Притяжение лабиринтов
Притяжение лабиринтов
Происхождение слова «лабиринт» до сих пор не вполне ясно. Египтолог Карл Лепсиус утверждал, что этот термин происходит от египетских lepi («святилище») и rehint («устье канала»). Но большинство исследователей полагают, что «лабиринт» по-древнегречески означает «подземные ходы».
Так или иначе, под этим наименованием древние греки и римляне понимали любую запутанную структуру или обширное пространство, состоящее из многочисленных помещений и переходов. Туда можно войти, но вот отыскать выход крайне сложно. Любопытно, что лабиринт является одновременно как абстрактным символом, так и вполне реальным сооружением — как правило, творением человеческих рук.
Первые наскальные изображения лабиринтов были созданы десятки тысяч лет назад. Они представляют собой семь линий, закрученных вокруг центра. Эта форма считается классической для лабиринта. Некоторые исследователи считают, что извилины лабиринта повторяют изгибы раковины или человеческого мозга.
Знак лабиринта можно увидеть на стене усыпальницы в Луззанасе на острове Сардиния, возведенной около 4 000 лет назад. На греческом острове Пилос была найдена глиняная табличка с рисунком из семи концентрических линий, ее возраст — около 3 000 лет. Подобные рисунки встречаются на стенах пещер в Турции, Италии, США, Латинской Америке.
Почему же изображения лабиринтов были так популярны?
Дело в том, что с древних времен они играли роль магических оберегов. Так, исцеляющая мандала индейцев навахо по форме напоминает лабиринт. А у индейских племен тохоно и пима, проживающих в американском штате Аризона, принято украшать плетеные корзины узором в виде лабиринта. По поверью, это служит защитой от злых сил.
Символ лабиринта присутствует практически в любой традиции и имеет инициатический смысл, являясь олицетворением духовных испытаний. «Жизнь каждого человека — лабиринт, в центре которого находится смерть, — говорит исследователь Майкл Эртон. — Прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит свой последний лабиринт».


Наскальные рисунки лабиринтов, Испания
Наскальные рисунки лабиринтов, Испания

Лабиринты бывают настоящие и ложные. В настоящих очень легко заблудиться. В ложных это практически невозможно — все дороги сходятся в одной точке. Иногда в лабиринте есть «ключи» — указатели, помогающие отыскать правильный путь. Если они известны ищущему, тот без труда достигнет цели.
Как утверждает французский философ-традиционалист Рене Генон в книге «Символы священной науки», лабиринт обычно открывает или запрещает доступ к определенному священному или магическому месту. Во многих религиозных и мистических обществах адептам предлагалось самостоятельно отыскивать путь в запутанном, полном тупиков и ловушек лабиринте. Этот экзамен выдерживали далеко не все. Иногда человек умирал от голода и жажды, так и не найдя дороги. Таков был жестокий отбор...
Между тем, в данном случае речь шла вовсе не о классических лабиринтах. Последние представляют собой, как уже говорилось выше, кольцеобразные структуры с четким центром посередине. Дорожки в них не сообщаются между собой, и путешествие по виткам лабиринта неизбежно приводит путника к центральной точке или возвращает к точке изначальной.
Что же касается лабиринта-ловушки, то он на самом деле являет собой головоломку — по-английски «мейз» (maze). Мейзы не такие древние, как лабиринты, идея их восходит к Средневековью. Как правило, у них несколько входов и выходов, тоннели сообщаются между собой и образуют множество развилок.

Мейз-лабиринт из живой изгороди
Мейз-лабиринт из живой изгороди

Египтолог Карл Лепсиус пишет, что один из древнейших лабиринтов был сооружен примерно в 2200 г. до н. э. в Египте на берегу озера Моэрис (ныне Биркет-Карук), расположенного к западу от реки Нил. Постройка представляла собой крепость общей площадью 70 тыс. кв. м, внутри которой находилось полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений.
Описание ее дает древний историк Геродот: «Если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то, в общем, оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт».
Как свидетельствует ученый, размерами сооружение превосходило знаменитые египетские пирамиды. Паутина из дворов, коридоров, комнат и колоннад являлась такой запутанной, что в ней невозможно было ориентироваться без помощи проводника. К тому же большая часть помещений даже не освещалась.
Каково же было назначение постройки? Она служила усыпальницей для фараонов и... крокодилов, которые в Египте считались священными животными, олицетворявшими бога Себека. При этом простым посетителям запрещалось заходить внутрь и осматривать гробницы.
В сущности, египетский лабиринт являлся храмовым комплексом, предназначенным главным образом для жертвоприношений богам. Над входом в лабиринт были начертаны такие слова: «Безумие или смерть — вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие».
Рассказывают, что многие смельчаки, рискнувшие войти в лабиринт, не возвращались оттуда. Возможно, их пожирали крокодилы, которые обитали здесь и живые. Впрочем, жертвы могли попадать сюда и не по своей воле...
После падения Египта комплекс на берегу озера Моэрис тоже пришел в упадок: колонны из красного гранита, гигантские каменные плиты и отполированный известняк подверглись расхищению, и сооружение превратилось в развалины.

Реконструкция египетского лабиринта н...
Реконструкция египетского лабиринта на основе раскопок сэра Флиндерса Петри

Самым знаменитым лабиринтом на Земле благодаря древнегреческой мифологии является Критский. По преданию, он был построен в городе Кносе афинским архитектором Дедалом. По структуре сооружение напоминало египетский лабиринт, но размеры его, если верить римскому ученому Плинию, составляли всего одну сотую величины египетской постройки.
Критский лабиринт имел исключительно религиозное назначение. Он представлял собой храм Зевса Лабрандского. Кстати, основным символом и атрибутом этого божества является топор (по-гречески — labrys). Отсюда, полагают некоторые специалисты, и название Labrynthios (лабиринт), которое можно превести и как «дом двойного топора». Недаром на стенах дворца часто попадается изображение двустороннего топора. Такие же топорики были якобы найдены в пещере, где родился Зевс.

Мозаика римской эпохи, изображающая Т...
Мозаика римской эпохи, изображающая Тесея и Минотавра в Критском лабиринте

Однако, согласно легенде, царь Минос не зря заказал Дедалу строительство лабиринта. Дело в том, что это сооружение должно было служить прибежищем Минотавру — получеловеку-полубыку. Это чудовище якобы явилось плодом любви жены Миноса Пасифаи и священного белого быка.
После того как Афины потерпели поражение в войне с Критом, каждые 9 лет афиняне посылали на остров 7 девушек и 7 юношей, чтобы принести их в жертву Минотавру. Все они бесследно исчезали в лабиринте. Так продолжалось до тех пор, пока чудище не победил герой Тесей, сумевший отыскать дорогу в лабиринте при помощи клубка Ариадны — дочери Миноса, полюбившей юношу.
Несколько раз критский лабиринт подвергался разрушению, но затем его отстраивали вновь. В 1380 г. до нашей эры он был разрушен окончательно, однако миф остался жить.
Остатки лабиринта на Крите удалось раскопать английскому археологу Артуру Эвансу. Раскопки велись в районе холма Кефал около 30 лет. С каждым годом из-под земли выступали все новые и новые стены и постройки. Оказалось, что все они группируются вокруг большого внутреннего двора и расположены на разных уровнях, соединяясь между собой лестницами и коридорами. Некоторые из них уходили глубоко под землю. Существует очень большая вероятность того, что это действительно легендарный Кносский лабиринт.

Мозаичный пол в Доме Тесея, III-IV ве...
Мозаичный пол в Доме Тесея, III-IV век нашей эры, Археологический парк Пафоса, Кипр. На данной мозаике изображен мифический поединок между Тесеем и Минотавром в Лабиринте Крита.

Сегодня повсюду в Европе при раскопках находят фрагменты мозаичных полов, выполненных в виде лабиринтов. По крайней мере два декоративных лабиринта находились в городе Помпея, погибшем в результате извержения Везувия в 79 г. н. э. Один из них известен как которое можно превести и как «дом двойного топора». Недаром на стенах дворца часто попадается изображение двустороннего топора. Такие же топорики были якобы найдены в пещере, где родился Зевс.
Однако, согласно легенде, царь Минос не зря заказал Дедалу строительство лабиринта. Дело в том, что это сооружение должно было служить прибежищем Минотавру — получеловеку-полубыку. Это чудовище якобы явилось плодом любви жены Миноса Пасифаи и священного белого быка.
После того как Афины потерпели поражение в войне с Критом, каждые 9 лет афиняне посылали на остров 7 девушек и 7 юношей, чтобы принести их в жертву Минотавру. Все они бесследно исчезали в лабиринте. Так продолжалось до тех пор, пока чудище не победил герой Тесей, сумевший отыскать дорогу в лабиринте при помощи клубка Ариадны — дочери Миноса, полюбившей юношу.
Несколько раз критский лабиринт подвергался разрушению, но затем его отстраивали вновь. В 1380 г. до нашей эры он был разрушен окончательно, однако миф остался жить.
Остатки лабиринта на Крите удалось раскопать английскому археологу Артуру Эвансу. Раскопки велись в районе холма Кефал около 30 лет. С каждым годом из-под земли выступали все новые и новые стены и постройки. Оказалось, что все они группируются вокруг большого внутреннего двора и расположены на разных уровнях, соединяясь между собой лестницами и коридорами. Некоторые из них уходили глубоко под землю. Существует очень большая вероятность того, что это действительно легендарный Кносский лабиринт.
Сегодня повсюду в Европе при раскопках находят фрагменты мозаичных полов, выполненных в виде лабиринтов. По крайней мере два декоративных лабиринта находились в городе Помпея, погибшем в результате извержения Везувия в 79 г. н. э. Один из них известен как Дом с лабиринтом. На полу здания выложена мозаика, изображающая сцену борьбы Тесея с Минотавром.
Аналогичные мозаики встречаются и в средневековых соборах. Выложенные цветными камнями, керамической плиткой, мрамором или порфиром, они украшали полы храмов в Риме, Павии, Пьяченце, Амьене, Реймсе, Сент-Омере. Например, в Шартрском соборе переходы вымощены мозаикой XIII в., представляющей собой четыре соединенных между собой квадрата с семью резкими поворотами в каждом. Их именуют «Иерусалимской дорогой», так как по ним должны были проползать на коленях кающиеся грешники, распевая псалмы.
В состав многих «лабиринтных» мозаик входят аллегорические изображения Тесея и Минотавра, а также сцен из Священного Писания. Современные богословы предполагают, что символ лабиринта в христианстве служил для обозначения тернистого пути человека к Богу, на котором человеку предстоит столкнуться с дьяволом, а уповать можно только на веру.
Очень часто встречаются небольшие каменные постройки культового назначения в виде лабиринтов. Их можно встретить по всей Европе и даже на территории России — на Ладоге, Белом море, Балтике, побережье Баренцева и Карского морей, от Канина полуострова до Полярного Урала. Они сложены из камней в виде спирали диаметром от 5 до 30 м.

Кандалакшский лабиринт (Мурманская об...
Кандалакшский лабиринт (Мурманская область), относится ко 2-му тысячелетию до н.э.

Внутри — узкие проходы, которые часто заканчиваются тупиками. Сроки происхождения их до сих пор точно не определены: одни исследователи утверждают, что «лабиринты» появились в I тысячелетии до н. э., другие считают, что еще раньше. Местные жители приписывали их создание кельтам, друидам и даже сказочным существам — гномам, эльфам и феям.
Более 1000 насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камня можно встретить на Соловецких островах. Они носят название «северные лабиринты. В 20-х гг. прошлого века археолог Н.Н. Виноградов, находясь в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), провел исследование каменных лабиринтов и пришел к выводу, что это святилища, оставленные каким-то древним племенем, представляющие собой символический путь в потусторонний мир. Доказательством тому служат и человеческие останки, найденные под камнями.
Исследователь Вадим Бурлак в книге «Таинственный Петербург» рассказывает о некоем блаженном страннике Никите, уверявшем, что вся Северная столица стоит на «узелках» — лабиринтах, связывающих «землю с небом, огонь с водой, свет с тьмой, живых с мертвыми». На севере России, говорил он, их построено великое множество.
Каждый род или племя строили свой лабиринт. Если в племени рождался ребенок, в сооружение добавляли еще один камень. Он служил человеку как бы талисманом. Для древних лабиринт представлял модель мироздания. Называли его и «хранилищем времени».
Пространство внутри лабиринта использовалось для проведения обрядов и ритуалов целительства. По «узелкам» люди определяли время ловли рыбы, сбора лечебных трав и кореньев, охотничьего промысла. Однако большинство «узелков» в наши дни ушли в землю или под воду, и отыскать их могут лишь «хранители древних тайн».
В Европе в течение последних столетий получили распространение так называемые садовые лабиринты. Это сады и парки со множеством переплетающихся между собой аллей, где легко заблудиться без проводника или специальных указателей.
В Великобритании устройство лабиринтов стало национальной традицией. Начало ей положил в XII столетии английский король Генрих II, окруживший дворец своей возлюбленной Розамунды Клиффорд в Вудстоке массой запутанных аллей и живых изгородей. Лабиринт получил название Будуар Розамунды. О тропинке, ведущей ко дворцу, знали лишь слуги Розамунды и сам Генрих II.
Это не являлось пустой прихотью тирана — в те жестокие времена фаворитке короля постоянно грозила опасность быть убитой врагами или интриганами. Однако, как гласит легенда, предосторожность не спасла — ревнивая супруга Генриха, королева Элеонора Аквитанская, сумела выведать у знающих людей тайну лабиринта, пробралась в резиденцию соперницы и убила ее.
Самое знаменитое из подобных сооружений в Англии — Хэмптон-Корт, построенный в 1691 г. по заказу принца Вильгельма Оранского. В книге Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» описываются блуждания героя в этом лабиринте. И по сей день сюда съезжаются туристы, которым любопытно узнать, действительно ли можно затеряться среди аллей Хэмптон-Корта. Впрочем, говорят, что лабиринт на самом деле не так уж сложен и весь его секрет заключается в том, что во время движения следует всегда придерживаться лишь одной стороны.


Некоторые в своем пристрастии к тайнам лабиринтов доходили до крайности. К примеру, в XIX столетии английский математик Раус Болл разбил в своем саду лабиринт из аллеек, не имевший традиционного центра. Своим гостям он предлагал совершить прогулку по саду с тем, чтобы умудриться не посетить одно и то же место дважды. Конечно, это мало кому удавалось.
Аналогичные лабиринты продолжали создаваться в Британии и в относительно недавнее время. Один из них появился в 1988 г. в Лидсе и состоит из 2400 тисовых деревьев. При этом дорожки лабиринта образуют изображение королевской короны. В центр парка можно попасть обычным способом — по аллеям, а вот чтобы вернуться назад, приходится спускаться в подземный грот, вход в который расположен на холмике, одновременно служащем смотровой площадкой.


Самый большой в мире из «садовых» лабиринтов находится в саду английского замка Бленхайм. Его длина составляет 88 м, ширина — 55,5 м. Сооружение примечательно тем, что на «стенах» его можно увидеть геральдические знаки Британской империи.
Еще одна европейская традиция — разбивать лабиринты из дерна. В центре такого сооружения обычно находится дерновый холмик или дерево, а к нему ведут дорожки в виде неглубоких канавок. Как правило, эти лабиринты имеют форму круга диаметром от 9 до 18 м. Но встречаются и квадратные, и многоугольные разновидности. Сейчас в мире насчитывается 11 подобных лабиринтов: 8 в Англии и 3 в Германии.
«Живые» лабиринты неизменно привлекают внимание туристов. Они служат для последних своего рода интеллектуальным развлечением и проверкой на сообразительность. Конечно, по-настоящему заблудиться в извивах лабиринта трудно: гиды не позволят вам этого, но хотя бы на время острые ощущения гарантированы!
Опубликовано 17 августа 2020 | Комментариев 0 | Прочтений 1021

Ещё по теме...
Добавить комментарий