Трипольцы: правда и вымысел о древнем населении берегов Днепра
Трипольцы: правда и вымысел о древнем населении берегов Днепра
Есть мнение, что трипольская цивилизация, знаменитая цветущими многолюдными городами на берегах Днепра, была древнейшей на планете. Отсюда, с прародины арийев, во времена, когда египетских пирамид ещё не было в помине и никто не слышал о каких-то «шумерах», вышли первые пахари и кузнецы. Это некогда популярное в одной из соседних стран, но ныне даже там почти забытое мнение. Лет двадцать уже с ним не сталкивался. ...Кстати, о том почему «забытое». Смешно получилось. Во времена оны, когда мнение было популярным, прародина индоевропейцев локализовалась в северном Иране. Но позже, в свете новых открытий, она переместилась в междуречье Днепра и Волги. Не в Триполье, но слишком близко к нему, чтобы конфликт между альтернативной и научной версиями истории сохранил необходимую для разжигания бурных дискуссий остроту. О трипольцах стали постепенно забывать. По современным отечественным альтернативным представлениям они, кажется, даже и не славяне...

Трипольская культура заняла почётное место в советских ещё учебниках истории, как первая развитая неолитическая на территории европейской части страны. Культура действительно может считаться древней ибо возникает 6500 лет назад. Задолго, как легко видеть, до появления признаков цивилизации в Египте и Междуречье. Но здесь, подрезая крылья фантазии, необходимо отметить два момента. Во-первых, нельзя сравнивать цивилизацию и археологическую культуру. Последняя не подразумевает наличия государственности и сословного общества. Неолитическая земледельческая культура это примерно то, чем располагали индейцы — пресловутые гуроны и делавары — востока США к моменту прихода европейцев. На Ближнем Востоке всё это началось не 6, а уже 12 тысяч лет назад.


Выступив с Ближнего Востока, племена земледельцев и скотоводов начали быстро колонизировать благоприятные в климатическом отношении регионы Европы. И, кстати, долгое время именно раннеземледельческая экспансия, отслеживаемая методами археологии, связывалась с расселением индоевропейцев. Это оказалось не так, но в данном контексте важно, что в первую очередь по принципу географической доступности земледельцами осваивались Балканы, превратившиеся в оплот наиболее продвинутых — по меркам Европы — культур. Одна из которых и получила название Трипольской.


То есть, здесь мы видим второй примечательный момент. К Днепру трипольская культура отношения не имеет никакого. Возникнув на Балканах, она так и осталась балканской по преимуществу. Днепр обозначал лишь границу расселения трипольцев на северо-востоке. И достигли они этой границы лишь через 2000 лет. По меркам земледельцев неолита условия на берегах реки уже могли считаться экстремально суровыми.

О языке трипольцев нет никаких сведений, и без машины времени шансы на изменение ситуации навсегда останутся нулевыми. Известно, однако, что они не являлись ни индоевропейцами, ни европеоидами в современном понимании. Белокурым бестиям в то время был ещё не сезон. Ранние, в виде поздних неандертальцев, уже вымерли, а новые ещё не появились. Первые земледельцы Европы, трипольцы в том числе, оставались ещё темнокожими, хотя уже и начали работать над исправлением ситуации, приспосабливаясь к новым условиям.

С бродившими восточнее Днепра ариями трипольская культура, однако, имеет связь достаточно тесную. Хотя и одностороннюю. Именно трипольское влияние вывело индоевропейские племена на новый уровень развития. Что создало условия для экспансии ариев в масштабах Евразии, первыми жертвами которой стали, разумеется, именно трипольцы. Но это уже другая история.


Что же касается трипольской культуры, то развивалась и она. Хотя, выдающихся высот не достигла. И даже более того, относительно к прочим, к ближневосточным в особенности, с течением времени становилась всё более отсталой. Переход к ранних этапов к поздним — к состоянию, которого трипольцы достигли к моменту выхода на Днепр, — знаменовался в первую очередь развитием технологий земледелия. Изначально преимущественно скотоводческие (как и все в неолитической Евразии) племена, уделяли обработке земли всё больше времени. Более совершенные и сложные формы приобретала и керамика. Однако, трипольцы оставались людьми энеолита, лишь эпизодически использовавшими самородные металлы — медь и золото. Небольшое количество бронзы появляется у них только в самом конце истории.

...Так как же жили трипольцы? Как все европейские племена эпохи неолита. Земледелие носило очаговый характер, оставаясь подсечно-огневым. После выжигания участка леса, удобренная пеплом земля расчищалась, несколько лет распахивалась с помощью волов и засевалась, но затем забрасывалась. Каменные и костяные орудия, а также одежда, изготавливались каждой семьёй для своих нужд. Однако, сложность керамических изделий указывает на появление в поздний период внутриплеменного обмена и категории профессиональных ремесленников.

Если что, картинка из школьного учени...
Если что, картинка из школьного ученика СССР

На иллюстрациях же, изображающих быт трипольских племён, в первую очередь следует обратить внимание на постройки. Ибо в области архитектуры рисунки грешат против истины. Характерными для культуры строениями являлись обычные в неолите «длинные дома» — многосемейные на 60-100 человек полуземлянки, крытые дёрном. На рисунках они выходят плохо, зато относительно хорошо сохраняются на радость археологам.

Особенности архитектуры неолита умеренных широт не случайны и продиктованы соображениями экономии топлива и материалов. Ибо, — и это может показаться неожиданным, — даже в лесистой местности дерево представляло большую ценность. Проблема заключалась в его добыче, с помощью каменных топоров затруднительной. Только после железной революции (реконструкцией установлено, что скорость рубки дерева железным топором в 10 раз выше, чем каменным) дрова и рубленые избы перестают быть роскошью.

В заключение стоит упомянуть о многолюдных «городах», которыми знамениты трипольцы. По мере развития культуры поселения трипольцев действительно увеличиваются, достигая в итоге размеров колоссальных — от 6 до, предположительно, 20 тысяч человек в некоторых случаях. Что, однако, не делало их настоящими городами. Поселения оставались земледельческими.

Скученность неудобна для ведения сельского хозяйства. Крестьянам выгоднее селиться редко, ближе к своим полям, деревнями или хуторами — то есть, группами по 50-20 человек. Однако, такой обычай сложился уже в средние века, в эпоху появления центральной власти и наступления, пусть относительных ещё, порядка и безопасности. В неолите, а также в варварских землях времён бронзы и даже железного веков, порядка не было совсем. Большие поселения попросту были безопаснее.

Да. Крестьянам далеко приходилось идти до своих полей. Вероятно, и ночевали они в период полевых работ во временных жилищах за городом. Однако, ничего странного в гигантских поселениях нет. Если вспомнить, то и первое из известных поселение земледельцев — Чатал-Хуюк — насчитывало 9 тысяч жителей. Не забираясь же в глубь времён так далеко, вспомнить можно и греческие полисы. Исключая некоторые, в классические период действительно превратившиеся в города — крупные торгово-ремесленные центры, — типичный полис представлял собой именно укреплённое поселение земледельцев на 1-10 тысяч человек.Источник: "Цитадель адеквата"
Опубликовано 13 апреля 2022 Комментариев 0 | Прочтений 1518

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия