Откуда взялся "гамельнский крысолов"
В истории человеческой цивилизации есть несколько архетипических образов, которые всем известны и которые кочуют по фольклору, по сказкам и легендам, по произведениям искусства - картинам, романам, операм и даже мультфильмам. Одним из таких образов является образ Крысолова.
Крысы сопровождали человека на всем пути его развития. По словам зоологов, крысы жили еще во времена динозавров, и их не брало ничего: ни ледниковый период, ни яды, ни даже последствия ядерного взрыва. Они были истинным бичом человека, страшной проблемой, особенно во времена Средневековья, когда люди очень плотно жили в маленьких грязных городах. Понятное дело, что там крысам было истинное раздолье. Крыса всегда вызывала у человека неодолимый страх, хотя практически всегда жила рядом с ним мог-бы привыкнуть за тысячи-то лет... Боялись из-за укусов, из-за нападений на младенцев, из-за пожирания съестных припасов и другого вреда. Упоминания о вреде, причиняемым крысами, часто встречаются в легендах и хрониках. Так, например, Базельские анналы отмечают еще в 1271 году: «Крысы уничтожают зерно, сильный голод».
Впрочем, Европа голодала на всем протяжении своей истории. В очень познавательной книге Фрица Куршмана о голоде в Средние века собраны сотни текстов из хроник вплоть до великого голода 1315-1317 годов. В этих текстах разворачивается бесконечное траурное шествие стихийных бедствий, голодных лет и эпидемий с их ужасающими эпизодами, включая каннибализм, и неизбежной развязкой - мором и традиционными жертвами - бедняками. Вот знаменитый текст из хроники Рауля Глабера за 1032-1034 годы: «Голод принялся за свое опустошительное дело, и можно было опасаться, что исчезнет почти весь человеческий род...»
Но голод был не единственной проблемой, связанной с крысами. Когда в Европе было принято христианство, то кошки были объявлены «бесовскими отродьями» и были практически поголовно уничтожены. Благодаря этому «мудрому» деянию первых христиан расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы погибло. Так что страх перед крысами - старый страх. Не зная ничего о бациллах, микробах и вирусах, люди в Средние века просто заметили, поняли на основе эмпирического опыта, что вслед за крысами в город приходила чума. Но так как причину со следствием увязать еще не умели, то крысы считались вестниками беды и смерти. А так как кошки, как «бесовские отродья», были христианами практически изведены и с крысами бороться стало некому, то спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова.
При дворе Якова I, который правил в 1603-1625 годах, в состав Королевской палаты входило большое количество придворных слуг, представителей разного рода профессий, которые подчинялись непосредственно лорду-камергеру. Среди них значились не только сундучник, сапожник, часовщик, но и придворный крысолов (ratcatcher). Но охотники на крыс были отнюдь не только во дворцах. В Средние века появилось множество странствующих крысоловов. Эта профессия стала распространенной и общественно значимой, хотя считалась неуважаемой. Потому в ту пору, изводя крыс повсюду, крысоловы бродили из города в город. На шестах они несли связки
крысиных трупов, на лотках - ловушки и яды. Цену за свои услуги они требовали немалую. Придя в деревню или в город, такие специалисты хвастались своими победами над крысами там-то и там-то, показывали дипломы неведомых университетов и уверяли, что именно их метод уничтожения грызунов самый эффективный. Если крысолову удавалось произвести впечатление на измученных крысиной напастью горожан, то тогда заключались договоры с отдельными хозяевами домов и лавок, и крысолов приступал к работе. Но, несмотря на старания крысоловов, размножение грызунов в городах и впрямь походило на нашествие. А реальное событие - сожжение города епископом ради избавления от крыс - впоследствии стало легендой и народной балладой.
Рукопись 1430 года - «Книга о чуде» - содержит сцены обрядов и заклинаний для изгнания крыс. Людей, занимающихся этим, называли заклинателями. Некоторые из них, подобно гамельнскому крысолову, уводили крыс с помощью музыки, другие читали заклинания или молитвы. Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому Церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы. В России крысоловов называли повелителями или хозяевами крыс. Их услугами часто пользовались владельцы мельниц, где серых грызунов водились целые полчища. Считалось, что «хозяин крыс» мог не только увести надоедливых соседей, но и натравить их на неугодных ему людей.
С крысоловами были связаны различные суеверия, их боялись, и этот страх нашел отражение и в фольклоре. Вот какие строки есть, например, в старинной немецкой балладе: «Кто там в плаще явился пестром, /Сверля прохожих взглядом острым, / На странной дудочке свистя?.. /Господь, спаси мое дитя!»
Старая жутковатая немецкая легенда о гамельнском Крысолове, владевшем магической дудочкой, хорошо известна во всем мире.
Она стала основой для множества поверий и сказок. О Крысолове сложены народные баллады. Многих прославленных поэтов и писателей вдохновила эта легенда: великих немецких поэтов Гёте и Гейне, английского поэта Броунинга, шведскую писательницу Сельму Лагерлёф, русскую поэтессу Марину Цветаеву. Вспомним и нашествие крыс на старинный замок в сказочной повести Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» - этот эпизод почти полностью повторяет первую часть легенды о Крысолове: маленький Нильс с помощью волшебной дудочки с семью дырочками выводит из замка всех крыс.
Со временем образ Крысолова стал мифом, начинал отделяться от средневековой фабулы и создавать новые, созвучные времени сюжеты. В голодном 1920 году в Петрограде Александр Грин написал мрачный и загадочный рассказ «Крысолов». Чудом спасшийся герой повествования рассказывает о крысах-оборотнях, способных принимать любой человеческий облик. «Крысолов», «Дудка Крысолова» - эти слова стали нарицательными. «Дудкой Крысолова»
люди называют лживые обещания, увлекающие на погибель. И это несмотря на то, что в первоначальной версии легенды Крысолов никого не обманул...
Так что же там случилось в этом немецком городке Гамельне, что гамельнский крысолов стал чуть ли не нарицательным персонажем?
В красивой горной местности на берегу большой реки Везер на севере Германии расположился тихий городок Гамельн, больше известный теперь как Город Крысолова. В конце XIII века в этот город пришла все та же беда, что и в большинство европейских городов - крысы. В сказке братьев Гримм, которые опирались на старинную немецкую легенду, это описывается так: «В Гамельне всегда было много крыс, но опасности они не представляли, поскольку кошки всегда решали эту проблему обычным способом - убивая их. Однако, внезапно что-то случилось, и крысы начали бешено размножаться. И вскоре черное море крыс заполонило весь город...»
Обратите внимание на характерный момент: «Все, что нам нужно - это армия котов! Но все кошки были мертвы...». Почему все кошки были мертвы и что с ними случилось, в сказке, конечно, не говорится. И долгое время для всех детей это оставалось загадкой. Впоследствии церковь поняла, что сильно погорячилось, а признаться вслух о своих ошибках было невозможно, поэтому церковники постарались вымарать из памяти людской причину, по которой с кошками что-то случилось.
Вместо этого церковь пыталась бороться с крысами, но, как всегда, своим любимым и привычным способом - вызвала крыс на суд. И не надо смеяться! Церковь с удручающей регулярностью вызывала в суд различных провинившихся животных: собак, ослов, волков, быков и особенно свиней. Животных приводили, долго читали им нотации, требовали признания своей вины. И все это делалось на полном серьезе. Потом им выносился приговор, зачастую смертный, и несчастное животное, не признавшее своей вины - по причине бессловесности - торжественно казнили, чаще всего на костре.
Что касается вызова в суд крыс, то в назначенный день судебного заседания люди собрались в ратуше и ждали, что на суд прибудет сам Крысиный Король. Ходили слухи, что у него пятнадцать голов и одно тело - куда там Змею Горынычу с его жалкими тремя головами. Наглый Крысиный Король суд почему-то проигнорировал и, как обычно повелось в таких случаях, приговор пришлось выносить заочно. Суд огласил крысам приговор на выселение: «Посему приказываем и повелеваем: всем упомянутым крысам, а также королю всего крысиного племени к полудню завтрашнего дня под страхом смертной казни покинуть наш славный город, а также все земли, принадлежащие ему». Это постановление суда также вынесли на полном серьезе. И это при условии, что все это делали не дети лет семи-восьми, а взрослые мужи! Становится буквально жутко, когда представишь себе ту веселенькую атмосферку, в какой довелось жить предкам современных европейцев.
После этого постановления суда крысы в ответ даже хвостом не повели, а продолжали опустошать дома, сараи и склады, сжирая все, что было сделано не из железа - в отличие от убегавших в страхе от таких приговоров жуков и гусениц в соседних городах. (В это христиане свято верили.) Так что город продолжал пребывать в ужасе и панике.
И вот однажды, а точнее 26 июня 1284 года, в славном городе Гамельне, заполоненном полчищами крыс, объявился незнакомец в диковинном пестром наряде, пообещавший избавить жителей от напасти. Перед жителями забрезжил слабый огонек последней надежды, и они решили заплатить даже куда больше требуемой цены. Таинственный пришелец заиграл на дудочке и привлеченные ее звуками крысы вылезли из нор и пошли за музыкантом к реке Везер, где благополучно и утонули. Город был спасен. Но жадные горожане отказались заплатить чужеземцу не только повышенную, но и оговоренную сумму. «Вы горько пожалеете о том, что нарушили обещание» - сказал Крысолов и ...исчез, растворился в воздухе.
А вскоре над городом снова разлилась мелодия флейты. Завороженные роковой мелодией, множество детей выбежали из домов и пошли за крысоловом по направлению к горе, расположенной возле Гамельна, где бесследно исчезли навсегда, словно их никогда и не было...
Достаточно полно эта история изложена Йобусом Финцелиусом в 1556 году в книге «Чудесные знамения. Правдивые описания событий необыкновенных и чудесных»: «Нужно сообщить совершенно необыкновенное происшествие, свершившееся в городке Гамельне, в епархии Минденер, в лето господне 1284-е, в день святых Петра и Павла. Некий молодец лет тридцати, прекрасно одетый, так, что видевшие его любовались им, перешел по мосту через Везер и вошел в городские ворота. Он имел серебряную дудку странного вида и начал свистеть по всему городу. И все дети, услышав ту дудку, числом около ста тридцати, последовали за ним вон из города, ушли и исчезли, так что никто не смог впоследствии узнать, уцелел ли хоть один из них. Матери бродили от города к городу и не находили никого».
Старинный немецкий городок Гамельн хранит память о тех событиях до наших дней. Появление Крысолова в Гамельне и исчезновение ста тридцати детей зафиксированы как достоверный факт. Позолоченная надпись на здании старинной ратуши, прозванной Домом Крысолова, гласит: «В год 1284, в день святых Петра и Павла 26 июня Пестрый Дудочник завлек сто тридцать детей на гору Коппен в окрестностях Гамельна, где они исчезли». Улица, по которой Пестрый Дудочник увел детей, называется улицей Молчания - здесь и сегодня запрещено бить в барабан. Около 1375 года описание «исхода детей» было внесено в хронику города Гамельна, а фигура Крысолова была изображена на церковном витраже рядом с гербом города. Туристы теперь могут также полюбоваться на памятник музыканту, уводящему крыс и мышей из города и попробовать вкусные булочки-мышки. Три раза в день в стене старинного здания открывается дверца, из которой появляется дудочник. Сначала он уводит из города крыс, а затем детей. Но в разыгрываемых механическими фигурками сценах (как и во многих поздних сказках) все заканчивается благополучно: музыкант получает сполна за свой труд, и дети возвращаются домой.
В сочинении Финцелиуса высказывалось убеждение, что Крысолов - демон или сам Дьявол. Один автор XVI века даже записал Крысолова в вампиры. «История о гамельнском крысолове-флейтисте, - утверждает писатель Ле Гофф в своей книге «Средневековая цивилизация», - примешивает фольклорный мотив к реальной борьбе против зловредных грызунов».
У знаменитого гамельнского крысолова, очаровавшего крыс игрой на флейте, были предшественники. В краеведческом музее Гамельна хранится множество свидетельств: документов, гравюр, офортов XVII-XVIII веков. Но мир, благодаря пропавшим детям, запомнил именно этого Крысолова.
Вот что на эту тему написал в 1998 году седьмой номер журнала «Знание - Сила»: «С тех пор это предание не дает покоя историкам. На разные лады они объясняют его. Какую только подоплеку ни пытаются найти! Может быть, дети отправились в крестовый поход? Или в городе разразилась страшная эпидемия, погубившая более сотни подростков? Или произошло ужасное стихийное бедствие? Или совершилось некое ритуальное убийство?»
Так что же на самом деле случилось в городе? «Пестрый Дудочник из Гамельна», человек, одетый в яркую разноцветную одежду. Для начала отвлечемся и зададимся вопросом, отчего в средневековых городах было так много юродивых, одержимых, свидетелей всяческих «пришествий» и «явлений» и вообще психически неполноценных людей? Ученые выдвинули версию, что все дело в массовых отравлениях веществом типа ЛСД, содержащимся, в том числе, и в спорынье. А ведь доказанный факт, что пшеница в Средневековье была практически везде поражена этой заразой. У ЛСД есть определенное направленное действие, в том числе и в виде изменения цветовос-приятия. Также при отравлении спорыньей возникает галлюциногенная симптоматика и массовые галлюцинации.
Похожее явление описывает в своем романе «Французский палач» Крис Хамфрис:
« - Огни святого Антония, - ответил Жан.
- Не принимай всерьез слова сумасшедшего. Он одержим злым духом, бесом. Вот и все.
Жан посмотрел на своего товарища:
- Нет, это далеко не всё. Он -один из множества. Когда огни святого Антония захватывают город, то одержимыми становятся все. Когда я был маленький, такое произошло в соседней деревне. Она исчезла с лица земли. Половина жителей умерла. Прочие сошли с ума. Изгнать дьявола удалось только из немногих.
- Погоди! - К ним подошел Фуггер. - Я тоже слышал о таком. Целые деревни сходят с ума. Они прокляты видениями ада и гибнут в огне, который виден только им самим. А на тех, кто пришел со стороны, проклятье не распространяется. Чужаки могут только наблюдать за происходящим, не разделяя этого ужаса».
Что это, как не массовая галлюцинация? Так вот, гамельнский крысолов, когда понял, что его намерены обмануть, исчез, растворился на глазах у изумленной публики. Это наводит на мысль - не был ли и Дудочник просто галлюцинацией? Сходные версии уже давно озвучены в десятке книжек о Крысолове. Первой была книга «Что случилось в Гамельне?», написанная Глорией Скурзински в 1979 году. Повествование ведется от лица четырнадцатилетнего помощника хлебопека, мечтающего освободится от тяжкой средневековой жизни и обрести новую жизнь волынщика. Примерно в то же время, когда Линда Капроэл исследовала связь салемских процессов над ведьмами и эрготизмом, Глория Скурзински взглянула на спорынью с точки зрения романиста. Ловцы крыс и обезумевшие дети четырнадцатого столетия...
Эта же версия тех событий описана в книге «Дыхание» Донна Джо Наполи. В аннотации читаем: «Читатели, не знакомые с психотропным действием отравления спорыньей, могут быть также мистифицированы сюжетом, как и жители средневекового городка». Характерно, что герой - двенадцатилетний мальчик, не потребляющий спорынью - стал для обезумевших горожан главным подозреваемым в их напастях.
Но возникает вопрос: если Дудочник - просто галлюцинация, то, как он «увел» детей, это, возможно, и объясняет. Но как он до этого увел крыс? В принципе, ответ может быть простым. Крыс в Гамельне, как и повсюду в Германии, было, естественно, множество. Но покрывшее город «черное море» жутких крыс «жрущих все подряд, кроме железа», как описано в сказке братьев Гримм - что это? Обычная сказочная гипербола или это тоже галлюцинация? Возможно, эта простая мысль еще никому в голову не приходила. А она как раз объясняет веру в «крысоловов с дудочками» - ведь тогда их было множество, и крыс они успешно «уводили», только детей не трогали. Слухи о таких крысоловах и вера в них, как и паническая боязнь крысиного нашествия - готовая «установка» для «бэд-трипа». Стоило только еще немного ухудшить «обстановку» (реальное увеличение поголовья крыс из-за уничтожения кошек, например), как этот спусковой крючок сработал. Галлюцинирующие люди увидели то самое упомянутое «черное море крыс» точно так же, как они видели летающих ведьм, бесов, оборотней и вампиров на протяжении всех Средних веков.
Реальный крысолов, вероятно, действительно приходил в город. И в городе действительно были крысы, хоть и не «черное море», но, как и всюду в Европе, их было предостаточно. Возможно также, что одежда крысолова на самом деле была необычна. Он выполнил свою работу, как выполняли ее все крысоловы в то время - потравил крыс ядом. Но многие крысоловы были также фокусниками, «артистами» в своем ремесле. Если не сопровождать отравление крыс «магическими ритуалами» а-ля Дэвид Копперфилд, то вряд ли было возможно получать за работу желаемые суммы, которые, как мы уже упомянули, обычно были не малыми. Дудочки служили лишь для мистификации горожан и крестьян, иначе «клиенты» бы решили, что дешевле самим купить яда и потравить крыс, чем платить вдесятеро крысоловам. На помощь крысоловам в их тонком ремесле приходила невежественность и мифологичность мышления населения, которому крысы представлялись не просто животными, с которыми можно бороться «бытовыми способами», а посланниками Диавола, предвестниками Армагеддона. Эти крысы подчинялись только Крысиному Королю, который был так силен, что посмел не явиться в Церковь на суд, куда его в лучших христианских традициях вызывал местный епископ. Соответственно, без привлечения магии с крысами не справиться.Источник: "Интересная газета. Мир непознанного" №7 2014 г.
Крысы сопровождали человека на всем пути его развития. По словам зоологов, крысы жили еще во времена динозавров, и их не брало ничего: ни ледниковый период, ни яды, ни даже последствия ядерного взрыва. Они были истинным бичом человека, страшной проблемой, особенно во времена Средневековья, когда люди очень плотно жили в маленьких грязных городах. Понятное дело, что там крысам было истинное раздолье. Крыса всегда вызывала у человека неодолимый страх, хотя практически всегда жила рядом с ним мог-бы привыкнуть за тысячи-то лет... Боялись из-за укусов, из-за нападений на младенцев, из-за пожирания съестных припасов и другого вреда. Упоминания о вреде, причиняемым крысами, часто встречаются в легендах и хрониках. Так, например, Базельские анналы отмечают еще в 1271 году: «Крысы уничтожают зерно, сильный голод».
Впрочем, Европа голодала на всем протяжении своей истории. В очень познавательной книге Фрица Куршмана о голоде в Средние века собраны сотни текстов из хроник вплоть до великого голода 1315-1317 годов. В этих текстах разворачивается бесконечное траурное шествие стихийных бедствий, голодных лет и эпидемий с их ужасающими эпизодами, включая каннибализм, и неизбежной развязкой - мором и традиционными жертвами - бедняками. Вот знаменитый текст из хроники Рауля Глабера за 1032-1034 годы: «Голод принялся за свое опустошительное дело, и можно было опасаться, что исчезнет почти весь человеческий род...»
Но голод был не единственной проблемой, связанной с крысами. Когда в Европе было принято христианство, то кошки были объявлены «бесовскими отродьями» и были практически поголовно уничтожены. Благодаря этому «мудрому» деянию первых христиан расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы погибло. Так что страх перед крысами - старый страх. Не зная ничего о бациллах, микробах и вирусах, люди в Средние века просто заметили, поняли на основе эмпирического опыта, что вслед за крысами в город приходила чума. Но так как причину со следствием увязать еще не умели, то крысы считались вестниками беды и смерти. А так как кошки, как «бесовские отродья», были христианами практически изведены и с крысами бороться стало некому, то спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова.
При дворе Якова I, который правил в 1603-1625 годах, в состав Королевской палаты входило большое количество придворных слуг, представителей разного рода профессий, которые подчинялись непосредственно лорду-камергеру. Среди них значились не только сундучник, сапожник, часовщик, но и придворный крысолов (ratcatcher). Но охотники на крыс были отнюдь не только во дворцах. В Средние века появилось множество странствующих крысоловов. Эта профессия стала распространенной и общественно значимой, хотя считалась неуважаемой. Потому в ту пору, изводя крыс повсюду, крысоловы бродили из города в город. На шестах они несли связки
крысиных трупов, на лотках - ловушки и яды. Цену за свои услуги они требовали немалую. Придя в деревню или в город, такие специалисты хвастались своими победами над крысами там-то и там-то, показывали дипломы неведомых университетов и уверяли, что именно их метод уничтожения грызунов самый эффективный. Если крысолову удавалось произвести впечатление на измученных крысиной напастью горожан, то тогда заключались договоры с отдельными хозяевами домов и лавок, и крысолов приступал к работе. Но, несмотря на старания крысоловов, размножение грызунов в городах и впрямь походило на нашествие. А реальное событие - сожжение города епископом ради избавления от крыс - впоследствии стало легендой и народной балладой.
Рукопись 1430 года - «Книга о чуде» - содержит сцены обрядов и заклинаний для изгнания крыс. Людей, занимающихся этим, называли заклинателями. Некоторые из них, подобно гамельнскому крысолову, уводили крыс с помощью музыки, другие читали заклинания или молитвы. Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому Церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы. В России крысоловов называли повелителями или хозяевами крыс. Их услугами часто пользовались владельцы мельниц, где серых грызунов водились целые полчища. Считалось, что «хозяин крыс» мог не только увести надоедливых соседей, но и натравить их на неугодных ему людей.
С крысоловами были связаны различные суеверия, их боялись, и этот страх нашел отражение и в фольклоре. Вот какие строки есть, например, в старинной немецкой балладе: «Кто там в плаще явился пестром, /Сверля прохожих взглядом острым, / На странной дудочке свистя?.. /Господь, спаси мое дитя!»
Старая жутковатая немецкая легенда о гамельнском Крысолове, владевшем магической дудочкой, хорошо известна во всем мире.
Она стала основой для множества поверий и сказок. О Крысолове сложены народные баллады. Многих прославленных поэтов и писателей вдохновила эта легенда: великих немецких поэтов Гёте и Гейне, английского поэта Броунинга, шведскую писательницу Сельму Лагерлёф, русскую поэтессу Марину Цветаеву. Вспомним и нашествие крыс на старинный замок в сказочной повести Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» - этот эпизод почти полностью повторяет первую часть легенды о Крысолове: маленький Нильс с помощью волшебной дудочки с семью дырочками выводит из замка всех крыс.
Со временем образ Крысолова стал мифом, начинал отделяться от средневековой фабулы и создавать новые, созвучные времени сюжеты. В голодном 1920 году в Петрограде Александр Грин написал мрачный и загадочный рассказ «Крысолов». Чудом спасшийся герой повествования рассказывает о крысах-оборотнях, способных принимать любой человеческий облик. «Крысолов», «Дудка Крысолова» - эти слова стали нарицательными. «Дудкой Крысолова»
люди называют лживые обещания, увлекающие на погибель. И это несмотря на то, что в первоначальной версии легенды Крысолов никого не обманул...
Так что же там случилось в этом немецком городке Гамельне, что гамельнский крысолов стал чуть ли не нарицательным персонажем?
В красивой горной местности на берегу большой реки Везер на севере Германии расположился тихий городок Гамельн, больше известный теперь как Город Крысолова. В конце XIII века в этот город пришла все та же беда, что и в большинство европейских городов - крысы. В сказке братьев Гримм, которые опирались на старинную немецкую легенду, это описывается так: «В Гамельне всегда было много крыс, но опасности они не представляли, поскольку кошки всегда решали эту проблему обычным способом - убивая их. Однако, внезапно что-то случилось, и крысы начали бешено размножаться. И вскоре черное море крыс заполонило весь город...»
Обратите внимание на характерный момент: «Все, что нам нужно - это армия котов! Но все кошки были мертвы...». Почему все кошки были мертвы и что с ними случилось, в сказке, конечно, не говорится. И долгое время для всех детей это оставалось загадкой. Впоследствии церковь поняла, что сильно погорячилось, а признаться вслух о своих ошибках было невозможно, поэтому церковники постарались вымарать из памяти людской причину, по которой с кошками что-то случилось.
Вместо этого церковь пыталась бороться с крысами, но, как всегда, своим любимым и привычным способом - вызвала крыс на суд. И не надо смеяться! Церковь с удручающей регулярностью вызывала в суд различных провинившихся животных: собак, ослов, волков, быков и особенно свиней. Животных приводили, долго читали им нотации, требовали признания своей вины. И все это делалось на полном серьезе. Потом им выносился приговор, зачастую смертный, и несчастное животное, не признавшее своей вины - по причине бессловесности - торжественно казнили, чаще всего на костре.
Что касается вызова в суд крыс, то в назначенный день судебного заседания люди собрались в ратуше и ждали, что на суд прибудет сам Крысиный Король. Ходили слухи, что у него пятнадцать голов и одно тело - куда там Змею Горынычу с его жалкими тремя головами. Наглый Крысиный Король суд почему-то проигнорировал и, как обычно повелось в таких случаях, приговор пришлось выносить заочно. Суд огласил крысам приговор на выселение: «Посему приказываем и повелеваем: всем упомянутым крысам, а также королю всего крысиного племени к полудню завтрашнего дня под страхом смертной казни покинуть наш славный город, а также все земли, принадлежащие ему». Это постановление суда также вынесли на полном серьезе. И это при условии, что все это делали не дети лет семи-восьми, а взрослые мужи! Становится буквально жутко, когда представишь себе ту веселенькую атмосферку, в какой довелось жить предкам современных европейцев.
После этого постановления суда крысы в ответ даже хвостом не повели, а продолжали опустошать дома, сараи и склады, сжирая все, что было сделано не из железа - в отличие от убегавших в страхе от таких приговоров жуков и гусениц в соседних городах. (В это христиане свято верили.) Так что город продолжал пребывать в ужасе и панике.
И вот однажды, а точнее 26 июня 1284 года, в славном городе Гамельне, заполоненном полчищами крыс, объявился незнакомец в диковинном пестром наряде, пообещавший избавить жителей от напасти. Перед жителями забрезжил слабый огонек последней надежды, и они решили заплатить даже куда больше требуемой цены. Таинственный пришелец заиграл на дудочке и привлеченные ее звуками крысы вылезли из нор и пошли за музыкантом к реке Везер, где благополучно и утонули. Город был спасен. Но жадные горожане отказались заплатить чужеземцу не только повышенную, но и оговоренную сумму. «Вы горько пожалеете о том, что нарушили обещание» - сказал Крысолов и ...исчез, растворился в воздухе.
А вскоре над городом снова разлилась мелодия флейты. Завороженные роковой мелодией, множество детей выбежали из домов и пошли за крысоловом по направлению к горе, расположенной возле Гамельна, где бесследно исчезли навсегда, словно их никогда и не было...
Достаточно полно эта история изложена Йобусом Финцелиусом в 1556 году в книге «Чудесные знамения. Правдивые описания событий необыкновенных и чудесных»: «Нужно сообщить совершенно необыкновенное происшествие, свершившееся в городке Гамельне, в епархии Минденер, в лето господне 1284-е, в день святых Петра и Павла. Некий молодец лет тридцати, прекрасно одетый, так, что видевшие его любовались им, перешел по мосту через Везер и вошел в городские ворота. Он имел серебряную дудку странного вида и начал свистеть по всему городу. И все дети, услышав ту дудку, числом около ста тридцати, последовали за ним вон из города, ушли и исчезли, так что никто не смог впоследствии узнать, уцелел ли хоть один из них. Матери бродили от города к городу и не находили никого».
Старинный немецкий городок Гамельн хранит память о тех событиях до наших дней. Появление Крысолова в Гамельне и исчезновение ста тридцати детей зафиксированы как достоверный факт. Позолоченная надпись на здании старинной ратуши, прозванной Домом Крысолова, гласит: «В год 1284, в день святых Петра и Павла 26 июня Пестрый Дудочник завлек сто тридцать детей на гору Коппен в окрестностях Гамельна, где они исчезли». Улица, по которой Пестрый Дудочник увел детей, называется улицей Молчания - здесь и сегодня запрещено бить в барабан. Около 1375 года описание «исхода детей» было внесено в хронику города Гамельна, а фигура Крысолова была изображена на церковном витраже рядом с гербом города. Туристы теперь могут также полюбоваться на памятник музыканту, уводящему крыс и мышей из города и попробовать вкусные булочки-мышки. Три раза в день в стене старинного здания открывается дверца, из которой появляется дудочник. Сначала он уводит из города крыс, а затем детей. Но в разыгрываемых механическими фигурками сценах (как и во многих поздних сказках) все заканчивается благополучно: музыкант получает сполна за свой труд, и дети возвращаются домой.
В сочинении Финцелиуса высказывалось убеждение, что Крысолов - демон или сам Дьявол. Один автор XVI века даже записал Крысолова в вампиры. «История о гамельнском крысолове-флейтисте, - утверждает писатель Ле Гофф в своей книге «Средневековая цивилизация», - примешивает фольклорный мотив к реальной борьбе против зловредных грызунов».
У знаменитого гамельнского крысолова, очаровавшего крыс игрой на флейте, были предшественники. В краеведческом музее Гамельна хранится множество свидетельств: документов, гравюр, офортов XVII-XVIII веков. Но мир, благодаря пропавшим детям, запомнил именно этого Крысолова.
Вот что на эту тему написал в 1998 году седьмой номер журнала «Знание - Сила»: «С тех пор это предание не дает покоя историкам. На разные лады они объясняют его. Какую только подоплеку ни пытаются найти! Может быть, дети отправились в крестовый поход? Или в городе разразилась страшная эпидемия, погубившая более сотни подростков? Или произошло ужасное стихийное бедствие? Или совершилось некое ритуальное убийство?»
Так что же на самом деле случилось в городе? «Пестрый Дудочник из Гамельна», человек, одетый в яркую разноцветную одежду. Для начала отвлечемся и зададимся вопросом, отчего в средневековых городах было так много юродивых, одержимых, свидетелей всяческих «пришествий» и «явлений» и вообще психически неполноценных людей? Ученые выдвинули версию, что все дело в массовых отравлениях веществом типа ЛСД, содержащимся, в том числе, и в спорынье. А ведь доказанный факт, что пшеница в Средневековье была практически везде поражена этой заразой. У ЛСД есть определенное направленное действие, в том числе и в виде изменения цветовос-приятия. Также при отравлении спорыньей возникает галлюциногенная симптоматика и массовые галлюцинации.
Похожее явление описывает в своем романе «Французский палач» Крис Хамфрис:
« - Огни святого Антония, - ответил Жан.
- Не принимай всерьез слова сумасшедшего. Он одержим злым духом, бесом. Вот и все.
Жан посмотрел на своего товарища:
- Нет, это далеко не всё. Он -один из множества. Когда огни святого Антония захватывают город, то одержимыми становятся все. Когда я был маленький, такое произошло в соседней деревне. Она исчезла с лица земли. Половина жителей умерла. Прочие сошли с ума. Изгнать дьявола удалось только из немногих.
- Погоди! - К ним подошел Фуггер. - Я тоже слышал о таком. Целые деревни сходят с ума. Они прокляты видениями ада и гибнут в огне, который виден только им самим. А на тех, кто пришел со стороны, проклятье не распространяется. Чужаки могут только наблюдать за происходящим, не разделяя этого ужаса».
Что это, как не массовая галлюцинация? Так вот, гамельнский крысолов, когда понял, что его намерены обмануть, исчез, растворился на глазах у изумленной публики. Это наводит на мысль - не был ли и Дудочник просто галлюцинацией? Сходные версии уже давно озвучены в десятке книжек о Крысолове. Первой была книга «Что случилось в Гамельне?», написанная Глорией Скурзински в 1979 году. Повествование ведется от лица четырнадцатилетнего помощника хлебопека, мечтающего освободится от тяжкой средневековой жизни и обрести новую жизнь волынщика. Примерно в то же время, когда Линда Капроэл исследовала связь салемских процессов над ведьмами и эрготизмом, Глория Скурзински взглянула на спорынью с точки зрения романиста. Ловцы крыс и обезумевшие дети четырнадцатого столетия...
Эта же версия тех событий описана в книге «Дыхание» Донна Джо Наполи. В аннотации читаем: «Читатели, не знакомые с психотропным действием отравления спорыньей, могут быть также мистифицированы сюжетом, как и жители средневекового городка». Характерно, что герой - двенадцатилетний мальчик, не потребляющий спорынью - стал для обезумевших горожан главным подозреваемым в их напастях.
Но возникает вопрос: если Дудочник - просто галлюцинация, то, как он «увел» детей, это, возможно, и объясняет. Но как он до этого увел крыс? В принципе, ответ может быть простым. Крыс в Гамельне, как и повсюду в Германии, было, естественно, множество. Но покрывшее город «черное море» жутких крыс «жрущих все подряд, кроме железа», как описано в сказке братьев Гримм - что это? Обычная сказочная гипербола или это тоже галлюцинация? Возможно, эта простая мысль еще никому в голову не приходила. А она как раз объясняет веру в «крысоловов с дудочками» - ведь тогда их было множество, и крыс они успешно «уводили», только детей не трогали. Слухи о таких крысоловах и вера в них, как и паническая боязнь крысиного нашествия - готовая «установка» для «бэд-трипа». Стоило только еще немного ухудшить «обстановку» (реальное увеличение поголовья крыс из-за уничтожения кошек, например), как этот спусковой крючок сработал. Галлюцинирующие люди увидели то самое упомянутое «черное море крыс» точно так же, как они видели летающих ведьм, бесов, оборотней и вампиров на протяжении всех Средних веков.
Реальный крысолов, вероятно, действительно приходил в город. И в городе действительно были крысы, хоть и не «черное море», но, как и всюду в Европе, их было предостаточно. Возможно также, что одежда крысолова на самом деле была необычна. Он выполнил свою работу, как выполняли ее все крысоловы в то время - потравил крыс ядом. Но многие крысоловы были также фокусниками, «артистами» в своем ремесле. Если не сопровождать отравление крыс «магическими ритуалами» а-ля Дэвид Копперфилд, то вряд ли было возможно получать за работу желаемые суммы, которые, как мы уже упомянули, обычно были не малыми. Дудочки служили лишь для мистификации горожан и крестьян, иначе «клиенты» бы решили, что дешевле самим купить яда и потравить крыс, чем платить вдесятеро крысоловам. На помощь крысоловам в их тонком ремесле приходила невежественность и мифологичность мышления населения, которому крысы представлялись не просто животными, с которыми можно бороться «бытовыми способами», а посланниками Диавола, предвестниками Армагеддона. Эти крысы подчинялись только Крысиному Королю, который был так силен, что посмел не явиться в Церковь на суд, куда его в лучших христианских традициях вызывал местный епископ. Соответственно, без привлечения магии с крысами не справиться.Источник: "Интересная газета. Мир непознанного" №7 2014 г.
Опубликовано 20 ноября 2014
| Комментариев 0 | Прочтений 6514
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: