Чёрная Мадонна
Культ чёрной Мадонны в Западной Европе - настоящий феномен. Подобного в православии нет, если не брать во внимание единственную икону XVII века «Прибавление ума»: русский иконописец страдал от расстройства психики и, работая над иконой, молился о возвращении здоровья. А всё ли было в порядке с головой у западных мастеров, создававших чёрных как смоль Богородиц? Ведь общеизвестно, что Дева Мария не была африканкой.
Мадонна тамплиеров
Первые сохранившиеся изображения чёрной Мадонны относятся к XII-XIII векам. Есть основания полагать, что существовали и более ранние образцы, не дошедшие до нашего времени.
Возникает вопрос: чёрные Мадонны в Западной Европе — это местное изобретение или заимствование из чужого культурного наследия? Долгое время церковники отказывались отвечать на этот вопрос, предпочитая убеждать прихожан, что изначально все Богоматери были белыми, а их лики потемнели от свечной копоти (сажа, дескать, веками оседает на изваяния и иконы). Но тогда все храмовые изваяния должны быть чёрными, а это не так.
В наше время учёные пришли к заключению: появление смуглых Мадонн в удалённых друг от друга уголках Европы и в совершенно конкретный период неслучайно, и чад тут ни при чём. Чёрные Мадонны — это гостьи с Ближнего Востока. Во времена Крестовых походов рыцари отправлялись освобождать Палестину и Иерусалим от мусульман и распространять христианство. На самом деле путь крестоносцев сопровождался грабежами, разбоями, насилием. Католическая церковь закрывала глаза на эти безобразия, ведь она сама обогащалась за счёт щедрых подношений крестоносцев. Среди прочего рыцари привозили с Ближнего Востока странные чёрные женские статуэтки и поклонялись им. Со временем культ приобрёл небывалый размах. Почитание включало в себя экзотические ритуалы: фигурку обливали вином, выносили с пышной процессией из храма, ставили у большого камня, сжигали перед ней колесо, перед ней зажигали не белые, а зелёные свечи. Когда церковь спохватилась, было поздно. Тамплиеры жертвовали деньги на строительство храмов, посвящённых чёрной Мадонне, туда широкой рекой стекалось местное население. Представители знати также обожествляли смуглянку, подносили богатые дары в надежде на её покровительство. За 100 лет (1170-1270 гг.) Появилось около 80 соборов и около 500 церквей в её честь. Сам французский король Людовик XI жертвовал деньги на такие храмы.
Чёрный — это к добру
Учёные составили обобщённый портрет «родоначальницы» чёрной Мадонны. Все скульптуры были не выше 70 см и делались по одному шаблону. Смуглянка восседала на троне с низкой спинкой, её взгляд был не опущен скромно долу, а устремлён вдаль, она словно смотрела поверх голов верующих. Лицо выражало не привычную скорбь и смирение, а сосредоточенность, отстранённость и даже надменность. Руки и пальцы Мадонны были непомерно длинными. На коленях она часто держала так же отрешенно глядящего вперёд Младенца. Ребёнок либо рукой благословлял земной шар, либо держал яблоко, символизирующее Землю. Его лицо детским не назовёшь, это скорее лицо взрослого мужчины.
Статуэтки обычно вырезали из чёрного камня или чёрного дерева. Иногда заграничная визитёрша выглядела черно-белой: лицо из чёрного дерева, а руки — из белого.
После серьёзных исследований специалисты заключили: прародительница чёрной Мадонны — это самая почитаемая в Египте богиня Исида, первая дочь Геба, бога земли, и Нут, богини неба. Исида считалась покровительницей материнства, врачевания, магии, плодородия и мореплавания. Заодно повелевала ветром, водой, а также царством мёртвых. В Древнем Египте её изображали в образе чернокожей женщины, кормящей грудью младенца Гора, сидящего у неё на коленях. На голове богини красовался убор в виде солнечного диска, обрамлённого рогами коровы. Чёрный цвет у древних египтян никогда не ассоциировался с чем-то дурным, неприятным, напротив, символизировал землю, дождевые тучи, а также темноту материнского лона, которое даёт новую жизнь.
В дохристианский период поклонение чёрной богине вышло за пределы Древнего Египта и распространилось по всему Средиземноморскому бассейну. Галлия, Северная Африка, Палестина, Испания, Рим пали под натиском культа Исиды. При поклонении Исиде огромную роль играли мистерии. В их основе лежали ритуалы посвящения в круг избранных. Только люди, прошедшие через серьёзные испытания, могли получить доступ к тайным знаниям. Такая таинственность ещё больше подогревала интерес к культу. Кроме того, Исида протоптала тропинку к женским сердцам: дамы видели в ней переживающую и страдающую жену и мать, а значит, свою защитницу и благодетельницу. Чёрный цвет никого не смущал. «Черна я, но прекрасна, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня…» — говорится в Песне песней.
С приходом христианства от Исиды в Европе стали избавляться. Вместо неё на пьедестал почёта возвели Деву Марию. И когда казалось, что даже имя Исиды навсегда стёрто из памяти народной, с Ближнего Востока вернулись крестоносцы со статуэткой забытой чёрной богини.
Королевы людских сердец
Не все темнокожие Мадонны смогли пережить смутные дни. Многие были уничтожены во время сотрясавших Европу религиозных войн и революций. Тем не менее чёрные богини даже сейчас не редкость. Только во Франции насчитывается 272 статуи, в Испании — 50, в Италии — 30, в Германии —19. Верующие относятся к ним как к величайшей святыне, паломники преодолевают расстояния, чтобы преклонить перед ними колени, а молва о чудесах разлетается по свету. Фигурки и иконы окружены легендами: смуглянке приписывают талант даровать бездетным долгожданных чад, опекать беременных, помогать при родах.
Одна из самых известных статуй хранится во французском соборе Нотр-Дам-де-Шартр недалеко от Парижа. Небольшая фигурка из грушевого дерева изображает сидящую на троне женщину с младенцем на руках. На каменном основании трона надпись: «Virgini pariturae», которая означает: «Дева, которая должна родить». У «француженки» непростая судьба. В 1793 году, во время Великой французской революции, её бросили в костёр. Разъярённая толпа бесновалась вокруг костра с криками «Смерть египтянке!». Спустя полвека статую вылепили заново, а после последнего ремонта собора Дева Шартра вдруг предстала белой, что страшно возмутило прихожан. Страсти по поводу реставрации не утихают до сих пор.
Мадонна тамплиеров
Первые сохранившиеся изображения чёрной Мадонны относятся к XII-XIII векам. Есть основания полагать, что существовали и более ранние образцы, не дошедшие до нашего времени.
Возникает вопрос: чёрные Мадонны в Западной Европе — это местное изобретение или заимствование из чужого культурного наследия? Долгое время церковники отказывались отвечать на этот вопрос, предпочитая убеждать прихожан, что изначально все Богоматери были белыми, а их лики потемнели от свечной копоти (сажа, дескать, веками оседает на изваяния и иконы). Но тогда все храмовые изваяния должны быть чёрными, а это не так.
В наше время учёные пришли к заключению: появление смуглых Мадонн в удалённых друг от друга уголках Европы и в совершенно конкретный период неслучайно, и чад тут ни при чём. Чёрные Мадонны — это гостьи с Ближнего Востока. Во времена Крестовых походов рыцари отправлялись освобождать Палестину и Иерусалим от мусульман и распространять христианство. На самом деле путь крестоносцев сопровождался грабежами, разбоями, насилием. Католическая церковь закрывала глаза на эти безобразия, ведь она сама обогащалась за счёт щедрых подношений крестоносцев. Среди прочего рыцари привозили с Ближнего Востока странные чёрные женские статуэтки и поклонялись им. Со временем культ приобрёл небывалый размах. Почитание включало в себя экзотические ритуалы: фигурку обливали вином, выносили с пышной процессией из храма, ставили у большого камня, сжигали перед ней колесо, перед ней зажигали не белые, а зелёные свечи. Когда церковь спохватилась, было поздно. Тамплиеры жертвовали деньги на строительство храмов, посвящённых чёрной Мадонне, туда широкой рекой стекалось местное население. Представители знати также обожествляли смуглянку, подносили богатые дары в надежде на её покровительство. За 100 лет (1170-1270 гг.) Появилось около 80 соборов и около 500 церквей в её честь. Сам французский король Людовик XI жертвовал деньги на такие храмы.
Чёрный — это к добру
Учёные составили обобщённый портрет «родоначальницы» чёрной Мадонны. Все скульптуры были не выше 70 см и делались по одному шаблону. Смуглянка восседала на троне с низкой спинкой, её взгляд был не опущен скромно долу, а устремлён вдаль, она словно смотрела поверх голов верующих. Лицо выражало не привычную скорбь и смирение, а сосредоточенность, отстранённость и даже надменность. Руки и пальцы Мадонны были непомерно длинными. На коленях она часто держала так же отрешенно глядящего вперёд Младенца. Ребёнок либо рукой благословлял земной шар, либо держал яблоко, символизирующее Землю. Его лицо детским не назовёшь, это скорее лицо взрослого мужчины.
Статуэтки обычно вырезали из чёрного камня или чёрного дерева. Иногда заграничная визитёрша выглядела черно-белой: лицо из чёрного дерева, а руки — из белого.
После серьёзных исследований специалисты заключили: прародительница чёрной Мадонны — это самая почитаемая в Египте богиня Исида, первая дочь Геба, бога земли, и Нут, богини неба. Исида считалась покровительницей материнства, врачевания, магии, плодородия и мореплавания. Заодно повелевала ветром, водой, а также царством мёртвых. В Древнем Египте её изображали в образе чернокожей женщины, кормящей грудью младенца Гора, сидящего у неё на коленях. На голове богини красовался убор в виде солнечного диска, обрамлённого рогами коровы. Чёрный цвет у древних египтян никогда не ассоциировался с чем-то дурным, неприятным, напротив, символизировал землю, дождевые тучи, а также темноту материнского лона, которое даёт новую жизнь.
В дохристианский период поклонение чёрной богине вышло за пределы Древнего Египта и распространилось по всему Средиземноморскому бассейну. Галлия, Северная Африка, Палестина, Испания, Рим пали под натиском культа Исиды. При поклонении Исиде огромную роль играли мистерии. В их основе лежали ритуалы посвящения в круг избранных. Только люди, прошедшие через серьёзные испытания, могли получить доступ к тайным знаниям. Такая таинственность ещё больше подогревала интерес к культу. Кроме того, Исида протоптала тропинку к женским сердцам: дамы видели в ней переживающую и страдающую жену и мать, а значит, свою защитницу и благодетельницу. Чёрный цвет никого не смущал. «Черна я, но прекрасна, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня…» — говорится в Песне песней.
С приходом христианства от Исиды в Европе стали избавляться. Вместо неё на пьедестал почёта возвели Деву Марию. И когда казалось, что даже имя Исиды навсегда стёрто из памяти народной, с Ближнего Востока вернулись крестоносцы со статуэткой забытой чёрной богини.
Королевы людских сердец
Не все темнокожие Мадонны смогли пережить смутные дни. Многие были уничтожены во время сотрясавших Европу религиозных войн и революций. Тем не менее чёрные богини даже сейчас не редкость. Только во Франции насчитывается 272 статуи, в Испании — 50, в Италии — 30, в Германии —19. Верующие относятся к ним как к величайшей святыне, паломники преодолевают расстояния, чтобы преклонить перед ними колени, а молва о чудесах разлетается по свету. Фигурки и иконы окружены легендами: смуглянке приписывают талант даровать бездетным долгожданных чад, опекать беременных, помогать при родах.
Одна из самых известных статуй хранится во французском соборе Нотр-Дам-де-Шартр недалеко от Парижа. Небольшая фигурка из грушевого дерева изображает сидящую на троне женщину с младенцем на руках. На каменном основании трона надпись: «Virgini pariturae», которая означает: «Дева, которая должна родить». У «француженки» непростая судьба. В 1793 году, во время Великой французской революции, её бросили в костёр. Разъярённая толпа бесновалась вокруг костра с криками «Смерть египтянке!». Спустя полвека статую вылепили заново, а после последнего ремонта собора Дева Шартра вдруг предстала белой, что страшно возмутило прихожан. Страсти по поводу реставрации не утихают до сих пор.
Чёрная защитница
Чёрная Мадонна из немецкого городка Альтеттинг была привезена монахами в местный монастырь из соседнего; городка в 1330 году. Стала считаться чудотворной после того, как воскресила утонувшего мальчика. Во время Второй мировой войны в собор, где хранится скульптура, не попала ни одна бомба, хотя союзники нещадно «утюжили» эту территорию. Прихожане также приписывают эту заслугу темнокожей Богоматери.
Матка Боска
«Матка Боска Ченстоховска» — чудотворная икона из польского города Ченстохова — одинаково почитается как католиками, так и православными. По преданию, её нарисовал сам евангелист Лука. Во времена притеснений христиан её прятали в пещерах, пока святая Елена, мать римского императора Константина I, не вывезла её в Византию. Пять столетий икона простояла в часовне при царском дворце. Затем была подарена одному из галицких и волынских князей Льву Даниловичу и переехала в город Белз. Дальше переходила их рук в руки, пока не осела в монастыре ордена паулинов. Но и это не все приключения. Когда обитель разоряли чешские гуситы, ярые иконоборцы, они порубили образ саблями. Так на щеке Девы появились характерные шрамы. Во время Второй мировой войны советские воины наблюдали за тёмным ликом Богородицы, который посветлел прямо у них на глазах. Воспоминания об этом Борис Полевой оставил в своей книге «До Берлина — 896 километров».
Источник: "Все загадки мира" №19, 2019 г.
Чёрная Мадонна из немецкого городка Альтеттинг была привезена монахами в местный монастырь из соседнего; городка в 1330 году. Стала считаться чудотворной после того, как воскресила утонувшего мальчика. Во время Второй мировой войны в собор, где хранится скульптура, не попала ни одна бомба, хотя союзники нещадно «утюжили» эту территорию. Прихожане также приписывают эту заслугу темнокожей Богоматери.
Матка Боска
«Матка Боска Ченстоховска» — чудотворная икона из польского города Ченстохова — одинаково почитается как католиками, так и православными. По преданию, её нарисовал сам евангелист Лука. Во времена притеснений христиан её прятали в пещерах, пока святая Елена, мать римского императора Константина I, не вывезла её в Византию. Пять столетий икона простояла в часовне при царском дворце. Затем была подарена одному из галицких и волынских князей Льву Даниловичу и переехала в город Белз. Дальше переходила их рук в руки, пока не осела в монастыре ордена паулинов. Но и это не все приключения. Когда обитель разоряли чешские гуситы, ярые иконоборцы, они порубили образ саблями. Так на щеке Девы появились характерные шрамы. Во время Второй мировой войны советские воины наблюдали за тёмным ликом Богородицы, который посветлел прямо у них на глазах. Воспоминания об этом Борис Полевой оставил в своей книге «До Берлина — 896 километров».
Опубликовано 01 октября 2019
| Комментариев 0 | Прочтений 1043
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: