Персидские ковры и торсионные поля
Персидские ковры и торсионные поля
«Вы наследили мне на коврах, а все ковры у меня персидские», - возмущался герой повести Михаила Булгакова профессор Преображенский во время визита к нему членов домоуправления. И было отчего беспокоиться. Приличный ковер стоил по тем временам примерно месячного гонорара светила медицины. Мода на персидские ковры охватила европейские столицы в начале XX века. Время шло, но мода не проходила, разве что дорогие изделия ручной работы сменил ширпотреб массового производства.

Царю на память

Ковроткачество известно во многих уголках мира, и развивался этот промысел независимо в разных местах. Для кочевых племен сотканные из прочных шерстяных нитей полотнища - вещь незаменимая. На стоянке ковры превращаются в теплые стены и пол жилища, а в походе, свернутые в трубу, занимают совсем мало места. Со временем и по мере обретения материального благополучия люди задумываются и о красоте ковров.
Долгое время кочевым народом были и персы, которые, безусловно, пользовались коврами. Однако уже в конце V века до нашей эры греческий историк Ксенофонт упоминает эти изделия как элемент невиданной роскоши, которой были окружены вельможи Ахеменидской державы (государства, существовавшего в VI-1V веках до нашей эры на территории Азии).
Иранская традиция приписывает возникновение обычая плести на коврах сложные узоры основателю персидской державы - Киру II Великому (родился предположительно в 593 году до нашей эры). Якобы, захватив Вавилон и увидев его сказочные постройки, молодой царь захотел иметь все это в своем лагере. Но единственным средством забрать с собой частичку красоты Вавилона стала попытка воспроизвести узоры храмов и дворцов на коврах. Легенда утверждает, что несколько сотен ткачей с этой задачей справились, а вернувшись домой, продолжили традицию украшать свои изделия узорами.

Женщины, работающие на ткацком станке...
Женщины, работающие на ткацком станке. Фреска из Бени-Хассана. Древний Египет, Х век до н.э.

Вскоре персидские ковры стали известны по всему миру, от Европы и Северной Африки до Китая. Они украшали дворцы правителей и считались большой ценностью, свидетельством благополучия и богатства.
Например, первое, о чем позаботился византийский император Ираклий I (правил с 610 по 641 год), взяв столицу персов Ктесифон, - сохранность уникального ковра из дворца падишахов. Он был соткан специально для украшения главного зала резиденции Хосрова I Ануширвана (501-579 годы). Вероятно, этот ковер так и останется самым большим из известных истории: 140 на 27 метров. Шелковыми золотыми, серебряными нитями и драгоценными камнями на нем был вышит невероятной красоты сад, сравнимый с райским. Изделие получило название «Весенний ковер» и прославилось на весь мир. Но в 637 году Ктесифон достался арабам. А ковер Хосрова оказался слишком тяжелым, и его разрезали, чтобы увезти по частям.

Подарки со смыслом

Со временем мастера стали вкладывать в узоры на коврах некий смысл. По-прежнему популярны были живописные сюжеты, но иногда стали появляться несложные пожелания, поздравления, напутствия. С приходом арабов узоры наполнились новым содержанием. С ковров исчезли птицы, верблюды, лошади. Орнаменты ковров заговорили языком символов и абстракций, превратились в тканое выражение Корана. Иной раз персидский ковер для посвященного - книга о строении мироздания.
Особенно славились тканые полотна из Тебриза, Наина и Исфахана. Самые искусные мастера из этих мест могли зашифровать в своем ковре целое послание. Поскольку зачастую персы хотели написать то, что завоевателям могло бы не понравиться, им приходилось изобретать настоящие шифры. Сложилось даже некое подобие языка узоров. Простые послания были понятны любому любопытному человеку, а более сложные - только посвященным.
Чаще всего на ковре красовались либо цитаты из Корана, либо пожелания долгих лет, здоровья, банальное «мир вашему дому» или «чтоб я так жил» (то есть чтобы владелец ковра жил настолько хорошо, чтобы мог позволить себе это дорогое изделие).
В конце XI века на ковры обратили внимание последователи исламской секты низаритов, известные также какассасины. Они вели непрекращающиеся войны со всеми, кто не разделял их учения. Совершали набеги, грабили, уничтожали тех, кого не могли угнать в рабство. К собственной смерти низариты относились презрительно и жили лишь для того, чтобы разрушить мир, созданный Аллахом, - разумеется, во имя спасения человечества.

Древнейший из обнаруженных ворсовых к...
Древнейший из обнаруженных ворсовых ковров - Пазырыкский ковёр. Около V века до н.э.

Отношение к адептам этой секты было соответствующим, но при Хасане ас-Саб-бахе (середина 1050-х - 1124 год) она набрала такую силу, что правители Ближнего Востока и Закавказья дрожали от страха, опасаясь увидеть в своих покоях убийцу. Захватив обманом неприступную крепость Аламут в Западном Иране, Саббах превратил ее в свою столицу. Самого же Саббаха прозвали Старцем Горы.
Из всех походов в Аламут доставлялись несметные богатства, книги, сюда пригоняли разных мастеров. Особенно Саббах заинтересовался тайным языком исфаханских ткачей. Большая часть его подданных проживала в обычных городах - под видом простых мусульман или христиан. Скоро они стали получать приказы Старца Горы и отсылать ему отчеты с помощью узоров на коврах. Стоило только какому-то эмиру или шейху задумать поход против низаритов, как об этом узнавал Саббах. И тут же в дело вступали тайные убийцы.

Какая роскошная смерть!

Однако люди Саббаха не ограничились одними только ткаными шифровками. Считалось, что в Аламуте работают мастера, способные «заряжать» ковры теми или иными командами, которые адресат не может не выполнить. Так, например, пала сирийская крепость Баниас, шейх которой поклялся покончить с Саббахом. Однажды он получил в подарок от дальнего родственника ковер необыкновенной красоты. В первую же ночь после этого незадачливый эмир, словно одурманенный, открыл ворота своей цитадели горстке ассасинов, которые перерезали весь гарнизон, а потом отрубили голову хозяину Баниаса.
Правитель Шираза, затевавший поход против Саббаха, тоже получил в подарок ковер. Скорее всего, он был подменен на изготовленный в Аламуте, и воинственный эмир умер от разрыва сердца, едва вглядевшись в узор. Десятки правителей, получившие такие «подарки со смыслом», сходили с ума, умирали от удара или во сне, а то и просто забывали о планах нападения на ассасинов. Постепенно Саббах понял: не нужно держать большую армию для охраны границ. Достаточно с помощью шпионов проникать в замыслы соседей, а затем устранять наиболее опасных из них. Кстати, многие правители спешили откупиться от ассасинов, что служило неплохим источником пополнения казны.
Почти 200 лет с низаритами ничего не могли поделать, пока в Иран в 1256 году не явились монголы. Повелители ассасинов никого не опасались в своих горных замках, но последний их имам Руки ад-Дин Хуршах просчитался. Он мог бы отбивать атаки воинов Хулагу не один год, но предпочел пойти на хитрость: послал богатые дары и открыл ворота Аламута. Наверняка был в числе подарков и ковер с каким-то посланием для монгольского военачальника. Но Хулагу приказал дары выбросить в пропасть, а Хуршаха казнить.

Чтоб я так жил

Никакого волшебства в смертельно опасных подарках ассасинов не было. Они вообще были очень образованными и практичными людьми. Например, крепости строили так, что фортификационное искусство достигло подобных высот только лет через 500. О библиотеке же Аламута легенд ходит не меньше, чем о собрании книг Ивана Грозного, благо она тоже пропала без следа.
Российский изобретатель Александр Луковишников предполагает, что иранские ткачи работали с торсионными полями (от латинского torsio - «кручение»). Возможно, это явление было открыто совершенно случайно. А описал его математик Эли Картан в XX веке. Суть явления в следующем: любое кручение пространства и материи создает физическое поле, которое способно самостоятельно воздействовать на окружающее. А любой персидский ковер создается именно кручением, да еще и вручную, что, по мнению некоторых исследователей, многократно усиливает эффект. Луковишников, например, полагает, что торсионные поля могут быть положительно или отрицательно заряжены. Если узор закручен по часовой стрелке, он несет положительную энергетику, против - отрицательную.

Руины крепости Аламут в Западном Иран...
Руины крепости Аламут в Западном Иране. 2006 год

Современная физика торсионные поля рассматривает как гипотетический объект, достоверно их обнаружить пока невозможно. Но в СССР, к примеру, на исследования в этой области тратились миллиарды рублей вплоть до 1991 года. Во многих странах мира массово выпускаются успешные коммерческие продукты, чье действие основано на торсионных полях.
Кстати, «заряженные» тканые подарки использовали не только ассасины. Есть свидетельства, что у Ивана Грозного стал портиться характер, когда в его дворце появились ковры, присланные в подарок персидским шахом.
Оставили свой след изделия, излучающие торсионные вихри, и в СССР. В середине 1980-х годов Арманд Хаммер, большой друг советских правительств (начиная с Ленина и заканчивая Горбачевым) и американский бизнесмен, поставил в Россию оборудование для массового производства ковров. Заодно он продал фабрикам и лекала нескольких простеньких узоров.
За какие-то 3-4 года из предмета роскоши ковер превратился в обычную деталь интерьера каждой квартиры. Только вот персидские мастера вкладывают скрытое послание «чтоб я так жил» в дорогие ковры, а хаммеровские станки выдавали в лучшем случае дешевый ширпотреб. Получалось не благословение, а проклятие. Вот и стали советские люди к началу 1990-х жить согласно пожеланию.
Хотел ли Хаммер добра или, наоборот, совершал изощренное злодейство - неизвестно. Но автор сотен изобретений Александр Луковишников настоятельно советует людям избавиться от ковров советского производства.Источник: "Тайны XX века"
Опубликовано 24 февраля 2017 | Комментариев 0 | Прочтений 4469

Ещё по теме...
Добавить комментарий