Харакири - что это такое?
Харакири - что это такое?
Нам трудно даже понять концепцию самоубийства, совершенного не в порыве отчаяния, а с холодной головой и в полном соответствии со строгим регламентом. При этом образцовый самурай запросто мог свести счёты с жизнью по любому поводу, будь то провинность, приказ господина, оскорбление, на которое нельзя ответить, или просто косой взгляд...

Ритуальное самоубийство харакири в Японии

Японское отношение к жизни и смерти сильно отличается от европейского. Неприхотливость на грани аскетизма смешивается со стремлением в любом деле достигать самого высокого результата, совершенства, с чем бы оно ни было связано.

Начало традиции

Трудно сказать, что стало причиной этого болезненного максимализма: многовековая самоизоляция, религия, представляющая смесь буддизма и синтоизма, специфика развития этноса… Самураи, как воинская элита, не могли не находиться на пике этого тренда.
Сам термин «самурай», в отличие от «буси», определяющего воина вообще, происходит от глагола «служить». В русском языке этому соответствовало бы понятие «служивый». Нетрудно понять, что именно служение, преданность и доблесть стали основным «капиталом» японского рыцаря, а гарантировать их он мог самым дорогим, что имел — жизнью. Но и тут японцы не были бы японцами, не начни они поднимать ставки. Воин, шедший на службу к самурайскому князю-дайме, должен был в случае «служебного несоответствия» не просто умереть, а умереть одним из самых болезненных способов, собственноручно вспоров себе живот мечом или кинжалом.
Сам ритуал самоубийства назывался «харакири» или «сеппуку». Имеется ли разница между этими понятиями — весьма спорный вопрос. Есть мнение, что сеппуку — самоубийство, совершенное по всем канонам, а харакири — не очень правильно сделанное сэпукку, сеппуку с уничижительной ноткой. На самом деле оба слова пишутся одними и теми же иероглифами: «резать» и «живот», но употребленными в разном порядке. При этом для прочтения термина «сэпукку» используются онные (Китайские), а для «харакири» — кунные (японские) чтения. В результате термин «сеппуку» употреблялся в официальных источниках, «харакири» — в разговорной речи, но без какого-либо уничижения.
Нет единого мнения и по поводу происхождения ритуала разрезания живота, но считается, что японцы переняли его от айнов, коренного населения островов, с которым вели постоянные войны и от которого постепенно перенимали приёмы ведения боя и поведения воина.
По одним источникам, первое сеппуку было совершено в 1156 году даймё из рода Минамото, проигравшим войну с родом Тайра и не желающим позорного плена. По другим источникам, первым был разбойник Хакамадарэ Ясусукэ в конце X века. Он оказался в окружении самураев в своём доме и, опасаясь позора поражения, вспорол себе живот.

Четыре глотка смерти

Харакири быстро распространилось среди военного сословия. К концу XII века оно стало ответом на все вопросы и достойным способом выйти из любой самой недостойной ситуации.
По мнению, распространённому на Востоке, душа человека находилась в животе. Вскрывая живот, самурай покрывал чистоту своей души и своих помыслов последним из доступных методов.
Харакири совершали, чтобы искупить вину, смыть позор с себя и со своей семьи, в качестве протеста против несправедливости. Харакири стало привилегией аристократии, им заменяли позорную смертную казнь. Убивая себя сам, ты избегал бесчестья. Сэппуку совершали после смерти господина в знак безграничной верности и преданности ему. Так в 1651 году в день кончины сёгуна Токугавы Иэмицу покончили с собой аж пять знатных князей из его окружения. Постепенно ритуальное самоубийство начало считаться более почётным, чем смерть на поле боя.
Чтобы сеппуку было проведено правильно, требовалось следовать ряду правил. Сначала выбирался ассистент-кайсяку, который одним ударом меча должен был отсечь голову самурая после того, как последний вскроет себе живот. Как правило, в качестве кайсяку выступал близкий друг. Затем выбиралось место проведения харакири. Самурай облачался в белые одежды, символизирующие чистоту, перед ним ставили скамеечку с чашкой саке, которое полагалось выпить за два приёма в четыре глотка (слово «четыре» в японском языке созвучно слову «смерть»). Затем самурай мог написать прощальные стихи — дзисэй. После этого он брал особый кинжал-кусунгобу или меч, специально обёрнутый бумагой, и втыкал остриё себе в живот.
В это сложно поверить, но существовало несколько схем, по которым самураи делали харакири. Самой популярной считалась та, при которой живот вспарывался от левого до правого бока, а затем вверх — до диафрагмы. Хотя встречались схемы в форме креста и даже двух крестов, как ни невероятно это звучит.

Красота во всём

Так сложилось, что в оценке человеческих поступков японцы ориентировались не на этические, а на эстетические критерии. Мир самураев делился не на добро и зло, а на красивое и безобразное. Неудивительно, что со временем самоубийство перешло в ранг искусства, а практическая суть явления начала отходить на второй план, уступая место действию ради действия. Оговаривалось даже то, что при нанесении последнего удара кайсяку надлежало рубить так, чтоб голова совершавшего харакири не отделилась совсем, а повисла на коже. Считалось некрасивым, если бы она вдруг покатилась по полу.
Порой складывается впечатление, что современники воспринимали самоубийство как соревнование, с оценками за технику и артистизм. Весьма характерен случай, описанный маркизом Мазе-лиером. Во дворце сёгуна встретились два придворных, один из которых, считая другого ниже по происхождению, не счёл нужным поклониться. Обиженный тут же обнажил кинжал и совершил харакири со словами: «Пусть мой оскорбитель знает, что моё мужество не ниже его!». Второй, по окончании аудиенции узнав о таких словах, вскричал: «Что значит, моя кровь не ниже его?» — и тут же, присев на пятки, вскрыл себе живот.
Харакири стало настолько распространённым, что превратилось в настоящий культ, практически в манию, причиной для него мог стать совершенно ничтожный по современным понятиям повод.
Ритуальные самоубийства совершали даже женщины. Поводом могла послужить смерть мужа, грозящее даме бесчестие или реальная возможность быть захваченной в плен врагами. В'этих ситуациях женщины не только совершенно бестрепетно кончали с собой, но и помогали умереть мужчинам, которые сами не могли совершить сеппуку, допустим, своим малолетним детям. Правда, от женщин не требовалось вскрывать живот крестообразным надрезом, достаточно было перерезать себе горло или пронзить сердце кинжалом-кайкэном. Требований эстетики при этом никто не отменял. Жена самурая должна была так связать себе ноги, чтоб после смерти гарантированно принять благопристойную и красивую позу.

Герои без парашютов

Времена самураев ушли в далёкое прошлое, но ореол неустрашимых и несгибаемых воинов остался. Никуда не делись как особое отношение к смерти, так и культура самоубийства, скорее почётного, чем постыдного. Для японца добровольный уход из жизни, хотя бы подспудно, по-прежнему остаётся универсальным средством от всех проблем и ошибок.
Именно воинам-буси подражали добровольцы-камикадзе времён Второй мировой войны, производя самоубийственные атаки на корабли антигитлеровской коалиции. Копируя ритуалы харакири, они надевали белую головную повязку-хатимаки и выпивали чашку саке перед тем, как отправиться в последний попет.
В августе 1945 года, после подписания Японией капитуляции, прошла настоящая волна самоубийств среди государственных деятелей и высшего офицерства.
Официально обряд сэппу-кухаракири был запрещён с 1968 года, однако и по сей день случается, что потомки самураев сводят счёты с жизнью подобным способом. Харакири, совершенное знаменитым писателем Юкио Мисимой 25 ноября 1970 года после неудачной попытки призвать к государственному перевороту солдат одной из токийских баз сил самообороны, является ярким тому примером.
Трудно судить, чего больше в готовности умереть, вскрыв живот кинжалом: идейного фанатизма, возведённых в абсолют представлений о чести или глубочайшей ответственности за порученное тебе дело. Но в 1985 году, после катастрофы «Боинга-747», унёсшей жизни 520 человек, начальник технической службы аэропорта Ханэда, чтобы искупить вину перед жертвами, не дожидаясь конца расследования, сделал себе харакири.Автор: В.Штерн
Источник: "Загадки истории" №36, 2020 г.
Опубликовано 29 августа 2020 | Комментариев 0 | Прочтений 1146

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия