По законам древней веры
По законам древней веры
Популярность восточных учений и философских систем, занимавших умы человечества в течение долгих десятилетий, постепенно идет на убыль, освобождая дорогу для исконных европейских, скандинавских и славянских языческих верований, число адептов и сторонников которых стремительно увеличивается сегодня в Европе и Америке.
Одно из таких верований - Асатру (от исландских слов "тру" - вера и "асы" - боги) - германо-скандинавская языческая традиция, зародившаяся в глубокой древности и на протяжении множества веков игравшая решающую роль в духовной, а также в повседневной жизни этих народов. Другое, более распространенное название Асатру-Трот ("верность").
Как и многие языческие религии, Асатру отличается от основных религий мира не только взглядами, но и организационно. В ней нет системы иерархии священнослужителей, канонических священных книг, строгих правил. Например, в Асатру не существует понятия ереси, и обрядовая сторона в различных кланах и религиозных общинах может очень сильно различаться. Трот ориентирован на внутреннюю, душевную составляющую индивида, и его основное предназначение - нахождение верного способа действия и существования, обретение гармонии и привнесение ее в жизнь. Исповедание Асатру неразрывно связано с изучением мифологий, истории и культуры предков и с обогащением своей жизни, своего мировосприятия истинными духовными ценностями героев, богов и легендарных персонажей.
Основные принципы и традиции Трота описаны в "Младшей Эдде" и "Старшей Эдде" - грандиозных эпических поэмах, основанных на мифологических сюжетах. Немаловажное значение для гххгужения Асатру имеют также исландские саги и другие эпические произведения германских народов (к примеру, англосаксонский "Беовульф").

Сакральный годовой цикл

Для большинства верующих следование традициям Асатру означает всего лишь верность богам северного пантеона и мистическую связь с сакральным годичным циклом. Все основные праздники (всего их 8) приурочены к сезонным изменениям природы. Древние считали, что изменение внутреннего состояния человека обусловлено изменениями окружающего мира, сменой времен года, поэтому праздники и ритуальные церемонии, связанные с ними, занимают в языческих традициях главенствующее место.
Новый году адептов Трота начинается приблизительно 15 октября, после завершения сбора урожая. Поздней осенью и зимой, когда повседневные заботы о пропитании и сельскохозяйственные хлопоты отступают на второй план, каждый старается уделить больше внимания мистической и духовной стороне жизни, практикуя магические церемонии для контакта с богами или душами предков.
Кульминацией этих действий становится Йоль, празднующийся во время зимнего солнцестояния (примерно 20-30 декабря). Древние верили, что в это время незримая грань между миром людей и миром богов и духов становится особенно тонкой и тот, кто уверен в своих магических силах, мог проводить в это время наиболее могущественные обряды для обретения благополучия, счастья и успеха.
Дистинг (примерно 14 февраля) знаменует пробуждение жизненных сил природы, а Истер, или Остерн, названный в честь богини весны и утренней зари Остары, возвещает окончательный приход весны и полное возвращение созидательных сил природы. Он отмечается во время весеннего равноденствия и нередко совпадает с христианской Пасхой.
Следующий праздник - это широко известная Вальпургиева ночь (30 апреля) и следующий за ней Майский день (1 мая). Вальпургиева ночь, получившая свое название от имени провидицы Вальпургии, приравниваемой к полубогам, традиционно связана с темной, демонической стороной человеческой души. Майский день, наоборот, ее полная противоположность, светлый праздник веселья и радости обновленной природы, готовой щедро поделиться с человеком своими дарами.
Мидсамма, празднуемый во время летнего солнцестояния (в конце июня), является одним из наиболее почитаемых дней в Скандинавии, когда приносятся жертвы всему пантеону богов. Во время Тингтайда (примерно 23 августа) в древности проходили собрания старейшин и вождей, обсуждались законы и социальные аспекты Трота.
И, наконец, последний значимый праздник года - Хавестайд, или Мэбон (празднуется во время осеннего солнцестояния, в 20-х числах сентября), связан со сбором урожая, а также заставляет каждого задуматься о неизбежности смерти, которая, впрочем, является лишь эпизодом в бесконечном цикле перерождений.

Боги нордического пантеона

Основой миропорядка в представлении сторонников Асатру является мировое древо жизни - великий ясень Иггдрасиль. Он состоит из девяти миров, находящихся в разных измерениях. На самой вершине мироздания находится Асгард - обитель светлых богов, называемых асами и ванами. Асгарду противостоит Хель - царство мертвых и сил вселенского разрушения, имеющее много общего с христианским адом. Полубоги и обожествленные духи предков, называемые альвами и эльфами, обитают в Лессальфхейме. Эта часть мироздания соответствует структурам светлого интеллекта и созидания. Антиподы альвов, свартальфы и родственные им карлики-цверги, называемые также дварфами или гномами, обитают в ином мире - Свартальфхейме. Эти существа лишены духовности и интеллекта, но придают вещам форму и структуру, воплощая в себе косную, неодушевленную материю. Царством ванов является Ванахейм, а великаны-етуны, порождение сил слепого хаоса или мертвого порядка, обитают в Етунхейме. Есть еще и Мупселльсхейм и Нифльхейм - вместилища двух вселенских первооснов, породивших все сущее, - огня и льда. И, наконец, в центре мироздания находится замкнутая сфера Митгард, где живет все человечество.
Когда лишь в XX веке человечество "дошло" до идей многомерности мироздания, существования параллельных миров, оно изумилось, обнаружив те же идеи в представлениях об устройстве мира у древних народов Европы.
Пантеон северных богов весьма неоднороден и воплощает в себе весь спектр человеческих качеств и все нюансы духовных проявлений. Пои этом существует четкое различие между асами - богами и богинями социального порядка, справедливости и сознания, и ванами, покровительствующими здоровью, природе, любви, эросу и материальному процветанию. Во главе всего пантеона стоят Один и Фрейя. Один - верховный владыка и покровитель магии, рун, поэзии, шаманского экстаза. Другие асы - это Тиу, божество закона, громовержец Тор и прорицательница Фригт.
Если асы - это божества королей, воинов, поэтов и магов, то ваны -покровители крестьян, ремесленников, простого люда. В их ведении находится природа и связанная с ней магия, материальное благополучие, любовь, сексуальность. Поклонение ванам выделилось со временем в самостоятельную религиозную систему - Уикку (Викку), также необычайно популярную в наши дни в странах Европы и Северной Америки. Главные божества среди ванов, называемые также Госпожой и Господином, - Фрейя и Фрейр. Фрейя является покровительницей стихийной магии, благополучия и эроса. Фрейр управляет сменой времен года и всеми естественными процессами, происходящими в природе. Вместе с Фрейей он является верховным божеством для адептов Уикки.
Кроме основных, в нордическом пантеоне существует еще множество второстепенных богов и богинь, в ведении которых находятся различные аспекты человеческой деятельности и природы. Это, например, Эйр, богиня врачевания, или Браги, бог красноречия. Любой адепт Асатру должен знать всех этих богов и обращаться к ним либо во время специальных магических ритуалов, либо в затруднительных ситуациях. Справедливости ради следует заметить, что подобная "узкая специализация" второстепенных богов была впоследствии позаимствована христианами, наделившими святых возможностью покровительствовать тем или иным сферам человеческой жизни.

Магия гальдора и сейта

Все магические практики, церемонии и знания Асатру можно разделить на две большие группы: гальдор и сейт. Они значительно различаются между собой по сферам применения, по ожидаемому результату магической церемонии.
Гальдор ("песнь ворона") - это совокупность магических и пророческих операций, связанных с рунами. В мифологии упоминается о двух воронах Одина - Хугине и Мунине. Это два "голоса", к которым прислушивается Один и у которых он выведывает все более и более глубокие тайны. Два ворона, восседая на плечах Одина, нашептывают ему на ухо все то, что им известно. Хугин олицетворяет собой силу интеллектуальной мысли, а Мунин - силу памяти. Цель гальдора - донести результаты работы в доступном виде до объективной реальности, воплотить их в "реальный мир". Вот почему язык играет столь важную роль (как символ и как техника) в практике гальдора. Практикующие гальдор предпочитают использовать бросания рун. Само слово "руна" имеет несколько значений: его можно перевести как "слово", "тайна", "вопрос", "шепот".
Скандинавские маги используют руны не только для гадания, но и для изготовления талисманов, оберегов, составления магических формул. Имя бога, богини или их титул, правильно записанный рунами, обладает защитными свойствами и большой магической силой. О рунической магии написано множество книг, в том числе и солидные фолианты в несколько сотен страниц. Сегодня этот вид гадания является, пожалуй, столь же популярным, как гадание на картах или на кофейной гуще. Поэтому любой, кто интересуется этой древней магической техникой северных королей, может в наши дни без труда удовлетворить свое любопытство.
Менее известная, но не менее значимая и интересная разновидность магии Асатру - сейт, или скандинавский шаманизм. В основе сейта, как и в любой шаманской практике, лежат техники изменения сознания, вхождения в медиумический транс и активизация деятельности подсознания. Для достижения измененного состояния сознания использовались самые различные средства: наркотические вещества, воздержание от сна, пост и даже самоистязания в сочетании с ритуальными песнопениями, танцами и игрой на ударных музыкальных инструментах. Отношение к шаманским практикам во все времена было неоднозначным. Если гальдор всегда считался почетной магией вождей и знати, то сейт зачастую считался позорным занятием, недостойным мужчины. Объясняется это тем, что после выхода из транса маг-шаман долгое время ощущал физическое недомогание, а во время транса, продолжавшегося нередко несколько суток, был совершенно беззащитен перед лицом внешней опасности.
Одной из наиболее интересных магических практик скандинавского шаманизма является ритуал "утисеты", или поиск своего духа-хранителя, называемого фетч. Фетч мог появляться перед человеком в разных обличьях, но чаще всего в виде животного (оленя, ворона, коршуна) или в виде человека противоположного пола. Как полагают современные психоаналитики, фетч является воплощением подсознания человека, скрытых, часто - темных сторон души. На самом деле, установив контакт и дружеские отношения с фетчем, человек может лучше узнать себя, свое подлинное "я" и избавиться от гнетущих проблем и комплексов. Впоследствии человек может использовать фетча как магического помощника или защитника, к которому всегда можно обратиться в трудную минуту. Так что в сфере психоанализа и в постижении бессознательного древние тоже намного опередили современную науку, открывающую для себя заново то, что было известно на протяжении многих веков.
Ныне, когда все больше и больше людей проявляют неподдельный интерес к древней мудрости предков, как знать, может быть, этот интерес и вправду поможет улучшить наш мир, привнеся в него такие непреходящие ценности, как свобода, любовь и гармония с природой и высшими существами.Автор: В.Сумин
Источник: "Интересная газета. Магия и мистика" №9 2007 г.
Опубликовано 30 мая 2007 | Комментариев 0 | Прочтений 6513

Ещё по теме...
Добавить комментарий