В сетях спасителя
Первые двенадцать учеников Христа, получившие название апостолов, были выходцами из разных слоев тогдашнего населения Палестины. В Евангелиях и Деяниях апостолов довольно ясно прослеживается их жизненный путь после встречи с Иисусом, но мало что говорится об их прошлом. Однако социальная принадлежность учеников названа ясно: они не были богатыми людьми и должны были зарабатывать на жизнь трудом своих рук.
В основном первые ученики Иисуса были по роду деятельности рыбаками. Ловлей рыбы промышляли жители Вифсаиды, расположенной на берегу Галилейского озера, — сыновья Ионы Андрей и Петр, сыновья Зеведея Иоанн и Иаков, житель того же городка Филипп, возможно, также Варфоломей, Симон Кананит и сыновья Алфея Иаков и Фаддей. О роде занятий Фомы нам не известно ничего, как и достоверно не ясно, чем на самом деле занимался Иуда — уж слишком он был обеспечен и слишком хорошо знал цену деньгам, чтобы оказаться простым рыбаком.
Рыбак рыбака видит издалека
В I веке профессия рыбака была трудным делом и не приносила дохода. Рыболовством занимались те, кто не имел своей земли, чтобы собирать с нее урожай, то есть люди бедные, которые не могли позволить себе купить участок земли или же завести скот. Их средств хватало лишь на приобретение лодок и сетей — причем сети у наших апостолов были латаные-перелатаные, потому что у них не имелось денег на покупку новых. Рыбная ловля велась браконьерским для нашего времени способом: мужчины выводили лодки подальше от берега, забрасывали сети и начинали «тралить», стремясь захватить неводом косяки рыбы. Нередко такая «загонная охота» себя не оправдывала, и тогда рыбаки оставались «пустыми» и, само собой, голодными. Но если улов был большим, они спешили свежую рыбу продать.
Ловля рыбы требовала большой физической силы, слаженной работы нескольких человек и доверия друг к другу. Иногда от этого зависела жизнь рыбаков: лодки могло разбить ударами сильных волн, перевернуть вверх дном, они могли пойти на дно от перегруза или внезапно открывшейся течи. От слаженности действий зависели успех всего предприятия и сохранность имущества: сети могли легко порваться, а лодки - затонуть. Многие рыбаки не умели хорошо плавать и боялись добывать рыбу на большой глубине. Раз за разом они закидывали сети, лодки кренились, весла скрипели, пот струился от напряжения, но удача обходила тружеников стороной - сети оставались пустыми. Именно эти палестинские рыбаки первыми и увидели Иисуса во время его странствий, и им первым были явлены чудеса.
Однажды, когда братья Андрей и Петр предавались печали по поводу улова, мимо проходил Иисус Христос, по слову которого сети моментально наполнились и едва не порвались под тяжестью рыбы. Петр был так перепуган богатым уловом, что сразу же возопил к Богу, что недостоин такого дара небес, поскольку человек грешный. Для его обращения в новую веру довольно было просто удачной рыбной ловли. В другой раз Иисус очень вовремя появился на Перегу озера: буря разметала лодки и рыбаки стали тонуть. Иисус по водам дошел до тонущих и спас их от смерти. Иисусу приходилось говорить со своими необразованными духовными чадами на их простом языке. Недаром, призывая их нести людям слово Божье, Иисус сказал своим апостолам: были вы ловцами рыб, станете ловцами человеков. Лучшего образа для рыбачьего ума трудно придумать. Сразу им представились сети, переполненные рыбой. И если они смогут своим словом обратить в новую веру столько людей, сколько в сетях рыбы, то на земле непременно настанет время справедливости.
Презренный мытарь
Рыбаки были, конечно, не самыми почитаемыми жителями Палестины. Они относились к низам социальной лестницы, но еще ниже на этой лестнице стоял Левий, получивший после своего обращения имя Матфей. В отличие от простых тружеников, Матфей был вполне обеспеченным человеком, но он трудился на римскую администрацию — то есть, по сути, предавал собственный еврейский народ. Неудивительно, что этот народ профессию будущего апостола презирал: выполняя приказы римлян, он оскорблял и национальные, и религиозные чувства соотечественников. И если бедные рыбаки оказались среди отверженных благодаря бедности, то Левий Матфей — из-за своего рода занятий. Считалось, что вернуть предавшего свой народ на путь истины невозможно - страсть к обогащению пересилит сочувствие к соплеменникам и единоверцам. Потому-то для многих и стало чудом то, что, услышав проповедь Иисуса и простое предложение присоединиться к ученикам, Левий незамедлительно бросил сбор податей и отправился странствовать
Если для верующих и на их вместе с Христом. И, заметим, больше в своей жизни Матфей не прикасался к презренному металлу. Хранителем казны апостольской общины стал не он, а примкнувший позже к ученикам некий Иуда из Кариота. Иуда хранил и распределял на ежедневные нужды милостыню, которую собирали другие ученики. И должность Иуды вовсе не считалась презренной. Напротив, она была одной из почетных. Позже, когда верующие в Христа стали собираться в общины, для правильного устройства этих общин появилась должность диакона. При вступлении в общину верующие отдавали на ее благо свое личное имущество. Диакон разумно распределял средства и следил за тем, чтобы все были накормлены и не бедствовали. Тем же для первых учеников Христа занимался и Иуда из Кариота. Пока он не предал Иисуса римлянам, Иуда считался любимым учеником. Так что отношение к собирающим и стерегущим денежные средства зависело просто от того, для кого деньги собираются и кому предназначены. Если для оккупантов и на их нужды — то нет презреннее профессии мытаря, благо - то нет занятия почетнее.
Образованные последователи Иисуса
Сам Иисус проповедовал простым людям, и эти люди не забывали упоминать, что Иисус тоже из простых, хотя из царского рода и по профессии плотник. В отличие от занятия рыболовством профессия Иисуса требовала уже обучения ремеслу, и само упоминание о профессии Христа многое объясняет. В Палестине было принято, что человек, посвятивший себя благочестивым проповедям, не имеет права брать деньги со слушателей и учеников. Мастер, обучавший ремеслу, мог получать мзду за свои уроки, а научающий всему, что связано с верой, - нет. По традиции все, кто собирался служить Богу, должны были иметь вторую профессию, вполне земную, которая бы давала им средства к существованию. Иисус мог зарабатывать плотницким ремеслом. А апостол Павел, который стоит в истории христианства особняком, — он не был одним из двенадцати и не назван среди последующих семидесяти апостолов, но всегда упоминается как «отдельный апостол», который хотя и не видел Иисуса, но оказался даже важнее учеников, которые с ним бродили по стране, - был обучен ремеслу изготовления походных шатров, которые сшивались из длинных полосок ткани или кожи. Павел был из среды фарисеев, его готовили в служители еврейской церкви, поэтому обучили с детства не только грамоте, но и ремеслу, чтобы он мог добывать пропитание трудом своих рук. Занимаясь миссионерской деятельностью, Павел свои навыки применял на практике, и он, кажется, очень этим гордился и не забывал упомянуть сей факт в пику тем, кто жаждал влиться в христианскую общину и ничего не делать. Среди апостолов-евангелистов самым образованным считается святой Лука, который владел почитаемой профессией врача и мастерством живописца. Этим наукам учились в те времена не просто долго, а очень долго. Но Лука в рядах апостолов был скорее исключением, равного с ним образования не получил никто.
Почему же Иисус не окружил себя образованными учениками — такими талантливыми, как Лука, или такими знатоками богословских трактатов, как Павел? Почему среди его первых апостолов самым образованным был, наверно, мытарь Матфей, а остальные не были даже хорошими ремесленниками? Почему почти все они рыбаки? То есть, говоря проще, почему они ничему, кроме ловли рыбы, не были обучены? Ответ совершенно прозрачен: проповеди Иисуса были рассчитаны на самый несчастный и обездоленный слой еврейского общества, на людей, которые ничего не имели, и потому им нечего было и терять. Учитель все правильно рассчитал — новую веру эти люди приняли не разумом, а сердцем.Источник: Загадки истории. Золотая серия. Загадки Библии
В основном первые ученики Иисуса были по роду деятельности рыбаками. Ловлей рыбы промышляли жители Вифсаиды, расположенной на берегу Галилейского озера, — сыновья Ионы Андрей и Петр, сыновья Зеведея Иоанн и Иаков, житель того же городка Филипп, возможно, также Варфоломей, Симон Кананит и сыновья Алфея Иаков и Фаддей. О роде занятий Фомы нам не известно ничего, как и достоверно не ясно, чем на самом деле занимался Иуда — уж слишком он был обеспечен и слишком хорошо знал цену деньгам, чтобы оказаться простым рыбаком.
Рыбак рыбака видит издалека
В I веке профессия рыбака была трудным делом и не приносила дохода. Рыболовством занимались те, кто не имел своей земли, чтобы собирать с нее урожай, то есть люди бедные, которые не могли позволить себе купить участок земли или же завести скот. Их средств хватало лишь на приобретение лодок и сетей — причем сети у наших апостолов были латаные-перелатаные, потому что у них не имелось денег на покупку новых. Рыбная ловля велась браконьерским для нашего времени способом: мужчины выводили лодки подальше от берега, забрасывали сети и начинали «тралить», стремясь захватить неводом косяки рыбы. Нередко такая «загонная охота» себя не оправдывала, и тогда рыбаки оставались «пустыми» и, само собой, голодными. Но если улов был большим, они спешили свежую рыбу продать.
Ловля рыбы требовала большой физической силы, слаженной работы нескольких человек и доверия друг к другу. Иногда от этого зависела жизнь рыбаков: лодки могло разбить ударами сильных волн, перевернуть вверх дном, они могли пойти на дно от перегруза или внезапно открывшейся течи. От слаженности действий зависели успех всего предприятия и сохранность имущества: сети могли легко порваться, а лодки - затонуть. Многие рыбаки не умели хорошо плавать и боялись добывать рыбу на большой глубине. Раз за разом они закидывали сети, лодки кренились, весла скрипели, пот струился от напряжения, но удача обходила тружеников стороной - сети оставались пустыми. Именно эти палестинские рыбаки первыми и увидели Иисуса во время его странствий, и им первым были явлены чудеса.
Однажды, когда братья Андрей и Петр предавались печали по поводу улова, мимо проходил Иисус Христос, по слову которого сети моментально наполнились и едва не порвались под тяжестью рыбы. Петр был так перепуган богатым уловом, что сразу же возопил к Богу, что недостоин такого дара небес, поскольку человек грешный. Для его обращения в новую веру довольно было просто удачной рыбной ловли. В другой раз Иисус очень вовремя появился на Перегу озера: буря разметала лодки и рыбаки стали тонуть. Иисус по водам дошел до тонущих и спас их от смерти. Иисусу приходилось говорить со своими необразованными духовными чадами на их простом языке. Недаром, призывая их нести людям слово Божье, Иисус сказал своим апостолам: были вы ловцами рыб, станете ловцами человеков. Лучшего образа для рыбачьего ума трудно придумать. Сразу им представились сети, переполненные рыбой. И если они смогут своим словом обратить в новую веру столько людей, сколько в сетях рыбы, то на земле непременно настанет время справедливости.
Презренный мытарь
Рыбаки были, конечно, не самыми почитаемыми жителями Палестины. Они относились к низам социальной лестницы, но еще ниже на этой лестнице стоял Левий, получивший после своего обращения имя Матфей. В отличие от простых тружеников, Матфей был вполне обеспеченным человеком, но он трудился на римскую администрацию — то есть, по сути, предавал собственный еврейский народ. Неудивительно, что этот народ профессию будущего апостола презирал: выполняя приказы римлян, он оскорблял и национальные, и религиозные чувства соотечественников. И если бедные рыбаки оказались среди отверженных благодаря бедности, то Левий Матфей — из-за своего рода занятий. Считалось, что вернуть предавшего свой народ на путь истины невозможно - страсть к обогащению пересилит сочувствие к соплеменникам и единоверцам. Потому-то для многих и стало чудом то, что, услышав проповедь Иисуса и простое предложение присоединиться к ученикам, Левий незамедлительно бросил сбор податей и отправился странствовать
Если для верующих и на их вместе с Христом. И, заметим, больше в своей жизни Матфей не прикасался к презренному металлу. Хранителем казны апостольской общины стал не он, а примкнувший позже к ученикам некий Иуда из Кариота. Иуда хранил и распределял на ежедневные нужды милостыню, которую собирали другие ученики. И должность Иуды вовсе не считалась презренной. Напротив, она была одной из почетных. Позже, когда верующие в Христа стали собираться в общины, для правильного устройства этих общин появилась должность диакона. При вступлении в общину верующие отдавали на ее благо свое личное имущество. Диакон разумно распределял средства и следил за тем, чтобы все были накормлены и не бедствовали. Тем же для первых учеников Христа занимался и Иуда из Кариота. Пока он не предал Иисуса римлянам, Иуда считался любимым учеником. Так что отношение к собирающим и стерегущим денежные средства зависело просто от того, для кого деньги собираются и кому предназначены. Если для оккупантов и на их нужды — то нет презреннее профессии мытаря, благо - то нет занятия почетнее.
Образованные последователи Иисуса
Сам Иисус проповедовал простым людям, и эти люди не забывали упоминать, что Иисус тоже из простых, хотя из царского рода и по профессии плотник. В отличие от занятия рыболовством профессия Иисуса требовала уже обучения ремеслу, и само упоминание о профессии Христа многое объясняет. В Палестине было принято, что человек, посвятивший себя благочестивым проповедям, не имеет права брать деньги со слушателей и учеников. Мастер, обучавший ремеслу, мог получать мзду за свои уроки, а научающий всему, что связано с верой, - нет. По традиции все, кто собирался служить Богу, должны были иметь вторую профессию, вполне земную, которая бы давала им средства к существованию. Иисус мог зарабатывать плотницким ремеслом. А апостол Павел, который стоит в истории христианства особняком, — он не был одним из двенадцати и не назван среди последующих семидесяти апостолов, но всегда упоминается как «отдельный апостол», который хотя и не видел Иисуса, но оказался даже важнее учеников, которые с ним бродили по стране, - был обучен ремеслу изготовления походных шатров, которые сшивались из длинных полосок ткани или кожи. Павел был из среды фарисеев, его готовили в служители еврейской церкви, поэтому обучили с детства не только грамоте, но и ремеслу, чтобы он мог добывать пропитание трудом своих рук. Занимаясь миссионерской деятельностью, Павел свои навыки применял на практике, и он, кажется, очень этим гордился и не забывал упомянуть сей факт в пику тем, кто жаждал влиться в христианскую общину и ничего не делать. Среди апостолов-евангелистов самым образованным считается святой Лука, который владел почитаемой профессией врача и мастерством живописца. Этим наукам учились в те времена не просто долго, а очень долго. Но Лука в рядах апостолов был скорее исключением, равного с ним образования не получил никто.
Почему же Иисус не окружил себя образованными учениками — такими талантливыми, как Лука, или такими знатоками богословских трактатов, как Павел? Почему среди его первых апостолов самым образованным был, наверно, мытарь Матфей, а остальные не были даже хорошими ремесленниками? Почему почти все они рыбаки? То есть, говоря проще, почему они ничему, кроме ловли рыбы, не были обучены? Ответ совершенно прозрачен: проповеди Иисуса были рассчитаны на самый несчастный и обездоленный слой еврейского общества, на людей, которые ничего не имели, и потому им нечего было и терять. Учитель все правильно рассчитал — новую веру эти люди приняли не разумом, а сердцем.Источник: Загадки истории. Золотая серия. Загадки Библии
Опубликовано 13 декабря 2014
| Комментариев 0 | Прочтений 4685
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: