма приблизительная дата. Так сказать, «среднее арифметическое» между наиболее распространёнными предположениями.

Попытки дешифровки Фестского диска

Со времени обнаружения Фестского диска было предпринято немало попыток расшифровать его содержание. Первой проблемой здесь стало направление чтения иероглифов. Наиболее распространённой версией является направление по часовой стрелке — от края к центру. Аргументы в пользу этого следующие: по мере приближения к центру диска, человек, который наносил надпись, пытался её уместить более компактно: видимо, не рассчитал место и, начав надпись более свободным шрифтом, под конец стал «частить», стараясь уложиться в размер диска. Также в пользу направления по часовой стрелке говорит тот факт, что изображения людей и животных нарисованы «лицом» вправо — в по ходу направления чтения, — а это, по мнению большинства учёных, является характерным для многих культур. Также, если присмотреться, то оттиски иероглифов создают более глубокие борозды с левой стороны, а это свидетельствует об их нанесении левой рукой. При нанесении иероглифов левой рукой логичным является чтение справа налево. Исходя из этих аргументов, большинство учёных придерживается мнения, что надпись следует читать от края к центру диска по часовой стрелке.
Лицевая сторона диска содержит 123 знака, обратная — 119. Общее число знаков — 242. Разнообразие иероглифов также достаточно большое: текст представлен 45-ю изображениями. Среднее повторение каждого знака — около пяти раз. Исходя из этих подсчётов, наиболее логичной выглядит версия, что тип написания не может быть логографическим, потому что при таком повторе знаков они не могут обозначать конкретные слова. Также можно отвергнуть версию алфавитного письма, так как разнообразие знаков слишком большое. Поэтому большинство учёных сходятся во мнении, что надпись Фестского диска исполнена в слоговом типе письма.


Исходя из вышеперечисленных теорий были предприняты неоднократные попытки расшифровки надписи на Фестском диске. Однако ничего, кроме отдельных слов, толком понять не удалось. Иероглифы Фестского диска изображают людей и животных, предметы и действия. На диске представлены такие изображения, как голова с перьями, дом, кувшин, волна, шлем, сокол, корабль, пчела, кипарис, бегущий человек, шкура, кошка, ветвь дерева, женщина и другие. Существует множество версий о значении этих рисунков. К примеру, высказывались мнения, что такие рисунки, как «отвес», «топор», «женщина» и другие имеют отношение к рисунку «голова с перьями» и в сочетании с ним могут указывать на социальный статус человека или род его деятельности.

Версия Гриневича

Наиболее интересной версией дешифровки диска является версия Геннадия Гриневича — лингвиста-любителя. По его мнению, диск является не чем иным как артефактом древней славянской культуры, выполненным в стиле праславянского слогового письма. По образованию Геннадий Гриневич — геолог, но с 1975-го года увлекается лингвистикой, поэтому его мнение в этой области вполне можно считать авторитетным. Гриневич специализируется на дешифровке рунических знаков и славянского слогового письма. Гриневич также известен тем, что составил таблицу знаков праславянского письма. Стоит отметить, что в научной среде идеи Гриневича, мягко говоря, не имеют особого веса. Впрочем, не удивительно. Любые революционные идеи воспринимаются большинством в штыки.
Геннадий Гриневич предложил следующую расшифровку Фестского диска:

«Горести прошлые не сочтёшь, однако, горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что вам послал ещё господь? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место в мире божьем, что вам послал господь, окружите тесными рядами. Защищайте его днем и ночью: не место — волю. За мощь его радейте. Живы ещё чада Её, ведая, чьи они в этом мире божьем.
Будем опять жить. Будет служение Богу. Будет всё в прошлом — забудем, кто есть мы. Где вы пребудете, чада будут, нивы будут, прекрасная жизнь — забудем, кто есть мы. Чада есть — узы есть — забудем, кто есть. Что считать, господи! Рысиюния чарует очи. Никуда от неё не денешься, не излечишься. Ни единожды будет, услышим мы: вы чьи будете, рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы; разговоры о вас. Не есть ещё, будем Её мы, в этом мире божьем».


Текст дешифровки, предложенный Гриневичем, не воспринимают всерьёз в научных кругах. Более того, его раскритиковали даже неоязычники и родноверы. Эту версию дешифровки они признали ложной, провокационной и дискредитирующей языческое движение. Как показывает опыт, неожиданные гипотезы, которые впоследствии оказываются максимально близкими к истине, всегда вызывают крайне негативную реакцию общественности. В любом случае, предложенный Гриневичем вариант дешифровки — это лишь версия, которая имеет право на существование.
Общая версия содержания Фетсткого диска такова: диск является своего рода символом власти, который выдаётся правителям городов острова Крит. На нём указаны имена правителей, а также перечислены города, которыми те управляют.
Существуют и более смелые версии относительно содержания диска. Есть мнение, что диск хранит на себе знания народа Атлантиды, а некоторые исследователи и вовсе склоняются к версии внеземного происхождения диска и считают, что на нём передано послание от внеземных цивилизаций.
Среди менее интересных встречаются утверждения некоторых учёных о том, что структура Фестского диска напоминает древний календарь, и артефакт, вызвавший столько шума, может быть просто календарём древней цивилизации. Также есть мнение, что Фестсткий диск — произведение древних звездочётов, которые иероглифами запечатлели свои наблюдения и исследования в области астрологии. Существует версия и о том, что Фестский диск очень напоминает настольные игры жителей древнего Египта, и артефакт может быть подобной игрушкой.
Существуют и эзотерические версии прочтения диска. Поклонники каббалистического учения видят на диске имена бога Иеговы и других. А дешифровка через призму славянской культуры утверждает, что на диске рисунками представлены слова «Явь», «Навь», «Правь» и другие термины, характерные для древней славянской культуры.
На сегодняшний день не существует единого прочтения Фестского диска, которое было бы подтверждено серьёзной аргументацией. Как нет и единого мнения относительно того, чем является Фестский диск, — одной из многих археологических находок, не представляющих практического значения, либо же древним артефактом, который содержит в себе ценную информацию.Источник: "Здравый Образ Жизни"
Опубликовано 30 ноября 2020 | Комментариев 0 | Прочтений 1069

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия