Как найти путь в Шамбалу?
Как найти путь в Шамбалу?
Одна из многочисленных загадок Востока - Шамбала, легендарная страна, которую столетиями искали буддийские мудрецы в поисках истины и просветления. В их представлениях эта страна имела приблизительную географическую прописку - к северу от Индии, в районе рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи - то есть в Центральной Азии.
Известно даже время появления легенды об этой скрытой от глаз посторонних стране: X век. К этому времени относится текст Калачакра-тантры, содержащий первое упоминание о Шамбале. Учение калачакры, как утверждают, получено от Будды Шакьямуни через царя Сучандру, побывавшего в Южной Индии в поисках знаний. Шамбалу найти не так-то просто: дорогу туда могут найти лишь люди, чистые сердцем. Она сделалась невидимой для человеческих глаз после мусульманского вторжения в Центральную Азию в IX веке. Этой стране уготовано, что называется, большое будущее и важная миссия: при 25-м царе Калке Радже, который будет десятым воплощением бога Вишну, произойдет великая битва между силами добра, воинством Шамбалы, и силами зла, противниками буддизма. Победителями в ней будет воинство Шамбалы. После чего наступит новая эпоха распространения буддизма и явится Пятый Будда - Майтрейя. Цари Шамбалы правили и правят согласно с учением Будды Шакьямуни (всего их 32) и призваны сохранять Шамбалу до момента упомянутой великой битвы ее сил с полчищами варваров.
Однако все это совсем не означает бесперспективность поисков Шамбалы хотя бы историками среди древних цивилизаций прошлого во вполне конкретном историко-географическом пространстве.
По мнению советских ученых Кузнецова и Гумилева, изучавших старинные тибетские карты, эта страна не такая уж и мифическая: она существовала в прошлом. Возможно, речь идет о Сирии эпохи царской династии Селевкидов, когда Сирия была могущественным государством своего времени. На персидском языке Сирия - Шам, а слово «боло» означает «поверхность». Слово «Шамбала» переводится как «господство Сирии», что отражает политическую реальность III-II веков до нашей эры.
Среди других вероятных мест расположения Шамбалы исследователи называют Северный Афганистан, горы Кунь-Луня, пустыню Гоби, Западный Китай.
О Шамбале подробно писали Николай и Елена Рерих - эта страна описана в их труде об учении «Живая Этика». В путевых дневниках, написанных во время путешествия по Тибету, Николай Рерих рассказывал о «большом количестве пещер в горах и горных убежищ, куда время от времени уходят некоторые ламы и откуда не все возвращаются обратно». В древних сказаниях говорится о глубоких подземных ходах и пещерах, которые ведут в подземные города, где имеются лаборатории и великолепные библиотеки. Считается, что там все сохранилось от начала мира.
У российских староверов есть предание о Беловодье, которое по своим описаниям весьма напоминает Шамбалу.
Есть еще и теософская традиция, согласно которой Шамбала - пространство, где находятся великие Учителя, направляющие эволюцию человечества, а для непросветленного человека она невидима и недоступна.
Чем же так привлекательна эта мифическая страна, о которой многие слышали, но которую мало кто видел? Согласно сказаниям, жители Шамбалы обладали многими полезными способностями: могли излечивать себя от любых болезней, читать чужие мысли, заглядывать в далекое будущее и жить до ста лет. Царь Шамбалы имел зеркало из стекла, дававшее возможность видеть на большие расстояния, а кроме того, у него имелись специальные линзы, позволявшие изучать жизнь на других планетах через застекленную крышу. По версии жителей Тибета, северное сияние излучают стены, окружающие Шамбалу.
Европейцы, конечно же, не могли остаться в стороне от поисков Шамбалы. И их взгляды обращались прежде всего в сторону Тибета. Европейцы предполагали, что жители Тибета поддерживали с Шамбалой близкие сношения, но держали их в тайне. Тем более что сами тибетцы утверждают, что заимствовали у Шамбалы свою календарную и астрологическую системы, а также сведения о медицине, некоторые элементы духовной музыки, живописи и архитектуры.
В 1627 году два миссионера-иезуита Йоак Каброль и Эстевар Каселла, которые пытались распространять учение Христа в Бутане, принесли на Запад легенду о спрятанном в далеких Гималаях земном рае. Однако об отправке испанских или португальских экспедиций на поиски Шамбалы ничего неизвестно: очевидно, поскольку доплыть до нее на кораблях было невозможно, эти страны - покорительницы морей потеряли к данной затее какой-либо интерес.
А вот XX век ознаменовался неоднократными попытками найти легендарную страну. Поиски велись на Памире и в Гималаях.
Известный историк Лев Гумилев в статье «Страна Шамбала в легенде и в истории» рассказывал об учителях Гитлера, Дитрихе Эккардте, Карле Хаусхофере и Альфреде Розенберге, сделавших свои выводы из тибетских мифов о далекой стране: «Фашистские идеологи исходили из того, что в глубокой древности на Востоке возникла некая страна Шамбала - центр могущества и насилия, управляющий стихиями и народами. Маги, водители народов, якобы могут заключать с Шамбалой мистические союзы, принося человеческие жертвы. По мнению вожаков нацизма, массовые человеческие жертвоприношения, побеждая равнодушие «Могуществ» - сил мрака, побуждали их к помощи жертводателям. Потому-то и были убиты шесть миллионов евреев и 750 тысяч цыган».
Впрочем, посвященные утверждают, что путь в Шамбалу лежит не столько во внешнем мире, сколько во внутреннем пространстве человека, и образованные ламы представляют Шамбалу как внутреннюю реальность - это особое состояние психики, которого можно достичь в процессе самосовершенствования. Нахождение Шамбалы, таким образом, означает достижение просветления.
О том, как попасть в Шамбалу, подробную инструкцию оставил в 1775 году III панчен-лама Тибета Лобсанг Палден Еше. Его произведение называлось «История Арьядеши и путь в Шамбалу, Святую землю». Лобсанг Палден Еше - любопытная, нужно сказать, личность. Он появился на свет в 1737 году, а четыре года спустя был признан тулку - переродившимся панчен-ламой и воплощением Будды Амитабхи. Его поселили в монастыре Ташилунпо, резиденции панчен-лам, и еще в юности лама проявил незаурядные способности и обнаружил наклонности к мистицизму, сложным духовным занятиям, увлечение историей, поэзией, искусством афоризма. Земную жизнь он закончил в 1780 году, умерев от оспы во время миссионерского путешествия в Пекин в сопровождении большой делегации.
Составлен трактат о путешествии в Шамбалу в жанре садхана - инструкции по тантрической медитации, а путешественник в эту страну там назван садхака. Наиболее точно перевести этот термин можно как «психонавт». Настоящий психонавт не преследует в своем путешествии меркантильных целей, а движим исключительно желанием служить всем живым и страдающим существам. Важным для путника является владение искусством созерцания и медитации. Выдвигаться следует в северном направлении, но сигнал к началу путешествия психонавт должен получить во сне. Тем, кто не получил такого разрешения, не стоит даже порываться: своей цели они не достигнут, а лишь нарвутся на крупные неприятности - их будут преследовать демоны и злые духи.
Однако и призванным психонавтам следует быть бдительными: на своем пути они встретят ужасных чудовищ; так воплощается вибрирующая непознанная энергия, до поры до времени притаившаяся в нашем подсознании. Лобсанг Палден Еше подробно описал то, с чем сталкивается путешественник в Шамбалу: фантастические пейзажи, горы, рощи, сады, реки, пустыни, города, невиданные растения, рыбы, птицы, люди, всевозможные жуткие и прекрасные существа.
На пути паломника встретятся горы Гандхары, где обитают хищные крылатые львы, и психонавту будет необходимо собрать погубленных ими животных, из мяса приготовить жертвоприношение, а кровью на угольной скале нарисовать беспощадную богиню - демоницу Мандеку, ее «тело, ужасное обвитое сброшенной человеческой кожей; зубы красные, зло оскаленные, когда она ест из черепа, наполненного кровью и сердцами». У реки Сатваланы психонавт должен остановиться на отдых и поднабраться сил. Вдоль речных берегов растет красный дикий рис, и кашей из этого риса, заправленной медом, должен питаться путешественник. Заговорив пищу при помощи мантры под названием «Драгоценность пространства», он должен угостить обитающих в быстрых водах рыб. А рыб там много: с головами людей, обезьян, тигров, львов, леопардов, коров, ворон, попугаев. После угощения царь Рыб перенесет садхаку на противоположный берег. После чего психонавт достигнет снежных гор, где протекает много речушек, впадающих в 80 000 озер и в чистую реку. На востоке и на западе воды ее собираются в ядовитые холодные озера, в которых не могут обитать «ни рыба, ни крокодилы, ни птицы, а лишь одни существа из преисподней». С ними нужно быть осторожным: если человек прикоснется к этой воде, то сразу превратится в янтарь. По ее берегам высятся горы медного цвета с тысячами пещер, где живут демоны с медными губами и конскими головами, женщины-полубогини из рода асуров, дочери подземных властителей - нагов, чарами и обворожительными песнями пытающиеся соблазнить садхаку. Психонавту, устремившемуся в Шамбалу, не подобает ни восхищаться, ни соблазняться, ни пугаться, ни отчаиваться, ни поддаваться унынию от всего увиденного, а лучше вспомнить важнейшую заповедь буддизма: «Пустота не может ранить Пустоту» - и, созерцая Пустоту, идти дальше.
По мере приближения к цели странствия путнику уже не будут страшны злые духи и джинны, поскольку он их сможет сходу укрощать силой своей мудрости. Перед взглядом паломника предстанут заснеженные горы в виде белого лотоса - так выглядят стены Шамбалы. Затем следует спуск в низину, название которой «Вечно счастливая». Оттуда откроется искрящаяся столица Шамбалы - Калапа. Перед входом туда путешественник должен пройти обряды очищения - курить фимиам, разбрасывать цветы, произносить мантры и медитировать. В каждом конкретном случае это может занять разное время - один день, неделю, две или даже месяц. Почувствовав чистоту, психонавт может войти в город. Шамбалу окружают горы, лее и двадцать восемь городов, а ее столица Калапа находится в центре страны. Главное здание в ней возведено из драгоценных камней, а ее жители говорят на языке богов - санскрите.
Однако помимо духовного значения, легенда о Шамбале представляла и вполне практический интерес. Например, Шамбала, как ни удивительно, была вовлечена в геополитические построения XIX-XX веков.
Легенду о загадочной стране вывел на высокий уровень международной политики бурятский монах Агван Доржиев (1854-1938). Он учился в Лхасе, столице Тибета, и стал одним из официальных оппонентов в диспутах по философским вопросам - ассистентом-наставником - Тринадцатого Далай-ламы. Кроме того, играл роль наиболее доверенного советника лидера Тибета в вопросах политики.
В историю колониальных разделов в Азии этот монах решил внести и свою лепту. За соперничество над ТибеЦ том в то время спорили Китай и Англия. И Доржиев решил расширить круг претендентов на эту страну. Он стал убеждать далай-ламу обратиться за покровительством к России, уверяя его, что Шамбала - страна, по легенде, расположенная к северу от Тибета, - это Россия, а российский император Николай II - реинкарнация ламы Цинкапы, одного из весьма уважаемых в буддийской традиции религиозных деятелей. Согласно некоторым данным, он даже пытался вывести родословную династии Романовых от правителей Шамбалы. Доржиев организовал несколько делегаций к российскому царскому двору и встречался с императором, добиваясь гарантий военной помощи Тибету в случае нападения третьей стороны, однако его старания успехом не увенчались. Зато видимым результатом такого окучивания петербургской почвы стало строительство буддийского храма Калачакры в Санкт-Петербурге. Разрешение на его постройку Доржиев испросил от имени живших в российской столице бурят и калмыков. Первая же публичная церемония, проведенная в новом храме в 1913 году, была приурочена ко дню трехсотлетия династии Романовых и посвящена молитвам за ее долгую жизнь. В комитет по строительству храма Калачакры входил и русский художник Николай Рерих, по его проекту были выполнены витражи этого храма.
Еще одна ситуация, когда Шамбала стала незримо присутствовать в политических событиях своего времени, сложилась в 20-е годы XX века. Известный персонаж Гражданской войны в России барон фон Унгерн-Штернберг - мистик, наркоман и борец с большевиками - был полевым командиром Белой гвардии и сражался с красными в Сибири. При поддержке Японии он решил освободить Монголию и в 1920 году вторгся туда с войсками. Барон стремился заручиться поддержкой своего предприятия со стороны тонкого мира. Как свидетельствует польский ученый Фердинанд Оссендовский, путешествовавший по Внешней Монголии в годы Гражданской войны и походов барона Унгерна, автор вышедшей в 1922 году книги «Звери, люди и боги», монгольские ламы рассказали ему об Агарти - подземном царстве, которое находится под Монголией. Им правит «Царь мира». В мрачном будущем разразится страшная война и наш мир уничтожит материализм. В это время жители страны Агарти выйдут из своего подземного царства и положат конец этим ужасам и насилию. Такие сведения перекликаются с древними текстами, где речь идет о правителе Калке из Шамбалы, который придет на помощь миру, чтобы остановить ведущую к концу света войну. Оссендовский рассказал эту историю барону Унгерну, и тот для поисков Агарти дважды отправлял экспедиции во главе с принцем Паулзигом. Вторая экспедиция закончилась загадочно - принц Паулзиг пропал. Означает ли это, что он достиг своей цели и нашел Агарти?
Надо сказать, что и сам Фердинанд Оссендовский был непрост. Другой поляк, воевавший в те годы в армии Унгерна, инженер Камил Гизицки, рассказал в своей книге «Пересекая Уранхай и Монголию» о том, что Оссендовский передал Унгерну химическую формулу для изготовления ядовитого газа.
Опубликовано 18 января 2011 | Комментариев 0 | Прочтений 13931

Ещё по теме...
Добавить комментарий