Кушаны: Стражи больших дорог
В нашем мире империи исчезают, как и люди — некоторые оставляют после себя богатое наследство, другие — память, третьи — обломки и руины. Кушанская империя, занимавшая гигантскую территорию — от Аральского моря до Индии, — в отличие от других, исчезла почти бесследно. И если бы не монеты, об этой уникальной державе, возможно, никто бы не вспомнил.
Но металлические кругляшки, докатившиеся до наших дней, заставили исследователей восстановить имперское величие кушан заново…
Империя эта возникла за два века до нашей эры и существовала почти что до III века нашей эры.
На севере её граница достигала границ нынешнего Узбекистана, на западе — Хорезма, на юге охватывала весь Кашмир, а на востоке доходила до Ганга и Кадылыка.
«Пригретая» китайским Драконом
Основателем Кушанского царства был народ юэчжи, первоначально обосновавшийся на северных рубежах китайской империи Цинь. Юэчжи были кочевниками, с которыми китайцы заключили договор о защите своей границы от набегов воинственных северян. До поры до времени они защищали Китай от набегов, но затем были разбиты и вытеснены народом хунну. И юэчжи пришлось уходить от противника на запад.
Во II веке до н.э. выжившие переселились на земли Бактрии. И эта страна не смогла противостоять кочевникам, вторгшимся в её пределы.
Так что около 135 года до н.э. на карте появилось новое образование, которое китайцы называли Большое Юэчжи.
Основателем Кушанского царства был царь Куджула Кадфиз. Этот умелый правитель, проживший более 80 лет, не только объединил под своей властью пять племён, или княжеств, на которые первоначально делились кушаны, но и совершил крупные завоевания к югу от Амударьи, подчинив себе почти всю территорию современного Афганистана.
Его наследник Вима Кадфиз не разбазарил отцовское наследство. Во время его правления к Кушанскому царству присоединились новые владения — современный Пакистан и северо-западные провинции Индии.
Вима Кадфиз, хорошо усвоивший древнеримский принцип «разделяй и властвуй», поручил управление Индией своему наместнику; другими территориями громадного Кушанского царства руководили так называемые сатрапы под началом великого сатрапа. Сам же кушанский царь оставил для себя скромный титул «царя царей».
Все на борьбу с солнцем!
Изучая хозяйственную деятельность древних кушан, невольно приходишь к выводу, что «товарищ Сталин» и его «советская империя» существовали почти по канонам древневосточных царств.
Вот и кушаны, объединив почти всю Среднюю Азию под своей эгидой, попытались резко рвануть в будущее. Так как постоянные войны давали большое количество рабов, они решили их руками победить засуху и безводье. И стали рыть свои «беломорские» и «волго-донские» каналы. Паутина ирригационных сетей покрыла территорию Хорезма, Согдианы и Бактрии (это «союзные республики» кушанских царей). В той же Фергане следы наиболее крупных каналов относятся именно к кушанскому времени: размах работ был грандиозным.
Кроме того, кушанские правители хотели увековечить память о себе новыми городами. Особенно почему-то нравилось им строить на территории Индии (может, потому что там почти не бывает зим). Один из таких кушанских «Сталинградов» — свидетель трудового порыва монархов — стоит до сих пор. Он называется Каниспор: в этом наименовании запечатлено имя одного из кушанских царей — Канишки.
Города кушан — это, прежде всего, мощная крепостная цитадель, возвышавшаяся над домиками, сложенными из сырцового кирпича. В них жили искусные мастера: ювелиры, резчики по кости, гончары. Уже в наши дни при раскопках Халчаяна, Дальверзинтепа, Айртама археологи нашли изящные бронзовые сосуды, подсвечники, зеркала, ювелирные изделия, свидетельствующие о том, что кушаны знали толк в красоте. Так как подданные Кушан-ского царства имели хорошие связи с Ближним Востоком и Римом, их изделия попадали в самые разные города и страны (некоторые изделия кушан обнаружены в раскопанных Помпеях).
Но основу экономики страны, конечно же, составляли, земледельцы и скотоводы. Они выращивали все, что до сих пор привозят из южных республик на наши базары. Один из римских путешественников, побывавших в Кушане в те далёкие годы, писал: «Природа Бэк-трии богата и разнообразна. В некоторых местах деревья и виноградники дают в изобилии сочные плоды, тучную почву орошают многочисленные источники. Где почва мягкая, там сеется хлеб, а остальные земли оставляются под пастбища».
А потом кушанам и вовсе крупно повезло — через их территорию прошёл Великий шёлковый путь.
Благо или вред?
Впрочем, значение Великого шёлкового пути для Кушанского царства можно расценивать по-разному. Эта гигантская торговая артерия, с одной стороны, питала кушан всеми богатствами мира: шёлком, тканями, железом, мехами, чаем, бумагой, из Индии шли караваны с пряностями и благовониями. И правителям кушан можно было не делать ничего, кроме как снимать пенки с этого «торгового варева». Чем они успешно и занимались — мало того, что часть товаров оседала на торговых прилавках кушанских базаров, купцы и путешественники платили налог ещё и за то, что власть разрешала им проходить через свои владения. Кроме того, путешественники нанимали охрану — платили, останавливались на ночлег — платили, покупали еду — платили. Так что Великий шёлковый путь можно сравнить разве что с современным нефтяным путём из России на Запад. Государства, через которые проходит трубопровод, получают за транзит нефти немалый куш. Но Шёлковый путь имел куда большее значение — ведь он существовал несколько веков, и транспортный поток был намного интенсивнее.
Хотя, помимо пользы, артерия, перекачивавшая тонны «торговой крови», имела и свои минусы. Они-то, возможно, и стали одной из причин гибели великого царства. Во-первых, дармовые деньги, которые можно получать за проход через территорию, развращают. Во-вторых, зачем что-то делать и напрягаться, если всё можно купить у проезжающих торговцев? В-третьих, вместе с торговыми караванами шли авантюристы всех мастей, проповедники всякой религиозной ереси.
И кушаны, которые верили в разных богов, постепенно стали утрачивать свою самобытность и подпитываться иноземной верой — буддизмом. Окончательно буддизм стал официальной религией при царе Канишке, который предположительно правил с 100 по 144 год нашей эры. «Царь царей» Канишка даже созвал съезд буддистов, на котором сторонники Малой и Большой Колесницы (две ветви одной религии) окончательно рассорились.
Канишка, который получил титул «Великий», многократно расширил границы своей страны. В его власти находился весь Индостан. Завоевания продолжились, и при его преемниках — Васишке (151-155 гг.) и Хувишке (155-187 гг.). И везде на завоёванных землях возводились и обильно украшались буддистские храмы. Современники рассказывали, что они сверкали на солнце разноцветными драгоценными камнями. Но при Васудэве I (187-230 гг.) начался период нестабильности, особенно положение осложнилось в конце его правления. То ли буддизм не способствовал объединению страны, то ли кушан окончательно развратили дары Шёлкового пути, но страна начала угасать. И когда на её земли стали претендовать владыки сасанидского Ирана, они ничего не смогли им противопоставить. В 240 году Кушан попал в вассальную зависимость от Ирана. Где-то с середины IV века вассальным Кушаном правили династии Кушанша-хов, Младших Кушанов и Кидаритов. Хотя правители считали, что управляют самостоятельными государствами, в целом они были наместниками, которых назначал владыка Ирана. Для того чтобы принять власть, они вынуждены были ехать в Иран на утверждение в должности (почти как на Руси при монголо-татарах). Титулы правителей от века к веку становились все пышнее и значительнее, а территория царства становилась все меньше и меньше.
А в V веке в Кушан вторглись кочевые орды гуннов. Государство существовало ещё до начала VIII века, но фактически уже принадлежало гуннам-эфталитам. Империя, простиравшаяся от Ганга до Арала, рухнула. Канули в вечность все её достижения и все её богатства. Города Кушана засыпал песок. От великой империи остались только монеты, благодаря которым и удалось восстановить её историю.Источник: "Загадки истории" №11, 2012 г.
Но металлические кругляшки, докатившиеся до наших дней, заставили исследователей восстановить имперское величие кушан заново…
Империя эта возникла за два века до нашей эры и существовала почти что до III века нашей эры.
На севере её граница достигала границ нынешнего Узбекистана, на западе — Хорезма, на юге охватывала весь Кашмир, а на востоке доходила до Ганга и Кадылыка.
«Пригретая» китайским Драконом
Основателем Кушанского царства был народ юэчжи, первоначально обосновавшийся на северных рубежах китайской империи Цинь. Юэчжи были кочевниками, с которыми китайцы заключили договор о защите своей границы от набегов воинственных северян. До поры до времени они защищали Китай от набегов, но затем были разбиты и вытеснены народом хунну. И юэчжи пришлось уходить от противника на запад.
Во II веке до н.э. выжившие переселились на земли Бактрии. И эта страна не смогла противостоять кочевникам, вторгшимся в её пределы.
Так что около 135 года до н.э. на карте появилось новое образование, которое китайцы называли Большое Юэчжи.
Основателем Кушанского царства был царь Куджула Кадфиз. Этот умелый правитель, проживший более 80 лет, не только объединил под своей властью пять племён, или княжеств, на которые первоначально делились кушаны, но и совершил крупные завоевания к югу от Амударьи, подчинив себе почти всю территорию современного Афганистана.
Его наследник Вима Кадфиз не разбазарил отцовское наследство. Во время его правления к Кушанскому царству присоединились новые владения — современный Пакистан и северо-западные провинции Индии.
Вима Кадфиз, хорошо усвоивший древнеримский принцип «разделяй и властвуй», поручил управление Индией своему наместнику; другими территориями громадного Кушанского царства руководили так называемые сатрапы под началом великого сатрапа. Сам же кушанский царь оставил для себя скромный титул «царя царей».
Все на борьбу с солнцем!
Изучая хозяйственную деятельность древних кушан, невольно приходишь к выводу, что «товарищ Сталин» и его «советская империя» существовали почти по канонам древневосточных царств.
Вот и кушаны, объединив почти всю Среднюю Азию под своей эгидой, попытались резко рвануть в будущее. Так как постоянные войны давали большое количество рабов, они решили их руками победить засуху и безводье. И стали рыть свои «беломорские» и «волго-донские» каналы. Паутина ирригационных сетей покрыла территорию Хорезма, Согдианы и Бактрии (это «союзные республики» кушанских царей). В той же Фергане следы наиболее крупных каналов относятся именно к кушанскому времени: размах работ был грандиозным.
Кроме того, кушанские правители хотели увековечить память о себе новыми городами. Особенно почему-то нравилось им строить на территории Индии (может, потому что там почти не бывает зим). Один из таких кушанских «Сталинградов» — свидетель трудового порыва монархов — стоит до сих пор. Он называется Каниспор: в этом наименовании запечатлено имя одного из кушанских царей — Канишки.
Города кушан — это, прежде всего, мощная крепостная цитадель, возвышавшаяся над домиками, сложенными из сырцового кирпича. В них жили искусные мастера: ювелиры, резчики по кости, гончары. Уже в наши дни при раскопках Халчаяна, Дальверзинтепа, Айртама археологи нашли изящные бронзовые сосуды, подсвечники, зеркала, ювелирные изделия, свидетельствующие о том, что кушаны знали толк в красоте. Так как подданные Кушан-ского царства имели хорошие связи с Ближним Востоком и Римом, их изделия попадали в самые разные города и страны (некоторые изделия кушан обнаружены в раскопанных Помпеях).
Но основу экономики страны, конечно же, составляли, земледельцы и скотоводы. Они выращивали все, что до сих пор привозят из южных республик на наши базары. Один из римских путешественников, побывавших в Кушане в те далёкие годы, писал: «Природа Бэк-трии богата и разнообразна. В некоторых местах деревья и виноградники дают в изобилии сочные плоды, тучную почву орошают многочисленные источники. Где почва мягкая, там сеется хлеб, а остальные земли оставляются под пастбища».
А потом кушанам и вовсе крупно повезло — через их территорию прошёл Великий шёлковый путь.
Благо или вред?
Впрочем, значение Великого шёлкового пути для Кушанского царства можно расценивать по-разному. Эта гигантская торговая артерия, с одной стороны, питала кушан всеми богатствами мира: шёлком, тканями, железом, мехами, чаем, бумагой, из Индии шли караваны с пряностями и благовониями. И правителям кушан можно было не делать ничего, кроме как снимать пенки с этого «торгового варева». Чем они успешно и занимались — мало того, что часть товаров оседала на торговых прилавках кушанских базаров, купцы и путешественники платили налог ещё и за то, что власть разрешала им проходить через свои владения. Кроме того, путешественники нанимали охрану — платили, останавливались на ночлег — платили, покупали еду — платили. Так что Великий шёлковый путь можно сравнить разве что с современным нефтяным путём из России на Запад. Государства, через которые проходит трубопровод, получают за транзит нефти немалый куш. Но Шёлковый путь имел куда большее значение — ведь он существовал несколько веков, и транспортный поток был намного интенсивнее.
Хотя, помимо пользы, артерия, перекачивавшая тонны «торговой крови», имела и свои минусы. Они-то, возможно, и стали одной из причин гибели великого царства. Во-первых, дармовые деньги, которые можно получать за проход через территорию, развращают. Во-вторых, зачем что-то делать и напрягаться, если всё можно купить у проезжающих торговцев? В-третьих, вместе с торговыми караванами шли авантюристы всех мастей, проповедники всякой религиозной ереси.
И кушаны, которые верили в разных богов, постепенно стали утрачивать свою самобытность и подпитываться иноземной верой — буддизмом. Окончательно буддизм стал официальной религией при царе Канишке, который предположительно правил с 100 по 144 год нашей эры. «Царь царей» Канишка даже созвал съезд буддистов, на котором сторонники Малой и Большой Колесницы (две ветви одной религии) окончательно рассорились.
Канишка, который получил титул «Великий», многократно расширил границы своей страны. В его власти находился весь Индостан. Завоевания продолжились, и при его преемниках — Васишке (151-155 гг.) и Хувишке (155-187 гг.). И везде на завоёванных землях возводились и обильно украшались буддистские храмы. Современники рассказывали, что они сверкали на солнце разноцветными драгоценными камнями. Но при Васудэве I (187-230 гг.) начался период нестабильности, особенно положение осложнилось в конце его правления. То ли буддизм не способствовал объединению страны, то ли кушан окончательно развратили дары Шёлкового пути, но страна начала угасать. И когда на её земли стали претендовать владыки сасанидского Ирана, они ничего не смогли им противопоставить. В 240 году Кушан попал в вассальную зависимость от Ирана. Где-то с середины IV века вассальным Кушаном правили династии Кушанша-хов, Младших Кушанов и Кидаритов. Хотя правители считали, что управляют самостоятельными государствами, в целом они были наместниками, которых назначал владыка Ирана. Для того чтобы принять власть, они вынуждены были ехать в Иран на утверждение в должности (почти как на Руси при монголо-татарах). Титулы правителей от века к веку становились все пышнее и значительнее, а территория царства становилась все меньше и меньше.
А в V веке в Кушан вторглись кочевые орды гуннов. Государство существовало ещё до начала VIII века, но фактически уже принадлежало гуннам-эфталитам. Империя, простиравшаяся от Ганга до Арала, рухнула. Канули в вечность все её достижения и все её богатства. Города Кушана засыпал песок. От великой империи остались только монеты, благодаря которым и удалось восстановить её историю.Источник: "Загадки истории" №11, 2012 г.
Опубликовано 01 мая 2019
| Комментариев 0 | Прочтений 1732
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: