Самый богатый орден: откуда взялась легенда об империи иезуитов?
Неудачные войны Испании в 18 веке сильно били по её финансам. Но король Карл III точно знал, как пополнить казну. Экспроприировать несметные богатства Ордена иезуитов, о которых ходили легенды во всех уголках империи. Почему с этой затеей вышел облом и как родился миф, доживший до конца 20 века, — в материале ниже.
Тёмной ночью коррехидор (должность, осуществлявшая надзор над местной администрацией и судьями в городах, провинциях или колониях. — Прим.ред.) Хосе Манрике-и-Гусман переминался с ноги на ногу и сильно нервничал. Задача была деликатная. По всему вице-королевству Перу ранним утром 17 сентября 1767 года, часа эдак в четыре, предстояло произвести массовые аресты иезуитов. Дону Хосе досталась провинция Арекипа и местный иезуитский колледж…
По счастью, братья не оказали сопротивления. Местная милиция лихо вломилась в колледж и здания Ордена. Толком не проснувшихся иезуитов вывели под ручки и быстро рассовали по заранее приготовленным тюрьмам.
Всю испанскую империю сотрясала охота на Орден. Его богатства конфисковывались. Его служителей депортировали за пределы Испании. Сопротивлявшихся ждали тюрьмы или смерть. Год 1767-й у иезуитов явно не задался.
Орден обвинялся в нелояльности, но самой животрепещущей темой, волновавшей противников иезуитов, были его баснословные богатства в колониальной Испании и вмешательство в финансовые дела империи. Не так уж и страшен нищий бунтовщик — иное дело богатый влиятельный орден!
Как сокрушить такую коварную гидру? Экспроприировать её несметные богатства! Пусть пойдут на дело прогрессивного развития Испанской империи.
Испанские Бурбоны как раз в это время решили проявить свою склонность к нездоровому реформизму — огромную колониальную империю попытались сделать более централизованной и экономически эффективной. За последним скрывались резкое повышение налогов (в 1760-е–1770-е годы они в колониях выросли в два раза) и ужесточение их сбора.
И тут ещё этот Орден иезуитов…
Миф о самом богатом ордене
Сторонники централизации абсолютистской власти и искоренения потенциально нелояльных орденов и обществ активно распространяли миф о несметном богатстве иезуитов. Якобы это были самые крупные плантаторы в колониях, самые богатые. Их сундуки ломились от золота и серебра, а сами иезуиты насаждали коррупцию и вносили смуту в неокрепшие души праведных кастильских чиновников. Которые после общения с ними начинали воровать, как не в себя.
Циники на местах и в Мадриде угорали от такой пропаганды. Но своё дело она делала. Если постоянно рассказывать на каждом углу, что всю воду выпили иезуиты — кто-то да поведётся. А кто-то подумает, как это использовать в свою пользу.
Проблема в том, что в какой-то момент королевский двор действительно начал верить в богатство иезуитов.
Со второй половины 17 века Испания вела всё более неудачные войны в Европе и колониях. Каждая проигранная кампания била по испанской казне. Война за испанское наследство буквально выдоила колонии. Государство было на грани финансового коллапса. Денег на армию и флот катастрофически не хватало. Испанским Бурбонам приходилось периодически просить помощи у своих старших родственников в Париже.
Поражения в войнах намекали Мадриду на то, что продолжение имперской политики требует денег. Очень больших денег. Особенно на армию и флот.
Экспроприация богатств Ордена иезуитов должна была резко поправить сильно прохудившиеся финансы империи.
А почему колледж такой бедный?
Однако первые же реальные оценки материального положения иезуитов вызвали у властей депрессию. Орден оказался небогат, тайных сокровищ у него также не было. Финансовые документы проливали свет на реальное положение.
Иезуитский колледж в Арекипе был одним из самых богатых в Перу — да и, пожалуй, во всей Южной Америке. Он был образован в 1578 году, когда богатый купец и плантатор Диего Эрнандес Идальго отписал будущему вузу несколько зданий в центре города и две тысячи песо.
Окончательно, после заполнения всех бумаг и выплаты всех налогов, иезуиты въехали в здания нового колледжа в 1580-м. И немедленно пустились во все тяжкие. Вот просто-таки «набигали» на несчастных касиков и уламывали отдавать их детей обучаться в колледж. Сулили им хорошую карьеру и блестящее образование. И ведь не врали!
Помимо этого, иезуиты немедленно занялись всякой социальной деятельностью. Понятно, что помощь бедным и сиротам, а также оплата обучения в колледже требовала денег (ученики обучались бесплатно). Финансирование колледжа в основном шло от трёх асьенд, самая большая из которых — Саки ле Гранд — была площадью в 60 акров. В 1762–1766 годах она давала примерно семь тысяч больших винных бутылей (ботихас). Остальные — меньше. К тому же одно из имений приспособили под выращивание зерна. В 1760-е годы доходы от него крутились в среднем в районе четырёх тысяч песо в год. Учитывая необходимость содержать рабов, оплачивать труд администраторов и покупку животных, чистая прибыль отсутствовала как класс на протяжении нескольких десятилетий.
Помимо этих предприятий, колледжу принадлежали 27 лавок в городе, небольшое ранчо, мясо от которого поступало на стол учителям и ученикам колледжа, и несколько мельниц, которые братья сдавали. Доходов все эти предприятия приносили не очень много.
Всему виной была не только ожесточённая конкуренция со стороны других религиозных орденов и купцов, но и специфическое отношение иезуитов к своим работникам.
Королевский администратор когда-то принадлежавшего колледжу виноградника в Сан-Хавьере Франсиско Хавьер да Сильва доносил, что орденские рабы отказываются работать больше шести часов в день, ежедневно нажираются в драбаданище и слоняются без дела. Унять их было невозможно. Судя по всему, направленный в поместье коррехидор просто сбежал оттуда, так как рабы угрожали ему выпустить кишки, если он попробует надавить на них.
«Я никогда не видел более пьяных, бандитских и вороватых рож!» — писал сеньор королевский администратор Аудиенсии Кито в 1769 году.
Попытки сбыть кому-нибудь эту банду с треском провалились. Когда-то довольно успешное предприятие захирело, и власти уже 100 раз успели пожалеть, что обзавелись такими неуправляемыми работничками. В итоге в 1777 году половину рабов Ордена продали на сахарную плантацию в Наска, когда-то принадлежавшую иезуитам же.
Справиться с орденскими рабами мог только Орден.
На бумаге колледж был богат, его состояние оценили в 600 тысяч песо. На деле основная масса средств была «зарыта» в землю и здания. Продать их было сложно, а приспособить под что-то иное — просто нереально.
На колледж в Арекипе был похож и колледж в Мокегуа. Его состояние оценили в 157 тысяч песо. И да, все эти охренительные капиталы являлись стоимостью земли и зданий. Серебра в сундуках у иезуитов было мало.
Невразумительный экономический агент
Влиятельность Ордена, особенно на экономическом фронте, оказалась также безбожно раздута. Виноградники Саке в 1760-х годах могли похвастаться 7% доли на местном рынке, в Сан-Хавьере — 5%. Виноградники колледжа в Макегуа показывали ещё более невразумительные результаты — 2,2%. И это ещё крупняк. Продукция основной массы плантаций занимала долю рынка, которую лучше всего можно описать так: «где-то в районе статистической погрешности».
Хотя иезуитов обвиняли в том, что они в любой момент могли обрушить экономику империи, это была полная лажа. Но власти упрямо настаивали на своём.
В отличие от доминиканцев или августинцев иезуиты предпочитали заниматься сельским хозяйством, а не оформлять кредиты и ссужать деньги под процент. Большинство купленных ими зданий отдавались под госпитали, библиотеки, приюты или учебные заведения. Часть зданий сдавалась местным купцам. Им же ссужались кредиты под 4-4,5% годовых. Но заработок это был так себе. На каждый полученный песо прибыли оставалось ещё два-три песо долгов: местным купцам что-то давать в рост было очень рискованным предприятием.
У того же колледжа в Арекипе баланс расходов и доходов сошёлся только через 150 лет деятельности — в 1730 году! И только с середины 1730-х годов можно говорить о росте прибыли. С 1743 по 1764 год все предприятия колледжа приносили доход в 20 тысяч песо ежегодно. У колледжа в Мокегуа доход доходил до 8,5 тысяч.
Казалось бы вот оно — богатство. Но на самом деле расход на самих иезуитов был очень небольшой. В среднем, не более 350 песо в год на члена ордена. Колледж в Арекипе кормил порядка 20 братьев, в Мокегуа — восемь. Это было больше, чем доход городского ремесленника, но в разы ниже, чем у любого торговца, парикмахера, помещика, судьи или военного. Говоря прямо, по уровню доходов на брата иезуиты едва-едва относились к среднему классу.
Все остальные средства вкладывались в модернизацию предприятий (лавки, например, вообще не приносили прибыли), в строительство новых зданий, покупку книг, на госпитали и миссии.
Отнять и распродать
Экспроприировав у иезуитов здания и землю, корона столкнулась с тем, что продавать их некому. Во-первых, по рыночной цене их просто никто не купит. А во-вторых, купцам и торговцам нужны были доходные предприятия, а не социалочка с отрицательным доходом.
В итоге Мадрид решил поуправлять иезуитскими предприятиями сам. Но довольно быстро, за какие-то три-четыре года, завалил к чертям всё дело. Пришлось землю и сельхозинвентарь продавать как уценёнку. Что касается зданий, то их в какой-то момент пришлось либо раздаривать орденам-конкурентам типа доминиканского, либо просто смотреть, как оно само разрушается. Словом, вместо миллионов серебряных песо в казну, корона получила хорошо если пятую часть номинальной стоимости. И вдобавок — расстроенную экономику в десятках областей, что только приблизило закат колониальной власти в Америке.
Оппозиция радикализировалась, так как Бурбоны закусили удила, повысили налоги и выжимали из колоний всё, что можно. И, если поначалу власти на местах и колониальная торговая верхушка радостно поддержали реформы, то после наступило отрезвление. Ситуация стала только хуже — налоги-то повысили.
Однако всё это не помешало живучести мифа. Новые государства, образовавшиеся на месте испанских колоний, были отрицательно настроены в отношении церкви. А её высшие иерархи часто выступали против местных революционеров на стороне испанской короны. Миф о несметном (неправедном) богатстве орденов легитимизировал политику секуляризации. И дожил до конца 20 века, когда изучение архивов поставило на нём крест.Источник: Warhead
Тёмной ночью коррехидор (должность, осуществлявшая надзор над местной администрацией и судьями в городах, провинциях или колониях. — Прим.ред.) Хосе Манрике-и-Гусман переминался с ноги на ногу и сильно нервничал. Задача была деликатная. По всему вице-королевству Перу ранним утром 17 сентября 1767 года, часа эдак в четыре, предстояло произвести массовые аресты иезуитов. Дону Хосе досталась провинция Арекипа и местный иезуитский колледж…
По счастью, братья не оказали сопротивления. Местная милиция лихо вломилась в колледж и здания Ордена. Толком не проснувшихся иезуитов вывели под ручки и быстро рассовали по заранее приготовленным тюрьмам.
Всю испанскую империю сотрясала охота на Орден. Его богатства конфисковывались. Его служителей депортировали за пределы Испании. Сопротивлявшихся ждали тюрьмы или смерть. Год 1767-й у иезуитов явно не задался.
Многие иезуиты были местными уроженцами. Например, из 678 высланных из Мексики членов ордена таковых оказалось три четверти. Часть из них погибла, когда их гнали по пустыне в порт Веракруз, чтобы погрузить на корабли. Ведь отбывать ссылку братьям предстояло в Италии.v
Орден обвинялся в нелояльности, но самой животрепещущей темой, волновавшей противников иезуитов, были его баснословные богатства в колониальной Испании и вмешательство в финансовые дела империи. Не так уж и страшен нищий бунтовщик — иное дело богатый влиятельный орден!
Король Испании Карл III точно знал, как пополнить казну
Как сокрушить такую коварную гидру? Экспроприировать её несметные богатства! Пусть пойдут на дело прогрессивного развития Испанской империи.
Испанские Бурбоны как раз в это время решили проявить свою склонность к нездоровому реформизму — огромную колониальную империю попытались сделать более централизованной и экономически эффективной. За последним скрывались резкое повышение налогов (в 1760-е–1770-е годы они в колониях выросли в два раза) и ужесточение их сбора.
И тут ещё этот Орден иезуитов…
Миф о самом богатом ордене
Сторонники централизации абсолютистской власти и искоренения потенциально нелояльных орденов и обществ активно распространяли миф о несметном богатстве иезуитов. Якобы это были самые крупные плантаторы в колониях, самые богатые. Их сундуки ломились от золота и серебра, а сами иезуиты насаждали коррупцию и вносили смуту в неокрепшие души праведных кастильских чиновников. Которые после общения с ними начинали воровать, как не в себя.
Циники на местах и в Мадриде угорали от такой пропаганды. Но своё дело она делала. Если постоянно рассказывать на каждом углу, что всю воду выпили иезуиты — кто-то да поведётся. А кто-то подумает, как это использовать в свою пользу.
Проблема в том, что в какой-то момент королевский двор действительно начал верить в богатство иезуитов.
Со второй половины 17 века Испания вела всё более неудачные войны в Европе и колониях. Каждая проигранная кампания била по испанской казне. Война за испанское наследство буквально выдоила колонии. Государство было на грани финансового коллапса. Денег на армию и флот катастрофически не хватало. Испанским Бурбонам приходилось периодически просить помощи у своих старших родственников в Париже.
Поражения в войнах намекали Мадриду на то, что продолжение имперской политики требует денег. Очень больших денег. Особенно на армию и флот.
Экспроприация богатств Ордена иезуитов должна была резко поправить сильно прохудившиеся финансы империи.
А почему колледж такой бедный?
Однако первые же реальные оценки материального положения иезуитов вызвали у властей депрессию. Орден оказался небогат, тайных сокровищ у него также не было. Финансовые документы проливали свет на реальное положение.
Иезуитский колледж в Арекипе был одним из самых богатых в Перу — да и, пожалуй, во всей Южной Америке. Он был образован в 1578 году, когда богатый купец и плантатор Диего Эрнандес Идальго отписал будущему вузу несколько зданий в центре города и две тысячи песо.
Окончательно, после заполнения всех бумаг и выплаты всех налогов, иезуиты въехали в здания нового колледжа в 1580-м. И немедленно пустились во все тяжкие. Вот просто-таки «набигали» на несчастных касиков и уламывали отдавать их детей обучаться в колледж. Сулили им хорошую карьеру и блестящее образование. И ведь не врали!
Помимо этого, иезуиты немедленно занялись всякой социальной деятельностью. Понятно, что помощь бедным и сиротам, а также оплата обучения в колледже требовала денег (ученики обучались бесплатно). Финансирование колледжа в основном шло от трёх асьенд, самая большая из которых — Саки ле Гранд — была площадью в 60 акров. В 1762–1766 годах она давала примерно семь тысяч больших винных бутылей (ботихас). Остальные — меньше. К тому же одно из имений приспособили под выращивание зерна. В 1760-е годы доходы от него крутились в среднем в районе четырёх тысяч песо в год. Учитывая необходимость содержать рабов, оплачивать труд администраторов и покупку животных, чистая прибыль отсутствовала как класс на протяжении нескольких десятилетий.
Помимо этих предприятий, колледжу принадлежали 27 лавок в городе, небольшое ранчо, мясо от которого поступало на стол учителям и ученикам колледжа, и несколько мельниц, которые братья сдавали. Доходов все эти предприятия приносили не очень много.
Всему виной была не только ожесточённая конкуренция со стороны других религиозных орденов и купцов, но и специфическое отношение иезуитов к своим работникам.
Королевский администратор когда-то принадлежавшего колледжу виноградника в Сан-Хавьере Франсиско Хавьер да Сильва доносил, что орденские рабы отказываются работать больше шести часов в день, ежедневно нажираются в драбаданище и слоняются без дела. Унять их было невозможно. Судя по всему, направленный в поместье коррехидор просто сбежал оттуда, так как рабы угрожали ему выпустить кишки, если он попробует надавить на них.
«Я никогда не видел более пьяных, бандитских и вороватых рож!» — писал сеньор королевский администратор Аудиенсии Кито в 1769 году.
Попытки сбыть кому-нибудь эту банду с треском провалились. Когда-то довольно успешное предприятие захирело, и власти уже 100 раз успели пожалеть, что обзавелись такими неуправляемыми работничками. В итоге в 1777 году половину рабов Ордена продали на сахарную плантацию в Наска, когда-то принадлежавшую иезуитам же.
Справиться с орденскими рабами мог только Орден.
На бумаге колледж был богат, его состояние оценили в 600 тысяч песо. На деле основная масса средств была «зарыта» в землю и здания. Продать их было сложно, а приспособить под что-то иное — просто нереально.
На колледж в Арекипе был похож и колледж в Мокегуа. Его состояние оценили в 157 тысяч песо. И да, все эти охренительные капиталы являлись стоимостью земли и зданий. Серебра в сундуках у иезуитов было мало.
Невразумительный экономический агент
Влиятельность Ордена, особенно на экономическом фронте, оказалась также безбожно раздута. Виноградники Саке в 1760-х годах могли похвастаться 7% доли на местном рынке, в Сан-Хавьере — 5%. Виноградники колледжа в Макегуа показывали ещё более невразумительные результаты — 2,2%. И это ещё крупняк. Продукция основной массы плантаций занимала долю рынка, которую лучше всего можно описать так: «где-то в районе статистической погрешности».
Хотя иезуитов обвиняли в том, что они в любой момент могли обрушить экономику империи, это была полная лажа. Но власти упрямо настаивали на своём.
Ибо если не иезуиты, то кто? Корона сама что ли гробит свою экономику?
В отличие от доминиканцев или августинцев иезуиты предпочитали заниматься сельским хозяйством, а не оформлять кредиты и ссужать деньги под процент. Большинство купленных ими зданий отдавались под госпитали, библиотеки, приюты или учебные заведения. Часть зданий сдавалась местным купцам. Им же ссужались кредиты под 4-4,5% годовых. Но заработок это был так себе. На каждый полученный песо прибыли оставалось ещё два-три песо долгов: местным купцам что-то давать в рост было очень рискованным предприятием.
У того же колледжа в Арекипе баланс расходов и доходов сошёлся только через 150 лет деятельности — в 1730 году! И только с середины 1730-х годов можно говорить о росте прибыли. С 1743 по 1764 год все предприятия колледжа приносили доход в 20 тысяч песо ежегодно. У колледжа в Мокегуа доход доходил до 8,5 тысяч.
Доходы других орденов были часто кратно ниже. В 1804 году в епископстве Арекипа 20 монастырей заработали на всех около 126 тысяч песо — или 379 песо на каждого клирика. В Камано члены Ордена мерсендариев жили несколько лет только на милостыню. Просто извержение очередного перуанского вулкана похоронило под пеплом их виноградники. К концу колониальной империи католические ордены уже просто не могли сами себя содержать.
Казалось бы вот оно — богатство. Но на самом деле расход на самих иезуитов был очень небольшой. В среднем, не более 350 песо в год на члена ордена. Колледж в Арекипе кормил порядка 20 братьев, в Мокегуа — восемь. Это было больше, чем доход городского ремесленника, но в разы ниже, чем у любого торговца, парикмахера, помещика, судьи или военного. Говоря прямо, по уровню доходов на брата иезуиты едва-едва относились к среднему классу.
Все остальные средства вкладывались в модернизацию предприятий (лавки, например, вообще не приносили прибыли), в строительство новых зданий, покупку книг, на госпитали и миссии.
Отнять и распродать
Экспроприировав у иезуитов здания и землю, корона столкнулась с тем, что продавать их некому. Во-первых, по рыночной цене их просто никто не купит. А во-вторых, купцам и торговцам нужны были доходные предприятия, а не социалочка с отрицательным доходом.
В итоге Мадрид решил поуправлять иезуитскими предприятиями сам. Но довольно быстро, за какие-то три-четыре года, завалил к чертям всё дело. Пришлось землю и сельхозинвентарь продавать как уценёнку. Что касается зданий, то их в какой-то момент пришлось либо раздаривать орденам-конкурентам типа доминиканского, либо просто смотреть, как оно само разрушается. Словом, вместо миллионов серебряных песо в казну, корона получила хорошо если пятую часть номинальной стоимости. И вдобавок — расстроенную экономику в десятках областей, что только приблизило закат колониальной власти в Америке.
Оппозиция радикализировалась, так как Бурбоны закусили удила, повысили налоги и выжимали из колоний всё, что можно. И, если поначалу власти на местах и колониальная торговая верхушка радостно поддержали реформы, то после наступило отрезвление. Ситуация стала только хуже — налоги-то повысили.
Однако всё это не помешало живучести мифа. Новые государства, образовавшиеся на месте испанских колоний, были отрицательно настроены в отношении церкви. А её высшие иерархи часто выступали против местных революционеров на стороне испанской короны. Миф о несметном (неправедном) богатстве орденов легитимизировал политику секуляризации. И дожил до конца 20 века, когда изучение архивов поставило на нём крест.Источник: Warhead
Опубликовано 30 сентября 2019
| Комментариев 0 | Прочтений 860
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: