Куда и зачем плавали аргонавты
Многие читали древнегреческие мифы и многие знакомы с походом аргонавтов. Но мало кто знает, что скрывалось за красивым названием Золотое руно. Зачем грекам понадобилось это золотое руно и почему царь Колхиды Ээт, послав погоню за аргонавтами, требовал вернуть именно Медею, а не Золотое руно?
Аргонавты - в древнегреческой мифологии мореплаватели, участники похода в Колхиду за Золотым руном на корабле «Арго». Самое подробное изложение этого мифа дано в поэме «Аргонавтика» Аполлония Родосского, жившего в Александрии в III веке до н. э. и заведовавшего знаменитой Александрийской библиотекой. Это первый связный рассказ о приключениях команды «Арго»
Но первым был не Аполлоний. В его время уже была известна поэма «Аргонавтика» Орфея Кротонского, южноиталийского эпического поэта VI века до н. э. Псевдоним Орфей эпический поэт взял для того, чтобы выдать свои поэмы за творения великого певца Орфея, участвовавшего в походе аргонавтов.
Миф об аргонавтах излагали многие античные авторы: эпический поэт Пиндар, Аполлодор Афинский, римский поэт Варрон Атацинский, Валерий Флакк и Овидий. По мотивам «Аргонавтики» написал трагедию Еврипид.
Миф об аргонавтах очень старый, даже по древнегреческим меркам. С отдельными его эпизодами мы встречаемся уже у Гомера, который упоминает их как нечто общеизвестное. Он сохранился в многочисленных вариантах; в древнейших из них фигурирует не Колхида, а только город Ээта, Эя.
Отдельные версии похода аргонавтов во многом противоречат друг другу как в описании событий, так и в географических данных или в судьбах отдельных героев. Но древнегреческая мифология была особенна тем, что в ней мифы опирались на вполне реальные или хотя бы наполовину реальные географические объекты.
По сюжету легенды аргонавты должны были возвратить в Грецию Золотое руно волшебного барана, увезённое в Колхиду. Аргонавты выполнили поручение и вернули руно в Грецию из Колхиды, при этом завладеть золотым руном Ясону помогла волшебница Медея, дочь колхидского царя Ээта, которую Ясон потом взял в жёны.
По количеству приключений путешествие аргонавтов ничем не уступает «Одиссее».
Миссия невыполнима?
Царь Иолка Пелий отправил своего племянника Ясона добыть Золотое руно, хранившееся в Колхиде, у могущественного царя Ээта. По приказу Ээта Золотое Руно было повешено на высоком дереве в священной роще бога войны Ареса, а сторожил его дракон, никогда не смыкавший глаз.
Это должно было избавить Фессалию от множества бедствий, охвативших страну. Однако Пелий понимал, что практически отправляет Ясона в один конец. Даже если бы он смог победить огромную армию колхов, то наверняка сложил бы голову в схватке с драконом, охранявшим рощу Ареса.
По всеобщему убеждению, завладеть Золотым руном было практически невозможно. Хитрый Пелий, захвативший власть и не собиравшийся отдавать ее законному наследнику Ясону надеялся, что Ясон просто-напросто устрашится всех этих опасностей, в противном же случае его ждала неминуемая гибель.
Но Ясон был герой, а герои берутся за любые поручения, и препятствия, по их мнению, для того и существуют, чтобы их преодолевали. Ясону пришлось бы туго, если бы не помощь Медеи, дочери Ээта, великой волшебницы, которая с первого взгляда влюбилась в предводителя аргонавтов. И все же Ээт не отдал руно. Тогда Ясон с помощью Медеи, усыпившей сторожевого дракона, просто-напросто выкрал золотое руно из Аресовой рощи.
Во время своего плавания аргонавты прошли через множество приключений. Они участвовали в Олимпийских играх, приняв вызов от сына Посейдона Амика, сражались с войсками бебриков, совершили ритуал жертвоприношения, чтобы задобрить бога морей, спасли царя Салмидесса Финея от гарпий. Кстати, последний помог пробраться аргонавтам через скалы и подсказал, что добыть Золотое руно им поможет Афродита.
Аргонавты преодолели скалы Симплегады, сталкивающиеся друг с другом. Путники пустили перед собой голубя — он пролетел, пострадал лишь хвост птицы. После этого мореплаватели проплыли через природных «охранников» Босфора, ударивших только по кормовому украшению судна.
За этим последовало нападение опасных стимфалийских птиц, от которых путники скрылись на острове Ареса.
Имеет ли миф об Аргонавтах реальную основу
Рядом исследователей миф об аргонавтах рассматривался как трансформация сюжета о путешествии в подземное царство; делались также попытки возвести сюжет об аргонавтах к сказке (отдельные мотивы этого мифа обычны для волшебной сказки – невыполнимое задание, которое герой осиливает с помощью дочери его главного противника; враждебные существа, которых герой побеждает, поссорив их между собой, и др.).
Однако вспомним, что для древних греков миф — это «слово», сказание, реальная история, только очень-очень древняя; это память народа о тех временах, когда уже происходили значительные события, но еще не было такого письма, которым можно было бы записать связный текст; это история, которая сохранилась только в форме устного предания. Хотя миф об аргонавтах и изобилует элементами фантастики, его география вполне реальна.
Итак, организатором и предводителем экспедиции аргонавтов был герой Ясон из фессалийского города Иолк, согласившийся выполнить поручение своего дяди. Пелий обещал отдать ему царство, если он добудет Золотое руно.
Иолк – это отнюдь не фантастический город. Он реально существовал в Фессалии и существует до настоящего времени под названием Волос. Он расположен на берегу залива Пагаситикос и является третьим по величине портом всей Греции и главным портом Фессалии. Столь же реален и весь маршрут аргонавтов: остров Лемнос, побережье Мисии, Фракии, Вифинии, Колхида — все это реальная география.
Для путешествия был построен корабль «Арго с помощью богини Афины, которая вставила в его корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов. Ясон собрал для участия в походе славнейших героев со всей Эллады.
У Аполлодора приводится перечень 45 аргонавтов. Согласно Диодору, который не дает перечня, всего их было 54. По Феокриту, их было 60, по ряду других авторов всего 50.
Следует отметить, что пятидесятивесельный корабль «Арго» был сделан не из птичьих перьев, как часто преподносится в сказках, а из пелионских сосен и дуба в носовой части. Лучшим доказательством его действительного существования служит тот факт, что не так давно энтузиасты построили корабль в подражание «Арго» и он совершил плавание по древнему маршруту аргонавтов из Волоса в Поти, морской порт в Грузии, продемонстрировав, что ничего невозможного в этом нет.
В 1984 году экспедиция английского ученого и путешественника Тима Северина – “Новые аргонавты”, проделала тот же путь, что и легендарный Ясон на своем “Арго” три тысячи лет тому назад. Создав копию древнегреческого судна – 20-весельную 18-метровую галеру, Тим Северин прошел по предполагаемому маршруту Ясона и аргонавтов.
Путь “Новых аргонавтов” начинался от греческого города Волос, далее проходил через Эгейское море, пролив Дарданеллы, Мраморное море, Босфорский пролив и Черное море до города Поти, а потом вверх по реке Риони до города Кутаиси. Путешествие Северина подтвердило, что все мореплавательные средства, описанные в сказании об аргонавтах, правдивы и применялись в древности.
Аргонавты принадлежат к поколению, предшествовавшему поколению участников Троянской войны. Ясон — современник Геракла и Тесея. Геракл — современник аркадийца Эвандра, который, согласно сообщению Дионисия Галикарнасского (I, 31, 33), за шестьдесят лет до Троянской войны переселился в Лаций и обосновался на Палатинском холме. В результате раскопок установлено, что Троянская война — это исторический факт, имевший место в середине XIII в. до н.э.; следовательно, Аргонавты и их современники жили в конце XIV — первой трети XIII в. до н.э.
Также, историческую основу мифа об аргонавтах, как считают специалисты, могут составлять грабительские набеги греческих мореплавателей на древние государства черноморского побережья.
Хождение за три моря
Аргонавты в своем путешествии преодолели три моря: Средиземное, Мраморное и Чёрное. В то время греки не были ещё опытными мореплавателями и только начинали осваивать Средиземноморье. Могли ли они пуститься в опаснейшее путешествие из-за шкуры барана, будь она хоть трижды золотой? Сомнительно. Значит, мы имеем дело с иносказанием. Но в чём его смысл?
Большинство историков ни в какое руно не верят. Миф о походе аргонавтов считают аллегорическим пересказом древнегреческих географических открытий, отголоском их связей с Кавказом и Крымом, Малой Азией и Ливией. Руно в таком случае — не более чем литературный инструмент: должна же быть цель у дальнего плавания.
Однако напомним, что в древности книги писались на обработанной телячьей или овечьей коже — пергаменте. Стоили такие «шкуры со смыслом» дороже золота, так что название «Золотое руно» обретает совершенно иное значение. Получается, что Ясон со товарищи, возможно, искали какую-то важную рукопись. В эту версию вписывается процветание Эллады после её обретения. Ведь, как известно, знания куда дороже золота.
Кстати, если уж говорить о книгах, за которыми отправились аргонавты, можно вспомнить золотые пластины скифов или сантии даков, тоже пластины с письменами. На них руническими символами и рисунками зашифрована масса информации, в том числе о тайнах мироздания, географии, природе и многом другом. Тогда совершенно логично, что Ясон отправился на поиски Золотого руна именно на берега Чёрного моря.
По прошествии веков Золотое руно бесследно исчезло, но много столетий спустя оно возродилось в Западной Европе в виде одного из высших орденов, который был упразднен лишь с падением габсбургской монархии.
Однако некоторые альтернативные исследователи считают, что плавание аргонавтов в Колхиду за Золотым руном — это путешествие Андроника-Христа на Русь к месторождениям золота. Что касается руна, то есть шкуры барана или агнца, то здесь, скорее всего, проявляется христианская символика. Поскольку Ясон соответствует Христу, то в мифе появляется и Агнец-Овен. Точнее, его руно.
Тогда, по-видимому, главный смысл предпринятой экспедиции содержится все-таки в слове ЗОЛОТОЕ.
Но здесь придется огорчить таких горе-исследователей. Легендарное Золотое руно находилось в Сванетии, исторической горной области Севера-Запада Грузии. Кстати, древнеримский историк греческого происхождения Апиан (II век н.э.) во второй книге “Римской истории” пишет:
По преданию, золото на Кавказе добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки; руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность. Сванетия – это единственное место, где до сегодняшнего дня сохранилась тайна добычи из рек золотого песка.
Сакральный смысл Золотого Руна
Что же такое Золотое руно? В древнегреческой мифологии это золотая шкура барана, посланного богиней облаков Нефелой, или Гермесом по приказу Геры, или самим Зевсом, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта — Фрикс и Гелла — отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино.
Фрикс достиг берега Колхиды. Здесь он принёс барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. По позднему варианту мифа баран сам стряхнул с себя золотую шкуру. Золотое руно, ставшее магическим гарантом благоденствия колхов, охранялось драконом в роще Ареса, откуда оно было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона.
Мысль о том, чтобы снарядить экспедицию в Колхиду, внушил узурпатору Пелию именно Ясон. Пелий спросил у него, как бы он поступил с тем из соплеменников, относительно которого ему было бы предсказано, что тот станет его убийцей (Пелий имел в виду Ясона как мстителя за отца).
Ясон, сведущий в магии, разумеется, догадался, о ком идет речь, и ответил, что послал бы его за Золотым руном. Тем самым Ясон сам напросился в участники экспедиции. Следовательно, для Ясона Золотое руно — вещь желанная, а Пелий, несведущий в магия, едва ли представлял себе, что это такое. Главное заключается в том, что Золотое руно — это нечто смертоносное, годное для расправы с врагом.
Во всяком случае одного корабля и даже пятидесяти участников, во главе которых не воин, а врачеватель, недостаточно для достижения военных целей в далекой Колхиде. Это была разовая мирная экспедиция за Золотым руном и только.
Шкура с золотой бараньей шерстью, висящая на дереве, — явно сказочный образ. Висеть на дереве шкура может, но иметь золотую шерсть — нет.
В качестве самого простого объяснения можно предположить, что Золотое руно — это художественный образ золота; правда, совсем непонятно, почему этот драгоценный металл висит на дереве, а не спрятан в сокровищнице. Кроме того, если экспедиция в Колхиду преследовала грабительские цели, то одного корабля и даже пятидесяти участников было явно недостаточно.
Золотое руно — золото, висящее на дереве, — может иметь и другое толкование, при котором и цвет золота, и его пребывание на дереве окажутся вполне естественными. Как золотая россыпь выглядят зимой ягоды и стебли омелы на голых ветвях дерева.
Омела (латинское название viscum) — это растение-паразит, которое живет высоко на ветвях деревьев во влажном климате, так как имеет воздушные корни. Многие древние народы Европы приписывали омеле сильнейшие магические и целебные свойства — якобы она уничтожает действие любого яда, помогает при эпилепсии, заживляет раны, способствует плодовитости, а также защищает от пожаров и от всякого колдовства, короче говоря, омела — это универсальное средство от всех бед.
Омеле, этому эффективному растению, поклонялись друиды Галлии; для них не было ничего священнее, чем омела, растущая на дубе. Омелы в Галлии много, но на дубе она растет крайне редко. Поэтому такая омела представляет величайшую ценность. Добыть ее очень трудно. Согласно древнему поверью, только жрец с соблюдением сложных обрядов может срезать ее с дерева, причем непременно золотым серпом, иначе она потеряет силу..
И здесь следует обратить внимание на такую деталь: Золотое руно снял не Ясон, ибо он жрецом не был; руно сняла местная чародейка, или жрица, Медея (Аполлодор. Библ. I, IX, 23). В дальнейшем развитии сюжета на первое место выходит роман Медеи и Ясона. Но если Золотое руно — это омела, то Медея была нужна Ясону именно как жрица, знающая, как обращаться с омелой и другими волшебно-целебными растениями. Царь Колхиды Ээт, послав погоню за аргонавтами, требовал вернуть именно Медею, а не Золотое руно (Аполлодор. Библ. I, IX, 24).
Аргонавты - в древнегреческой мифологии мореплаватели, участники похода в Колхиду за Золотым руном на корабле «Арго». Самое подробное изложение этого мифа дано в поэме «Аргонавтика» Аполлония Родосского, жившего в Александрии в III веке до н. э. и заведовавшего знаменитой Александрийской библиотекой. Это первый связный рассказ о приключениях команды «Арго»
Но первым был не Аполлоний. В его время уже была известна поэма «Аргонавтика» Орфея Кротонского, южноиталийского эпического поэта VI века до н. э. Псевдоним Орфей эпический поэт взял для того, чтобы выдать свои поэмы за творения великого певца Орфея, участвовавшего в походе аргонавтов.
Миф об аргонавтах излагали многие античные авторы: эпический поэт Пиндар, Аполлодор Афинский, римский поэт Варрон Атацинский, Валерий Флакк и Овидий. По мотивам «Аргонавтики» написал трагедию Еврипид.
Аргонавты. Потийский Музей колхидской культуры
Миф об аргонавтах очень старый, даже по древнегреческим меркам. С отдельными его эпизодами мы встречаемся уже у Гомера, который упоминает их как нечто общеизвестное. Он сохранился в многочисленных вариантах; в древнейших из них фигурирует не Колхида, а только город Ээта, Эя.
Отдельные версии похода аргонавтов во многом противоречат друг другу как в описании событий, так и в географических данных или в судьбах отдельных героев. Но древнегреческая мифология была особенна тем, что в ней мифы опирались на вполне реальные или хотя бы наполовину реальные географические объекты.
По сюжету легенды аргонавты должны были возвратить в Грецию Золотое руно волшебного барана, увезённое в Колхиду. Аргонавты выполнили поручение и вернули руно в Грецию из Колхиды, при этом завладеть золотым руном Ясону помогла волшебница Медея, дочь колхидского царя Ээта, которую Ясон потом взял в жёны.
Колхида на карте Меркатора (1579 г.) – это побережье современной Грузии
По количеству приключений путешествие аргонавтов ничем не уступает «Одиссее».
Миссия невыполнима?
Царь Иолка Пелий отправил своего племянника Ясона добыть Золотое руно, хранившееся в Колхиде, у могущественного царя Ээта. По приказу Ээта Золотое Руно было повешено на высоком дереве в священной роще бога войны Ареса, а сторожил его дракон, никогда не смыкавший глаз.
Это должно было избавить Фессалию от множества бедствий, охвативших страну. Однако Пелий понимал, что практически отправляет Ясона в один конец. Даже если бы он смог победить огромную армию колхов, то наверняка сложил бы голову в схватке с драконом, охранявшим рощу Ареса.
По всеобщему убеждению, завладеть Золотым руном было практически невозможно. Хитрый Пелий, захвативший власть и не собиравшийся отдавать ее законному наследнику Ясону надеялся, что Ясон просто-напросто устрашится всех этих опасностей, в противном же случае его ждала неминуемая гибель.
Слева: Гюстав Моро «Ясон и Медея», 1865 год, справа: Герой Ясон на античной фреске из Помпей
Но Ясон был герой, а герои берутся за любые поручения, и препятствия, по их мнению, для того и существуют, чтобы их преодолевали. Ясону пришлось бы туго, если бы не помощь Медеи, дочери Ээта, великой волшебницы, которая с первого взгляда влюбилась в предводителя аргонавтов. И все же Ээт не отдал руно. Тогда Ясон с помощью Медеи, усыпившей сторожевого дракона, просто-напросто выкрал золотое руно из Аресовой рощи.
Во время своего плавания аргонавты прошли через множество приключений. Они участвовали в Олимпийских играх, приняв вызов от сына Посейдона Амика, сражались с войсками бебриков, совершили ритуал жертвоприношения, чтобы задобрить бога морей, спасли царя Салмидесса Финея от гарпий. Кстати, последний помог пробраться аргонавтам через скалы и подсказал, что добыть Золотое руно им поможет Афродита.
Медный великан Талос против аргонавтов
Аргонавты преодолели скалы Симплегады, сталкивающиеся друг с другом. Путники пустили перед собой голубя — он пролетел, пострадал лишь хвост птицы. После этого мореплаватели проплыли через природных «охранников» Босфора, ударивших только по кормовому украшению судна.
Охранники Босфора
За этим последовало нападение опасных стимфалийских птиц, от которых путники скрылись на острове Ареса.
Встреча аргонавтов с гарпиями
Имеет ли миф об Аргонавтах реальную основу
Рядом исследователей миф об аргонавтах рассматривался как трансформация сюжета о путешествии в подземное царство; делались также попытки возвести сюжет об аргонавтах к сказке (отдельные мотивы этого мифа обычны для волшебной сказки – невыполнимое задание, которое герой осиливает с помощью дочери его главного противника; враждебные существа, которых герой побеждает, поссорив их между собой, и др.).
Однако вспомним, что для древних греков миф — это «слово», сказание, реальная история, только очень-очень древняя; это память народа о тех временах, когда уже происходили значительные события, но еще не было такого письма, которым можно было бы записать связный текст; это история, которая сохранилась только в форме устного предания. Хотя миф об аргонавтах и изобилует элементами фантастики, его география вполне реальна.
Аргонавтика
Итак, организатором и предводителем экспедиции аргонавтов был герой Ясон из фессалийского города Иолк, согласившийся выполнить поручение своего дяди. Пелий обещал отдать ему царство, если он добудет Золотое руно.
Иолк – это отнюдь не фантастический город. Он реально существовал в Фессалии и существует до настоящего времени под названием Волос. Он расположен на берегу залива Пагаситикос и является третьим по величине портом всей Греции и главным портом Фессалии. Столь же реален и весь маршрут аргонавтов: остров Лемнос, побережье Мисии, Фракии, Вифинии, Колхида — все это реальная география.
Для путешествия был построен корабль «Арго с помощью богини Афины, которая вставила в его корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов. Ясон собрал для участия в походе славнейших героев со всей Эллады.
Картина Константиноса Воланакиса «Арго», корабль аргонавтов
У Аполлодора приводится перечень 45 аргонавтов. Согласно Диодору, который не дает перечня, всего их было 54. По Феокриту, их было 60, по ряду других авторов всего 50.
Следует отметить, что пятидесятивесельный корабль «Арго» был сделан не из птичьих перьев, как часто преподносится в сказках, а из пелионских сосен и дуба в носовой части. Лучшим доказательством его действительного существования служит тот факт, что не так давно энтузиасты построили корабль в подражание «Арго» и он совершил плавание по древнему маршруту аргонавтов из Волоса в Поти, морской порт в Грузии, продемонстрировав, что ничего невозможного в этом нет.
Эксперимент Тима Северина. Стенд, посвященный современным “аргонавтам”. Потийский Музей колхидской культуры
В 1984 году экспедиция английского ученого и путешественника Тима Северина – “Новые аргонавты”, проделала тот же путь, что и легендарный Ясон на своем “Арго” три тысячи лет тому назад. Создав копию древнегреческого судна – 20-весельную 18-метровую галеру, Тим Северин прошел по предполагаемому маршруту Ясона и аргонавтов.
Путь “Новых аргонавтов” начинался от греческого города Волос, далее проходил через Эгейское море, пролив Дарданеллы, Мраморное море, Босфорский пролив и Черное море до города Поти, а потом вверх по реке Риони до города Кутаиси. Путешествие Северина подтвердило, что все мореплавательные средства, описанные в сказании об аргонавтах, правдивы и применялись в древности.
Путь аргонавтов
Аргонавты принадлежат к поколению, предшествовавшему поколению участников Троянской войны. Ясон — современник Геракла и Тесея. Геракл — современник аркадийца Эвандра, который, согласно сообщению Дионисия Галикарнасского (I, 31, 33), за шестьдесят лет до Троянской войны переселился в Лаций и обосновался на Палатинском холме. В результате раскопок установлено, что Троянская война — это исторический факт, имевший место в середине XIII в. до н.э.; следовательно, Аргонавты и их современники жили в конце XIV — первой трети XIII в. до н.э.
Геракл и аргонавты. Фрагмент древнего сосуда 460–450 гг. до н.э.
Также, историческую основу мифа об аргонавтах, как считают специалисты, могут составлять грабительские набеги греческих мореплавателей на древние государства черноморского побережья.
Хождение за три моря
Аргонавты в своем путешествии преодолели три моря: Средиземное, Мраморное и Чёрное. В то время греки не были ещё опытными мореплавателями и только начинали осваивать Средиземноморье. Могли ли они пуститься в опаснейшее путешествие из-за шкуры барана, будь она хоть трижды золотой? Сомнительно. Значит, мы имеем дело с иносказанием. Но в чём его смысл?
Большинство историков ни в какое руно не верят. Миф о походе аргонавтов считают аллегорическим пересказом древнегреческих географических открытий, отголоском их связей с Кавказом и Крымом, Малой Азией и Ливией. Руно в таком случае — не более чем литературный инструмент: должна же быть цель у дальнего плавания.
Однако напомним, что в древности книги писались на обработанной телячьей или овечьей коже — пергаменте. Стоили такие «шкуры со смыслом» дороже золота, так что название «Золотое руно» обретает совершенно иное значение. Получается, что Ясон со товарищи, возможно, искали какую-то важную рукопись. В эту версию вписывается процветание Эллады после её обретения. Ведь, как известно, знания куда дороже золота.
Золотое Руно – рукопись на пергаменте?
Кстати, если уж говорить о книгах, за которыми отправились аргонавты, можно вспомнить золотые пластины скифов или сантии даков, тоже пластины с письменами. На них руническими символами и рисунками зашифрована масса информации, в том числе о тайнах мироздания, географии, природе и многом другом. Тогда совершенно логично, что Ясон отправился на поиски Золотого руна именно на берега Чёрного моря.
По прошествии веков Золотое руно бесследно исчезло, но много столетий спустя оно возродилось в Западной Европе в виде одного из высших орденов, который был упразднен лишь с падением габсбургской монархии.
Однако некоторые альтернативные исследователи считают, что плавание аргонавтов в Колхиду за Золотым руном — это путешествие Андроника-Христа на Русь к месторождениям золота. Что касается руна, то есть шкуры барана или агнца, то здесь, скорее всего, проявляется христианская символика. Поскольку Ясон соответствует Христу, то в мифе появляется и Агнец-Овен. Точнее, его руно.
Тогда, по-видимому, главный смысл предпринятой экспедиции содержится все-таки в слове ЗОЛОТОЕ.
Но здесь придется огорчить таких горе-исследователей. Легендарное Золотое руно находилось в Сванетии, исторической горной области Севера-Запада Грузии. Кстати, древнеримский историк греческого происхождения Апиан (II век н.э.) во второй книге “Римской истории” пишет:
«Многие источники Кавказских гор несут в своих водах невидимый, незаметный песок золотых крапинок и спускают их в долину. Окружающие жители, создав преграду, используют густошерстную баранью шкуру и собирают на ней золотой песок. Именно таким и было золотое руно Эета»
Сванетия
По преданию, золото на Кавказе добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки; руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность. Сванетия – это единственное место, где до сегодняшнего дня сохранилась тайна добычи из рек золотого песка.
Сакральный смысл Золотого Руна
Что же такое Золотое руно? В древнегреческой мифологии это золотая шкура барана, посланного богиней облаков Нефелой, или Гермесом по приказу Геры, или самим Зевсом, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта — Фрикс и Гелла — отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино.
Фрикс достиг берега Колхиды. Здесь он принёс барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. По позднему варианту мифа баран сам стряхнул с себя золотую шкуру. Золотое руно, ставшее магическим гарантом благоденствия колхов, охранялось драконом в роще Ареса, откуда оно было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона.
Ясон приносит Пелию Золотое руно
Мысль о том, чтобы снарядить экспедицию в Колхиду, внушил узурпатору Пелию именно Ясон. Пелий спросил у него, как бы он поступил с тем из соплеменников, относительно которого ему было бы предсказано, что тот станет его убийцей (Пелий имел в виду Ясона как мстителя за отца).
Ясон, сведущий в магии, разумеется, догадался, о ком идет речь, и ответил, что послал бы его за Золотым руном. Тем самым Ясон сам напросился в участники экспедиции. Следовательно, для Ясона Золотое руно — вещь желанная, а Пелий, несведущий в магия, едва ли представлял себе, что это такое. Главное заключается в том, что Золотое руно — это нечто смертоносное, годное для расправы с врагом.
Во всяком случае одного корабля и даже пятидесяти участников, во главе которых не воин, а врачеватель, недостаточно для достижения военных целей в далекой Колхиде. Это была разовая мирная экспедиция за Золотым руном и только.
Шкура с золотой бараньей шерстью, висящая на дереве, — явно сказочный образ. Висеть на дереве шкура может, но иметь золотую шерсть — нет.
В качестве самого простого объяснения можно предположить, что Золотое руно — это художественный образ золота; правда, совсем непонятно, почему этот драгоценный металл висит на дереве, а не спрятан в сокровищнице. Кроме того, если экспедиция в Колхиду преследовала грабительские цели, то одного корабля и даже пятидесяти участников было явно недостаточно.
Золотое руно — золото, висящее на дереве, — может иметь и другое толкование, при котором и цвет золота, и его пребывание на дереве окажутся вполне естественными. Как золотая россыпь выглядят зимой ягоды и стебли омелы на голых ветвях дерева.
Омела (латинское название viscum) — это растение-паразит, которое живет высоко на ветвях деревьев во влажном климате, так как имеет воздушные корни. Многие древние народы Европы приписывали омеле сильнейшие магические и целебные свойства — якобы она уничтожает действие любого яда, помогает при эпилепсии, заживляет раны, способствует плодовитости, а также защищает от пожаров и от всякого колдовства, короче говоря, омела — это универсальное средство от всех бед.
Омела, вечнозеленое растение, растущее на ветвях деревьев, в разных традициях выступает как символ жизни. Омела связана с плодородием, богатством, защитой и лечением. Она символизирует бессмертие и возрождение
Омеле, этому эффективному растению, поклонялись друиды Галлии; для них не было ничего священнее, чем омела, растущая на дубе. Омелы в Галлии много, но на дубе она растет крайне редко. Поэтому такая омела представляет величайшую ценность. Добыть ее очень трудно. Согласно древнему поверью, только жрец с соблюдением сложных обрядов может срезать ее с дерева, причем непременно золотым серпом, иначе она потеряет силу..
И здесь следует обратить внимание на такую деталь: Золотое руно снял не Ясон, ибо он жрецом не был; руно сняла местная чародейка, или жрица, Медея (Аполлодор. Библ. I, IX, 23). В дальнейшем развитии сюжета на первое место выходит роман Медеи и Ясона. Но если Золотое руно — это омела, то Медея была нужна Ясону именно как жрица, знающая, как обращаться с омелой и другими волшебно-целебными растениями. Царь Колхиды Ээт, послав погоню за аргонавтами, требовал вернуть именно Медею, а не Золотое руно (Аполлодор. Библ. I, IX, 24).
Опубликовано 26 мая 2023
| Комментариев 1 | Прочтений 1838
Ещё по теме...
Комментарии
1 |
Сергей
27 мая 2023 05:19:28
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: