Лудёнский процесс: как в Средневековье 16 монашек отдали под суд за связь с дьяволом
Лудёнский процесс: как в Средневековье 16 монашек отдали под суд за связь с дьяволом
В 1632 году во французском городе Лудён вспыхнула вспышка чёрной чумы, в результате которой погибло около четырёх тысяч жителей. Врачи покинули город (поскольку они ничего не могли сделать), и монастырь монахинь-урсулинок, которые обычно раздавали милостыню бедным, также закрыл свои двери. Всё бы ничего, но шестнадцать молодых монахинь, жившие в этом монастыре начали видеть привидения. Позже эти явления переросли в конвульсии и говорение на неизвестных языках. В итоге столь странный и необъяснимый случай привёл к одному из самых известных процессов над ведьмами в истории Франции.

Однажды ночью

Предтечи Христа со святыми и мученика...
Предтечи Христа со святыми и мучениками, Фра Анджелико, около 1423-1424 годов

В ночь на 22 сентября 1632 года одна из младших монахинь в Лудёне (Лудэн) увидела призрака недавно умершего священника. На следующее утро она бросилась к старшей сестре, Жанне де Анж, и сообщила о том, что видела. Вместо того, чтобы дать совет или попытаться успокоить младшую монахиню, Агнес воскликнула, что видела точно такое же видение. В течение следующих нескольких недель вокруг монастыря был замечен чёрный шар, а также скелеты, бродящие по залам. Монахини сообщали, что их била и толкала невидимая сила, и у них возникало желание безудержно смеяться. К началу октября ситуация ухудшилась после того, как сестра Жанна почувствовала, будто невидимая рука сжала её кулак. Когда она разжала руку, то обнаружила на ладони три окровавленных шипа боярышника. Это положило начало одержимости.

Слева направо: Церковь Святого Петра,...
Слева направо: Церковь Святого Петра, Лудён \ Предполагаемый договор Грандье с дьяволом

В записях того времени утверждается, что монахини наклонялись назад и ходили, прижав руки к пяткам. Сообщается, что они мотали головами, а их языки вываливались изо рта — чёрные и покрытые прыщами. Они разговаривали грубо, выставляли себя напоказ и поощряли непристойное поведение окружающих. Монахини также били себя в грудь и издавали ужасные и громкие крики. В конце концов ситуация настолько вышла из-под контроля, что были вызваны священники для проведения экзорцизма. Это часто делалось публично и привлекало большие толпы туристов, некоторые приезжали даже из Англии. Благодаря сеансам экзорцизма священники смогли установить имена демонов, ответственных за то, что они наводили ужас на монахинь. Некоторые из этих демонов включали Асмодея, Бегемота, Левиафана и Астарота. По прошествии многих месяцев, чтобы хоть как-то решить возникшую проблему, церковь нашла козла отпущения, обвинив в колдовстве священника Урбена Грандье.

Козёл отпущения

Шабаш, Франсиско де Гойя, 1821-1823 годы
Шабаш, Франсиско де Гойя, 1821-1823 годы

Грандье был иезуитом, назначенным в 1617 году приходским священником церкви Сен-Пьер-дю-Марш в Лудёне, а также каноником коллегиальной церкви Сент-Круа. Как старший сын, он смог обеспечить свою овдовевшую мать и своих братьев и сестёр с помощью этих двух должностей, тем самым вызывав негодование среди коллег-священников. Урбен также вызвал гнев кардинала Ришелье, главного министра Франции, написав сатиру, высмеивающую кардинала, а также книгу, в которой критиковалась практика церковного безбрачия. Однако гвоздем в крышку его гроба стало то, что он решил выступить против центрального правительства, предлагавшего снести городские стены, чтобы централизовать и консолидировать власть, и Грандье присоединился к тем, кто выступал против этого плана.

Слева направо: Кардинал де Ришельё, Ф...
Слева направо: Кардинал де Ришельё, Филипп де Шампань \ Урбен Грандье

В результате обвинений монахинь Урбен предстал перед судом за колдовство. Однако многие считали, что обвинения были сфальсифицированы и что монахинь принудили дать ложные показания, поскольку только так враги Грандье могли избавиться от него законным путём. Во время судебного разбирательства монахини предъявили документ, который, как утверждалось, был копией контракта, подписанного Урбеном с дьяволом и его демоническими приспешниками. Оригинал был спрятан в архиве в аду. Несмотря на то, что многие монахини позже отказались от своих заявлений, судьба священника была предрешена. Он был приговорён к смертной казни, но не раньше, чем подвергся жестоким пыткам. Его подвергли «испанскому сапогу» - приспособлению для пыток, сделанному из раскалённых докрасна железных тисков, наполненных шипами, которые могли ломать ноги. Несмотря на это, Грандье так и не признался в колдовстве, пока не был сожжён на костре в 1634 году. Священник, которому было поручено совершить над ним последние обряды, отказался сделать это, а также отказался дать ему Поцелуй мира — древнее христианское благословение. Грандье умер на глазах у многочисленной толпы.

Последствия

Слева направо: Дьявол, играющий на во...
Слева направо: Дьявол, играющий на волынке, взгромоздившись на монаха, гравюра Эрхарда Шона по картине Ассафа Кинтцера, около 1530 года \ Сестра Жанна, Шарль Монне

Несмотря на то, что лицо, предположительно ответственное за всё это дело, было ликвидировано, одержимость дьяволом не прекратилась. На самом деле, всё стало ещё хуже. Демоны окончательно разбушевались и начали захватывать людей из окружения монахинь. Это привело к смерти председательствующего судьи, хирурга и священника, участвовавших в судебном процессе. Через четыре месяца после казни Грандье прибыл отец Жан-Жозеф Сурин и попытался избавить Жанну де Анж от её демонов. Он умолял нечистую силу вселиться в него вместо этого, и они исполнили его желания. В 1637 году Жанна де Анж наконец-то была свободна и в знак этого, на её ладони появились имена: Иисус, Мария, Иосиф и Франциск Сальский (недавно умерший французский святой). После всех этих потрясений можно было предположить, что Жанна вернётся к своей прежней жизни монахини и посвятит себя Христу, но вместо этого она продолжала оставаться в центре внимания. Она показывала свою руку с магической надписью всем, кто хотел её увидеть, а это оказались тысячи людей. Среди них были король, кардинал Ришелье и писатель Бальтазар де Монкони, который в итоге размазал одно из имён на ладони сестры Жанны.

Одержимая (Кадр из фильма "Ведьмы")
Одержимая (Кадр из фильма "Ведьмы")

Тем временем отец Жан-Жозеф Сурин оставался «одержимым», сохраняя при этом самосознание и описывая одержимость как ужасную боль внизу живота. Временами он впадал в отчаяние и однажды пытался покончить с собой, но в конце концов выздоровел и продолжал свою деятельность до 1665 года. В конце этого дела оставалось много вопросов, таких как, действительно ли монахини были одержимы, правда ли Грандье был виноват, или всё это было тщательно продуманным заговором с целью избавиться от него. Некоторые учёные предположили, что это была форма массовой истерии, а врачи предположили, что монахини назвали его имя после многочасовых пыток. Как бы там ни было, мы, вероятно, никогда не узнаем правды. Дело Лудёна остаётся одним из самых интересных и известных дел об одержимости и колдовстве в Западной Европе.Источник: "Культурология"
Опубликовано 21 октября 2023 | Комментариев 0 | Прочтений 722

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия