Варанаси - первый священный город человечества
Индия является уникальной страной. Только в этой стране удаётся сочетать практически несочетаемое: все атрибуты и достижения современной цивилизации и древние религиозные и культурные традиции, большинство из которых кажутся нам дикими пережитками прошлого. Мы до сих пор считаем Индию отсталым государством третьего мира, хотя, это уже почти полвека не соответствует действительности. Экономика Индии занимает третье место в мире, по числу населения Индия уступает лишь Китаю. Страна обладает ядерным оружием и своей космической программой.
Более 80% жителей Индии исповедуют индуизм – политеистическую религию, в основу которой положено понятие кармы. Индуистами считается, что человеческая душа бессмертна и после окончания жизненного пути она переселяется в какое-то другое живое существо. С каждым новым перерождением душа либо совершенствуется, улучшая свою карму, либо деградирует (ухудшая её).
Кроме того, «кармическому» мировоззрению свойственно следование такому принципу, как фатализм. Например, если ты родился бедняком, то, увы, ничего не поделаешь – такая твоя карма, значит, в прошлой жизни ты совершил нечто недостойное и теперь должен искупить свою вину.
Конечной целью души является такой уровень кармы, который позволит её разорвать круг бесконечных перерождений и перейти на следующую ступень – состояние мукти, когда душа может свободно слиться с Богом-Абсолютом.
Именно подобный подход и формирует менталитет большинства индусов. Даже образованные и «осовремененные» представители индийского общества абсолютно серьёзно относятся к положениям этой религии и следуют ей.
На востоке Индии расположен самый священный город для любого индуиста – Варанаси. Это один из древнейших городов на нашей планете и самый старый из существующих. Были, конечно, города и старше его, но он единственный, оставшийся обитаемым в наше время.
Варанаси является центром самого распространенного течения индуизма – культа бога Шивы. В тройке высших богов индусов (Брахма, Вишну и Шива) последний выполняет функцию «разрушителя»: именно Шива «подводит итог» под любым действием, происходящем в мире, именно он завершает любой процесс.
Человеческая жизнь заканчивается смертью, следовательно, Шива и выступает в роли того, кто поможет душе завершить очередной жизненный путь, чтобы потом родиться заново… Учитывая важность такого события, естественно, именно Шиве уделяется самая важная роль, именно поэтому его культ самый распространённый.
Считается, что человек умерший в Варанаси, или хотя-бы погребённый в нём может рассчитывать на благосклонность Шивы и его помощь в достижении состояния мукти, того самого при котором обрывается череда реинкарнаций.
И вот в этом самом месте религия переходит из области философии в практику. Ежегодно сотни тысяч людей приезжают в Варанаси, чтобы там завершить свой жизненный путь. Это стоит огромных денег, и очень часто бывает так, что семья покойного тратит всё своё состояние, чтобы обеспечить исполнение его последнего желания.
Кто не может себе позволить смерть в Варанаси, может попробовать услугу попроще – похороны в священном городе. Она действительно стоит раз в десять дешевле, однако, и такое не по карману многим жителям Индии. Тем не менее, погребальные ритуалы в священном городе происходят круглосуточно и длятся постоянно. Индусы либо сжигают своих покойников на погребальных кострах, либо просто погружают тело в священный Ганг.
Масштабы ритуальных услуг Варанаси поражают. Ежегодно в Ганг погружают около ста тысяч тел и примерно столько же сжигают на кострах. Несгоревшие останки также уходят в Ганг. На представителя европейской цивилизации подобные похороны производят весьма неоднозначное впечатление.
В Варанаси организована целая индустрия похорон: существуют масса поставщиков дров для костров, ритуальные «салоны красоты», всевозможные поминальные рестораны, столовые, и простые «забегаловки». Помимо этого есть масса храмов и других культовых строений со всем необходимым обслуживающим персоналом. Есть даже семейство жрецов, хранителей погребального огня: именно от него необходимо зажигать все погребальные костры. Этот огонь, не затухая, горит уже несколько тысяч лет!
И естественно, подобное сакральное место не могло не привлечь внимание множества исследователей всего необъяснимого и аномального. Феномен Варанаси изучается представителями «европейской цивилизации» относительно недолго – около двух сотен лет. Индусы со свойственным им философским фатализмом практически не препятствуют этим людям в их исследованиях. Результаты же исследований являются весьма интересными, если не сказать, поразительными.
Интерес представляет уже география города. Он расположен только на одном берегу Ганга; другой же берег безжизненный и пустынный – там не живут даже животные. Странно ведёт себя и Ганг в районе Варанаси: вопреки всем законам гидродинамики, именно в этом самом месте существует течение, направляющее его воды на север вместо юго-востока. Несмотря на то, что город расположен в жарких субтропиках с преобладанием муссонов, количество осадков в нём всего лишь в полтора раза больше, чем в Восточной Европе. Такая картина не свойственна не только Индии в целом, но и даже окрестностям Варанаси.
И ещё кое-что о воде. На набережных города живёт множество индуистских юродивых, современных святых людей, именуемых «садхи». Большую часть времени они сидят у погребальных костров и медитируют, иногда делясь с обывателями вокруг себя своей мудростью. Так вот, садхи регулярно купаются в Ганге, наполненном не только разложившимися трупами и нечистотами, но и промышленными отходами предприятий, расположенных выше по течению. Несмотря на такую чудовищную антисанитарию, все садхи не только не имеют кожных заболеваний, но и вообще являются людьми, обладающими просто потрясающим здоровьем!
Варанаси населяет множество коров. Идиоматическое выражение «священная корова» — это как раз об этих животных. Они вольно путешествуют по городу, и их никто не может тронуть. Удивительным фактом, относящимся к коровам из Варанаси является то, что они нигде не могут жить, кроме как в этом городе. Перевезённые в другую местность они быстро худеют и умирают, хотя все условия в этой местности практически полностью повторяют условия жизни в Варанаси.
Вообще, странностей с этим городом мёртвых очень много. Они не носят ярко выраженного характера, но их количество и особенности проявления поневоле заставляют задуматься. Одним из первых европейцев Варанаси увидел Самюэль Пютте в 18 веке. Этого ориенталиста сразу заинтересовали странные обычаи аборигенов. Уже первые данные, собранные пытливым голландцем заставляли задуматься: многие индусы, решившие умереть в Варанаси, но не сделавшие этого (например, потому что родственники были вынуждены увезти их оттуда), приносили своим семьям настоящие несчастья. Пютте даже пытался объяснить это «проклятие Варанаси» особым мистическим ореолом, который окружает это место. Почти три года путешественник провёл в Восточной Индии, он накопил массу материала, который хотел опубликовать. Однако вернувшись домой, внезапно заболел, и за два дня до смерти уничтожил все свои рукописи.
Загадочной была история Джеймса Фостера, капитана британской армии, в середине 19 века служившего в Индии. После трёх лет безупречной службы, капитан, побывав в Варанаси, радикальным образом переменился. Он подал в отставку и приехал в священный город. Там он несколько лет жил среди бедняков, выучил язык индусов – хинди и много времени проводил в общении с местными «святыми».
Чему садхи обучали бывшего офицера, неизвестно, однако, вернувшись на родину, будучи уже седовласым старцем, Фостер прославился в определенных кругах, как мистик и предсказатель. Он поразительно точно рассказывал об тайных делах совершенно незнакомых ему людей, предсказал мировую войну, указал точную дату и причину своей смерти и много чего ещё. И таких случаев было немало. Многие европейцы, побывав в Варанаси, настолько меняются внутренне, что в корне меняют свой образ жизни и мировоззрение.
В настоящее время Варанаси является одним из центров туризма в Индии, стоящим, по мнению некоторых «половины всей страны». В городе есть большой аэропорт и множество отелей. Однако несмотря на всё это большая часть города закрыта для посещений. Например, из находящихся на берегах Ганга 84 гхатов (набережных), для туристов открыты едва ли меньше половины. Более того, в некоторые храмы (а их в городе несколько тысяч), не индусам вообще заходить запрещено. Кроме того, несмотря на то, что именно в этом городе Шакьямуни стал Буддой, буддистов тут, мягко говоря, не любят, хотя другие религии никак не третируются.
Впрочем, запреты касаются не только приезжих. Местные жители также подвергаются определенной «дискриминации». Например, жителям Варанаси запрещается участвовать в тестах медикаментов (это, кстати, сейчас очень распространённая профессия в Индии) или съёмках художественных фильмов. Те же садхи не могут покинуть пределы города, поскольку считается, что только в нём они обладают своей сверхъестественной духовной силой.
Индия всегда будет оставаться для нас до конца не понятой страной. Их обычаи, культура и религия являются древнейшими из сохранившихся на Земле. С одной стороны, это всё кажется весьма архаичным, но, с другой – вызывающим уважение. Поскольку, выдержав такую проверку временем и практически не изменившись, они доказали свою состоятельность и актуальность.
Более 80% жителей Индии исповедуют индуизм – политеистическую религию, в основу которой положено понятие кармы. Индуистами считается, что человеческая душа бессмертна и после окончания жизненного пути она переселяется в какое-то другое живое существо. С каждым новым перерождением душа либо совершенствуется, улучшая свою карму, либо деградирует (ухудшая её).
Кроме того, «кармическому» мировоззрению свойственно следование такому принципу, как фатализм. Например, если ты родился бедняком, то, увы, ничего не поделаешь – такая твоя карма, значит, в прошлой жизни ты совершил нечто недостойное и теперь должен искупить свою вину.
Конечной целью души является такой уровень кармы, который позволит её разорвать круг бесконечных перерождений и перейти на следующую ступень – состояние мукти, когда душа может свободно слиться с Богом-Абсолютом.
Именно подобный подход и формирует менталитет большинства индусов. Даже образованные и «осовремененные» представители индийского общества абсолютно серьёзно относятся к положениям этой религии и следуют ей.
На востоке Индии расположен самый священный город для любого индуиста – Варанаси. Это один из древнейших городов на нашей планете и самый старый из существующих. Были, конечно, города и старше его, но он единственный, оставшийся обитаемым в наше время.
Варанаси является центром самого распространенного течения индуизма – культа бога Шивы. В тройке высших богов индусов (Брахма, Вишну и Шива) последний выполняет функцию «разрушителя»: именно Шива «подводит итог» под любым действием, происходящем в мире, именно он завершает любой процесс.
Человеческая жизнь заканчивается смертью, следовательно, Шива и выступает в роли того, кто поможет душе завершить очередной жизненный путь, чтобы потом родиться заново… Учитывая важность такого события, естественно, именно Шиве уделяется самая важная роль, именно поэтому его культ самый распространённый.
Считается, что человек умерший в Варанаси, или хотя-бы погребённый в нём может рассчитывать на благосклонность Шивы и его помощь в достижении состояния мукти, того самого при котором обрывается череда реинкарнаций.
И вот в этом самом месте религия переходит из области философии в практику. Ежегодно сотни тысяч людей приезжают в Варанаси, чтобы там завершить свой жизненный путь. Это стоит огромных денег, и очень часто бывает так, что семья покойного тратит всё своё состояние, чтобы обеспечить исполнение его последнего желания.
Кто не может себе позволить смерть в Варанаси, может попробовать услугу попроще – похороны в священном городе. Она действительно стоит раз в десять дешевле, однако, и такое не по карману многим жителям Индии. Тем не менее, погребальные ритуалы в священном городе происходят круглосуточно и длятся постоянно. Индусы либо сжигают своих покойников на погребальных кострах, либо просто погружают тело в священный Ганг.
Масштабы ритуальных услуг Варанаси поражают. Ежегодно в Ганг погружают около ста тысяч тел и примерно столько же сжигают на кострах. Несгоревшие останки также уходят в Ганг. На представителя европейской цивилизации подобные похороны производят весьма неоднозначное впечатление.
В Варанаси организована целая индустрия похорон: существуют масса поставщиков дров для костров, ритуальные «салоны красоты», всевозможные поминальные рестораны, столовые, и простые «забегаловки». Помимо этого есть масса храмов и других культовых строений со всем необходимым обслуживающим персоналом. Есть даже семейство жрецов, хранителей погребального огня: именно от него необходимо зажигать все погребальные костры. Этот огонь, не затухая, горит уже несколько тысяч лет!
И естественно, подобное сакральное место не могло не привлечь внимание множества исследователей всего необъяснимого и аномального. Феномен Варанаси изучается представителями «европейской цивилизации» относительно недолго – около двух сотен лет. Индусы со свойственным им философским фатализмом практически не препятствуют этим людям в их исследованиях. Результаты же исследований являются весьма интересными, если не сказать, поразительными.
Интерес представляет уже география города. Он расположен только на одном берегу Ганга; другой же берег безжизненный и пустынный – там не живут даже животные. Странно ведёт себя и Ганг в районе Варанаси: вопреки всем законам гидродинамики, именно в этом самом месте существует течение, направляющее его воды на север вместо юго-востока. Несмотря на то, что город расположен в жарких субтропиках с преобладанием муссонов, количество осадков в нём всего лишь в полтора раза больше, чем в Восточной Европе. Такая картина не свойственна не только Индии в целом, но и даже окрестностям Варанаси.
И ещё кое-что о воде. На набережных города живёт множество индуистских юродивых, современных святых людей, именуемых «садхи». Большую часть времени они сидят у погребальных костров и медитируют, иногда делясь с обывателями вокруг себя своей мудростью. Так вот, садхи регулярно купаются в Ганге, наполненном не только разложившимися трупами и нечистотами, но и промышленными отходами предприятий, расположенных выше по течению. Несмотря на такую чудовищную антисанитарию, все садхи не только не имеют кожных заболеваний, но и вообще являются людьми, обладающими просто потрясающим здоровьем!
Варанаси населяет множество коров. Идиоматическое выражение «священная корова» — это как раз об этих животных. Они вольно путешествуют по городу, и их никто не может тронуть. Удивительным фактом, относящимся к коровам из Варанаси является то, что они нигде не могут жить, кроме как в этом городе. Перевезённые в другую местность они быстро худеют и умирают, хотя все условия в этой местности практически полностью повторяют условия жизни в Варанаси.
Вообще, странностей с этим городом мёртвых очень много. Они не носят ярко выраженного характера, но их количество и особенности проявления поневоле заставляют задуматься. Одним из первых европейцев Варанаси увидел Самюэль Пютте в 18 веке. Этого ориенталиста сразу заинтересовали странные обычаи аборигенов. Уже первые данные, собранные пытливым голландцем заставляли задуматься: многие индусы, решившие умереть в Варанаси, но не сделавшие этого (например, потому что родственники были вынуждены увезти их оттуда), приносили своим семьям настоящие несчастья. Пютте даже пытался объяснить это «проклятие Варанаси» особым мистическим ореолом, который окружает это место. Почти три года путешественник провёл в Восточной Индии, он накопил массу материала, который хотел опубликовать. Однако вернувшись домой, внезапно заболел, и за два дня до смерти уничтожил все свои рукописи.
Загадочной была история Джеймса Фостера, капитана британской армии, в середине 19 века служившего в Индии. После трёх лет безупречной службы, капитан, побывав в Варанаси, радикальным образом переменился. Он подал в отставку и приехал в священный город. Там он несколько лет жил среди бедняков, выучил язык индусов – хинди и много времени проводил в общении с местными «святыми».
Чему садхи обучали бывшего офицера, неизвестно, однако, вернувшись на родину, будучи уже седовласым старцем, Фостер прославился в определенных кругах, как мистик и предсказатель. Он поразительно точно рассказывал об тайных делах совершенно незнакомых ему людей, предсказал мировую войну, указал точную дату и причину своей смерти и много чего ещё. И таких случаев было немало. Многие европейцы, побывав в Варанаси, настолько меняются внутренне, что в корне меняют свой образ жизни и мировоззрение.
В настоящее время Варанаси является одним из центров туризма в Индии, стоящим, по мнению некоторых «половины всей страны». В городе есть большой аэропорт и множество отелей. Однако несмотря на всё это большая часть города закрыта для посещений. Например, из находящихся на берегах Ганга 84 гхатов (набережных), для туристов открыты едва ли меньше половины. Более того, в некоторые храмы (а их в городе несколько тысяч), не индусам вообще заходить запрещено. Кроме того, несмотря на то, что именно в этом городе Шакьямуни стал Буддой, буддистов тут, мягко говоря, не любят, хотя другие религии никак не третируются.
Впрочем, запреты касаются не только приезжих. Местные жители также подвергаются определенной «дискриминации». Например, жителям Варанаси запрещается участвовать в тестах медикаментов (это, кстати, сейчас очень распространённая профессия в Индии) или съёмках художественных фильмов. Те же садхи не могут покинуть пределы города, поскольку считается, что только в нём они обладают своей сверхъестественной духовной силой.
Индия всегда будет оставаться для нас до конца не понятой страной. Их обычаи, культура и религия являются древнейшими из сохранившихся на Земле. С одной стороны, это всё кажется весьма архаичным, но, с другой – вызывающим уважение. Поскольку, выдержав такую проверку временем и практически не изменившись, они доказали свою состоятельность и актуальность.
Опубликовано 01 августа 2020
| Комментариев 0 | Прочтений 899
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: