Орден Святого Лазаря - зомби на марше
Мировая история знает немало примеров удивительных, а порой просто невероятных по своему численному составу армий. Одним из таких примеров являются боевые подразделения рыцарей ордена Святого Лазаря. По сути, это были «живые мертвецы», атаки которых на врага у военных историков до сих пор вызывают лишь мороз по коже…
Прокаженные рыцари
Самое интересное состоит в том, что если бы военизированные отряды рыцарей ордена Святого Лазаря появились на поле боя в наши дни, они точно также вызвали бы жуткую панику среди войск противника. Сражение с ними в прошлом напоминало битву с ожившими зомби из многочисленных фильмов ужасов. Дело в том, что в отличие от более известных госпитальеров или тамплиеров времен крестовых походов, появившиеся примерно в одно с ними время рыцари ордена Святого Лазаря обладали удивительной, можно сказать невероятной историей создания своей организации. Как известно, каждый из рыцарских орденов Средневековья обладал неким уникальным обетом послушания. Одни рыцари освобождали Гроб Господень, другие охраняли паломников следующих в Палестину, третьи являлись казначеями военно-монашеских орденов. В этом перечне члены ордена Святого Лазаря, основанного в 1098 году, взяли на себя обет лечения рыцарей, возвратившихся в Европу после участия в крестовых походах. Представители ордена не искали для себя легких путей, создав свою организацию при госпитале Святого Лазаря.
Все бы ничего, да только лечили в данном богоугодном заведении исключительно неизлечимых больных — проказой или, по-научному, лепрой. Это известное из исторических хроник кожно-инфекционное заболевание заставляло человека гнить заживо. К тому же лепра являлось жутко заразным заболеванием, передававшимся воздушно-капельным путем. Добавив в этот список средневековую антисанитарию, отсутствие антибиотиков и методов дезинфекции, можно констатировать: приближаться к данным людям было смертельно опасно. При этом больные лепрой, кроме опасности заражения данной болезнью окружающих, обладали еще двумя характерными качествами. С одной стороны, проказа делала их внешность безобразной до неузнаваемости, а с другой — нервные окончания у этих людей переставали функционировать, делая их нечувствительными к боли. Поэтому наступление вооруженного отряда ордена Святого Лазаря, представляло собой достаточно жуткое зрелище. Гниющие, разлагающиеся почти на глазах, обезображенные внешне люди, переносчики смертельной заразы, при этом я не чувствительные к боли и совершенно не боящиеся смерти.
Святой для прокаженных
В качестве хранителя ордена святой Лазарь был выбран не случайно. Как утверждают Евангелия, при жизни этот человек приходился родным братом Марии и Марфы, в связи с чем был близок к Христу. Не удивительно, что на четвертый день после своей смерти от тяжелого заболевания он был воскрешен. Из святых писаний известно, что Христос приблизился к гробнице, в которой покоился Лазарь, и попросил отвалить от нее камень. Спустя несколько минут молитвы из отверстия показалась рука бывшего покойника, а затем и он сам подобно ужу выполз к пораженной публике, туго перевязанный пеленами.
После чудесного воскресения Лазарь вместе с Марией Магдалиной и собственной сестрой поселился в Марселе, начав проповедовать христианство. Впоследствии он стал первым епископом города. Примечательно, что на раке с мощами святого Лазаря, установленной в городе Ларнака, присутствует древняя надпись, утверждающая, что покойный был другом Спасителя. Даже имя этого человека в переводе означает: «Бог мне помог». Не удивительно, что прокаженные рыцари, верящие, что за искреннее служение Богу они, подобно святому Лазарю, будут исцелены и воскреснут, назвали орден его именем.
Спасение Европы
Впрочем, несмотря на явные боевые преимущества рыцарей ордена Святого Лазаря, в Европе их не любили. Это понятно. Больных проказой, как правило, изгоняли из населенных пунктов. Поскольку лечить данную болезнь тогда не умели, то в городах существовали целые кварталы, населенные больными проказой людьми, которые объявлялись запретными. Ни войти, ни выйти из них было невозможно, а больные считались изгоями. Правда, бывали и исключения. Проказой болел, например, король Иерусалима Балдуин IV, правивший в конце двенадцатого века и известный широкой публике благодаря фильму «Царство небесное».
Однако, данное исключение скорее лишь подтверждало общее правило. Правитель имел возможность долгое время скрывать свое заболевание, а впоследствии удостаивать аудиенции только верных, избранных людей из своего близкого окружения. Простые жители средневековой Европы подобной возможности, естественно, не имели. Нет ничего удивительного в том, что при приближении смердящих, с разлагающейся плотью рыцарей ордена Святого Лазаря вражеские отряды в панике обращались в бегство. Но даже если находились смельчаки, вступавшие с ними в бой, то, вне зависимости от победы или поражения, они сами вскоре заболевали проказой.
Примечательно, что в ряды ордена по его уставу принимали исключительно людей, больных лепрой. Сам Великий магистр ордена и тот болел этим страшным заболеванием. Кстати, «лазарет» — лечебница для солдат, получивших ранение на поле боя, получил свое название от имени ордена Святого Лазаря.
В то же время надо отдать должное уму и прозорливости его основателей. Как известно, Европу в Средние века регулярно поражали различные инфекционные эпидемии, порой полностью уничтожавшие население целых городов. Проказа, наряду с чумой, оказалась одним из самых страшных бедствий для Европы «темных веков». Выход был один. Собрать всех больных вместе и отправить их куда-нибудь подальше от родных мест, желательно со святой и благородной миссией. Орден Святого Лазаря отлично справился с этой задачей, направляя своих рыцарей в крестовые походы. Так, большое количество членов ордена участвовало в печально известном Третьем крестовом походе. Совершенно логично, что смертельно больные люди, в силу объективных причин, были не самыми лучшими бойцами с физической точки зрения (даже просто держать оружие им было тяжело), однако психологически они являлись гораздо более страшными инструментами войны, чем меч или копье.
Учитывая их нечувствительность к боли и заразу, которую они несли с собой, их присутствие на поле боя, как правило, приносило христианам победу над неверными. К тому же рыцари ордена в бою искали смерти за веру, как избавления от мучений и последующего ожидаемого воскресения из мертвых.
Последний бой
Очевидно, Бог услышал молитвы рыцарей ордена. Во время кровопролитного сражения при Ла-Форьбе (сегодня города Газа) в 1244 году практически все члены ордена Святого Лазаря погибли, включая Великого магистра. Данное сражение оказалось не только последним крупным полевым боем времен Крестовых походов, но и самым необычным.
Все началось с того, что в 1229 году, находящийся в конфликте и отлученный от католической церкви самим римским Папой Фридрих II сумел фактически чудом без боя вернуть христианским рыцарям власть над Иерусалимом. Однако спустя пятнадцать лет в 1244 году хорзмийцы-мусульмане, поддерживаемые египетскими правителями, захватили священный город, разграбили и сожгли его. Желая отомстить египтянам, христианские рыцарские ордена, объединив свои силы с мусульманами Сирии и кочевниками-бедуинами, бросились в погоню. Их войска настигли египтян у селения Ла-Форбье и вступили в бой. Противостоящие друг другу силы оказались примерно равными. При этом в армии, противостоящей египтянам, мусульман оказалось значительно больше, чем христианских рыцарей. Сражение длилось с 17 по 18 октября 1244 года. Несмотря на проявленную храбрость, объединенное войско христиан и мусульман-кочевников потерпело сокрушительное поражение. В битве погибло более тысячи рыцарей, включая почти весь численный состав ордена Святого Лазаря. Не имея возможности в силу своей малочисленности продолжать участие в крестовом походе, представители ордена вернулись в Европу. Оказавшись на родной земле, они попытались возродить орден Святого Лазаря. Благое дело имело успех.
Сегодня в данный орден входит около шести тысяч человек (теперь, конечно, вполне здоровых), а его отделения расположены в нескольких странах Европы.Автор: Дмитрий Соколов
Прокаженные рыцари
Самое интересное состоит в том, что если бы военизированные отряды рыцарей ордена Святого Лазаря появились на поле боя в наши дни, они точно также вызвали бы жуткую панику среди войск противника. Сражение с ними в прошлом напоминало битву с ожившими зомби из многочисленных фильмов ужасов. Дело в том, что в отличие от более известных госпитальеров или тамплиеров времен крестовых походов, появившиеся примерно в одно с ними время рыцари ордена Святого Лазаря обладали удивительной, можно сказать невероятной историей создания своей организации. Как известно, каждый из рыцарских орденов Средневековья обладал неким уникальным обетом послушания. Одни рыцари освобождали Гроб Господень, другие охраняли паломников следующих в Палестину, третьи являлись казначеями военно-монашеских орденов. В этом перечне члены ордена Святого Лазаря, основанного в 1098 году, взяли на себя обет лечения рыцарей, возвратившихся в Европу после участия в крестовых походах. Представители ордена не искали для себя легких путей, создав свою организацию при госпитале Святого Лазаря.
Все бы ничего, да только лечили в данном богоугодном заведении исключительно неизлечимых больных — проказой или, по-научному, лепрой. Это известное из исторических хроник кожно-инфекционное заболевание заставляло человека гнить заживо. К тому же лепра являлось жутко заразным заболеванием, передававшимся воздушно-капельным путем. Добавив в этот список средневековую антисанитарию, отсутствие антибиотиков и методов дезинфекции, можно констатировать: приближаться к данным людям было смертельно опасно. При этом больные лепрой, кроме опасности заражения данной болезнью окружающих, обладали еще двумя характерными качествами. С одной стороны, проказа делала их внешность безобразной до неузнаваемости, а с другой — нервные окончания у этих людей переставали функционировать, делая их нечувствительными к боли. Поэтому наступление вооруженного отряда ордена Святого Лазаря, представляло собой достаточно жуткое зрелище. Гниющие, разлагающиеся почти на глазах, обезображенные внешне люди, переносчики смертельной заразы, при этом я не чувствительные к боли и совершенно не боящиеся смерти.
Святой для прокаженных
В качестве хранителя ордена святой Лазарь был выбран не случайно. Как утверждают Евангелия, при жизни этот человек приходился родным братом Марии и Марфы, в связи с чем был близок к Христу. Не удивительно, что на четвертый день после своей смерти от тяжелого заболевания он был воскрешен. Из святых писаний известно, что Христос приблизился к гробнице, в которой покоился Лазарь, и попросил отвалить от нее камень. Спустя несколько минут молитвы из отверстия показалась рука бывшего покойника, а затем и он сам подобно ужу выполз к пораженной публике, туго перевязанный пеленами.
После чудесного воскресения Лазарь вместе с Марией Магдалиной и собственной сестрой поселился в Марселе, начав проповедовать христианство. Впоследствии он стал первым епископом города. Примечательно, что на раке с мощами святого Лазаря, установленной в городе Ларнака, присутствует древняя надпись, утверждающая, что покойный был другом Спасителя. Даже имя этого человека в переводе означает: «Бог мне помог». Не удивительно, что прокаженные рыцари, верящие, что за искреннее служение Богу они, подобно святому Лазарю, будут исцелены и воскреснут, назвали орден его именем.
Спасение Европы
Впрочем, несмотря на явные боевые преимущества рыцарей ордена Святого Лазаря, в Европе их не любили. Это понятно. Больных проказой, как правило, изгоняли из населенных пунктов. Поскольку лечить данную болезнь тогда не умели, то в городах существовали целые кварталы, населенные больными проказой людьми, которые объявлялись запретными. Ни войти, ни выйти из них было невозможно, а больные считались изгоями. Правда, бывали и исключения. Проказой болел, например, король Иерусалима Балдуин IV, правивший в конце двенадцатого века и известный широкой публике благодаря фильму «Царство небесное».
Однако, данное исключение скорее лишь подтверждало общее правило. Правитель имел возможность долгое время скрывать свое заболевание, а впоследствии удостаивать аудиенции только верных, избранных людей из своего близкого окружения. Простые жители средневековой Европы подобной возможности, естественно, не имели. Нет ничего удивительного в том, что при приближении смердящих, с разлагающейся плотью рыцарей ордена Святого Лазаря вражеские отряды в панике обращались в бегство. Но даже если находились смельчаки, вступавшие с ними в бой, то, вне зависимости от победы или поражения, они сами вскоре заболевали проказой.
Примечательно, что в ряды ордена по его уставу принимали исключительно людей, больных лепрой. Сам Великий магистр ордена и тот болел этим страшным заболеванием. Кстати, «лазарет» — лечебница для солдат, получивших ранение на поле боя, получил свое название от имени ордена Святого Лазаря.
В то же время надо отдать должное уму и прозорливости его основателей. Как известно, Европу в Средние века регулярно поражали различные инфекционные эпидемии, порой полностью уничтожавшие население целых городов. Проказа, наряду с чумой, оказалась одним из самых страшных бедствий для Европы «темных веков». Выход был один. Собрать всех больных вместе и отправить их куда-нибудь подальше от родных мест, желательно со святой и благородной миссией. Орден Святого Лазаря отлично справился с этой задачей, направляя своих рыцарей в крестовые походы. Так, большое количество членов ордена участвовало в печально известном Третьем крестовом походе. Совершенно логично, что смертельно больные люди, в силу объективных причин, были не самыми лучшими бойцами с физической точки зрения (даже просто держать оружие им было тяжело), однако психологически они являлись гораздо более страшными инструментами войны, чем меч или копье.
Учитывая их нечувствительность к боли и заразу, которую они несли с собой, их присутствие на поле боя, как правило, приносило христианам победу над неверными. К тому же рыцари ордена в бою искали смерти за веру, как избавления от мучений и последующего ожидаемого воскресения из мертвых.
Последний бой
Очевидно, Бог услышал молитвы рыцарей ордена. Во время кровопролитного сражения при Ла-Форьбе (сегодня города Газа) в 1244 году практически все члены ордена Святого Лазаря погибли, включая Великого магистра. Данное сражение оказалось не только последним крупным полевым боем времен Крестовых походов, но и самым необычным.
Все началось с того, что в 1229 году, находящийся в конфликте и отлученный от католической церкви самим римским Папой Фридрих II сумел фактически чудом без боя вернуть христианским рыцарям власть над Иерусалимом. Однако спустя пятнадцать лет в 1244 году хорзмийцы-мусульмане, поддерживаемые египетскими правителями, захватили священный город, разграбили и сожгли его. Желая отомстить египтянам, христианские рыцарские ордена, объединив свои силы с мусульманами Сирии и кочевниками-бедуинами, бросились в погоню. Их войска настигли египтян у селения Ла-Форбье и вступили в бой. Противостоящие друг другу силы оказались примерно равными. При этом в армии, противостоящей египтянам, мусульман оказалось значительно больше, чем христианских рыцарей. Сражение длилось с 17 по 18 октября 1244 года. Несмотря на проявленную храбрость, объединенное войско христиан и мусульман-кочевников потерпело сокрушительное поражение. В битве погибло более тысячи рыцарей, включая почти весь численный состав ордена Святого Лазаря. Не имея возможности в силу своей малочисленности продолжать участие в крестовом походе, представители ордена вернулись в Европу. Оказавшись на родной земле, они попытались возродить орден Святого Лазаря. Благое дело имело успех.
Сегодня в данный орден входит около шести тысяч человек (теперь, конечно, вполне здоровых), а его отделения расположены в нескольких странах Европы.Автор: Дмитрий Соколов
Опубликовано 29 октября 2019
| Комментариев 1 | Прочтений 7130
Ещё по теме...
Комментарии
1 |
Екатерина
21 ноября 2019 12:49:50
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: