Кем были «реальные» вампиры на самом деле?
Большинство из нас хоть раз, да смотрели фильмы ужасов, в которых главным антагонистом являлся вампир. Или читали книги, например, «Дракула» Брэма Стокера, или «Жребий Салема» Стивена Кинга. Вампиры стали частью нашей культуры и до сих пор достаточно популярны, хоть и немного сдали обороты, уступив место другим фантастическим тварям. Но современный облик Носферату сильно отличается от изначального, корни которого уходят глубоко в прошлое. Что же такое настоящий вампир и с чем он вас ест?
Еще в Древнем Междуречье ходили легенды о неких существах, прозванных акшарами. Шумеры верили, что эти демоны в женском обличье нападали на беременных женщин и младенцев и вытягивали из них жизненную силу вместе с кровью. В Древнем Риме верили в ужасную Эмпузу, женщину-демона, состоявшую в свите Гекаты, богини ночи и мистики. Греки, а позже и римляне верили, что Эмпуза проникала в жилища ночью и высасывает кровь у спящих, а так же представала в виде прекрасной девушки, чтобы заманить одиноких путников в чащу и убить их. Еще была птица Стрикс, что с латыни переводится как «сова», вестник зла, питавшаяся кровью и плотью людей. Но классические вампиры, в привычном нам виде, пришли из славянской мифологии и прочно обосновались в современной культуре.
Разные народы давали им разные названия. Упыри, стригои... В культуре каждого славянского народа можно было найти упоминания о кровососущих исчадиях ада. Детали отличались друг от друга, но тем не менее у всех вампиров из легенд были общие сходства. Каноничный образ – восставший из мертвых человек, которому не спится в могиле и который жаждет испить крови ни в чем не повинных граждан. Классический вампир – это оживший мертвец, обычно ими становились самоубийцы, ведьмы, и невинно убиенные. Оный гражданин дожидается наступления темноты и вылезает из своей квартиры на глубине шести футов. Далее вампир направляется в ближайшую деревню, где начинает кошмарить всех и вся, но обычно у него есть своя определенная мишень. Это могут быть те, кого вампир знал при жизни, зачастую родные и близкие. Например, по одной из легенд, умерший отец приходил к сыну и просил у него… похавать. Получив отказ, голодный батя отужинал сыном и был таков. Вампиры из фольклора могли превращаться в различных животных (что роднит их с оборотнями, вурдалаки, например, и были вампирами-оборотнями) и в туман. Некоторые из них могли левитировать, проходить сквозь стекла, контролировать различных гадов ползучих, а еще они были источниками различных болезней, чумы, например. Они не отбрасывали теней и не отражались в зеркале (из-за веры в то, что в зеркале отражается душа, а души-то у них нет, хе-хе), а еще не любили чеснок и другие резко пахнущие предметы, из-за обостренных чувств, видимо. Поэтому не спешите стирать свои грязные носки – кто знает, может они спасут вас от ночного гостя? Вампиры, конечно же, боялись огня, солнечного света и различных религиозных символов. Еще по каким-то причинам они не могли войти в дом без приглашения, и есть несколько теорий по этому поводу. Считалось, что такая особенность происходит из-за связи с Сатаной, которого надо приглашать трижды. Или из-за домового, который не давал вампиру проникнуть в хату. Или это все придумал Брэм Стокер. В общем, не могут, и все тут. По восточнославянским легендам, вампиры обладали одной забавной особенностью, которая позволяла дурить их. Если в могилу насыпать опилок, то вампир обязательно должен их всех пересчитать, прежде чем вылезти. И еще он не мог пройти мимо всякой рассыпанной мелочевки, типа зерна, обязательно возьмет да пересчитает их все. Убить вампира можно было несколькими способами, самые известные, я думаю, знают все – всадить осиновый кол в сердце мертвому недругу, пока не опустилась ночь и он не восстал. Так же практиковалось отсечение головы и похороны вниз лицом – чтобы глупый кровосос не мог вылезти из могилы, перепутав верх с дном.
Несколько случаев «вампиризма» получили довольно широкую огласку в свое время. Одним из таких случаев является история некоего Петара Благоевича, который умер в 1725 году, в селе Кисилово, что находилось на территории современной Сербии. Ну умер и умер, да и черт с ним, но по деревне прокатилась волна смертей. Люди скоротечно умирали в постелях от неизвестной болезни, а перед смертью утверждали, что к ним ночью приходил Благоевич и душил их. Жена Благоевича заявила, что он приходил к ней и просил свою обувь. В общем, напуганный народ позвал одного из представителей местной власти и заявил, что они желают откопать могилу Петара и проверить его тело на наличие признаков вампира. Местный чиновник, Фромбальд, попытался разрулить ситуацию и сообщил, что для такого дела нужно получит разрешение австрийской власти в Белграде. Местные же заявили, мол, либо откапываем, либо мы тикаем с села, иначе вампир всех тут перебьет. Фромбальд пошел на уступки, и немало так охренел, когда увидел эксгумированное тело Благоевича. У трупа отсутствовали признаки разложения, ногти и волосы снова отросли, а на губах и зубах якобы была свежая кровь. Селяне набросились на гроб и нанесли множество увечий бездыханному телу, проткнув все что можно, а потом и вовсе сожгли. Фромбальд же поехал писать отчеты, и сейчас это один из самых известных задокументированных случаев якобы вампиризма.
Еще одного известного вампира звали Арнольд Паоле. Он был гайдуком (ополченцем), переселившимся в австрийскую часть Сербии из другого региона, который находился под контролем Османской империи. При жизни он часто рассказывал байку о вампире, который преследовал его несколько лет назад. Он якобы был укушен им, но излечился, поев земли с могилы мертвеца и обмазавшись своей кровью. В 1725 году Арнольд свалился с конной повозки и сломал себе шею. Грустно, конечно, но жизнь продолжается, и Арнольда тихо-мирно захоронили. Но нашему герою стало тесновато в могиле и он вылез пошалить. В течении месяца несколько человек стали жаловаться, что Паоле приходит к ним под окна ночью, начинает корчить рожи, а потом проникает в помещение и стоит у их кровати. После нескольких подобных визитов, Арнольд осмелел и начал сосать кровь у селян, и они потребовали у властей вскрыть могилу. Делать нечего, вскрывают – и видят те же самые признаки, что и Благоевича. Предполагаемому вампиру всадили кол в сердце, и, по свидетельствам самых впечатлительных, он истошно завопил перед окончательной смертью.
Таких историй очень много, и все они примерно одинаковые. Вампиры занимали почетное место в страшилках деревенских жителей. Но, как и многие легенды, вампиризм имеет логическое обоснование. Крестьянам, жившим в 18 веке было невдомек, что волосы и ногти продолжают расти некоторое время после смерти. Они не знали, что явно отсутствующие признаки разложения не свидетельствуют о том, что процесс гниения не начался. Не знали они и загадочной болезни под названием порфирия, которая превращала больного в один сплошной ожог, стоило ему выйти на жгущее ультрафиолетом солнце. Но легенды о вампирах продолжают будоражить сельских жителей старых румынских и сербских деревень и по сей день, и в каждом из таких поселений обязательно будет своя легенда о местном вампире, который вставал из могилы и ходил убивать людишек.
К сожалению, современная культура сильно упростила облик вампиров, сделала их более человечными, что ли. Если раньше вампир был инфернальным ночным существом, имевшим мало общего с человеком, то теперь мы видим гламурных мальчиков, воюющих с оборотнями и страдающими от любви к смертной. Спасибо, Стефани Майер.Автор: Т.Артёмов
Еще в Древнем Междуречье ходили легенды о неких существах, прозванных акшарами. Шумеры верили, что эти демоны в женском обличье нападали на беременных женщин и младенцев и вытягивали из них жизненную силу вместе с кровью. В Древнем Риме верили в ужасную Эмпузу, женщину-демона, состоявшую в свите Гекаты, богини ночи и мистики. Греки, а позже и римляне верили, что Эмпуза проникала в жилища ночью и высасывает кровь у спящих, а так же представала в виде прекрасной девушки, чтобы заманить одиноких путников в чащу и убить их. Еще была птица Стрикс, что с латыни переводится как «сова», вестник зла, питавшаяся кровью и плотью людей. Но классические вампиры, в привычном нам виде, пришли из славянской мифологии и прочно обосновались в современной культуре.
Разные народы давали им разные названия. Упыри, стригои... В культуре каждого славянского народа можно было найти упоминания о кровососущих исчадиях ада. Детали отличались друг от друга, но тем не менее у всех вампиров из легенд были общие сходства. Каноничный образ – восставший из мертвых человек, которому не спится в могиле и который жаждет испить крови ни в чем не повинных граждан. Классический вампир – это оживший мертвец, обычно ими становились самоубийцы, ведьмы, и невинно убиенные. Оный гражданин дожидается наступления темноты и вылезает из своей квартиры на глубине шести футов. Далее вампир направляется в ближайшую деревню, где начинает кошмарить всех и вся, но обычно у него есть своя определенная мишень. Это могут быть те, кого вампир знал при жизни, зачастую родные и близкие. Например, по одной из легенд, умерший отец приходил к сыну и просил у него… похавать. Получив отказ, голодный батя отужинал сыном и был таков. Вампиры из фольклора могли превращаться в различных животных (что роднит их с оборотнями, вурдалаки, например, и были вампирами-оборотнями) и в туман. Некоторые из них могли левитировать, проходить сквозь стекла, контролировать различных гадов ползучих, а еще они были источниками различных болезней, чумы, например. Они не отбрасывали теней и не отражались в зеркале (из-за веры в то, что в зеркале отражается душа, а души-то у них нет, хе-хе), а еще не любили чеснок и другие резко пахнущие предметы, из-за обостренных чувств, видимо. Поэтому не спешите стирать свои грязные носки – кто знает, может они спасут вас от ночного гостя? Вампиры, конечно же, боялись огня, солнечного света и различных религиозных символов. Еще по каким-то причинам они не могли войти в дом без приглашения, и есть несколько теорий по этому поводу. Считалось, что такая особенность происходит из-за связи с Сатаной, которого надо приглашать трижды. Или из-за домового, который не давал вампиру проникнуть в хату. Или это все придумал Брэм Стокер. В общем, не могут, и все тут. По восточнославянским легендам, вампиры обладали одной забавной особенностью, которая позволяла дурить их. Если в могилу насыпать опилок, то вампир обязательно должен их всех пересчитать, прежде чем вылезти. И еще он не мог пройти мимо всякой рассыпанной мелочевки, типа зерна, обязательно возьмет да пересчитает их все. Убить вампира можно было несколькими способами, самые известные, я думаю, знают все – всадить осиновый кол в сердце мертвому недругу, пока не опустилась ночь и он не восстал. Так же практиковалось отсечение головы и похороны вниз лицом – чтобы глупый кровосос не мог вылезти из могилы, перепутав верх с дном.
Несколько случаев «вампиризма» получили довольно широкую огласку в свое время. Одним из таких случаев является история некоего Петара Благоевича, который умер в 1725 году, в селе Кисилово, что находилось на территории современной Сербии. Ну умер и умер, да и черт с ним, но по деревне прокатилась волна смертей. Люди скоротечно умирали в постелях от неизвестной болезни, а перед смертью утверждали, что к ним ночью приходил Благоевич и душил их. Жена Благоевича заявила, что он приходил к ней и просил свою обувь. В общем, напуганный народ позвал одного из представителей местной власти и заявил, что они желают откопать могилу Петара и проверить его тело на наличие признаков вампира. Местный чиновник, Фромбальд, попытался разрулить ситуацию и сообщил, что для такого дела нужно получит разрешение австрийской власти в Белграде. Местные же заявили, мол, либо откапываем, либо мы тикаем с села, иначе вампир всех тут перебьет. Фромбальд пошел на уступки, и немало так охренел, когда увидел эксгумированное тело Благоевича. У трупа отсутствовали признаки разложения, ногти и волосы снова отросли, а на губах и зубах якобы была свежая кровь. Селяне набросились на гроб и нанесли множество увечий бездыханному телу, проткнув все что можно, а потом и вовсе сожгли. Фромбальд же поехал писать отчеты, и сейчас это один из самых известных задокументированных случаев якобы вампиризма.
Еще одного известного вампира звали Арнольд Паоле. Он был гайдуком (ополченцем), переселившимся в австрийскую часть Сербии из другого региона, который находился под контролем Османской империи. При жизни он часто рассказывал байку о вампире, который преследовал его несколько лет назад. Он якобы был укушен им, но излечился, поев земли с могилы мертвеца и обмазавшись своей кровью. В 1725 году Арнольд свалился с конной повозки и сломал себе шею. Грустно, конечно, но жизнь продолжается, и Арнольда тихо-мирно захоронили. Но нашему герою стало тесновато в могиле и он вылез пошалить. В течении месяца несколько человек стали жаловаться, что Паоле приходит к ним под окна ночью, начинает корчить рожи, а потом проникает в помещение и стоит у их кровати. После нескольких подобных визитов, Арнольд осмелел и начал сосать кровь у селян, и они потребовали у властей вскрыть могилу. Делать нечего, вскрывают – и видят те же самые признаки, что и Благоевича. Предполагаемому вампиру всадили кол в сердце, и, по свидетельствам самых впечатлительных, он истошно завопил перед окончательной смертью.
Таких историй очень много, и все они примерно одинаковые. Вампиры занимали почетное место в страшилках деревенских жителей. Но, как и многие легенды, вампиризм имеет логическое обоснование. Крестьянам, жившим в 18 веке было невдомек, что волосы и ногти продолжают расти некоторое время после смерти. Они не знали, что явно отсутствующие признаки разложения не свидетельствуют о том, что процесс гниения не начался. Не знали они и загадочной болезни под названием порфирия, которая превращала больного в один сплошной ожог, стоило ему выйти на жгущее ультрафиолетом солнце. Но легенды о вампирах продолжают будоражить сельских жителей старых румынских и сербских деревень и по сей день, и в каждом из таких поселений обязательно будет своя легенда о местном вампире, который вставал из могилы и ходил убивать людишек.
К сожалению, современная культура сильно упростила облик вампиров, сделала их более человечными, что ли. Если раньше вампир был инфернальным ночным существом, имевшим мало общего с человеком, то теперь мы видим гламурных мальчиков, воюющих с оборотнями и страдающими от любви к смертной. Спасибо, Стефани Майер.Автор: Т.Артёмов
Опубликовано 05 ноября 2020
Комментариев 0 | Прочтений 1749
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: