Дуэли. Схватка хищников
Новые времена – «новые песни»: в 1808 году во Франции состоялась дуэль в воздухе. Некие господа де Грандпре и Ле Пик, влюбленные в танцовщицу парижской оперы мадемуазель Тиреви, поднялись на воздушных шарах на высоту около 900 м и выстрелили друг в друга. Воздушный шар Ле Пика загорелся и рухнул. На мадемуазель Тиреви этот «подвиг» не произвел ни малейшего впечатления, она вышла замуж за другого мужчину.
Э.Хэмингуэй также в свое время проявил оригинальность: будучи вызван на дуэль, в качестве оружия он выбрал ручные гранаты, которые следовало метать с расстояния в 20 шагов. Противник совершить самоубийство, пусть даже и в компании известного литератора, отказался.
Известный социалист Лассаль, противник Маркса, который обвинял его в оппортунизме, умер от раны, полученной на дуэли.
Фердинанд Лассаль
«Любимый диверсант» Гитлера Отто Скорцени, в бытность студентом в Вене, участвовал в 15 дуэлях, на одной из которых и получил свой знаменитый шрам на щеке.
Отто Скорцени
В 1905 году французский врач Виллер предложил использовать на дуэлях восковые пули, длинные плащи из плотной ткани и стальные маски – и, видимо, стал изобретателем чего-то очень похожего на пейнтбол.
В нашей стране пик моды на дуэли пришелся на XIX век. Известная «кавалерист-девица» Н.Дурова, например, прославилась еще и тем, что стала единственной российской женщиной, принимавшей участие в дуэли, правда в качестве секунданта. Результатом этой моды стала преждевременная гибель двух великих российских поэтов. Причем, если Пушкина к ставшей роковой для него дуэли буквально вели и старательно подталкивали, то поединок Лермонтова выглядит полнейшей нелепицей. В самом деле, Лермонтов и Мартынов были давними знакомыми, более того, они одновременно учились в школе гвардейских подпрапорщиков и Лермонтов, по единодушным свидетельствам очевидцев, был очень обрадован встречей с ним. А потом – ничтожнейший повод для вызова на дуэль (случайно услышанное слово «дикарь», которое Мартынов отнес на свой счет), и хладнокровный выстрел в упор. А ведь Мартынову было сообщено, что Лермонтов не намерен стрелять в него. И в дальнейшем Мартынов не только не проявлял даже малейших признаков раскаяния, но, напротив, с годами выказывал все большую ненависть к убитому поэту. Существует интересная версия, согласно которой истинной причиной этой трагедии стала система «цуг», существовавшая в офицерских школах и училищах царской России. Цуг – это подчинение и постоянное унижение основной массы юнкеров группой «авторитетных» учащихся. В первый же день к каждому новичку подходил один из «смотрящих» и вежливо спрашивал, как тот желает учиться и служить – по уставу или по цугу? Выбирающих устав не трогали, но они становились всеми презираемыми изгоями, и потому практически все «добровольно» выбирали цуг в призрачной надежде когда-нибудь войти в узкий круг школьной элиты. Призрачной – потому, что, в отличие от «дедовщины» в советской армии, стаж обучения не давал никаких особенных прав и преимуществ: «авторитетами» становились так называемые «лихие юнкера». Лермонтов, который по всем параметрам (и физическим, и умственным) на голову превосходил своих однокашников, быстро такую репутацию заслужил. В самом деле: прекрасный стрелок и наездник, шомпола руками завязывал, удачные карикатуры рисовал, да еще и громкая, вышедшая за пределы школы, слава нового Баркова, из-за которой потом мужья запрещали женам говорить, что они читают Лермонтова, опасаясь, что окружающие не про те стихи подумают… А вот Мартынов был безнадежным «салагой». И при новой встрече в Пятигорске Лермонтов, с радостью, увидел своего бывшего «раба», а Мартынов, с ужасом – своего бывшего «хозяина». И потому Лермонтов не принимал всерьез Мартынова, не особенно заботясь о его чувствах, а Мартынов – каждый выпад в свою сторону умножал в десять раз, а реакцию на этот выпад со стороны окружающих – раз в 15. И на дуэли он стрелял не только в Лермонтова, но и во всех «лихих юнкеров» своей школы. Что, конечно же, ни в малейшей степени не освобождает его от ответственности за убийство великого поэта.
В 1894 г. наша страна прославилась странным указом по военному ведомству, в котором были узаконены дуэли между офицерами. Лидер октябристов А.И.Гучков помимо парламентской деятельности был известен тем, что 6 раз принимал участие в дуэлях. В 1908 г. он даже вызвал на дуэль лидера кадетов Милюкова. К огромному огорчению предвкушающих сенсацию журналистов, поединок не состоялся. Много шума наделал курьезный поединок поэтов М.Волошина и Н.Гумилева. Анекдотичной выглядит даже причина вызова: влюбленность Гумилева в несуществующую поэтессу Черубину де Габриак, под маской которой, как выяснилось, скрывалась некая Елизавета Дмитриева, ранее встречавшаяся с Гумилевым, но ушедшая от него к Волошину. Приготовления к дуэли были эпичными: поединок был назначен на Черной речке, а в качестве оружия решили использовать пистолеты XIX века. Но, как сказано во всех Евангелиях, «не вливают вина молодого в мехи ветхие», и, к счастью для русской литературы, вместо высокой трагедии получился плохой водевиль. Автомобиль Гумилева застрял в снегу, но опоздать на поединок ему все же не удалось, потому что Волошин явился еще позже: по пути к месту дуэли он потерял в снегу калошу и заявил, что пока не найдет ее, никуда не пойдет. После этого происшествия за Волошиным в Петербурге закрепилось прозвище Вакс Калошин. Руки дуэлянтов тряслись, и они долго не могли разобраться с системой старинных пистолетов. Первым с волнением и пистолетом справился Гумилев, который выстрелил непонятно куда, обрадованный Волошин выстрелил в воздух. Над дуэлянтами потешался весь Петербург, но Россия на этот раз не потеряла никого из своих поэтов.
М.Волошин
Н.Гумилев
У Александра Дюма, столько раз писавшего в своих романах о прелести дуэльных поединков, вышло еще смешнее. Повздорив с одним из знакомых, он согласился тянуть жребий, неудачник должен был застрелиться. Несчастливый жребий достался именно ему, Дюма вышел в соседнюю комнату, выстрелил в потолок и вернулся со словами: «Я стрелял, но промахнулся».
А.Дюма
В XXI веке тоже встречаются курьезные поединки, которые, с натяжкой, можно принять за дули. Так, в 2006 году немецкий режиссер, известный не слишком удачными экранизациями компьютерных игр, вызвал на ринг шестерых наиболее критично настроенных к нему журналистов – и легко победил их, так как в молодости серьезно занимался боксом. Жерару Депардье с противником повезло меньше. В 2012 году он, возмутившись новым налогом на роскошь (75%), вызвал на дуэль на шпагах премьер-министра Франции Жан-Марка Эро, благородно дав ему месяц на уроки фехтования. Политик от дуэли уклонился, а Депардье решил проблему налогов став гражданином России и Бельгии.
Опубликовано 24 апреля 2019
| Комментариев 0 | Прочтений 1786
Страница 2 из 2: 1
Ещё по теме...
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: