Суеверия - обломки старых истин
В сознании современного человека есть ряд укоренившихся стереотипов, к которым кто-то относится равнодушно, кто-то с лёгкой иронией, а кто-то и с опаской: разбилось зеркало или дорогу перебежала чёрная кошка — к несчастью или неудаче, на окно села птица — к скорому известию, просыпалась соль — к ссоре. Однако мало кто знает о том, что эти и ещё сотни подобных примет и поверий берут своё начало в седой языческой истории.
Страшная сила дурного глаза
Большинство известных примет и поверий пришло на Русь от её западных соседей. К примеру, обычай здравствовать человека при чихании или трижды сплёвывать через левое плечо при похвальбе был известен в Древнем Риме. О подобных приметах упоминали ещё Овидий и Плиний.
Многие из примет и поверий упоминаются в так называемых «чёрных» книгах, имевших известность в России вплоть до середины XIX века. К ним относятся «Волховник», «Воронграй», Громник», «Шестокрыл», «Аристотелевы Врата», «Рафли». В них изложены языческие верования этрусков и скифов, а также народов Богемии. Венгрии. Закарпатья. Чехии и Моравии. Так, у карпатских народов существовало поверье, что нельзя держать в доме несчастного человека. Считалось, что его несчастье обязательно перейдёт и на остальных членов семьи. У словаков не было принято отправляться в путь по понедельникам — к неудаче в дороге. Также дурной приметой считалось, когда дорогу ездоку перебегал заяц.
У испанцев и итальянцев много суеверий связано с так называемым дурным глазом. Народы, населяющие эти страны, особенно боятся цыганского глаза и чрезвычайно оберегают от него младенцев. Если же случалось, что цыганка случайно ли, или по умыслу посмотрит на новорождённого, ему немедленно совали под нос кукиш.
Поверья о дурном глазе, или сглазе, были чрезвычайно распространены у римлян. В связи с чем у патрициев и простолюдинов большим уважением пользовалось божество Fascinus, которое, как считалось, могло уберечь их от сглаза. Выражение «сглазить» или «изурочить» (beschreien) — бытовало и у немецких народов.
С поверьем о дурном глазе также связана древняя легенда о Василиске — существе с телом дракона, петушиной головой и крыльями, способном убивать одним лишь взглядом.
«За рекой горят огни, догорают мох и пни…»
Многие русские христианские обычаи имеют корни в языческих поверьях. К примеру, в России до революции в первый день Святой Пасхи и в другие церковные праздники человек, проспавший заутреню, обязательно обливался водой. Древним прообразом этого обряда был славянский языческий ритуал принесения жертвы воде, когда в реку, озеро или даже колодец бросали людей, чтобы выпросить у духов воды для обильного урожая. Этому древ нему ритуалу сродни ещё один обычай, когда паломники к святым водоёмам бросают в них какие либо предметы: нательные украшения, монеты, драгоценности.
Весьма популярным в народе был и остаётся праздник, имеющий языческое происхождение и также тесно связанный с водой, — Иван Купала. Он отмечался в день рождества святого Иоанна Предтечи и сопровождался массовыми омовениями и игрищами с кострами, через которые прыгала молодёжь. С перепрыгиванием через костёр связана ещё одна примета: если у юноши и девушки, прыгающих попарно, руки не разомкнутся, то в скором будущем их ожидает долгий и счастливый брак. С праздником Ивана Купалы связано поверье о цветущем папоротнике. Будто бы в ночь накануне праздника этот цветок начинает цвести ярким огненным цветом. Нашедший его должен сорвать и, не оглядываясь, убегать прочь от нечисти, которая будет пытаться догнать счастливчика. Натерпевшийся страхов купальской ночи, обладатель этого чудесного цветка получает способность открывать клады и даже читать мысли других людей.
Другой христианский праздник «Ильин день» пришёл на смену празднику древнего славянского божества грома и молнии Перуна. Считается, что в этот день нельзя выгонять скот, так как везде рыскают ядовитые змеи и хищные звери. Если в этот день треснет зеркало — в скором времени в доме быть покойнику, а если в окно влетела птица — обязательно случится пожар. После же этого праздника, согласно поверью, опасно купаться в водоёмах — в народе говорят: «Илья Пророк воду испортил».
Приметы на каждый день
Накопленные за многовековую историю народа приметы и поверья явились результатом долгих наблюдений за атмосферными и астрономическими явлениями, жизнью растительного и животного мира. Они охватывают годовым циклом все сферы жизни и быта, начиная от рождения и заканчивая смертью человека. Так, в старину, чтобы узнать пол будущего младенца, беременные женщины подавали ручному медведю угощение — хлеб, мёд или водку — и ожидали, какой звук в ответ издаст косолапый. Считалось, что если медведь зарычит — родится девочка, а если замычит — мальчик. В XIV-XVI веках в южных областях России было принято сразу после рождения ребёнка отцу выбегать за ворота дома и спрашивать у первого встреченного прохожего имя младенцу. Согласно поверью, в этом случае у ребёнка будет счастливое и благополучное будущее. По другому поверью, настоящее имя ребёнка скрывалось до появления у младенца первого молочного зуба. На это время его заменяли вымышленным.
Во время свадеб в дореволюционной России клали под порог перед приходом молодых с церемонии венчания незапертый замок. После того, как молодожёны входили в дом и переступали порог, замок запирали, а ключ бросали в колодец. Считалось, что после этого обряда молодые будут жить вместе долго и в согласии.
На Урале и в Западной Сибири в старину во время празднования именин было принято над виновником торжества разламывать пирог с кашей. Чем больше каши высыпалось на голову именинника, тем счастливее его жизнь должна быть в течение последующего года.
Не менее важное значение в жизни наших предков занимали бытовые приметы: чешутся (свербят) глаза — к слезам: выехать в дождь — к благополучной дороге; правая ладонь чешется — получать деньги: левая — отдавать; юбка завернётся — женщина родит в этом же году; тараканы уходят из дома — быть пожару; собака воет, подняв голову — к пожару, опустив голову — к покойнику, сидя или лёжа — к собственной смерти.
В наши дни не принято верить в приметы или поверья. Однако каждый из нас нет-нет, да и сплюнет через левое плечо, завидев чёрную кошку, перебегающую дорогу.Автор: С.Кожушко
Источник: "Тайны ХХ века" №34, 2009 г.
Страшная сила дурного глаза
Большинство известных примет и поверий пришло на Русь от её западных соседей. К примеру, обычай здравствовать человека при чихании или трижды сплёвывать через левое плечо при похвальбе был известен в Древнем Риме. О подобных приметах упоминали ещё Овидий и Плиний.
Многие из примет и поверий упоминаются в так называемых «чёрных» книгах, имевших известность в России вплоть до середины XIX века. К ним относятся «Волховник», «Воронграй», Громник», «Шестокрыл», «Аристотелевы Врата», «Рафли». В них изложены языческие верования этрусков и скифов, а также народов Богемии. Венгрии. Закарпатья. Чехии и Моравии. Так, у карпатских народов существовало поверье, что нельзя держать в доме несчастного человека. Считалось, что его несчастье обязательно перейдёт и на остальных членов семьи. У словаков не было принято отправляться в путь по понедельникам — к неудаче в дороге. Также дурной приметой считалось, когда дорогу ездоку перебегал заяц.
У испанцев и итальянцев много суеверий связано с так называемым дурным глазом. Народы, населяющие эти страны, особенно боятся цыганского глаза и чрезвычайно оберегают от него младенцев. Если же случалось, что цыганка случайно ли, или по умыслу посмотрит на новорождённого, ему немедленно совали под нос кукиш.
Поверья о дурном глазе, или сглазе, были чрезвычайно распространены у римлян. В связи с чем у патрициев и простолюдинов большим уважением пользовалось божество Fascinus, которое, как считалось, могло уберечь их от сглаза. Выражение «сглазить» или «изурочить» (beschreien) — бытовало и у немецких народов.
С поверьем о дурном глазе также связана древняя легенда о Василиске — существе с телом дракона, петушиной головой и крыльями, способном убивать одним лишь взглядом.
«За рекой горят огни, догорают мох и пни…»
Многие русские христианские обычаи имеют корни в языческих поверьях. К примеру, в России до революции в первый день Святой Пасхи и в другие церковные праздники человек, проспавший заутреню, обязательно обливался водой. Древним прообразом этого обряда был славянский языческий ритуал принесения жертвы воде, когда в реку, озеро или даже колодец бросали людей, чтобы выпросить у духов воды для обильного урожая. Этому древ нему ритуалу сродни ещё один обычай, когда паломники к святым водоёмам бросают в них какие либо предметы: нательные украшения, монеты, драгоценности.
Весьма популярным в народе был и остаётся праздник, имеющий языческое происхождение и также тесно связанный с водой, — Иван Купала. Он отмечался в день рождества святого Иоанна Предтечи и сопровождался массовыми омовениями и игрищами с кострами, через которые прыгала молодёжь. С перепрыгиванием через костёр связана ещё одна примета: если у юноши и девушки, прыгающих попарно, руки не разомкнутся, то в скором будущем их ожидает долгий и счастливый брак. С праздником Ивана Купалы связано поверье о цветущем папоротнике. Будто бы в ночь накануне праздника этот цветок начинает цвести ярким огненным цветом. Нашедший его должен сорвать и, не оглядываясь, убегать прочь от нечисти, которая будет пытаться догнать счастливчика. Натерпевшийся страхов купальской ночи, обладатель этого чудесного цветка получает способность открывать клады и даже читать мысли других людей.
Другой христианский праздник «Ильин день» пришёл на смену празднику древнего славянского божества грома и молнии Перуна. Считается, что в этот день нельзя выгонять скот, так как везде рыскают ядовитые змеи и хищные звери. Если в этот день треснет зеркало — в скором времени в доме быть покойнику, а если в окно влетела птица — обязательно случится пожар. После же этого праздника, согласно поверью, опасно купаться в водоёмах — в народе говорят: «Илья Пророк воду испортил».
Приметы на каждый день
Накопленные за многовековую историю народа приметы и поверья явились результатом долгих наблюдений за атмосферными и астрономическими явлениями, жизнью растительного и животного мира. Они охватывают годовым циклом все сферы жизни и быта, начиная от рождения и заканчивая смертью человека. Так, в старину, чтобы узнать пол будущего младенца, беременные женщины подавали ручному медведю угощение — хлеб, мёд или водку — и ожидали, какой звук в ответ издаст косолапый. Считалось, что если медведь зарычит — родится девочка, а если замычит — мальчик. В XIV-XVI веках в южных областях России было принято сразу после рождения ребёнка отцу выбегать за ворота дома и спрашивать у первого встреченного прохожего имя младенцу. Согласно поверью, в этом случае у ребёнка будет счастливое и благополучное будущее. По другому поверью, настоящее имя ребёнка скрывалось до появления у младенца первого молочного зуба. На это время его заменяли вымышленным.
Во время свадеб в дореволюционной России клали под порог перед приходом молодых с церемонии венчания незапертый замок. После того, как молодожёны входили в дом и переступали порог, замок запирали, а ключ бросали в колодец. Считалось, что после этого обряда молодые будут жить вместе долго и в согласии.
На Урале и в Западной Сибири в старину во время празднования именин было принято над виновником торжества разламывать пирог с кашей. Чем больше каши высыпалось на голову именинника, тем счастливее его жизнь должна быть в течение последующего года.
Не менее важное значение в жизни наших предков занимали бытовые приметы: чешутся (свербят) глаза — к слезам: выехать в дождь — к благополучной дороге; правая ладонь чешется — получать деньги: левая — отдавать; юбка завернётся — женщина родит в этом же году; тараканы уходят из дома — быть пожару; собака воет, подняв голову — к пожару, опустив голову — к покойнику, сидя или лёжа — к собственной смерти.
В наши дни не принято верить в приметы или поверья. Однако каждый из нас нет-нет, да и сплюнет через левое плечо, завидев чёрную кошку, перебегающую дорогу.Автор: С.Кожушко
Источник: "Тайны ХХ века" №34, 2009 г.
Опубликовано 25 апреля 2020
| Комментариев 0 | Прочтений 1129
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: