Шестоднев: сотворение мира против эволюции
Шестоднев: сотворение мира против эволюции
Даже далёким от религии людям известны слова Книги Бытия о том, что Бог сотворил мир за шесть дней. Однако они удивились бы, узнав, что в стане самих верующих разгораются нешуточные споры по этому поводу. Православные эволюционисты и сторонники Шестоднева - буквальной трактовки дней творения - никак не могут договориться по вопросу длительности этих самых дней…
Первая книга Моисея, Бытиё, употребляет древнееврейское слово «йом» - «день». Однако православные эволюционисты настаивают, что понятием «йом» может обозначаться целая эпоха или многомиллионный период. А «день» - это всего лишь аллегория. О таким подходом категорически не согласны последователи Шестоднева. По их мнению, «день» нужно трактовать буквально как «сутки».

И было утро

В первой главе Книги Бытия говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста… И сказал Бог: да будет свет… И был вечер, и было утро: день один». Так «маркируется» первый день творения. Заметьте: он начинался с вечера. Так же, как и второй день, и третий. Поэтому-то, собственно, Церковь и отсчитывает новый день — сутки — с вечернего богослужения.
Но сейчас нам важно вникнуть в Божественный замысел, согласно которому вечер сменялся утром, а день завершался вечером. То есть налицо был суточный круг и чёткая последовательность дней.
Согласитесь, в таком контексте очень странно интерпретировать «утро» или «вечер» как целую «эпоху». Однако адепты эволюции настаивают: «утро» и «вечер» в Книге Бытия — понятия символические, как и «день». Допустим. Но если подобная трактовка уместна здесь, то почему, в таком случае, не распространить её на геологические эпохи, например? Как вам понравится «утро юрского периода» или «вечер палеозойской эры»? Занятная получится классификация. Разве некий «период» может иметь свой «вечер» и «утро»?
А как тогда истолковывать Вторую книгу Моисея, Исход? Вот строки из 20-й главы: «Помни день субботний, чтобы святить его… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в седьмой день почил». Здесь дни сравниваются с обычной рабочей неделей. Но если следовать эволюционистам, то можно 6 (миллионов или тысяч) лет работать, а затем миллион или тысячу лет отдыхать…

День без Солнца

Что такое сутки? Это время оборота Земли вокруг оси, Земли, которая освещается Солнцем. Но в первые три дня творения не было ни Солнца, ни звёзд, ни Луны. А это значит, что и суток — привычных нам 24 часов — не было!
Однако сторонники Шестоднева допускают, что Земля могла вращаться таким образом и до появления Солнца. А сутки — это просто единица измерения, от светил не очень-то и зависящая. Разве многомесячная полярная ночь отменяет сутки? Да и на космических станциях ведётся земной суточный отсчёт, хотя Солнце там иначе всходит и заходит…
Первобытный свет, хоть и бесформенный, разграничивал первые дни, и тьма сменялась светом без участия Солнца. Такой точки зрения придерживались «первопроходцы» христианства — священномученик Дионисий Ареопагит и святитель Лев Великий.
Да, в первые дни творения ещё не было светил, но какое это имеет значение для трактовки понятия «день»? Книга Бытия изложена для человека, который живёт в реалиях давно сотворённого мира, изложена понятными ему словами, терминами.
Преподобный Иоанн Дамаскин напоминал: «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: «И бысть вечер, и бысть утро: день един».
Кстати, при переводе Священного Писания (и конкретно Книги Бытия) на другие языки «йом» всегда сохранял своё значение как «день», а не «период» или «эпоха».

Не мудрствуйте лукаво!

Отцы Церкви — столпы вероучения — воспринимали дни творения как классические сутки. Святители Василий Великий, Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский не сомневались, что Моисей в Книге Бытия говорил о сутках, а не о каком-то абстрактном дне.
Преподобный Иоанн Дамаскин напоминал: «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: «И бысть вечер, и бысть утро: день един». «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание», — предостерегал Ефрем Сирин. Василий Великий призывал читать, как написано, не считать себя мудрее Святого Духа и не придумывать аллегории, дабы под видом толкования вводить собственные мысли.
Более того, для Святых Отцов даже день творения казался долгим сроком: Господь мог сотворить мир в одно мгновение, ибо одна Его мысль уже порождает дело. По словам преподобного Максима Грека, для творческой силы Бога нет ничего невозможного, Он «вдруг» украсил небо миллионами звёзд, а землю покрыл растениями и населил животными.
Однако Бог создал всё сущее для человека, а потому разделил акт творения на определённую последовательность действий, дабы людям было проще понять Его замысел, о котором Он поведал нам через Моисея.
Святые Отцы трактовали Шестоднев буквально и завещали такое понимание всем христианам. Недаром правила IV и VI Вселенских соборов требуют изъяснять Священное Писание согласно учителям Церкви.

Отсталые святые?

Российская православная традиция всегда следовала Шестодневу. И не принимала эволюционизм, замешанный на атеизме. Тем более что эволюция — продукт научной мысли, а не Священного Писания.
Но в советское и постсоветское время, когда науку водрузили на пьедестал истины, эволюционисты от религии расцвели пышным цветом. Конечно же, они стали наперебой толковать библейский «йом» как «эпоху» или «период». Зачем? Чтобы втиснуть туда эволюцию, ведь, по науке, Земля «доходила до кондиции» миллиарды лет.
К тому же с высоты современной науки эволюционисты считают Святых Отцов «отсталыми», ведь те, веря Птолемею, центром мироздания считали Землю. Однако учение о Сотворении мира и античная наука — разные вещи. Да, в своих трудах Святые Отцы упоминали известные им теории, но не принимали за истины, зная: на смену одной гипотезе приходит другая. «Предоставим учёным самим опровергать друг друга», — говорил Василий Великий ещё в IV веке.
Святые Отцы — прежде всего теологи. Для них главным был Божий промысел в Сотворении мира, а не что вокруг чего вращается: Солнце вокруг Земли или наоборот. Кстати, в Библии об этом нет ни слова, поскольку там первична духовная суть событий, а не материальная.
Приверженцы Шестоднева напоминают поклонникам науки о том, что настоящие учёные всегда признают: суждения, особенно о прошлом, — это всего лишь гипотезы. И пресловутую эволюцию может похоронить какая-нибудь новая теория.

Зачем ломать копья?

Многие верующие думают: «Да какая, собственно, разница, сколько длился библейский день? От этого же не зависит главное — спасение души». Но спасение зависит от доверия Богу, к Его словам, а ведь Библию называют Словом Божиим, Откровением. И начинается оно с дней творения. Это главный вопрос, а потому здесь принципиально важна чёткая трактовка.
Не миф, а история. Святитель Игнатий Брянчанинов предостерегал от самочинных толкований Священного Писания, ибо пророки и апостолы говорили по внушению Святого Духа. Святитель Филарет Черниговский настаивал, что слова Моисея не поэтическая философия и не миф, а подлинная история — краткая и точная по слогу.
Доказательство бога. Известный санкт-петербургский священник Константин Пархоменко считает дни творения огромными эпохами. Почему не годами или веками? Потому что эволюция измеряется миллионами лет? Но какое отношение она имеет к Божественному Откровению? Просто эволюционисты боятся прослыть мракобесами и хотят научно доказать бытиё Бога, который якобы «сотворил мир посредством эволюции».
Соединить несоединимое. По мнению священника Георгия Максимова, христианский эволюционизм — попытка соединить несоединимое. Ведь наука всему ищет рациональное объяснение, тогда как Церковь верит, что рождение мира — это сверхъестественный акт, чудо…Автор: И.Громова
Источник: "Все загадки мира" №16, 2020 г.
Опубликовано 11 октября 2020 | Комментариев 0 | Прочтений 968

Ещё по теме...
Добавить комментарий