"И насадил Господь Бог в Эдеме рай..."
"И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал". (Первая книга Моисеева "Бытие", глава 2)
Люди не перестают разыскивать археологические следы библейской истории человечества. Через 7000 лет после изгнания из рая прародителей человечества Адама и Евы английский историк из Оксфордского университета Дэвид Рол занялся поисками следов Эдема. Он уверен, что разгадал "географическую головоломку, зашифрованную в тексте Библии.
Указания, рассыпанные по Страницам великой книги, привели его в междуречье Тигра и Евфрата. Но конечный этап поисков разочаровал исследователя: он не увидел "райские кущи" - они давно заасфальтированы и застроены бетонными многоэтажными домами. Там находится промышленный город с миллионным населением.
Ученые склонны относить существование библейского Эдема к области легенд, но Дэвид Рол настойчиво пытается установить географическое положение утраченного рая. Библейский рассказ о сотворении мира содержит, по его мнению, достаточно конкретных сведений, указывающих на колыбель человечества. "Мы, наверное, просто недостаточно серьезно этим занимались", - объясняет историк свою позицию.
"Из Эдема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото. И золото той земли хорошее".
"Имя второй реки Тихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает перед Ассириею. Четвертая река Евфрат". (Бытие. Гл.2)
Тигр (Хиддекель) и Евфрат найти просто, а вот две другие реки задали историку нелегкую задачу. Рол нашел объяснение в древнееврейском тексте Библии. Речь идет не о четырех руслах рек, а о четырех истоках, то есть о местности, в которой берут начало реки Тигр и Евфрат, в гористом районе на границе Турции и Ирана. В тех же горах находятся истоки рек бассейна Каспийского моря. Исследователь полагает, что Тихон -это река Араке, а Фисон - это, по воей вероятности, река Кызылузен, протекающая на севере Ирана.
Заданные в Библии временные ориентиры тоже совпадают. Изгнание из рая случилось примерно за 5000 лет до н.э. Именно в это время охотники и собиратели оставили кочевой образ жизни. Если понимать историю грехопадения как аллегорию, можно предположить, что Адам, Ева и их дети были первыми земледельцами.
7000 лет назад, в эпоху неолита, наступил в истории человечества важный поворот, постепенно изменивший жизнь людей. Племена начали строить постоянные поселения, потом города, научились разводить скот, возделывать и орошать поля. В это время возникли первые земледельческие культуры.
Райский сад упоминается не только в Библии. О нем рассказывают все три мировые религии -христианство, иудаизм и ислам. По мнению специалистов по Ветхому Завету, Библия пересказывает описания чудесных садов, которые были распространены в древнем Иране или Месопотамии, но она придает цветущей идиллии совершенно другой религиозный смысл.
Исследователи снова и снова штудируют текст Библии, ведь они находят там массу сведений и не замеченных до сих пор указаний. Хорошо знакомые слова тоже могут иметь другое, непривычное значение. Например, "сад Эдем" на древнееврейском языке "ганба Аден". Слово "ган" обозначает сад, обнесенный изгородью или огороженный каменной стеной. Персы называли дворцовые парки за высокой оградой - "паридеза", а это слово поразительно напоминает одно из названий рая - парадиз.
Типичный пример "персидского сада" - дворцовый парк в Исфахане. Он огорожен высокой стеной, симметрично разделен четырьмя каналами, изобилует живописными прудами и фигурными колодцами, символизирующими источники вод.
Далеко на восток от Ирана расположен другой великолепный парковый комплекс - Тадж-Махал. "Вы вступаете в рай" - написано над входом в дворцовый парк. Наследники Чингисхана принесли персидскую идею "парадиза" в Индию. Там тоже можно найти рос-
кошные сады, устроенные по тому же образцу. Однако эти прекрасные образцы садово-паркового искусства не приблизили ученого к его цели - к "настоящему" раю, в котором благоденствовали Адам и Ева. Дэвид Рол изучал не только Библию, но и другие исторические и археологические источники. На древней печати из Месопотамии историк обнаружил сведения, которые привели его в Иран.
Рисунок печати представляет мужчину на троне и женщину рядом с ним. Между ними изображено дерево, усыпанное плодами, а из-за спины женщины высовывается змея.
На юге Месопотамии находилась страна шумеров, которые создали первую высокоразвитую земледельческую культуру. Около 3500 года до н.э. шумеры выстроили на плодородной равнине в междуречье Тигра и Евфрата первые деревни и города. Историк продолжил поиски в написанной клинописью шумерской эпической поэме "Энмеркар и Верховный жрец Аратты".
Шумерское слово "эдин" означает "равнина". Не исключено, что библейское название "Эдем" происходит от шумерского слова "эдин".
В шумерском эпосе рассказывается, что царь Энмеркар отправляет гонцов в царство Аратта. Гонцы проходят через "семь ворот", которые могут обозначать горные ущелья или теснины. Рол решил сам проделать тот же путь. Четыре подходящих прохода он нашел без труда, но где были еще три, клинописный текст не поясняет.
На хранящейся в Лувре глиняной таблице описан военный поход сирийского царя Саргона II в царство Аратту. В отличие от шумерской клинописи, там точно обозначен маршрут. Рол почти уверен, что речь идет об одном и том же месте: посланцы легендарного шумера и войско Саргона II направлялись в долину Арарат.
Историк нашел долину, подходящую под описание в Ветхом Завете: с юга и с севера от нее поднимаются горные склоны, с запада лежит болотистая низменность, а с востока простирается плодородная равнина. Названия рек тоже подходят: реку Араке еще в VII веке н.э. называли "Гихун". "Трудно поверить, но в старину местность на реке Гихун называли не как-нибудь, а Куш!" - рассказывает Рол. И четвертая река, о которой говорится в Первой книге Моисея, тоже там течет. Современное название реки Кызылузен не имеет ничего общего с библейским Фисоном, но вдоль ее русла есть месторождения золота и драгоценных камней, о которых сказано в Библии. Само название - Кызылузен - тоже, вероятно, связано с золотом.
Еще одно важное указание скрыто в повествовании о Каине и Авеле. Изгнанные из рая Адам и Ева в поте лица добывали свой хлеб. Ева в муках родила двух сыновей. Каин стал землепашцем, а Авель - пастухом. Через некоторое время "Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего...". Однако Бог принял с благосклонностью только дар Авеля. "Каин сильно огорчился, и поникло лице его". От огорчения Каин убил брата, и Бог проклял убийцу. "И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Эдема". На севере Ирана есть местность, которая называется Верхний и Нижний Нодхи. Историк предполагает, что эти места получили свое название именно во времена Каина, значит, библейский Эдем нужно искать западнее.
"Я испытывал странное чувство. Мы вернулись на то место, откуда семь тысяч лет назад ушли Адам и Ева", - рассказывает Дэвид Рол. В глубине души он надеялся найти первозданную природу, дикие заросли, а увидел "каменные джунгли". Райские кущи исчезли без следа, а на их месте выросли заводские корпуса и кварталы многоэтажных жилых домов. Город Тебриз является важным промышленным центром, сейчас он насчитывает миллион жителей.
Климатологи установили, что семь тысяч лет назад в этом районе был совсем иной климат. На горных склонах в изобилии росли яблони, абрикосы, миндаль, фисташки. Дикий виноград обвивал террасы. Светлые струи из чистейших источников сливались в широкие реки и текли в плодородную долину. Археологические раскопки подтверждают, что в эпоху неолита в этой долине жили люди. Возможно, там и был рай, потерянный человечеством навсегда.Автор: Г.Сиднева
Источник: "Интересная газета. Невероятное" №17 2009 г.
Люди не перестают разыскивать археологические следы библейской истории человечества. Через 7000 лет после изгнания из рая прародителей человечества Адама и Евы английский историк из Оксфордского университета Дэвид Рол занялся поисками следов Эдема. Он уверен, что разгадал "географическую головоломку, зашифрованную в тексте Библии.
Указания, рассыпанные по Страницам великой книги, привели его в междуречье Тигра и Евфрата. Но конечный этап поисков разочаровал исследователя: он не увидел "райские кущи" - они давно заасфальтированы и застроены бетонными многоэтажными домами. Там находится промышленный город с миллионным населением.
Ученые склонны относить существование библейского Эдема к области легенд, но Дэвид Рол настойчиво пытается установить географическое положение утраченного рая. Библейский рассказ о сотворении мира содержит, по его мнению, достаточно конкретных сведений, указывающих на колыбель человечества. "Мы, наверное, просто недостаточно серьезно этим занимались", - объясняет историк свою позицию.
"Из Эдема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото. И золото той земли хорошее".
"Имя второй реки Тихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает перед Ассириею. Четвертая река Евфрат". (Бытие. Гл.2)
Тигр (Хиддекель) и Евфрат найти просто, а вот две другие реки задали историку нелегкую задачу. Рол нашел объяснение в древнееврейском тексте Библии. Речь идет не о четырех руслах рек, а о четырех истоках, то есть о местности, в которой берут начало реки Тигр и Евфрат, в гористом районе на границе Турции и Ирана. В тех же горах находятся истоки рек бассейна Каспийского моря. Исследователь полагает, что Тихон -это река Араке, а Фисон - это, по воей вероятности, река Кызылузен, протекающая на севере Ирана.
Заданные в Библии временные ориентиры тоже совпадают. Изгнание из рая случилось примерно за 5000 лет до н.э. Именно в это время охотники и собиратели оставили кочевой образ жизни. Если понимать историю грехопадения как аллегорию, можно предположить, что Адам, Ева и их дети были первыми земледельцами.
7000 лет назад, в эпоху неолита, наступил в истории человечества важный поворот, постепенно изменивший жизнь людей. Племена начали строить постоянные поселения, потом города, научились разводить скот, возделывать и орошать поля. В это время возникли первые земледельческие культуры.
Райский сад упоминается не только в Библии. О нем рассказывают все три мировые религии -христианство, иудаизм и ислам. По мнению специалистов по Ветхому Завету, Библия пересказывает описания чудесных садов, которые были распространены в древнем Иране или Месопотамии, но она придает цветущей идиллии совершенно другой религиозный смысл.
Исследователи снова и снова штудируют текст Библии, ведь они находят там массу сведений и не замеченных до сих пор указаний. Хорошо знакомые слова тоже могут иметь другое, непривычное значение. Например, "сад Эдем" на древнееврейском языке "ганба Аден". Слово "ган" обозначает сад, обнесенный изгородью или огороженный каменной стеной. Персы называли дворцовые парки за высокой оградой - "паридеза", а это слово поразительно напоминает одно из названий рая - парадиз.
Типичный пример "персидского сада" - дворцовый парк в Исфахане. Он огорожен высокой стеной, симметрично разделен четырьмя каналами, изобилует живописными прудами и фигурными колодцами, символизирующими источники вод.
Далеко на восток от Ирана расположен другой великолепный парковый комплекс - Тадж-Махал. "Вы вступаете в рай" - написано над входом в дворцовый парк. Наследники Чингисхана принесли персидскую идею "парадиза" в Индию. Там тоже можно найти рос-
кошные сады, устроенные по тому же образцу. Однако эти прекрасные образцы садово-паркового искусства не приблизили ученого к его цели - к "настоящему" раю, в котором благоденствовали Адам и Ева. Дэвид Рол изучал не только Библию, но и другие исторические и археологические источники. На древней печати из Месопотамии историк обнаружил сведения, которые привели его в Иран.
Рисунок печати представляет мужчину на троне и женщину рядом с ним. Между ними изображено дерево, усыпанное плодами, а из-за спины женщины высовывается змея.
На юге Месопотамии находилась страна шумеров, которые создали первую высокоразвитую земледельческую культуру. Около 3500 года до н.э. шумеры выстроили на плодородной равнине в междуречье Тигра и Евфрата первые деревни и города. Историк продолжил поиски в написанной клинописью шумерской эпической поэме "Энмеркар и Верховный жрец Аратты".
Шумерское слово "эдин" означает "равнина". Не исключено, что библейское название "Эдем" происходит от шумерского слова "эдин".
В шумерском эпосе рассказывается, что царь Энмеркар отправляет гонцов в царство Аратта. Гонцы проходят через "семь ворот", которые могут обозначать горные ущелья или теснины. Рол решил сам проделать тот же путь. Четыре подходящих прохода он нашел без труда, но где были еще три, клинописный текст не поясняет.
На хранящейся в Лувре глиняной таблице описан военный поход сирийского царя Саргона II в царство Аратту. В отличие от шумерской клинописи, там точно обозначен маршрут. Рол почти уверен, что речь идет об одном и том же месте: посланцы легендарного шумера и войско Саргона II направлялись в долину Арарат.
Историк нашел долину, подходящую под описание в Ветхом Завете: с юга и с севера от нее поднимаются горные склоны, с запада лежит болотистая низменность, а с востока простирается плодородная равнина. Названия рек тоже подходят: реку Араке еще в VII веке н.э. называли "Гихун". "Трудно поверить, но в старину местность на реке Гихун называли не как-нибудь, а Куш!" - рассказывает Рол. И четвертая река, о которой говорится в Первой книге Моисея, тоже там течет. Современное название реки Кызылузен не имеет ничего общего с библейским Фисоном, но вдоль ее русла есть месторождения золота и драгоценных камней, о которых сказано в Библии. Само название - Кызылузен - тоже, вероятно, связано с золотом.
Еще одно важное указание скрыто в повествовании о Каине и Авеле. Изгнанные из рая Адам и Ева в поте лица добывали свой хлеб. Ева в муках родила двух сыновей. Каин стал землепашцем, а Авель - пастухом. Через некоторое время "Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего...". Однако Бог принял с благосклонностью только дар Авеля. "Каин сильно огорчился, и поникло лице его". От огорчения Каин убил брата, и Бог проклял убийцу. "И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Эдема". На севере Ирана есть местность, которая называется Верхний и Нижний Нодхи. Историк предполагает, что эти места получили свое название именно во времена Каина, значит, библейский Эдем нужно искать западнее.
"Я испытывал странное чувство. Мы вернулись на то место, откуда семь тысяч лет назад ушли Адам и Ева", - рассказывает Дэвид Рол. В глубине души он надеялся найти первозданную природу, дикие заросли, а увидел "каменные джунгли". Райские кущи исчезли без следа, а на их месте выросли заводские корпуса и кварталы многоэтажных жилых домов. Город Тебриз является важным промышленным центром, сейчас он насчитывает миллион жителей.
Климатологи установили, что семь тысяч лет назад в этом районе был совсем иной климат. На горных склонах в изобилии росли яблони, абрикосы, миндаль, фисташки. Дикий виноград обвивал террасы. Светлые струи из чистейших источников сливались в широкие реки и текли в плодородную долину. Археологические раскопки подтверждают, что в эпоху неолита в этой долине жили люди. Возможно, там и был рай, потерянный человечеством навсегда.Автор: Г.Сиднева
Источник: "Интересная газета. Невероятное" №17 2009 г.
Опубликовано 03 ноября 2009
| Комментариев 0 | Прочтений 9656
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: