Экуменополис. Путь к заветным городам
Экуменополис. Путь к заветным городам
Очень часто можно встретить мнение, что современные города — безусловное зло, портящее человеку жизнь и здоровье. Дескать, экология не та, продукты плохие, и вообще связь с Космосом нарушается. Глядя на безликие толпы офисных работников, уныло перемещающиеся от домашней клетки до клетки рабочей, не остаётся сомнений, что города выжимают людей и подстраивают их под свой беспощадный ритм. Тем не менее, несмотря на кажущиеся невыносимыми условия, мегаполисы продолжают расти, а деревни — беднеть. Является ли такая тенденция правильной и к каким последствиям она может привести?


По традиции рассмотрения серьёзных вопросов начнем с небольшого экскурса в историю. Первые человеческие поселения появились более десяти тысяч лет назад в результате развития земледелия, то есть, по сути, первых плодов научно-технического прогресса. В отличии от стоянок первобытных кочевых групп, эти поселения занимали довольно значительную территорию (до нескольких километров), используемую в сельскохозяйственных целях. Хотя на тот момент поселение еще вписывалось в природный биотический круговорот и являлось гармоничной составляющей природной экосистемы, уже была очевидна тенденция постепенного обособления человека от природы. По мере развития технологий и усложнения социальных связей, человеческие поселения становились всё многочисленнее и, что значительно важнее, всё удалённее от естественной окружающей среды. Качественный скачок произошел около трёх тысяч лет до нашей эры, когда расцвет рабовладельческого строя позволил возводить и обеспечивать функционирование поселений немыслимых ранее масштабов. Численность населения тогдашних городских агломераций уже могла достигать сотни тысяч человек, а его плотность приближалась, а иногда и превышала аналогичный показатель современных городов. Однако, после падения Римской Империи можно заметить значительный провал в темпах и качестве городов, преодолеть который удалось лишь в период новейшей истории. Ранее же, вплоть до эпохи позднего средневековья города, лишенные централизованной канализации и развитых коммунальных служб, представляли собой дурно пахнущее людское месиво, абсолютно беззащитное перед лицом эпидемий. Но почему несмотря на все минусы, процент городского население неуклонно увеличивался на протяжении всей человеческой истории?


Совершенно очевидно, что качественное и количественное развитие городов возможно лишь в условиях развития науки. Но практика показывает, что верно и обратное утверждение — наука может развиваться только внутри городов. Объясняется это достаточно просто. В отличии от сельского поселения, обеспеченного минимумом инфраструктуры, город заключает в себе огромное количество нежилых построек административного, промышленного, рекреационного, коммунального, медицинского, финансового, образовательного, спортивного и других назначений. Всё это разнообразие создаёт не только более привлекательные по сравнению с сельской местностью условия для жизни людей, но и обеспечивает необходимый производственный, экономический и интеллектуальный ресурс для поддержания и развития технологического уровня. Проще говоря, в отличии от сельских жителей, вынужденных с утра до ночи заниматься по сути одной и той же работой, горожане выполняют огромное разнообразие работ благодаря системе эффективного разделения труда, позволяющей задействовать множество людей разных квалификаций для достижения условно одной цели. При этом очень важно понимать, что истинно квалифицированные работники не взаимозаменяемы, так как их подготовка занимает очень продолжительный срок, в то время как сельскохозяйственные работы не требуют от большинства участников серьезной квалификации. Один этот принцип уже говорит в пользу городов, так как позволяет эффективнее развивать человеческие возможности.


Однако основная масса людей, сконцентрированная на собственных страстях, не понимают насколько сложная система общественных отношений необходима для обеспечения их существования. Исходя из этого недопонимания, некоторые бракованные винтики системы считают, что создание отдельных изолированных поселений позволит достигнуть каких-то туманных положительных результатов. В основном такими горе-энтузиастами становятся приверженцы модной нынче эко-жизни да и просто фанатичные последователи различных сект. Одни перебираются в деревни, другие создают собственные поселения. Стремясь как можно надёжнее отгородиться от внешнего мира, не отвечающего их радужным представлениям о действительности, эти беглецы от реальности забывают, что для совершения любого действия требуется иметь надлежащую компетенцию. Они же, привычные к «суровой» городской жизни, оказавшись наедине с природой зачастую становятся полностью недееспособными. Лишь редкие исключения приживаются на новом месте, да и те в основном являются городскими жителями в первом-втором поколении, то есть еще помнят, с какой стороны подходить к корове и каким концом лопаты копать землю. В любом случае, итоги этих нелепых телодвижений оборачиваются разбазариванием ресурсов и созданием дополнительных неудобств для существующей системы, скорее мешающие, нежели помогающие развитию.
В интеллектуальном смысле такая ситуация возникает благодаря некомпетентности, или, проще говоря, недалекости большинства людей относительно регулирующих мировые процессы механизмов. Как следствие, человек не способен объективно оценивать происходящие в обществе изменения и свою в них роль, что и подталкивает его к неэффективным, а зачастую и просто неадекватным действиям. К сожалению, не последнюю роль в отчаянных и бессмысленных попытках оградиться от жестокого мира играет человеческая психология, в отсутствии надлежащего контроля склонная к серьёзным расстройствам. Впрочем, это проблема компетентных докторов.
Единственным и естественным путём развития человеческой цивилизации является развитие технологическое, в свою очередь возможное только с развитием городов. Во все времена размер и благополучие городов являлось самым наглядным маркером цивилизационной ценности того или иного государства, отражая одновременно и уровень образования, и крепость идеологического фундамента, и моральные качества целых народов. Этот принцип не может быть изменён по прихоти отдельных асоциальных личностей и, соответственно, сохранится в дальнейшем. Соответственно, дабы не оказаться на периферии прогресса, нужно предпринимать активные шаги именно в заданном направлении — повышать уровень своей компетентности, улучшать и укрупнять социальные связи, оказывать всяческое содействие технологическому развитию, развивать моральные и культурные качества. Только тогда, при качественном улучшении общественного устройства, станет возможным дальнейшее развитие городской инфраструктуры, провоцирующее развитие науки и так далее, по накатанной.


Не сложно заметить, что все эти пункты идеально укладываются в концепцию общинности. Действительно, общины, адаптированные под современные условия и имеющие в кругу своих интересов множество таких, которые пересекаются с интересами остального мира, могут стать настоящими кузницами кадров и двигателями прогресса. Априори высокая инициативность и компетентность общинников по сравнению с обычными людьми даёт огромное преимущество для всего социума, а стремление к компактному проживанию представителей одной общины удачно перекликается с решением одной из главных проблем современных городов — продуктовой зависимостью и изолированностью от деревень. Внутриобщинные социальные связи, неизмеримо более крепкие нежели таковые в современном обществе постмодерна, позволяют произвести эффективную взаимоинтеграцию городского и сельского населения, обеспечив плюсы для обоих категорий. Первые получают качественное продуктовое снабжение и комфортное полноценное проживание , вторые — рынок сбыта и технологическое развитие. Всё это полностью сочетается с уже существующими тенденциями.


Технологии градостроительства уже давно отделили человеческие муравейники от остальной природы и в будущем пропасть будет только увеличиваться. Мы проделали огромный путь от симбиоза с окружающей средой до её бесконтрольного разрушения. Закономерным результатом этого пути будет формирование собственной, рукотворной «природы», причем, пройти до этой точки осталось не так уж много. Современные города уже формируют собственную экосистему. По мере роста населения и повышения требований к производству, размер городов продолжит увеличиваться, превращая ранее отдельные поселения в районы одного супер-города. Опять таки, это можно наблюдать уже сегодня. Но масштаб, который это явление может обрести в будущем просто поражает воображение. Греческий архитектор Доксиадис в попытках описать конечную стадию развития городов даже ввёл новый термин — экуменополис — означающий единую городскую агломерацию в масштабах целой планеты. И в этом вполне реалистичном сценарии просто не остаётся места для отщепенцев технического прогресса, стремящихся жить в каком-то отдельном мире. Наоборот, только глубокая интеграция во внешний мир может принести реальную пользу всем участникам процесса.

Опубликовано 18 апреля 2018 | Комментариев 0 | Прочтений 3103

Ещё по теме...
Добавить комментарий