На все руки... пытошники
На все руки... пытошники
Человеческая история полна эпизодов, когда к вопросу причинения людям сильной боли или страдания подходили с нешуточным размахом и примечательной изобретательностью. В этом обзоре мы расскажем о некоторых из них.

Скафизм

В "Сравнительных жизнеописаниях" Плутарха можно найти порядком леденящих кровь историй, иллюстрирующих нравы греков, римлян и персов. Мы встречаем обезглавливание, свежевание и даже пероральное введение расплавленных металлов. Однако наиболее чудовищным выглядит описание казни, которой царь Артаксеркс I, прозванный Макрохейром, предал перса Митридата: "Итак, Артаксеркс приказывает умертвить Митридата корытною пыткой. Казнь эта заключается в следующем. Берут два в точности пригнанных друг к другу корыта и в одно из них навзничь укладывают осужденного, а сверху накрывают вторым корытом, так что снаружи остаются голова и ноги, а все туловище скрыто внутри. Потом человеку дают есть, и если он отказывается, колют иголкой в глаза и так заставляют глотать. Когда он поест, в рот ему вливают молоко, смешанное с медом, и эту же смесь размазывают по всему лицу. Корыто все время повертывают так, чтобы солнце постоянно светило пытаемому в глаза, и неисчислимое множество мух облепляет ему лицо. А так как сам он делает все то, что неизбежно делать человеку, который ест и пьет, в гниющих нечистотах скоро заводятся черви, которые заползают в кишки и принимаются грызть живое тело. Когда же наконец приходит смерть и верхнее корыто снимают, все мясо оказывается уже съеденным, а внутренности так и кишат этими тварями, неутомимо пожирающими свою добычу. Так мучился Митридат семнадцать дней и лишь на восемнадцатый умер".

Утопление в пепле

Для описания следующей чудовищной казни нам не потребуется отлучаться надолго от доброго Артаксеркса. Его сын Секудиан, по описанию Ктесия Книдского, был казнен своим родным братом Охом, что стало итогом междоусобицы вокруг освободившегося трона Ксеркса II. Секудиана бросили в башню, наполненную пеплом и снабженную большими колесами. Пока несчастный пытался вылезти, он задевал колеса, а те проворачивались и сильнее взбивали пепел. Разумеется, попавший в башню достаточно быстро задыхался, испытывая перед этим невероятные страдания. Описание башни мы находим во второй книге Маккавеев, где описывается конец первосвященника Менелая: "В том месте находится башня в пятьдесят локтей, наполненная пеплом; в ней было орудие, обращавшееся вокруг и спускавшееся в пепел. Там всегда низвергают на погибель виновного в святотатстве или превзошедшего меру других зол. Такою-то смертью пришлось умереть нечестивому Менелаю и не иметь погребения в земле, - и весьма справедливо. Ибо когда он совершил много грехов против алтаря Господня, которого огонь и пепел был свят, то и получил смерть в пепле".
И весьма справедливо, иначе и не скажешь.

Фаларидов бык

Тиран Фаларис, правивший в VI в. до н.э городом Акрагант (теперь - милый городок Агридженто в Сицилии) был не очень хорошим тираном. Его правление оказалось настолько неблагополучным, что даже Цицерон в своих речах использовал слово "фаларизм" как синоним жестокого и несправедливого правления. Так получилось, что в подчинении Фапариса находился афинский изобретатель Перилай, который получил от тирана заказ на изготовление пыточного агрегата. Неразумно вступивший в диспут с тираном оказывался в полом внутри быке из меди (тут мы сошлемся на историка Э. Д. Фролова) "с дверцей на спине между лопаток (по другой версии - в боку). Через эту дверцу палачи бросали приговоренного к смерти внутрь быка, затем разводили под быком огонь и жертва погибала, зажаренная заживо. При этом ноздри быка были устроены таким образом, что вопли казнимого походили на бычье мычание, несомненно, к вящему удовольствию чинившего расправу тирана". Изготовивший столь полезное и веселое изобретение Перилай запросил за него существенную сумму, и Фаларис отправил его в нутро быка первым.


Эскалера

Мы не будем описывать изощренные методы немецкой инквизиции и отсылаем всех желающих ознакомиться с ними к Шпенглеру и Инстторису, а также жизнеописание Конрада Марбургского. Однако стоит вспомнить, что карательный орган церкви действует в разных странах Европы с XII века, и обратится к менее известным страницам истории этой организации. Испанский историк и политик Хуан Антонио Льоренте в своем двухтомном труде "Критическая история испанской инквизиции" подробно описывает "пыточную кобылу" - механизм применявшийся для допроса некоего Хуана де Саласа: "Оно имеет форму водосточной трубы, годной для того, чтобы положить на нее человеческое тело; у нее нет другого основания, кроме пересекающего ее бревна, на котором тело, падающее назад, сжатое с боков, сгибается и искривляется действием механизма этого сооружения и принимает такое положение, что ноги находятся выше головы. Отсюда проистекает усиленное и мучительное дыхание, и появляются нестерпимые боли в боках, руках и ногах, где давление веревок так сильно, даже до применения закрутня, что их обороты проникают в мясо до костей, так что выступает кровь. Что произойдет, когда жилистая рука станет двигать и вращать роковую плаху? Если обратить внимание на способ, каким люди, перевозящие товары на спине мула или на тележках, при помощи палки затягивают веревки для удержания и безопасности тюков и узлов, то легко представит себе те мучения, какие эта часть пытки вызвала у несчастного Хуана де Саласа. Введение жидкости не менее способно убить того, кого инквизиторы подвергают пытке, и это случалось не раз. На самом деле, рот находится тогда з положении наименее благоприятном, какое только можно вообразить, для дыхания, так что спустя небольшое количество часов можно потерять жизнь. В рот вводят до глубины горла тонкую смоченную тряпку, на которую вода из глиняного сосуда падает так медленно, что требуется не менее часа, чтобы влить по каплям пол-литра, хотя вода выходил из сосуда беспрерывно. В этом положении осужденный не имеет промежутка для дыхания, так как смоченная тряпка препятствует этому. Каждое мгновение он делает усилие, чтобы проглотить воду, надеясь дать доступ струе воздуха; но вода а то же всем - входит через ноздри. Понятно, сколько эта новая комбинация доставляет трудностей для самой важной жизненной функции. Поэтому часто бывает, что по окончании пытки извлекают из глубины горла тряпку, пропитанную кровью от разрыва сосудов в легких или в соседних органах".
Неудивительно, что, насмотревшись таких сцен, Льоренте стал одним из наиболее последовательных критиков инквизиции.

Мельземут

Рабы-воины мамлюки, отчасти вдохновившие Джорджа Р.Р. Мартина на описание армии Безупречных, правили Египтом почти триста лет, и время их правления сопровождалось бесконечными кровавыми распрями. Жестоко расправившись с султаншей Шаджарат ад Дурр, приведшей их к власти, мамлюки погрузились в увлекательную череду конфликтов с враждебно настроенными соседями и локальных восстаний. Б повседневной жизни насилия тоже хватало. Маленькая площадь перед городскими воротами Каира регулярно демонстрировала желающим драму жизни и смерти - здесь расправлялись с государственными преступниками, а их головы выставляли на пиках над воротами в назидание злоумышленникам. Горожане приходили сюда, чтобы понаблюдать за казнями, отличавшимися разнообразием: обыкновенные повешение и обезглавливание, удушение, сажание на кол, подвешивание на крючьях. Иногда осужденных даже приколачивали к обитым железом створкам ворот, Особо изобретательный метод описывает Роберт Ирвинг в "Арабском кошмаре":
"К великому удовольствию собравшейся черни, из царской сокровищницы был извлечен Мельземут. Мельземут представлял собой автоматический механизм, медную куклу семи фущв высотой, приводимую в движение кольцами и пружинами. Приговоренного привязывали к кукле ремнями - ногу к ноге, грудь к груди, руку к руке. Затем куклу заводили, и она начинала свой забавный механический танец, который постепенно переходил в дикую пляску. Наконец, когда уже кончался завод, Мельземут душил своего партнера гарротой и останавливался".
Интересно, какой музыкой сопровождался этот танец?

Дьявольский ветер

"Долгий XIX век" подарил миру Международный комитет Красного Креста и новые гуманистические идеалы, которые, конечно, не касались недостойных ребят из грязных колоний матушки-Британии. Жестокое подавление восстания сипаев, положившее конец Ост-Индской компании, породило эффектную практику казни с поэтичным названием "дьявольский ветер". Методичные британцы сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их Особый ужас данного типа казни для приговоренных заключался в том, что "дьявольский ветер” неизбежно разрывал тело жертвы на куски, что в свете религиозных и общественных традиций Индии имело весьма негативные последствия для расстреливаемого. Тренд подхватили садисты и растиражировали писатели и художники. В романе Рафаэля Сабатини "Одиссея капитана Блада" главный герой, капитан Блад, приказывает привязать пленного испанского кабальеро дона Диего де Эспиноса к жерлу пушки, чтобы заставить сына последнего выполнить свои условия. Сабатини описывает этот эпизод так:
"Дон Диего, привязанный к жерлу пушки, неистово вращал глазами, проклиная капитана Блада. Руки испанца были заведены за спину и туго стянуты веревками, а ноги привязаны к станинам лафета. Даже бесстрашный человек, смело глядевший в лицо смерти, может ужаснуться, точно узнав, какой именно смертью ему придется умирать.
На губах у испанца выступила пена, но он не переставал проклинать и оскорблять своего мучителя:
- Варвар! Дикарь! Проклятый еретик! Неужели ты не можешь прикончить меня как-нибудь по-христиански?".

Эксперименты "Отряда 731"

Несмотря на секретность высокого уровня, военные преступления "Отряда 731" давно стали достоянием общественности и легли в основу книг, песен и художественных фильмов. Задачей специального отряда японских врачей и ученых под командованием генерал-лейтенанта Сиро Исии была разработка и испытание бактериологического оружия на оккупированной территории Китая. Однако отряд занимался и медицинскими экспериментами. На территории так называемого "Главного управления по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии" испытуемых замораживали и высушивали заживо, проводили вивисекции, заражали инфекцией, взрывали и сжигали из огнеметов. Важным источником информации о деятельности "Отряда 731" стала документальная книга Сэйити Моримуры "Кухня дьявола":
"На полках, расположенных в два или три ряда вдоль стен, стояли наполненные формалином стеклянные сосуды диаметром 45 и высотой 60 сантиметров. В формалиновом растворе находились человеческие головы. Отделенные от шеи, с открытыми или закрытыми глазами, с колышущимися волосами, они тихо покачивались в стеклянном сосуде. В "выставочной комнате" были не только головы. Человеческие ноги, отрезанные по бедро, туловища без головы и конечностей, желудки и кишки, причудливо переплетенные в растворе, матки, некоторые с плодом. Короче говоря, это была выставка всех составных частей человеческого тела.
Были среди них и совершенно невероятные. Например, человеческая рука, отрезанная по локоть. Владельцем этой руки был служащий отряда. Раз в месяц он приходил в "выставочную комнату", останавливался перед своей рукой и долго глядел на нее".

Горки "Эвтаназия'"

У британца Джули Джонаса Урбонаса есть мечта: убивать людей к их вящему удовольствию. Изобретатель горок "Эвтаназия" утверждает, что в основании его проекта лежит чистый гуманизм, а прокатиться по смертельному маршруту могут и приговоренные преступники и те, кто желает совершить эвтаназию. Изобретенная им кинетическая скульптура является логическим развитием идеи "американских горок". Сначала тележка поднимается на полукилометровую высоту, затем падает со скоростью 360 километров в час, завершая полет серией последовательно сокращающихся "мертвых петель", последняя из которых оказывается смертельной. Центробежная сила, возникающая на горках, таким образом действует на тело, что кровь начинает стремиться вниз, а не вверх, к мозгу, что вызывает, в свою очередь, церебральную гипоксию, и именно это влечет за собой неизбежную гибель. Проект подразумевает, что пассажир тележки умирает в бессознательном состоянии и не испытывает страданий перед смертью. У господина Урбонаса пока не получилось реализовать свое изобретение на практике, но мы верим в его настойчивость. Тем более, что очень похожий метод показан в пророческом фильме-антиутопии "Бегство Логана".Источник: "Интересная газета. Тайны истории" №19 2015 г.
Опубликовано 28 января 2016 | Комментариев 0 | Прочтений 5800

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия