Фантоматика: "дополнительная" реальность
Прежде ученые уверяли, что призраки нереальны. Столкнувшись с топографическим феноменом, начинаешь думать, а что такое вообще реальность?
Фантасты последней трети прошлого века вроде Филиппа Дика писали о голографических фантомах, которые полностью заменят неприглядную "настоящую" реальность. Однако уже сейчас фантоматика гораздо активнее развивается в противоположном направлении: фантомы не подменяют основную реальность, а просто создают "дополнительные реальности", которые удобно упакованы до поры до времени. Один из свежих примеров - демонстрация компанией Ford прототипов новых машин Thunderbird и Р2000 при помощи голограмм (объемных изображений. - Ред.) от Zebra Imaging. Чем возить по выставкам реальный экспонат, проще повесить на стену качественную голограмму. По прогнозам аналитиков Business Communications, такие технологии "упакованных реальностей" в ближайшие годы создадут рынок в миллиард долларов.
Еще большую популярность получат системы "смешанной реальности", которые уже сейчас используются в коммунальных и правоохранительных службах западных стран. Стереоочки таких систем "дорисовывают" к видимой реальности невидимые обычным глазом элементы - анатомические особенности пациентов, места прокладки кабелей, перемещения преступников, засады снайперов и т.д. Распространение подобных систем может даже породить незримое "цифровое неравенство". Классовая принадлежность человека в таком обществе будет определяться тем, что он видит или не видит в окружающем мире.
В руки пользователю можно дать фантомный скальпель
Недавно городской совет Глазго заказал виртуального персонажа, которого законодатели надеются сделать своим "специалистом по связям с общественностью". Виртуальный Лорен будет доводить до сведения публики всевозможную информацию на нескольких языках, а также на языке жестов для глухонемых. Речь пока не идет о голографии, однако этот пример подсказывает еще одну полезную черту фантомов: возможность объемной коммуникации. Не секрет, что развитие компьютерных программ общения давно уже идет по пути сокращения "буквенного" языка. Вместо командных строк в операционных системах используются иконки, и даже классическая электронная почта понемногу вытесняется новыми видами связи, в которых используются либо графические элементы (популярные У японцев), либо "говорящие головы", способные передавать гримасы и жесты.
В то же время работа с наглядными системами общения пока упирается в проблему, выйти из которой помогут именно системы трехмерной объемности. В руки пользователю можно дать и фантомный руль, и фантомный скальпель. Или даже целую систему рисования трехмерных картин собственным телом, уже созданную в университете Гонконга, - она позволяет буквально "зачерпывать" разные краски из разных углов комнаты, а потом рисовать ими в воздухе. А в рамках проекта "Аура" под руководством Кэтлин Руиз можно даже танцевать с фантомными партнерами, находящимися на другом конце света!
Кому нужна Мэрилин Монро, если есть компьютерный людоед Шрэк? "Изобретатель термина "фантоматика" Станислав Лем в книге "Сумма технологий" сформулировал ряд проблем, которые возникают с приходом к нам фантомов. Лем рассматривал фантоматику с точки зрения человека, живущего в авторитарном мире, где и технология, и вся культура контролируются небольшими группами людей, а всему остальному народу остается лишь пассивное потребление. Понятно, что в таком мире любой, кто незаконно "воскресит" Мэрилин Монро в виде послушного фантома, - нарушитель этических норм и преступник. Однако в реальности борьба с собственностью на цифровые произведения началась задолго до наступления эпохи фантомов. Причем ряды сторонников свободного копирования растут с каждым днем (вспомним разбирательство вокруг сетевых обменников где каждый желающий мог бесплатно скачать любую музыкальную новинку, или фильм, книгу).
Вообще-то говоря, многие эстрадные исполнители, выступающие "под фанеру", не откажутся выступать и "под голяк", посылая на концерты голографических дублеров. Но если так, то рано или поздно появится свой "голографический" Napster, где каждый сможет бесплатно скачать себе в домашний кинотеатр крутобедрую цифровую Шакиру - в полном ее объеме.
Еще одно решение подсказывает современное кино, в котором нечеловеческие персонажи становятся популярнее актеров-людей. Кому нужна Мэрилин Монро после того, как появился компьютерный людоед Шрэк! С прошлого года в спектакле "Акино Каппа" в старинном жанре кабуки на сцене Национального театра Японии вместе с живыми актерами играет голографический герой - водяной дух Каппа. Внешность у него такая - мороз по коже! Человеку так ни за что не сыграть!
Цифровые "глюки"
Пока границу реального и виртуального миров при нашем общении с фантомами задают технические устройства: обычные клавиатуры, киберсферы (Cybersphere и Virtual Sphere), где пользователь бегает, как белка в колесе, и более продвинутые типа "ощущающей" перчатки от компании Novint, которая позволяет "потрогать" фантом. Однако уже вовсю развиваются системы, не требующие никаких дополнительных устройств со стороны пользователя!
И тут же встает главный вопрос: как отличить фантомную реальность от настоящей? Особенно с учетом, что кое-где специально разрабатывают системы цифровых "глюков". Например, психиатры из университета штата Квинсленд в Брисбене (Австралия) собираются использовать гологра-фическую комнату для лечения шизофреников: сначала им будут показывать искусственные галлюцинации, а потом наглядно объяснять, что это всего-навсего фантомы, которых можно "выключить". С той же технологией можно добиться и обратного эффекта, доводя людей до сумасшествия, - например, при посвящении в секту.
В фантастическом романе Мэри Шелли "2048" люди будущего спокойно общаются с призраками своих предков: каждого человека хоронят вместе с персональной программой искусственного интеллекта, помогавшей человеку при жизни (и, соответственно, собравшей все его привычки). И после похорон этот электронный помощник имитирует умершего в виде говорящей голограммы. Сегодня примитивные варианты таких систем уже продаются. И главное, что для их использования у нас есть большой опыт: в конце концов, несколько веков назад люди на полном серьезе общались с богами и призраками, и никого это не удивляло.
Ну а те, кому претит возврат к архаичному сознанию, пусть имеют в виду: согласно современной теории голономного мира, все мы всего лишь голограммы. Привет от авторов "Матрицы"!
Как выходят за рамки
Цифровые технологии делают голографию все доступнее. Правда, пока "оцифрована" только половина процесса создания голограммы: изображение снимается не с реальных объектов, а с картинок на прозрачном жидкокристаллическом дисплее. Это позволяет быстро создавать качественные голограммы любого размера и даже голограммы несуществующих объектов. На очереди - создание "перегружаемых" голодисплеев, которые придут на смену нынешним одноразовым пленкам, не допускающим многократную перезапись. Первые голодисплеи мы, вероятно, увидим уже в ближайшие 3-5 лет.
Более дешевые способы производства цифровых фантомов дает геометрическая оптика, обыгрывающая эффект "стереопары". Компьютер по очереди показывает на экране кадры для левого и правого глаза, а специальные очки "закрывают" то один глаз, то другой. Более удобные автостереоскопические дисплеи вообще не требуют очков: изображение разбивается на "столбцы", а надетый поверх дисплея фильтр за счет разницы "угла обстрела" дает каждому глазу свою картинку. Наконец, стоит упомянуть и совсем уже навороченный стереодиоплей Perspecta от Actuality Systems: в нем трехмерные картинки, которые можно разглядывать со всех сторон без очков, создаются при помощи лазера, который проецирует изображение с частотой 5000 кадров в секунду на экран, вращающийся внутри стеклянной сферы со скоростью 730 оборотов в минуту.Источник: "Интересная газета. Невероятное" №14 2012 г.
Фантасты последней трети прошлого века вроде Филиппа Дика писали о голографических фантомах, которые полностью заменят неприглядную "настоящую" реальность. Однако уже сейчас фантоматика гораздо активнее развивается в противоположном направлении: фантомы не подменяют основную реальность, а просто создают "дополнительные реальности", которые удобно упакованы до поры до времени. Один из свежих примеров - демонстрация компанией Ford прототипов новых машин Thunderbird и Р2000 при помощи голограмм (объемных изображений. - Ред.) от Zebra Imaging. Чем возить по выставкам реальный экспонат, проще повесить на стену качественную голограмму. По прогнозам аналитиков Business Communications, такие технологии "упакованных реальностей" в ближайшие годы создадут рынок в миллиард долларов.
Еще большую популярность получат системы "смешанной реальности", которые уже сейчас используются в коммунальных и правоохранительных службах западных стран. Стереоочки таких систем "дорисовывают" к видимой реальности невидимые обычным глазом элементы - анатомические особенности пациентов, места прокладки кабелей, перемещения преступников, засады снайперов и т.д. Распространение подобных систем может даже породить незримое "цифровое неравенство". Классовая принадлежность человека в таком обществе будет определяться тем, что он видит или не видит в окружающем мире.
В руки пользователю можно дать фантомный скальпель
Недавно городской совет Глазго заказал виртуального персонажа, которого законодатели надеются сделать своим "специалистом по связям с общественностью". Виртуальный Лорен будет доводить до сведения публики всевозможную информацию на нескольких языках, а также на языке жестов для глухонемых. Речь пока не идет о голографии, однако этот пример подсказывает еще одну полезную черту фантомов: возможность объемной коммуникации. Не секрет, что развитие компьютерных программ общения давно уже идет по пути сокращения "буквенного" языка. Вместо командных строк в операционных системах используются иконки, и даже классическая электронная почта понемногу вытесняется новыми видами связи, в которых используются либо графические элементы (популярные У японцев), либо "говорящие головы", способные передавать гримасы и жесты.
В то же время работа с наглядными системами общения пока упирается в проблему, выйти из которой помогут именно системы трехмерной объемности. В руки пользователю можно дать и фантомный руль, и фантомный скальпель. Или даже целую систему рисования трехмерных картин собственным телом, уже созданную в университете Гонконга, - она позволяет буквально "зачерпывать" разные краски из разных углов комнаты, а потом рисовать ими в воздухе. А в рамках проекта "Аура" под руководством Кэтлин Руиз можно даже танцевать с фантомными партнерами, находящимися на другом конце света!
Кому нужна Мэрилин Монро, если есть компьютерный людоед Шрэк? "Изобретатель термина "фантоматика" Станислав Лем в книге "Сумма технологий" сформулировал ряд проблем, которые возникают с приходом к нам фантомов. Лем рассматривал фантоматику с точки зрения человека, живущего в авторитарном мире, где и технология, и вся культура контролируются небольшими группами людей, а всему остальному народу остается лишь пассивное потребление. Понятно, что в таком мире любой, кто незаконно "воскресит" Мэрилин Монро в виде послушного фантома, - нарушитель этических норм и преступник. Однако в реальности борьба с собственностью на цифровые произведения началась задолго до наступления эпохи фантомов. Причем ряды сторонников свободного копирования растут с каждым днем (вспомним разбирательство вокруг сетевых обменников где каждый желающий мог бесплатно скачать любую музыкальную новинку, или фильм, книгу).
Вообще-то говоря, многие эстрадные исполнители, выступающие "под фанеру", не откажутся выступать и "под голяк", посылая на концерты голографических дублеров. Но если так, то рано или поздно появится свой "голографический" Napster, где каждый сможет бесплатно скачать себе в домашний кинотеатр крутобедрую цифровую Шакиру - в полном ее объеме.
Еще одно решение подсказывает современное кино, в котором нечеловеческие персонажи становятся популярнее актеров-людей. Кому нужна Мэрилин Монро после того, как появился компьютерный людоед Шрэк! С прошлого года в спектакле "Акино Каппа" в старинном жанре кабуки на сцене Национального театра Японии вместе с живыми актерами играет голографический герой - водяной дух Каппа. Внешность у него такая - мороз по коже! Человеку так ни за что не сыграть!
Цифровые "глюки"
Пока границу реального и виртуального миров при нашем общении с фантомами задают технические устройства: обычные клавиатуры, киберсферы (Cybersphere и Virtual Sphere), где пользователь бегает, как белка в колесе, и более продвинутые типа "ощущающей" перчатки от компании Novint, которая позволяет "потрогать" фантом. Однако уже вовсю развиваются системы, не требующие никаких дополнительных устройств со стороны пользователя!
И тут же встает главный вопрос: как отличить фантомную реальность от настоящей? Особенно с учетом, что кое-где специально разрабатывают системы цифровых "глюков". Например, психиатры из университета штата Квинсленд в Брисбене (Австралия) собираются использовать гологра-фическую комнату для лечения шизофреников: сначала им будут показывать искусственные галлюцинации, а потом наглядно объяснять, что это всего-навсего фантомы, которых можно "выключить". С той же технологией можно добиться и обратного эффекта, доводя людей до сумасшествия, - например, при посвящении в секту.
В фантастическом романе Мэри Шелли "2048" люди будущего спокойно общаются с призраками своих предков: каждого человека хоронят вместе с персональной программой искусственного интеллекта, помогавшей человеку при жизни (и, соответственно, собравшей все его привычки). И после похорон этот электронный помощник имитирует умершего в виде говорящей голограммы. Сегодня примитивные варианты таких систем уже продаются. И главное, что для их использования у нас есть большой опыт: в конце концов, несколько веков назад люди на полном серьезе общались с богами и призраками, и никого это не удивляло.
Ну а те, кому претит возврат к архаичному сознанию, пусть имеют в виду: согласно современной теории голономного мира, все мы всего лишь голограммы. Привет от авторов "Матрицы"!
Как выходят за рамки
Цифровые технологии делают голографию все доступнее. Правда, пока "оцифрована" только половина процесса создания голограммы: изображение снимается не с реальных объектов, а с картинок на прозрачном жидкокристаллическом дисплее. Это позволяет быстро создавать качественные голограммы любого размера и даже голограммы несуществующих объектов. На очереди - создание "перегружаемых" голодисплеев, которые придут на смену нынешним одноразовым пленкам, не допускающим многократную перезапись. Первые голодисплеи мы, вероятно, увидим уже в ближайшие 3-5 лет.
Более дешевые способы производства цифровых фантомов дает геометрическая оптика, обыгрывающая эффект "стереопары". Компьютер по очереди показывает на экране кадры для левого и правого глаза, а специальные очки "закрывают" то один глаз, то другой. Более удобные автостереоскопические дисплеи вообще не требуют очков: изображение разбивается на "столбцы", а надетый поверх дисплея фильтр за счет разницы "угла обстрела" дает каждому глазу свою картинку. Наконец, стоит упомянуть и совсем уже навороченный стереодиоплей Perspecta от Actuality Systems: в нем трехмерные картинки, которые можно разглядывать со всех сторон без очков, создаются при помощи лазера, который проецирует изображение с частотой 5000 кадров в секунду на экран, вращающийся внутри стеклянной сферы со скоростью 730 оборотов в минуту.Источник: "Интересная газета. Невероятное" №14 2012 г.
Опубликовано 21 августа 2012
| Комментариев 0 | Прочтений 6145
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: