Созвучие сияющего золота
Он существовал необычайно долго - от первых шумерских царей (начало III тысячелетия до н. э.) до эпохи Дария и Александра Македонского. Ни бесчисленные вражеские нашествия, ни стихийные бедствия не могли заставить его жителей покинуть город. Но то, чего не удалось полчищам завоевателей, сделала природа. Евфрат внезапно изменил свое русло и отошел почти на шестнадцать километров к востоку от стен города. Без воды на этой раскаленной равнине нельзя было прожить и дня. И вскоре блистательный Ур превратился в скопление безликих холмов, окрашенных в серо-желтые цвета пустыни.
В середине III тысячелетия до нашей эры шумерский город Ур был одним из крупнейших центров цивилизации, которая располагалась на территории современного Ирака. В эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и женщины) любили украшать себя ювелирными изделиями. Город упоминается в Ветхом Завете как «Ур Халдейский», здесь родился пророк, родоначальник и евреев, и, через Исмаила, арабов. Христиане называют его «Отцом верующих».
Ур располагался между двумя полноводными реками - Тигр и Евфрат. Здесь, согласно историческим источникам, появилась в начале III тысячелетия первая в мире школа, в которой обучали наукам и искусствам. На рубеже IV и III тысячелетий на территории Южной Месопотамии сошлись и стали жить общим хозяйством три совершенно разных по происхождению и языку народа.
Первые раскопки здесь были произведены в 1854 г. археологом Д. Тэйлором для Британского музея. Были обнаружены развалины храма местного бога Сина, «дома великого света», а также интересные некрополи, с погребениями или в круглых гробах, или под кирпичными сводами, или - для бедных, в глиняных сосудах. Раскопками обнаружены оборонительные стены, дворцы, храмы, гробницы, клинописный архив и зиккурат -многоступенчатое культовое сооружение: все правители Ура внесли посильную лепту в его сооружение и отделку. И каждый царь спешил замуровать в толщу стен ступенчатой башни клинописную табличку или цилиндр с перечнем своих заслуг перед потомками. В захоронениях при скелетах найдены остатки погребальной пелены и множество глиняных, реже - медных сосудов, в которых хранились некогда пища и вино. Сохранность глиняных гробов и сводов объясняется дренажными приспособлениями: осушка холмов достигалась вертикальными глиняными трубами, опущенными в почву.
В 1920-х годах там начался новый этап археологических исследований. Объединенной экспедицией сотрудников Британского музея и Пенсильванского университета руководил английский археолог Леонард Вулли, посвятивший исследованию этого района более пяти лет. Среди находок Вулли, прогремевших на весь мир, - так называемый Штандарт войны и мира с древнейшими изображениями боевых колесниц, а также первые в мире струнные музыкальные инструменты.
На протяжении многих столетий из гробниц Ура было расхищено несметное количество бесценных произведений искусства и сокровищ, и все же экспедиции удалось найти две не потревоженные грабителями гробницы, находки в которых произвели сенсацию в мире. Перед глазами археологов предстала неожиданная и поразительная картина сложного погребального ритуала.
В углу огромной ямы (глубиной около 10 метров) был устроен каменный склеп, в который помещали тело умершего владыки. С ним оставалось несколько приближенных, которых умерщвляли, прежде чем положить в склеп. Затем на дно огромной усыпальницы, устланной циновками, по наклонному спуску сходили те, кто добровольно отправлялся с покойным царем в загробный мир: жрецы, руководившие всем погребальным ритуалом, военачальники со знаками отличия, дамы из придворного гарема - в роскошных одеждах и драгоценных головных уборах, слуги, музыканты, рабы...
Следом за ними въезжали повозки, запряженные ослами или быками, а замыкали шествие воины, которые становились на страже у входа в гробницу. Все участники траурной процессии занимали отведенные для них места на дне могильного рва, и после заключительного священнодействия каждый выпивал чашу со смертоносным напитком и погружался в вечный сон.
Среди прочих находок Ура, обнаруженных археологами, было несколько игральных досок изысканной ручной работы: их сэр Леонард, кстати, назвал «самым впечатляющим из всех найденных предметов». Судя по всему, это была любимая игра высших сословий в Шумере, поскольку доски были обнаружены исключительно в склепах правителей или богатых людей. Вероятно, игра должна была помочь умершему скоротать время в бесконечности царства мертвых.
По находкам можно было сделать вывод, что в «королевскую игру из города Ур» играли двумя наборами из семи фишек, чёрных и белых. Их нашли в комплекте с досками. Одни фишки изготовлены из раковин, на них были нанесены точки из ляпис-лазури, другие фишки были сделаны из сланца и на них были перламутровые точки. Ещё в наборе имелось 6 костей в форме пирамид, у каждой из которых 2 угла были выкрашены а другой цвет. Хотя правила игры до нас не дошли, однако их удалось вычислить, исходя из разметки доски и опираясь на правила сохранившихся похожих игр. Игра из города Ур была прародительницей нард. Шумеры и здесь стали первыми - как и в изобретении клинописи в исчислении времени в часах и минутах, а также делении окружное™ на 360 градусов.
Удачей экспедиции Вулли стало и то, что из одной из гробниц были извлечены золотые и серебряные статуэтки, посуда, оружие и инкрустированные ювелирные украшения. Найденные в гробницах правителей Ура изделия из драгоценных металлов свидетельствуют о высоком мастерстве шумерских ювелиров еще в середине III века до нашей эры, К этому времени мастера Южного Двуречья уже в совершенстве освоили технику обработки золота и серебра, умели делать из них сплавы, чеканить, ковать и инкрустировать их цветным камнем, украшать чернью и тончайшим филигранным кружевом.
Драгоценные металлы доставлялись сюда караванами из Ирана, Малой Азии, с Армянского нагорья, а лазурит из Бадахшанского месторождения на Памире. Ювелиры Шумера прекрасно чувствовали природные особенности материала и с большим вкусом выявляли его красоту в своих изделиях.
Одним из шедевров шумерского ювелирного искусства является статуэтка, изображающая стоящего на задних ногах у священного дерева козлика. Передними ногами он упирается в ствол дерева, и вся его фигура в высоту достигает пятидесяти сантиметров.
Таких статуэток было две, а нашли их в самой грандиозной во всем некрополе Ура гробнице. Одна из статуэток сейчас выставлена в Британском национальном музее, другая хранится в университетском музее Филадельфии. Ученые считают, что эти золотые козлики символизируют какой-то очень древний миф, содержание которого до нас не дошло, но в свое время он, видимо, был широко известен.
Фигурки козликов поддерживали особый стол для жертвоприношений. Внутри козлик имеет деревянную, покрытую слоем битума основу, поверх которой потом и была наложена внешняя оболочка. Голова, тело и ноги козлика окованы золотым листом, инкрустированным лазуритом и перламутром. Таким способом древние мастера выделили его выступающие лопатки, а также глаза, бородку и витые рога. Живот козлика выполнен из серебряной пластинки, искусно сделаны и все остальные детали, например, завитки шерсти на спине и боках вырезаны из маленьких гравированных кусочков раковин, воткнутых в битум.
Подставка самой статуэтки украшена серебряными полосами и красно-розовой мозаикой. Золотое дерево, к которому серебряными цепочками прикованы передние копытца козлика, высоко поднимает изогнутые ветки с изящными цветами и листьями. Излюбленное шумерскими художниками цветовое созвучие сияющего золота с холодным мерцанием синего лазурита и нежными переливами перламутра рождает яркий декоративный эффект.
Там же, в гробницах Ура, найдена скульптурная голова бычка с инкрустированными глазами и лазуритовой бородой - украшение одного из музыкальных инструментов.Источник: "Интересная газета. Загадки цивилизации" №15 2013 г.
В середине III тысячелетия до нашей эры шумерский город Ур был одним из крупнейших центров цивилизации, которая располагалась на территории современного Ирака. В эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и женщины) любили украшать себя ювелирными изделиями. Город упоминается в Ветхом Завете как «Ур Халдейский», здесь родился пророк, родоначальник и евреев, и, через Исмаила, арабов. Христиане называют его «Отцом верующих».
Ур располагался между двумя полноводными реками - Тигр и Евфрат. Здесь, согласно историческим источникам, появилась в начале III тысячелетия первая в мире школа, в которой обучали наукам и искусствам. На рубеже IV и III тысячелетий на территории Южной Месопотамии сошлись и стали жить общим хозяйством три совершенно разных по происхождению и языку народа.
Первые раскопки здесь были произведены в 1854 г. археологом Д. Тэйлором для Британского музея. Были обнаружены развалины храма местного бога Сина, «дома великого света», а также интересные некрополи, с погребениями или в круглых гробах, или под кирпичными сводами, или - для бедных, в глиняных сосудах. Раскопками обнаружены оборонительные стены, дворцы, храмы, гробницы, клинописный архив и зиккурат -многоступенчатое культовое сооружение: все правители Ура внесли посильную лепту в его сооружение и отделку. И каждый царь спешил замуровать в толщу стен ступенчатой башни клинописную табличку или цилиндр с перечнем своих заслуг перед потомками. В захоронениях при скелетах найдены остатки погребальной пелены и множество глиняных, реже - медных сосудов, в которых хранились некогда пища и вино. Сохранность глиняных гробов и сводов объясняется дренажными приспособлениями: осушка холмов достигалась вертикальными глиняными трубами, опущенными в почву.
В 1920-х годах там начался новый этап археологических исследований. Объединенной экспедицией сотрудников Британского музея и Пенсильванского университета руководил английский археолог Леонард Вулли, посвятивший исследованию этого района более пяти лет. Среди находок Вулли, прогремевших на весь мир, - так называемый Штандарт войны и мира с древнейшими изображениями боевых колесниц, а также первые в мире струнные музыкальные инструменты.
На протяжении многих столетий из гробниц Ура было расхищено несметное количество бесценных произведений искусства и сокровищ, и все же экспедиции удалось найти две не потревоженные грабителями гробницы, находки в которых произвели сенсацию в мире. Перед глазами археологов предстала неожиданная и поразительная картина сложного погребального ритуала.
В углу огромной ямы (глубиной около 10 метров) был устроен каменный склеп, в который помещали тело умершего владыки. С ним оставалось несколько приближенных, которых умерщвляли, прежде чем положить в склеп. Затем на дно огромной усыпальницы, устланной циновками, по наклонному спуску сходили те, кто добровольно отправлялся с покойным царем в загробный мир: жрецы, руководившие всем погребальным ритуалом, военачальники со знаками отличия, дамы из придворного гарема - в роскошных одеждах и драгоценных головных уборах, слуги, музыканты, рабы...
Следом за ними въезжали повозки, запряженные ослами или быками, а замыкали шествие воины, которые становились на страже у входа в гробницу. Все участники траурной процессии занимали отведенные для них места на дне могильного рва, и после заключительного священнодействия каждый выпивал чашу со смертоносным напитком и погружался в вечный сон.
Среди прочих находок Ура, обнаруженных археологами, было несколько игральных досок изысканной ручной работы: их сэр Леонард, кстати, назвал «самым впечатляющим из всех найденных предметов». Судя по всему, это была любимая игра высших сословий в Шумере, поскольку доски были обнаружены исключительно в склепах правителей или богатых людей. Вероятно, игра должна была помочь умершему скоротать время в бесконечности царства мертвых.
По находкам можно было сделать вывод, что в «королевскую игру из города Ур» играли двумя наборами из семи фишек, чёрных и белых. Их нашли в комплекте с досками. Одни фишки изготовлены из раковин, на них были нанесены точки из ляпис-лазури, другие фишки были сделаны из сланца и на них были перламутровые точки. Ещё в наборе имелось 6 костей в форме пирамид, у каждой из которых 2 угла были выкрашены а другой цвет. Хотя правила игры до нас не дошли, однако их удалось вычислить, исходя из разметки доски и опираясь на правила сохранившихся похожих игр. Игра из города Ур была прародительницей нард. Шумеры и здесь стали первыми - как и в изобретении клинописи в исчислении времени в часах и минутах, а также делении окружное™ на 360 градусов.
Шумерский город Ур. Цивилизация шумеров развивалась в условиях почти полного отсутствия ресурсов. В Месопотамии можно было найти разве что камень, тростник и глину, а недостающее выменивалось у соседей
Удачей экспедиции Вулли стало и то, что из одной из гробниц были извлечены золотые и серебряные статуэтки, посуда, оружие и инкрустированные ювелирные украшения. Найденные в гробницах правителей Ура изделия из драгоценных металлов свидетельствуют о высоком мастерстве шумерских ювелиров еще в середине III века до нашей эры, К этому времени мастера Южного Двуречья уже в совершенстве освоили технику обработки золота и серебра, умели делать из них сплавы, чеканить, ковать и инкрустировать их цветным камнем, украшать чернью и тончайшим филигранным кружевом.
Драгоценные металлы доставлялись сюда караванами из Ирана, Малой Азии, с Армянского нагорья, а лазурит из Бадахшанского месторождения на Памире. Ювелиры Шумера прекрасно чувствовали природные особенности материала и с большим вкусом выявляли его красоту в своих изделиях.
Одним из шедевров шумерского ювелирного искусства является статуэтка, изображающая стоящего на задних ногах у священного дерева козлика. Передними ногами он упирается в ствол дерева, и вся его фигура в высоту достигает пятидесяти сантиметров.
Таких статуэток было две, а нашли их в самой грандиозной во всем некрополе Ура гробнице. Одна из статуэток сейчас выставлена в Британском национальном музее, другая хранится в университетском музее Филадельфии. Ученые считают, что эти золотые козлики символизируют какой-то очень древний миф, содержание которого до нас не дошло, но в свое время он, видимо, был широко известен.
Фигурки козликов поддерживали особый стол для жертвоприношений. Внутри козлик имеет деревянную, покрытую слоем битума основу, поверх которой потом и была наложена внешняя оболочка. Голова, тело и ноги козлика окованы золотым листом, инкрустированным лазуритом и перламутром. Таким способом древние мастера выделили его выступающие лопатки, а также глаза, бородку и витые рога. Живот козлика выполнен из серебряной пластинки, искусно сделаны и все остальные детали, например, завитки шерсти на спине и боках вырезаны из маленьких гравированных кусочков раковин, воткнутых в битум.
Подставка самой статуэтки украшена серебряными полосами и красно-розовой мозаикой. Золотое дерево, к которому серебряными цепочками прикованы передние копытца козлика, высоко поднимает изогнутые ветки с изящными цветами и листьями. Излюбленное шумерскими художниками цветовое созвучие сияющего золота с холодным мерцанием синего лазурита и нежными переливами перламутра рождает яркий декоративный эффект.
Там же, в гробницах Ура, найдена скульптурная голова бычка с инкрустированными глазами и лазуритовой бородой - украшение одного из музыкальных инструментов.Источник: "Интересная газета. Загадки цивилизации" №15 2013 г.
Опубликовано 26 ноября 2013
| Комментариев 0 | Прочтений 4385
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: