По дороге смерти
Череп, он же Адамова глава, он же Мёртвая голова, он же... впрочем, названий множества - символ смерти в виде черепа с костями и одновременно-бесстрашия пред ликом смерти.
Вместо предисловия
Череп и кости, как наиболее стойко противостоящая тлению, и в наименьшей степени поддающаяся разрушению органическая ткань, в большинстве древних культур издавна символизировали способность к телесному возрождению, жизненную энергию и силу духа, а не только устрашения, разрушения и смерти. Череп с перекрещенными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, кровь Христа омыла по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле. Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста - зайдя в Лавру, мы видим его на православной монашеской схиме.
Элемент формы
На протяжении человеческой истории эмблема «мёртвой головы» где только ни использовалась: з британских, французских, финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках, преимущественно в кавалерии, авиации, огнемётных, штурмовых и танковых частях, в частях особого назначения армии США и т.д.
8 германских государствах Пруссии и Брауншвейге издавна существовали кавалерийские и пехотные части с эмблемами в виде черепа и костей на головных уборах. С середины XVIII века символика смерти стала особенно популярной в армиях стран Западной Европы, Таким образом, была заложена основа формы позднейших русских, чешских, германских и прочих «ударных частей».
Впервые как элемент военной формы начала использоваться с середины XVlll века в ударных гусарских полках прусской армии Фридриха Великого («гусары с мертвой головой» - «Totenkopfhusaren»). Даже форма прусских гусар – чёрные чикчиры, доломан и ментик, чёрная шапка-мирлитон (Fluegelmuetze) с серебряными черепом и костями, символизировали мистическое единство войны и смерти на поле битвы.
Символика «смерти-бессмертия» появляется примерно в XVlll веке и в британской армии - в память о генерале Вольфе, убитом в войне с французами в Квебеке в 1759 году. В 1855 году, во время Крымской войны, после самоубийственной атаки британской легко-конной бригады, истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных источниках «атакой в долине Смерти») в сражении под Балаклавой, эмблема «мёртвой головы» получила дополнительное звучание. Череп и кости были наложены на скрещенные уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью «OR GLORY» - то есть «(СМЕРТЬ) ИЛИ СЛАВА»; через некоторое время пики были с эмблемы удалены, но череп и кости остались.
Боровшийся против французских захватчиков вплоть до битвы при Ватерлоо в 1815 году «Чёрный легион» герцога Брауншвейгского имел в качестве эмблемы «Адамову голову», от которой и ведёт свое происхождение «особый» череп с костями «брауншвейгского типа». «Мёртвая голова» была эмблемой «гусаров смерти»; так называли французских эмигрантов-роялистов, боровшихся против революционного режима, в том числе в рядах русских войск.
«Чаю воскресения...»
В Русской Императорской армии символика «смерти-бессмертия» впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся «Бессмертным», На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещенными костями, который, как следует из самого названия полка, использовался не столько как символ смерти, а скорее как символ бессмертия.
Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Императором Николаем II в начале XX века для одного из регулярных полков русской кавалерии - 1-й эскадрон Его Величества 5-го гусарского Александрийского полка имел значок «весь чёрный с серебряной Адамовой головой (полковой эмблемой), с рамкой из серебряного гусарского галуна»; 2-й эскадрон - значок «весь чёрный, с серебряной Адамовой головой», без галуна.
«Череп и кости» украшали также тульи фуражек чинов 4-го гусарского Мариупольского полка и черный значок 17-го Донского («Баклановского») казачьего полка. Как пишет «Военная Энциклопедия» Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным благодаря своим подвигам на Кавказе, «...» с оказией» получил неизвестно от кого, и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок» (так называли малый флаг. - Авт.). На этом значке была вышита белая «Адамова голова» (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры; «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». «Этот мрачный значок наводил ужас на чеченцев, - продолжает биограф, - и Бакланов с ним не расставался до конца жизни».
На могиле героя в Петербурге на добровольные пожертвования был поставлен памятник, который изображал «скалу, на которую брошена бурка и папаха, из-под папахи выдвинут чёрный «Баклановский» значок».
Белое воинство
В Русской армии периода Первой мировой войны эмблема «Адамовой головы» использовалась в военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую планку, на которой черепами со скрещенными костями отмечать число уничтоженных самолетов: золотыми черепами - десятки, серебряными черепами - единицы. Многие из подобных проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме «мёртвой головы», наложенной на пропеллер самолета.
Этот символ использовался и в ударных частях Русской армии в период революции 1917 года; наибольшую известность получили «Корниловский ударный полк» и «Женская боевая команда (батальон), смерти» Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года -для их отличия летом 1917 года был даже учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.
Во время Гражданской войны в Белой армии - кроме уже упомянутых корниловцев - было сформировано немало и других аналогичных частей: дроздовцы, марковцы, анненковцы, бойцы Западной Добровольческой Армии генерала князя Авалова (Бермондта), отряды атамана Булак-Балаховича, чины Железной бригады Чехословацкого Корпуса, ударники генерала Гайды и многие другие. В их символике непременно присутствовала «мёртвая голова» - как символ смерти и воскресения, причем та же самая идея нередко выражалась и чёрно-белой цветовой «схимнической» гаммой военной формы белогвардейских частей - на погонах, фуражках, папахах, жетонах и нарукавных щитках, наградах, знаменах, перстнях и нагрудных знаках. Для подчёркивания «крестоносно-монашеского» подвига русские белые воины нередко использовали в своей символике белый православный или мальтийский «кавалерский» («рыцарский») крест, а марковцы даже носили на поясе чёрные чётки-лествицы - нисколько не опасаясь соседства христианской символики с «черепом и костями».
Вражеское охвостье
И если «белая гвардия» сочетала в своей символике «череп и кости» с выражением готовности умереть ради спасения Родины - поэтому на украшенном «мёртвой головой» знамени «Царскосельского батальона смерти» так и было написано: «Лучше смерть, чем гибель Родины», а нередко - и с ликом Христа Спасителя, то на большевистских знаменах «мёртвая голова» всегда присутствовала в сочетании с непременными призывами уничтожить «мировую буржуазию», «врагов трудового народа», «контрреволюционеров», «прихвостней старого режима»,
«Красный террор» шёл под знаком черепа с костями. Сохранилась фотография демонстрации петроградских чекистов под лозунгом: «Смерть буржуазии и её прихвостням, да здравствует красный террор!». Описывая попытки одесского чекиста завербовать пленных офицеров на советскую службу, старшина Украинской Галицийской Армии Ярич-Запильский подчёркивал: «У него на отвороте тужурки золотой человеческий череп с двумя костями. Это - знак чрезвычайки».
И наконец, на знамени анархо-коммунистических «підрозділів» батьки Махно также изображалась «мёртвая голова» и была помещена надпись: «Смерть всім, хто на пиришкоді добутья вільності трудовому люду». (Орфография сохранена. - Авт.)
Ответственные за геноцид
После капитуляции Германии и вскоре после окончания Первой мировой войны эмблема «мёртвой головы» появилась на форме бойцов добровольческих корпусов («фрайкоров»), мобилизованных республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана и Густава Носке на борьбу с немецкими большевиками-спартаковцами.
Во время Второй мировой войны знак использовали солдаты 1 -й Казачьей Кавалерийской дивизии и других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта, а позднее войска СС. Подразделения последних размещались в лагерях на территории Германии, таких, как Дахау и Бухенвальд, в оккупированной немцами Польше - лагерь Освенцим, Маутхаузен в Австрии, а также других многочисленных лагерях смерти.
Независимым подразделением СС со своим собственным штатом и командной структурой было SS-TV . Оно вместе с Главным управлением имперской безопасности и Главным административно-хозяйственным управлением СС и несёт ответственность за массовый геноцид узников лагерей.
Один из лидеров рейха, Гиммлер, учредил наградное кольцо для СС, украшенное, сообразно легендарному кольцу Одина, рунами, дубовыми листьями и мёртвой головой, которое, не будучи государственной наградой, тем не менее высоко ценилось. Их выдавали до 1944 года, и за это время было вручено около 14500 экземпляров.
Зверский Эйке
Особо следует сказать о 3-ей танковой дивизии СС «Тотенкопф», прославившейся особыми зверствами в период Второй мировой войны...
Ферма на окраине французской деревни Ле-Парадиз была последним очагом сопротивления британцев во французской кампании 1940 года. После непродолжительного боя она была окружена немцами. Британцам поступил приказ - продержаться до темноты, однако боеприпасы у них закончились, и командир оборонявшихся норфолкцев майор Райдер приказал сотне выживших сдаться. Командир 14-й роты 3-ей танковой дивизии СС «Тотенкопф» Фриц Кнохляйн отвел пленников через дорогу к ближайшему сараю и двумя пулемётами расстрелял всех пленников. Оставшихся в живых он приказал добить штыками, а спустя час, убедившись, что все британцы мертвы, повёл рогу на соединение с полком. Тем не менее, двум британцам удалось выжить в этой бойне и впоследствии дать свидетельские показания на процессе над Кнохляйном, который по приговору британского военного суда был повешен в 1948 году.
Немецким же командованием Кнохляйну так и не было представлено никаких обвинений, случившееся даже не отразилось на его службе и карьерном росте. Потому что, по мнению командира его дивизии, Теодора Эйке, таким и должен был быть эсэсовец - бесстрашный и ненавидящий своего врага; именно так воспитывал Эйке в концентрационных лагерях.
За содеянное Эйке всего лишь объяснился перед Гиммлером и эпизод был забыт. Эйке отличился ещё в Польше, когда по приказу Гиммлера из трёх полков «Мёртвая голова» сформировал три айнзац-группы, которые вместе с частями СД занимались грабежами и убийствами местных жителей (в первую очередь, евреев).
Впоследствии, уже на Восточном фронте, Эйке, чья дивизия в составе корпуса в одиночку разбила три советские дивизии, за проявленную храбрость был представлен к Рыцарскому кресту. Однако в январе 1943 года «Тотенкопф» была переброшена для участия в сражении за Харьков, 26 февраля 1943 года самолёт Эйке Fieseler Fi 156 Storch, летевший в направлении села Артельное, был сбит пулемётным огнём. Все пассажиры погибли. Эйке был похоронен с воинскими почестями, а один из полков дивизии СС был назван в честь Эйке. 4 марта 1943 года в официальной газете НСДАП «Фёлькишер беобахтер» был опубликован некролог Эйке.
Наши наступали, Харьков был освобожден. Гиммлер велел временно перенести останки Эйке на Хегевальдское кладбище в Житомире, чтобы не дать попасть в руки Советской армии. И все же, когда 31 декабря 1943 года советские войска освободили Житомир, останки шефа «Мертвой головы» эсэсовцам забрать с собой не удалось, Точное местонахождение могилы не известно.
Заключение
Мёртвая голова продолжает оставаться военной эмблемой и используется подразделениями ряда государств. Также череп с костями часто используется наёмниками е различных конфликтах. Этот символ также используют некоторых современные неонацистские организации, а у мотогонщиков (байке ров) череп символизирует защиту от смерти.
Череп по-прежнему остается загадочным символом, пугающим и ... притягивающим. Возможно, не зря один из украинских миллиардеров стал совладельцем самого дорогого в мире - бриллиантового, черепа ценой около 50 млн фунтов стерлингов.Автор: А.Зюнькин
Источник: "Интересная газета. Загадки цивилизации" №7 2013 г.
Вместо предисловия
Череп и кости, как наиболее стойко противостоящая тлению, и в наименьшей степени поддающаяся разрушению органическая ткань, в большинстве древних культур издавна символизировали способность к телесному возрождению, жизненную энергию и силу духа, а не только устрашения, разрушения и смерти. Череп с перекрещенными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, кровь Христа омыла по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле. Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста - зайдя в Лавру, мы видим его на православной монашеской схиме.
Элемент формы
На протяжении человеческой истории эмблема «мёртвой головы» где только ни использовалась: з британских, французских, финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках, преимущественно в кавалерии, авиации, огнемётных, штурмовых и танковых частях, в частях особого назначения армии США и т.д.
8 германских государствах Пруссии и Брауншвейге издавна существовали кавалерийские и пехотные части с эмблемами в виде черепа и костей на головных уборах. С середины XVIII века символика смерти стала особенно популярной в армиях стран Западной Европы, Таким образом, была заложена основа формы позднейших русских, чешских, германских и прочих «ударных частей».
Впервые как элемент военной формы начала использоваться с середины XVlll века в ударных гусарских полках прусской армии Фридриха Великого («гусары с мертвой головой» - «Totenkopfhusaren»). Даже форма прусских гусар – чёрные чикчиры, доломан и ментик, чёрная шапка-мирлитон (Fluegelmuetze) с серебряными черепом и костями, символизировали мистическое единство войны и смерти на поле битвы.
Символика «смерти-бессмертия» появляется примерно в XVlll веке и в британской армии - в память о генерале Вольфе, убитом в войне с французами в Квебеке в 1759 году. В 1855 году, во время Крымской войны, после самоубийственной атаки британской легко-конной бригады, истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных источниках «атакой в долине Смерти») в сражении под Балаклавой, эмблема «мёртвой головы» получила дополнительное звучание. Череп и кости были наложены на скрещенные уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью «OR GLORY» - то есть «(СМЕРТЬ) ИЛИ СЛАВА»; через некоторое время пики были с эмблемы удалены, но череп и кости остались.
Боровшийся против французских захватчиков вплоть до битвы при Ватерлоо в 1815 году «Чёрный легион» герцога Брауншвейгского имел в качестве эмблемы «Адамову голову», от которой и ведёт свое происхождение «особый» череп с костями «брауншвейгского типа». «Мёртвая голова» была эмблемой «гусаров смерти»; так называли французских эмигрантов-роялистов, боровшихся против революционного режима, в том числе в рядах русских войск.
«Чаю воскресения...»
В Русской Императорской армии символика «смерти-бессмертия» впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся «Бессмертным», На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещенными костями, который, как следует из самого названия полка, использовался не столько как символ смерти, а скорее как символ бессмертия.
Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Императором Николаем II в начале XX века для одного из регулярных полков русской кавалерии - 1-й эскадрон Его Величества 5-го гусарского Александрийского полка имел значок «весь чёрный с серебряной Адамовой головой (полковой эмблемой), с рамкой из серебряного гусарского галуна»; 2-й эскадрон - значок «весь чёрный, с серебряной Адамовой головой», без галуна.
«Череп и кости» украшали также тульи фуражек чинов 4-го гусарского Мариупольского полка и черный значок 17-го Донского («Баклановского») казачьего полка. Как пишет «Военная Энциклопедия» Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным благодаря своим подвигам на Кавказе, «...» с оказией» получил неизвестно от кого, и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок» (так называли малый флаг. - Авт.). На этом значке была вышита белая «Адамова голова» (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры; «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». «Этот мрачный значок наводил ужас на чеченцев, - продолжает биограф, - и Бакланов с ним не расставался до конца жизни».
На могиле героя в Петербурге на добровольные пожертвования был поставлен памятник, который изображал «скалу, на которую брошена бурка и папаха, из-под папахи выдвинут чёрный «Баклановский» значок».
Белое воинство
В Русской армии периода Первой мировой войны эмблема «Адамовой головы» использовалась в военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую планку, на которой черепами со скрещенными костями отмечать число уничтоженных самолетов: золотыми черепами - десятки, серебряными черепами - единицы. Многие из подобных проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме «мёртвой головы», наложенной на пропеллер самолета.
Этот символ использовался и в ударных частях Русской армии в период революции 1917 года; наибольшую известность получили «Корниловский ударный полк» и «Женская боевая команда (батальон), смерти» Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года -для их отличия летом 1917 года был даже учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.
Во время Гражданской войны в Белой армии - кроме уже упомянутых корниловцев - было сформировано немало и других аналогичных частей: дроздовцы, марковцы, анненковцы, бойцы Западной Добровольческой Армии генерала князя Авалова (Бермондта), отряды атамана Булак-Балаховича, чины Железной бригады Чехословацкого Корпуса, ударники генерала Гайды и многие другие. В их символике непременно присутствовала «мёртвая голова» - как символ смерти и воскресения, причем та же самая идея нередко выражалась и чёрно-белой цветовой «схимнической» гаммой военной формы белогвардейских частей - на погонах, фуражках, папахах, жетонах и нарукавных щитках, наградах, знаменах, перстнях и нагрудных знаках. Для подчёркивания «крестоносно-монашеского» подвига русские белые воины нередко использовали в своей символике белый православный или мальтийский «кавалерский» («рыцарский») крест, а марковцы даже носили на поясе чёрные чётки-лествицы - нисколько не опасаясь соседства христианской символики с «черепом и костями».
Вражеское охвостье
И если «белая гвардия» сочетала в своей символике «череп и кости» с выражением готовности умереть ради спасения Родины - поэтому на украшенном «мёртвой головой» знамени «Царскосельского батальона смерти» так и было написано: «Лучше смерть, чем гибель Родины», а нередко - и с ликом Христа Спасителя, то на большевистских знаменах «мёртвая голова» всегда присутствовала в сочетании с непременными призывами уничтожить «мировую буржуазию», «врагов трудового народа», «контрреволюционеров», «прихвостней старого режима»,
«Красный террор» шёл под знаком черепа с костями. Сохранилась фотография демонстрации петроградских чекистов под лозунгом: «Смерть буржуазии и её прихвостням, да здравствует красный террор!». Описывая попытки одесского чекиста завербовать пленных офицеров на советскую службу, старшина Украинской Галицийской Армии Ярич-Запильский подчёркивал: «У него на отвороте тужурки золотой человеческий череп с двумя костями. Это - знак чрезвычайки».
И наконец, на знамени анархо-коммунистических «підрозділів» батьки Махно также изображалась «мёртвая голова» и была помещена надпись: «Смерть всім, хто на пиришкоді добутья вільності трудовому люду». (Орфография сохранена. - Авт.)
Ответственные за геноцид
После капитуляции Германии и вскоре после окончания Первой мировой войны эмблема «мёртвой головы» появилась на форме бойцов добровольческих корпусов («фрайкоров»), мобилизованных республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана и Густава Носке на борьбу с немецкими большевиками-спартаковцами.
Во время Второй мировой войны знак использовали солдаты 1 -й Казачьей Кавалерийской дивизии и других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта, а позднее войска СС. Подразделения последних размещались в лагерях на территории Германии, таких, как Дахау и Бухенвальд, в оккупированной немцами Польше - лагерь Освенцим, Маутхаузен в Австрии, а также других многочисленных лагерях смерти.
Независимым подразделением СС со своим собственным штатом и командной структурой было SS-TV . Оно вместе с Главным управлением имперской безопасности и Главным административно-хозяйственным управлением СС и несёт ответственность за массовый геноцид узников лагерей.
Один из лидеров рейха, Гиммлер, учредил наградное кольцо для СС, украшенное, сообразно легендарному кольцу Одина, рунами, дубовыми листьями и мёртвой головой, которое, не будучи государственной наградой, тем не менее высоко ценилось. Их выдавали до 1944 года, и за это время было вручено около 14500 экземпляров.
Зверский Эйке
Особо следует сказать о 3-ей танковой дивизии СС «Тотенкопф», прославившейся особыми зверствами в период Второй мировой войны...
Ферма на окраине французской деревни Ле-Парадиз была последним очагом сопротивления британцев во французской кампании 1940 года. После непродолжительного боя она была окружена немцами. Британцам поступил приказ - продержаться до темноты, однако боеприпасы у них закончились, и командир оборонявшихся норфолкцев майор Райдер приказал сотне выживших сдаться. Командир 14-й роты 3-ей танковой дивизии СС «Тотенкопф» Фриц Кнохляйн отвел пленников через дорогу к ближайшему сараю и двумя пулемётами расстрелял всех пленников. Оставшихся в живых он приказал добить штыками, а спустя час, убедившись, что все британцы мертвы, повёл рогу на соединение с полком. Тем не менее, двум британцам удалось выжить в этой бойне и впоследствии дать свидетельские показания на процессе над Кнохляйном, который по приговору британского военного суда был повешен в 1948 году.
Немецким же командованием Кнохляйну так и не было представлено никаких обвинений, случившееся даже не отразилось на его службе и карьерном росте. Потому что, по мнению командира его дивизии, Теодора Эйке, таким и должен был быть эсэсовец - бесстрашный и ненавидящий своего врага; именно так воспитывал Эйке в концентрационных лагерях.
За содеянное Эйке всего лишь объяснился перед Гиммлером и эпизод был забыт. Эйке отличился ещё в Польше, когда по приказу Гиммлера из трёх полков «Мёртвая голова» сформировал три айнзац-группы, которые вместе с частями СД занимались грабежами и убийствами местных жителей (в первую очередь, евреев).
Впоследствии, уже на Восточном фронте, Эйке, чья дивизия в составе корпуса в одиночку разбила три советские дивизии, за проявленную храбрость был представлен к Рыцарскому кресту. Однако в январе 1943 года «Тотенкопф» была переброшена для участия в сражении за Харьков, 26 февраля 1943 года самолёт Эйке Fieseler Fi 156 Storch, летевший в направлении села Артельное, был сбит пулемётным огнём. Все пассажиры погибли. Эйке был похоронен с воинскими почестями, а один из полков дивизии СС был назван в честь Эйке. 4 марта 1943 года в официальной газете НСДАП «Фёлькишер беобахтер» был опубликован некролог Эйке.
Наши наступали, Харьков был освобожден. Гиммлер велел временно перенести останки Эйке на Хегевальдское кладбище в Житомире, чтобы не дать попасть в руки Советской армии. И все же, когда 31 декабря 1943 года советские войска освободили Житомир, останки шефа «Мертвой головы» эсэсовцам забрать с собой не удалось, Точное местонахождение могилы не известно.
Заключение
Мёртвая голова продолжает оставаться военной эмблемой и используется подразделениями ряда государств. Также череп с костями часто используется наёмниками е различных конфликтах. Этот символ также используют некоторых современные неонацистские организации, а у мотогонщиков (байке ров) череп символизирует защиту от смерти.
Череп по-прежнему остается загадочным символом, пугающим и ... притягивающим. Возможно, не зря один из украинских миллиардеров стал совладельцем самого дорогого в мире - бриллиантового, черепа ценой около 50 млн фунтов стерлингов.Автор: А.Зюнькин
Источник: "Интересная газета. Загадки цивилизации" №7 2013 г.
Опубликовано 16 мая 2013
| Комментариев 0 | Прочтений 5463
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: