Псоглавцы: люди с собачьими головами
Псоглавцы: люди с собачьими головами
Кинокефалы, или псоглавцы – это вовсе не оборотни из одноименного фэнтезийного триллера Алексея Иванова. Сообщения об их существовании появлялись давным-давно. И не верить этим источникам вроде бы и нет основания...
Первые слухи о кинокефалах донесли до античного читателя греческие географы. Люди они были серьезные, факты старались проверять, однако о дальних странах и тамошних племенах имели весьма смутное представление...

Античные кинокефалы

Античные авторы искренне верили в существование сверхъестественных существ и дикарей с нетривиальной внешностью – без головы, с лицом на груди, с одной ногой, с одним глазом и прочими пороками развития. Их собственный громовержец, чтобы соблазнить земных женщин, превращался и в змея, и в лебедя, и в перепела, и в голубя, и в орла, и в золотой дождь. В соседнем Египте у богов каких только голов не имелось – и кошачьи, и птичьи, и коровьи, и крокодильи, на шеях Анубиса и Дуамутефа прочно сидела голова шакала, на шее жены Анубиса Инпут – голова собаки, на шее Упуаута – голова волка, на шее Хапи – голова бабуина с лицом собаки. Если у богов могут быть зооморфные головы или тела, то почему бы не быть таковым у других на- родов?


Кстати, первые сведения о диких псоглавцах принадлежат врачу Ктесию, жившему в V веке до нашей эры. В сочинении «Индика» он ввел в обиход некое племя песьеголовых, которое живет в Индии и насчитывает около 120 тысяч человек. Индию он считал удивительной страной, исполненной чудес, так что наряду с псоглавцами он ее населил единорогами, чудовищными мантикорами с телом льва, лицом человека и хвостом скорпиона, и сциаподами, использующими ногу вместо зонта от солнца. Путешественник Мегасфен тоже помещал псоглавцев на юге Индии, в горах. По его сведениям, они носили шкуры, занимались охотой и общались при помощи лая или воя. Эту же легенду рассказывали и современники Александра Македонского, добавляя, что тут живут еще и кинодонты – люди с собачьими челюстями. Миф об аргонавтах помещал место битвы с кинокефалами в Сербии или Венгрии. Симмий называл их хемикинами, то есть полупсами, и помещал в Гиперборее, Плиний – в Скифии.

Христианский мученик

В поздней Античности ареал расселения кинокефалов еще больше расширился. Римские мореходы считали, что искомые племена живут на севере от Оркнейских островов, где-то за островом Туле. В «Романе об Александре» племена каннибалов-кинокефалов помещены на границе обитаемого мира. Они великаны и совершеннейшие дикари. Впрочем, учитель Александра Аристотель ни в каких людей с собачьими головами не верил. Он считал, что за людей несведущие путешественники принимают африканских павианов и бабуинов с длинными мордами, а их крики считают бессвязной речью и лаем. Но с распространением в римском обществе христианства восторжествовала версия «Романа об Александре». Кинокефалы, живущие на границе обитаемого мира, превратились в библейские племена Гога и Магога, которые выйдут из-под земли в конце времен.
Варварами теперь считались все, кто не принял христианство. А христианскими святыми становились все, кто твердо отстаивал веру и принял мучительную смерть. Даже бывший людоед, ставший христианином, превращался в праведника. И неважно, какая голова у праведника – человеческая или собачья. Так в лоне церкви появился культ святого Христофора. По легенде, он происходил из племени кинокефалов, был гигантского роста и злобного нрава, но во время битвы при Мармарике в III веке был захвачен римлянами в плен. В плену он подружился с христианами и после крещения вместо дикого имени Репрев получил благостное имя Христофор, то есть «несущий Христа».


Однажды император Деций захотел посмотреть на великана, и отряд из 200 солдат повел его к императору. Во время пути Христофор совершил множество чудес: в его руке расцвел посох, сами собой умножились хлебы, и солдаты уверовали в Христа. Так что к императору они явились уже христианами, на что император отреагировал адекватно – велел всех казнить. Христофора с первого раза умертвить не удалось, и после множества попыток ему отсекли голову мечом. Так в христианские святые попал кинокефал Репрев, в крещении Христофор. На средневековых иконах и фресках его изображали с соответствующей… собачьей мордой. И никого из верующих это не смущало.
Впрочем, святой Христофор-псоглавец был не одинок. В коптской церкви большой популярностью пользовались псоглавцы-святые Ахракс и Аугани, которые сопровождали высокочтимого святого Меркурия Абу-Сефейна. Некоторые иконы удивительно напоминали филиал бестиария. С них на верующих смотрели целые толпы псоглавцев – при всех христианских регалиях и в человеческой одежде. В «Деяниях апостолов Андрея и Матфея» упоминался город кинокефалов-людоедов, которые были обращены в новую веру; в «Деяниях апостолов Андрея и Варфоломея» сказано, что Варфоломей прежде был кинокефалом, а после крещения избавился от собачьей личины.

Сибирская реальность

Согласно «Космографии» VIII века, кинокефалы живут на острове Муниция к северу от Оркнейских островов. О них написано следующее: «Эти язычники ходят с голой грудью. Волосы отращивают, намазав маслом и напитав жиром, до невероятной длины. Они ведут нечестивую жизнь, питаются нечистыми и недозволенными четвероногими, мышами, кротами и всем прочим. Достойных строений у них нет, они пользуются плетеными навесами и войлочными шатрами.
Они обитают в лесах и местах труднодоступных, на болотах и в камышовых зарослях. У них неслыханное изобилие скота, множество птицы и овечьих стад. Не зная Бога, они почитают демонов и приметы». Собачьи головы только у мужчин, женщины вполне человекообразны. На картах XIII века кинокефалы обитают в Скандинавии. Адам Бременский помещает их где-то около Архангельска. Плано Карпини – в монгольских стелях. Географ Генрих Майнцский – на Танаисе у Рифейских гор. Чем больше расширялся христианский мир, тем дальше на периферию отселялись псоглавцы.


Однако не все так просто. У местных народов, которых принудительно обращали в христианство, бытовали свои собственные легенды о злых или благих духах, которые часто не имели антропоморфной формы. Некоторые из этих существ имели волчьи или собачьи головы. Недаром культ святого Христофора получил очень широкое распространение на Балканах и в Карпатах. В Хорватии даже сохранилось предание о песьеголовом монархе, лицо у которого все время зарастало шерстью. Так что приходилось посылать юношу короля брить, но после бритья благодарный король лишал брадобрея жизни. Однажды настала очередь брить монарха одному юноше, но умная мать приготовила для короля хлеб, замешанный на ее молоке. И когда король его попробовал, стал он выведывать у юноши секрет, почему хлеб такой вкусный. Тот скрывать не стал. Король, ставший поневоле ему молочным братом, решил юношу не убивать, но просил только никому не рассказывать о своей постыдной тайне. Юноша молчал, а когда стало невмоготу, вырыл ямку и поделился тайной с сырой землей. Его шепот услышала бузина, из ветки которой пастух как раз мастерил дудочку. И, когда он в дудочку подул, дудочка пропела: «У нашего короля песья голова». Люди это услышали и стали смеяться. И пришлось королю доживать век в полной изоляции. И в забвении.
То же самое случилось и со святым Христофором. В христианском мире иметь собачью голову стало уже несколько неуместным. И святого Христофора стали понемногу оттеснять на второй план. Сначала его перестали изображать рядом со святым Георгием во время битвы со змеем. Потом перестали изображать с собачьей головой. И стал святой Христофор просто великаном, переносящим ребенка-Христа через реку. Защитником путешествующих. Однако в православном мире в константинопольском реликварии хранился череп святого Христофора – как полагается, собачий. И зуб Христофора – огромный. В Москве XVI века был еще один череп святого Христофора. Тоже собачий. И почитали святого именно в таком обличий вплоть до 1722 года, когда наконец-то здравый смысл восторжествовал и на иконах запретили изображать святого с головой собаки. Зато из отдаленной Сибири доносили, что живут там молоши, какие-то местные псоглавцы – низкие, рыжие, волосатые и с хвостами. Сел они не имели, кочевали с места на место, за солью и спичками ходили к русским сибирякам.
Опубликовано 26 июня 2023 | Комментариев 0 | Прочтений 1040

Ещё по теме...
Добавить комментарий