Мичиганские древности
В мире существует немало археологических находок, признание подлинности которых во многом подорвало бы сложившиеся устои исторической науки. Среди таковых следует назвать и «мичиганские древности» - артефакты явно средиземноорского происхождения, в больших количествах найденные в американском штате Мичиган в районе Великих озер.
С чего все начиналось
Первые находки «мичиганских древностей», судя по всему, были сделаны еще в середине XIX века. В 1874 году большой интерес привлекла находка фермером странного полированного сланцевого предмета с надписями на непонятных языках. Однако первооткрывателем мичиганских сокровищ все-таки принято считать художника-оформителя Джеймса Скотфорда, который в октябре 1890 года в ходе строительных работ в округе Монкальм близ городка Эдмор случайно раскопал остатки древнего погребения, в котором нашел необычную глиняную шкатулку. Он рассказал об этом жителям городка, что вызвало у них неподдельный интерес. Окружающая Эдмор местность была буквально усеяна небольшими холмиками и возвышенностями, которые, как позже выяснилось, оказались древними захоронениями. Скотфорд увлекся их раскопками, этим же занялись и другие люди.
Раскопки неспешно велись на протяжении почти двух десятилетий. В прессе появлялись публикации за и против подлинности «мичиганских древностей». Новый толчок история получила в 1907 году, когда этими артефактами заинтересовались два жителя Детройта - пастор Джеймс Саваж и Даниэль Сопер. Оба были весьма уважаемыми в Детройте людьми. Саваж занимал должность декана в Западно-Мичиганской епархии, а также был пастором католической церкви Святой Троицы. Сопер, известный коллекционер археологических находок, к тому времени успел побыть даже государственным секретарем штата Мичиган, однако был отстранен от должности за бюджетную растрату. При этом многие считали, что он на самом деле был невиновен.
Сначала Сопер присоединился к Скотфорду в его изыскательской деятельности. Вместе они раскопали несколько сотен погребений в 16 округах штата Мичиган и нашли тысячи артефактов. Некоторые они продавали частным коллекционерам. В числе прочих несколько таких вещиц купил Джеймс Саваж. Затем он присоединился к археологической деятельности, развернутой Даниэлем Сопером. Пастор был уверен в подлинности «мичиганских древностей» и не поменял этой точки зрения вплоть до своей смерти в 1926 году.
Находки как они есть
Что же представляют собой «мичиганские древности»? В основной массе, что вполне типично для древних культур, это бытовые вещи: орудия труда и оружие, посуда, украшения и другие предметы жизнеобеспечения. Орудия труда весьма разнообразны: топоры, молотки, серпы, лопаты, пилы и другие инструменты. Сделаны они из самородной меди методами ковки и литья. Встречаются и предметы, которые явно выплавлялись с использованием разных примесей, в результате чего эти сплавы напоминают латунь. Своими формами такие находки не похожи на изделия индейцев, а схожи с европейскими орудиями бронзового и раннего железного веков. В целом уровень металлургического производства «мичиганских древностей» значительно выше, чем был у древних американцев. Имеются среди найденных предметов и каменные топоры не свойственных древним индейским культурам форм.
Впечатляет разнообразие видов оружия. Преимущественно это наконечники боевых и охотничьих стрел и копий. Помимо них, встречаются разнообразные кинжалы, мечи, топоры и секиры. У местных народов такие виды вооружения отсутствовали. Некоторые образцы оружия, скорее всего, были парадными и имели богатую гравировку.
Набор металлических украшений не столь разнообразен. В основном это нагрудные украшения или подвески, имеется пара головных венцов, которые исследователи назвали королевскими коронами.
Сохранилось среди найденных древностей и большое количество керамических изделий. Много глиняных кружек, но орнамент на их стенках не является индейским. Создатели этих артефактов переняли у индейцев обычай курения табака. Найдено немало фигурных курительных трубок, часть из которых выполнена в виде мужских голов, в том числе и бородатых. Совершенно не свойственны индейцам найденные в мичиганских захоронениях керамические масляные лампы - типичный предмет обихода всех древних средиземноморских культур.
Необычны для Америки и керамические шкатулки и реликварии, то есть погребальные урны для праха умершего. Также в коллекциях «мичиганских древностей» есть фрагменты глиняных статуэток, изображающих людей и украшения в виде нагрудных подвесок с гравированными рисунками и надписями, например, с традиционным для Ближнего Востока священным символом - крылатым диском.
Найдены и сотни табличек со странными надписями, сделанных из камня, сланца, глины и меди. Размеры их разнообразны. Медные в большинстве своем умещаются на ладони взрослого человека, а каменные намного больше. Несколько сланцевых табличек имели длину 1,5 метра при ширине 20 сантиметров. Надписи на них выполнены неизвестным алфавитом с вкраплениями клинописи и иероглифов. Язык надписей не расшифрован до сих пор. И еще одна странность - изображения на этих табличках порой содержат библейские сюжеты. Среди них встречаются истории о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге, Вавилонской башне, о получении Моисеем скрижалей с Божественными заповедями.
Коллекция Сопера-Саважа
С самого начала в американской прессе разгорелась дискуссия о подлинности «мичиганских древностей». Особенно бурной она была в период с 1907 по 1911 год, когда раскопки вели особенно активно. Большинство публикаций носили скептический характер. Преобладала версия, что речь должна идти о современных подделках. В одной из газетных статей в «Детройт ньюс» некий У. Бенскоутер напрямую заявил, что «древности» собственноручно изготавливал Джеймс Скотфорд с двумя сыновьями и пасынком. В июне 1911 года падчерица Скотфорда Элла Рилэй составила письменное заявление, что, дескать, все «древности» изготовлены ее приемным отцом в его же доме.
Оптимисты же предпочитали увязывать свои версии о происхождении «мичиганских древностей» с 12 потерянными коленами Израилевыми, что сильно возмущало академическую науку. Раскопки продолжались где-то до середины 1920-х годов и сошли на нет после смерти пастора Саважа (позже, в том числе и во второй половине XX века, тем не менее было сделано несколько случайных находок). Вскоре умер и Даниэль Сопер, коллекция которого по наследству перешла к его сыну Эллису. Коллекция же Джеймса Саважа перешла к другому пастору, служившему в том же приходе, который, в свою очередь, в 1930 году передал ее в дар Университету Нотр-Дам, штат Индиана.
В начале 1960-х о коллекции Саважа узнал Мильтон Хантер - президент Археологического фонда Нового Света и пастор мормонской церкви. Через некоторое время на неизвестных условиях Университет Нотр-Дам передал мормонскому пастору всю эту коллекцию, а в 1963 году Хантер приобрел у Эллиса Сопера коллекцию его отца. Объединенную коллекцию стали называть собранием Сопера - Саважа, и она стала весьма известной среди любителей всевозможных исторических парадоксов.
Всплеск интереса к коллекции произошел в 1986 году, когда в свет вышла книга Генриетты Мертц «Мистический символ: знак мичиганских строителей маундов». Мертц (1898-1985 годы) была академическим ученым, имевшим специальную подготовку в области экспертизы подлинности древних артефактов, а в годы Второй мировой войны служила дешифровщиком в правительственном криптографическом департаменте. Книга же была написана после 30 лет непрерывной работы по изучению «мичиганских древностей». Под влиянием книги в СМИ появилось несколько публикаций в пользу подлинности мичиганских находок. В целом сторонники Мертц считают, что переселенцы из Средиземноморья появились в районе Великих озер в первые века новой эры, до V столетия. Речь идет о некоей раннехристианской секте смешанного этнического состава.
В 2003 году мормонская церковь передала Историческому музею Мичигана во временное пользование 797 предметов из коллекции Сопера - Саважа. Годом позже в музее прошла выставка этих артефактов под названием «Мичиганские древности: раскапывая противоречие». Выставка сопровождалась большим количеством планшетов с текстами, излагающими официальную версию истории «мичиганских древностей» и демонстрирующими их фальшивую природу. Ту же точку зрения излагал и официальный сайт музея. Проблема коллекции Сопера - Саважа после этого в серьезной научной литературе не обсуждается. Но означает ли это, что все точки в истории «мичиганских древностей» расставлены?
Вряд ли. Уж очень сомнительно, что «главный обвиняемый» Джеймс Скотфорд мог бы в своей городской квартире развернуть производство, на котором он и его сыновья пилили, шлифовали, резали и гравировали изделия из камня, занимались гончарным ремеслом с обжигом керамики в печи, да еще и вели бы литье, ковку, чеканку и гравировку меди и бронзы. Кроме того, по подсчетам Генриетты Мертц, общее количество «мичиганских древностей» в разных коллекциях колеблется от трех до десяти тысяч предметов. По силам ли такое даже целой артели злоумышленников? А ведь фальшивки еще надо было закопать по всему штату Мичиган. Не слишком ли?Источник: "Тайны XX века"
С чего все начиналось
Первые находки «мичиганских древностей», судя по всему, были сделаны еще в середине XIX века. В 1874 году большой интерес привлекла находка фермером странного полированного сланцевого предмета с надписями на непонятных языках. Однако первооткрывателем мичиганских сокровищ все-таки принято считать художника-оформителя Джеймса Скотфорда, который в октябре 1890 года в ходе строительных работ в округе Монкальм близ городка Эдмор случайно раскопал остатки древнего погребения, в котором нашел необычную глиняную шкатулку. Он рассказал об этом жителям городка, что вызвало у них неподдельный интерес. Окружающая Эдмор местность была буквально усеяна небольшими холмиками и возвышенностями, которые, как позже выяснилось, оказались древними захоронениями. Скотфорд увлекся их раскопками, этим же занялись и другие люди.
Пастор Джеймс Саваж был уверен в подлинности "мичиганских древностей"
Раскопки неспешно велись на протяжении почти двух десятилетий. В прессе появлялись публикации за и против подлинности «мичиганских древностей». Новый толчок история получила в 1907 году, когда этими артефактами заинтересовались два жителя Детройта - пастор Джеймс Саваж и Даниэль Сопер. Оба были весьма уважаемыми в Детройте людьми. Саваж занимал должность декана в Западно-Мичиганской епархии, а также был пастором католической церкви Святой Троицы. Сопер, известный коллекционер археологических находок, к тому времени успел побыть даже государственным секретарем штата Мичиган, однако был отстранен от должности за бюджетную растрату. При этом многие считали, что он на самом деле был невиновен.
Сначала Сопер присоединился к Скотфорду в его изыскательской деятельности. Вместе они раскопали несколько сотен погребений в 16 округах штата Мичиган и нашли тысячи артефактов. Некоторые они продавали частным коллекционерам. В числе прочих несколько таких вещиц купил Джеймс Саваж. Затем он присоединился к археологической деятельности, развернутой Даниэлем Сопером. Пастор был уверен в подлинности «мичиганских древностей» и не поменял этой точки зрения вплоть до своей смерти в 1926 году.
Находки как они есть
Что же представляют собой «мичиганские древности»? В основной массе, что вполне типично для древних культур, это бытовые вещи: орудия труда и оружие, посуда, украшения и другие предметы жизнеобеспечения. Орудия труда весьма разнообразны: топоры, молотки, серпы, лопаты, пилы и другие инструменты. Сделаны они из самородной меди методами ковки и литья. Встречаются и предметы, которые явно выплавлялись с использованием разных примесей, в результате чего эти сплавы напоминают латунь. Своими формами такие находки не похожи на изделия индейцев, а схожи с европейскими орудиями бронзового и раннего железного веков. В целом уровень металлургического производства «мичиганских древностей» значительно выше, чем был у древних американцев. Имеются среди найденных предметов и каменные топоры не свойственных древним индейским культурам форм.
Табличка с изображением сюжета о Вавилонской башне
Впечатляет разнообразие видов оружия. Преимущественно это наконечники боевых и охотничьих стрел и копий. Помимо них, встречаются разнообразные кинжалы, мечи, топоры и секиры. У местных народов такие виды вооружения отсутствовали. Некоторые образцы оружия, скорее всего, были парадными и имели богатую гравировку.
Набор металлических украшений не столь разнообразен. В основном это нагрудные украшения или подвески, имеется пара головных венцов, которые исследователи назвали королевскими коронами.
Сохранилось среди найденных древностей и большое количество керамических изделий. Много глиняных кружек, но орнамент на их стенках не является индейским. Создатели этих артефактов переняли у индейцев обычай курения табака. Найдено немало фигурных курительных трубок, часть из которых выполнена в виде мужских голов, в том числе и бородатых. Совершенно не свойственны индейцам найденные в мичиганских захоронениях керамические масляные лампы - типичный предмет обихода всех древних средиземноморских культур.
Необычны для Америки и керамические шкатулки и реликварии, то есть погребальные урны для праха умершего. Также в коллекциях «мичиганских древностей» есть фрагменты глиняных статуэток, изображающих людей и украшения в виде нагрудных подвесок с гравированными рисунками и надписями, например, с традиционным для Ближнего Востока священным символом - крылатым диском.
Найдены и сотни табличек со странными надписями, сделанных из камня, сланца, глины и меди. Размеры их разнообразны. Медные в большинстве своем умещаются на ладони взрослого человека, а каменные намного больше. Несколько сланцевых табличек имели длину 1,5 метра при ширине 20 сантиметров. Надписи на них выполнены неизвестным алфавитом с вкраплениями клинописи и иероглифов. Язык надписей не расшифрован до сих пор. И еще одна странность - изображения на этих табличках порой содержат библейские сюжеты. Среди них встречаются истории о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге, Вавилонской башне, о получении Моисеем скрижалей с Божественными заповедями.
Коллекция Сопера-Саважа
С самого начала в американской прессе разгорелась дискуссия о подлинности «мичиганских древностей». Особенно бурной она была в период с 1907 по 1911 год, когда раскопки вели особенно активно. Большинство публикаций носили скептический характер. Преобладала версия, что речь должна идти о современных подделках. В одной из газетных статей в «Детройт ньюс» некий У. Бенскоутер напрямую заявил, что «древности» собственноручно изготавливал Джеймс Скотфорд с двумя сыновьями и пасынком. В июне 1911 года падчерица Скотфорда Элла Рилэй составила письменное заявление, что, дескать, все «древности» изготовлены ее приемным отцом в его же доме.
Каменный ларец с гравированными изображениями на стенках
Оптимисты же предпочитали увязывать свои версии о происхождении «мичиганских древностей» с 12 потерянными коленами Израилевыми, что сильно возмущало академическую науку. Раскопки продолжались где-то до середины 1920-х годов и сошли на нет после смерти пастора Саважа (позже, в том числе и во второй половине XX века, тем не менее было сделано несколько случайных находок). Вскоре умер и Даниэль Сопер, коллекция которого по наследству перешла к его сыну Эллису. Коллекция же Джеймса Саважа перешла к другому пастору, служившему в том же приходе, который, в свою очередь, в 1930 году передал ее в дар Университету Нотр-Дам, штат Индиана.
В начале 1960-х о коллекции Саважа узнал Мильтон Хантер - президент Археологического фонда Нового Света и пастор мормонской церкви. Через некоторое время на неизвестных условиях Университет Нотр-Дам передал мормонскому пастору всю эту коллекцию, а в 1963 году Хантер приобрел у Эллиса Сопера коллекцию его отца. Объединенную коллекцию стали называть собранием Сопера - Саважа, и она стала весьма известной среди любителей всевозможных исторических парадоксов.
Всплеск интереса к коллекции произошел в 1986 году, когда в свет вышла книга Генриетты Мертц «Мистический символ: знак мичиганских строителей маундов». Мертц (1898-1985 годы) была академическим ученым, имевшим специальную подготовку в области экспертизы подлинности древних артефактов, а в годы Второй мировой войны служила дешифровщиком в правительственном криптографическом департаменте. Книга же была написана после 30 лет непрерывной работы по изучению «мичиганских древностей». Под влиянием книги в СМИ появилось несколько публикаций в пользу подлинности мичиганских находок. В целом сторонники Мертц считают, что переселенцы из Средиземноморья появились в районе Великих озер в первые века новой эры, до V столетия. Речь идет о некоей раннехристианской секте смешанного этнического состава.
Трубка в форме головы бородатого человека
В 2003 году мормонская церковь передала Историческому музею Мичигана во временное пользование 797 предметов из коллекции Сопера - Саважа. Годом позже в музее прошла выставка этих артефактов под названием «Мичиганские древности: раскапывая противоречие». Выставка сопровождалась большим количеством планшетов с текстами, излагающими официальную версию истории «мичиганских древностей» и демонстрирующими их фальшивую природу. Ту же точку зрения излагал и официальный сайт музея. Проблема коллекции Сопера - Саважа после этого в серьезной научной литературе не обсуждается. Но означает ли это, что все точки в истории «мичиганских древностей» расставлены?
Табличка с астрономическими таблицами
Вряд ли. Уж очень сомнительно, что «главный обвиняемый» Джеймс Скотфорд мог бы в своей городской квартире развернуть производство, на котором он и его сыновья пилили, шлифовали, резали и гравировали изделия из камня, занимались гончарным ремеслом с обжигом керамики в печи, да еще и вели бы литье, ковку, чеканку и гравировку меди и бронзы. Кроме того, по подсчетам Генриетты Мертц, общее количество «мичиганских древностей» в разных коллекциях колеблется от трех до десяти тысяч предметов. По силам ли такое даже целой артели злоумышленников? А ведь фальшивки еще надо было закопать по всему штату Мичиган. Не слишком ли?Источник: "Тайны XX века"
Опубликовано 14 февраля 2017
| Комментариев 0 | Прочтений 5251
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: