Мифическая резня в Мохенджо-Даро
Ничто так не доставляет археологу удовольствия, как раскопки руин какого-нибудь древнего бедствия - будь то наводнение, землетрясение, вторжение или бойня. Джордж Ф. Дейлс, известный археолог, проводивший раскопки в Египте, Иерусалиме, Ираке и Иране, руководил обширными раскопками в Мохенджо-Даро, одной из двух столиц древней цивилизации долины Инда. Он подробно расписывает детали раскопок, на основании чего делает вывод, что врагом хараппцев была природа, которой помогали и подстрекали сами хараппцы.
Мохенджо-Даро существовал в долине реки Инд не одно тысячелетие. Около 3700 лет назад Мохенджо-Даро внезапно и загадочно погиб. При раскопках обнаружилось весьма небольшое число скелетов погибших, как будто большая часть населения заранее покинула город. Известно, что советские специалисты в 60-х гг. ХХ в. произвели замеры радиации в районе Мохенджо-Даро, но результаты этих исследований по сей день засекречены.
Общее количество скелетов составило около 2000 тысяч, что очень мало для большого города. Реконструкция событий показала, что перед своей гибелью люди ходили по улицам свободно, но были застигнуты смертью врасплох.
По подсчетам экспертов, в Мохенджо–Даро в период его расцвета проживало около 50000 человек. Для сравнения: в Помпеях проживало 20000 человек, которые внезапно погибли в 79 году н.э. после извержения вулкана. Но история знает очень мало случаев, когда города приходят в упадок внезапно.
Однако при раскопках древнего города не было обнаружено ни остатков какого-либо воинского снаряжения, ни оружия, ни даже обломков оружия или следов разорения, чтобы можно было говорить о нападении варваров или арийских кочевников.
Все это породило массу мифов и необычных гипотез среди исследователей и даже экспертов. Автор данной статьи Джордж Франклин Дейлс-младший (George F. Dales, 1927 – 1992) был профессором археологии в Пенсильванском университете , а затем в Калифорнийском университете в Беркли, где он возглавлял отдел исследований Южной и Юго-Восточной Азии.
Он считался ведущим специалистом по народам долины Инда и их языкам. Он много лет посвятил раскопкам в Мохенджо-Даро. Дейлз также руководил Харрапанским археологическим проектом, в котором участвовали сотрудники нескольких университетов. Он опубликовал более восьмидесяти статей и монографий до своей смерти в 1992 году.
Данная статья была написана более 50 лет назад, она опубликована в журнале Expedition, том 6, выпуск 3 (1964). Пенсильванский музей, 1964 г., но сохраняет свою актуальность и сегодня, когда многие современные исследователи даже не удосуживаются вникать в детали, пытаясь разобраться в сложных вопросах истории.
Автор аргументированно опровергает мифы, которые возникли в отношении Хараппской цивилизации в результате некорректных комментариев и высказываний некоторых исследователей, которые занимались темой древнеиндийской цивилизации.
Ничто так не доставляет археологу удовольствия, как раскопки руин какого-нибудь древнего бедствия — будь то наводнение, землетрясение, вторжение или бойня. Это не отражает чрезмерно омерзительной тенденции в характере археологов. Просто гораздо более полная картина жизни и времени древнего памятника сохраняется, если он стал жертвой какой-то быстрой, разрушительной катастрофы, чем если бы он только что умер медленной естественной смертью, был заброшен или перестроен.
Классический пример того, что мы можем пожинать в результате древнего стихийного бедствия, — это город Помпеи, где извержение Везувия сохранило для потомков полномасштабную аутентичную модель повседневной жизни древнеримского города. Но более популярны у историков катастрофы, в которых можно винить само человечество. И ученые, и непрофессионалы всегда восхищались возможностью осуждать злого злодея, кровожадного захватчика, орды варваров. Только подход разный — один устраивает «последнее шоу», другой пишет ученые заметки.
Один из самых загадочных детективов древности касается упадка и падения цивилизации долины Инда (Хараппской цивилизации). Остатки этой обширной цивилизации Южной Азии разбросаны по территории, значительно превышающей территорию древнего Египта или Месопотамии. Жизненный цикл этого третьего крупного эксперимента по происхождению и развитию самых ранних цивилизаций мира в настоящее время является весьма спекулятивным и является предметом все более интенсивных исследований как археологов, историков, лингвистов, так и естествоиспытателей.
Сейчас очевидно, что необходима переоценка некоторых из более ранних теорий, которые сформировались за последние тридцать лет в качестве основных структурных элементов в рамках ранней истории Южной Азии. Особенно необходим пересмотр дела об установлении вины за гибель цивилизации Инда. Около 30 лет назад были опубликованы свидетельства того, что Мохенджо-Даро, самый южный из двух крупных городов Хараппской цивилизации, был разрушен вооруженными захватчиками и что несчастные жертвы, в том числе большой процент женщин и детей, были убиты на месте.
Землекопы Мохенджо-Даро довольствовались, по крайней мере, поначалу возложением вины за «резню» на несколько разрозненных причин и происшествий. Идея «резни» сразу же стала популярной и до сих пор используется некоторыми историками, лингвистами и археологами в качестве факела как очевидное ужасное доказательство вторжения арийцев на субконтинент. Это дало, казалось бы, прямой ответ на один из самых неприятных вопросов в истории Южной Азии.
Прибытие в Северную Индию арийцев — восточной ветви обширной индоевропейской языковой семьи — ознаменовало начало исторической эры в Южной Азии. Социальная и религиозная жизнь того времени подробно описана в гимнах на Риг-Веды, самая ранней книги, известной в Индии. Ведические гимны описывают главного бога Индру как «разрушителя крепостей», который «разрывает крепости, как старость поглощает одежду». Индра, нападающий на крепости дасью (название, применяемое к врагам-неарийцам, будь они смертными или сверхъестественными), специально описывается как поджигающий здания:
В текстах описывается, как арийские воины были защищены доспехами и щитами. В дополнение к луку и стрелам — главному оружию — они использовали копье, топор и меч. Лошади были обычным явлением, но, вероятно, использовались для тяги колесниц, а не для верховой езды.
Логично предположить, что, как выразился сэр Мортимер Уилер, «Индра обвиняется» в разрушении городов Хараппской цивилизации и он несет ответственность за «резню» в Мохенджо-Даро.
Если не считать нескольких несогласных комментариев в малоизвестных публикациях, общая литература по этому вопросу, актуальная и сегодня, все еще повторяет яркие, драматические описания орд варваров, обрушившихся на некогда великие и гордые города цивилизации Инда. Например:
Говорить об абсолютных датах еще преждевременно – вся хронология Южной Азии до VI века до н.э. представляет собой паутину плюсов и минусов на сотни лет. Так что, исходя из чисто хронологических соображений, мы не можем даже установить определенную корреляцию между концом Индской цивилизации и арийским вторжением.
Но даже если бы мы могли, каковы вещественные доказательства, подтверждающие предполагаемое вторжение и резню? Где сожженные крепости, наконечники стрел, оружие, доспехи, разбитые колесницы и тела захватчиков и защитников? Несмотря на обширные раскопки в крупнейших хараппских поселениях, нет ни единого свидетельства, которое можно было бы привести в качестве безоговорочного доказательства вооруженного завоевания и разрушения в предполагаемых масштабах арийского вторжения.
Интересно, что сам Джон Маршалл, руководитель раскопок в Мохенджо-Даро, впервые обнаруживший останки «бойни», отделил конец цивилизации Инда от времени арийского вторжения на два века. Он приписывал убийства разбойникам с холмов к западу от Инда, которые совершали спорадические набеги на уже распадающуюся и беззащитную цивилизацию.
Что представляют собой скелетные останки, которые приобрели такое незаслуженное значение? Девять лет обширных раскопок в Мохенджо-Даро (1922–1931 гг.) — городе, охватывающем около трех миль, — дали в общей сложности около 37 скелетов или их частей, которые можно с некоторой уверенностью отнести к периоду цивилизации Инда. Некоторые из них были найдены в искаженных положениях и группах, что свидетельствует о чем угодно, но только не об упорядоченном захоронении. Многие из них либо разрознены, либо неполны. Все останки были найдены в районе Нижнего города, вероятно, жилого района. Ни одного тела не было найдено в районе укрепленной цитадели, где можно было бы разумно ожидать окончательной защиты этой процветающей столицы.
Было бы глупо утверждать, что разбросанные скелетные останки представляют собой упорядоченное состояние дел. Но поскольку нет убедительных доказательств того, что все они хотя бы относятся к одному и тому же периоду времени, их нельзя с полным основанием использовать в качестве доказательства одной-единственной трагедии. Частично эта неопределенность возникает из-за неудовлетворительных методов, используемых археологами для записи и публикации своих находок. Но даже допустив этот серьезный методологический недостаток, можно переоценить опубликованные данные и прийти к некоторым определенным выводам относительно мифа о резне.
Самая знаменитая группа скелетов, фотографии которых обычно публикуются для наглядного доказательства «бойни», была найдена в районе комнаты 74 дома V (зона HR). Интерпретация этого ужасного открытия не была согласована даже с самими археологами. Гарольд Харгривз (Harold Hargreaves, 1876 — 1951, британский индийский археолог, занимавший пост генерального директора Археологической службы Индии (ASI) с 1928 по 1931 год), проводивший фактические раскопки, утверждал, что, поскольку четыре из четырнадцати скелетов были найдены над руинами южной стены комнаты, вся группа относится к дате, следующей за обветшанием здания, и, таким образом, к периоду последнего этапа города.
Джон Маршалл, главный руководитель раскопок, говорит, с другой стороны, «это не кажется доказанным». Он указывает, что здание относится к Среднему периоду города и что вся эта территория была засыпана и перестроена в Поздний период (остатков предполагаемого позднего периода в этой части города не сохранилось; возможно они выветрились). Маршалл предположил, что скелеты могли принадлежать интервалу между промежуточным и поздним периодами, «хотя можно допустить возможность их нахождения после позднего периода». Он также не согласился с Харгривзом по поводу обстоятельств, вызвавших это ужасное зрелище.
Харгривз заявил с сомнительной проницательностью, что четырнадцать тел «похоже, указывают на какую-то трагедию». Кроме того, он заметил, что скрюченные, перемешанные тела — это те, «которые, скорее всего, которые приняли смерть в агонии, в отличие от тех, чьи трупы были брошены в комнате». Маршалл строил доказательства по-другому. Он считал, что тела были преднамеренно захоронены «в течение нескольких часов после смерти», иначе они стали бы добычей животных и птиц. «Нет никаких оснований сомневаться в том, что эти захоронения относятся к закатным годам процветания Мохенджо-Даро», — заявил Маршалл, но он не предполагал, что они представляют собой какую-то последнюю резню населения.
При расчистке большого скопления мусора промежуточного периода, покрывавшего двор (дом III, площадь HR), были обнаружены неполные остатки трех скелетов. Однако их расположение в развалинах показывает, что они относятся не ко времени двора, а к периоду после того, как он уже не использовался и был засыпан, возможно, в рамках подготовки к постройкам позднего периода. Археологи предположили, что это был поздний погребальный комплекс и он не имеет никакой связи с финальной «расправой» над городским населением. Те, кто так заявлял, неверно истолковали археологические свидетельства.
Также можно прочитать об «убитых хараппцах», которые «лежали непогребенными среди своих улиц». Это мелодраматическое описание было частично вызвано сообщениями о находке шести скелетов в переулке между двумя домами в районе VS Мохенджо-Даро. И все же археологи заявляли в своих отчетах, что «судя по их положению, они кажутся позади соседних останков». Они были покрыты рыхлой землей, без кирпичей и другого мусора, который указывал бы на какое-либо насильственное разрушение.
В отчетах нет никаких указаний на то, что они лежали на самом уличном покрытии. Джон Маршалл снова предположил, что это, вероятно, были захоронения позднего периода, которые просто случайно проникли между стенами здания, окаймляющими переулок — сам переулок был задолго до этого засыпан. Если бы скелеты действительно были найдены прямо на поверхности улицы, то все равно не было бы повода для окончательной «бойни», поскольку переулок относится к промежуточному периоду города.
Город мертвецов в районе HR был местом еще одной широко разрекламированной, но мифической уличной бойни. Один фрагментарный скелет (часть черепа, кости грудной клетки и плечо взрослого человека) был найден лежащим на спине по диагонали через узкий переулок. Но этот незавершенный скелет не покоился прямо на поверхности проезжей части. Похоже, он был в обломках, которые скопились между стенами здания, выходящего на переулок, через некоторое время после того, как переулок перестал использоваться.
Сам переулок относится к Среднему периоду города. Этот район был перестроен в поздний период, и дома заняли место прежнего переулка. Археологи предположили, что этот частичный скелет был захоронен под полом дома позднего периода. Таким образом, этот скелет просто случайно находился в непосредственной близости от переулка и никак с ним не ассоциировался.
Другая знаменитая группа «жертв» состоит из девяти скелетов, которые «лежали в странной скрюченной позе и кучковались друг от друга» (блок 10А, район DK). Археолог Эрнест Маккей выразил серьезные сомнения в датировке этих останков. Сообщается, что они были обнаружены на уровне, соответствующем ранней части промежуточного периода. «Удобства ради» Маккей назвал место находки могильной ямой, хотя и признал, что не заметил ни определенных стен для «ямы», ни каких-либо следов, указывающих на то, что это место было раскопано.
Вместе со скелетами были найдены только два предмета – гребень из слоновой кости, не похожий на известные гребни хараппского периода, и медный браслет. Ссылаясь на браслет, Маккей датирует останки «периодом оккупации города». В техническом отчете о скелетных останках говорится, что они, вероятно, не представляют собой резню как таковую, потому что многие из скелетов были неполными, представленными лишь несколькими фрагментами черепа и разрозненными кусочками кости.
Маккей предполагает, что это были останки семьи, которая пыталась сбежать из города со своим имуществом во время рейда, но была остановлена и убита рейдерами. Затем их тела были «брошены в беспорядке в наспех вырытую яму». Он говорит, что «вполне возможно», что трагедия произошла в последний период города, но не может предоставить подтверждающих доказательств. Тот факт, что по крайней мере пять из девяти скелетов были детскими, побудил антрополога, изучавшего останки, сделать вывод, что «рейдеры питали постоянную ненависть к народу Мохенджо-Даро в целом, и, похоже, их целью было полное истребление».
Наконец, завершая это довольно жуткое повествование, следует упомянуть об одном единственном свидетельстве из Мохенджо-Даро, которое можно было бы использовать в качестве положительного доказательства какой-то кровавой трагедии в поздний период существования города. Мы могли бы назвать «трагедией в колодце» (область DK, секция G), имея в виду два скелета, которые были найдены на лестничном пролете, «очевидно, лежащие там, где они умерли в тщетной попытке из последних сил подняться по лестнице на улицу». Но обстоятельства этой трагедии неизвестны, и было бы самонадеянно кричать о «бойне» только на основании этих улик.
Таковы доказательства в деле против Индры и арийцев, или, если быть менее конкретным, против идеи «последней резни». Современность скелетных останков далеко не бесспорна. Основная часть костей была найдена в условиях, предполагающих захоронения самого неряшливого и непочтительного характера. Нет уровня разрушения, охватывающего последний период города, нет признаков обширного пожара, нет тел воинов, закованных в доспехи и окруженных боевым оружием. В цитадели, единственной укрепленной части города, не было никаких признаков финальной обороны.
Свидетельства, собираемые нынешними исследователями из различных областей естественных и физических наук, имеют тенденцию частично поддерживать теорию, высказанную Маккеем много лет назад. Что касается упадка Мохенджо-Даро и Хараппской цивилизации, он подозревал, что причиной тому были «причуды реки Инд, а не давление захватчиков, о существовании которых у нас фактически нет доказательств».
Детали истории упадка и падения цивилизации Инда пока еще далеко не ясны, но схема факторов, способствующих этому, вырисовывается. Эта модель не включает вторжение и массовые убийства в качестве основных факторов. Наоборот, похоже, что произошла серия стихийных бедствий, возможно столь же стремительных и уж точно более разрушительных, чем любое гипотетическое вторжение.
Внезапное поднятие береговой линии Аравийского моря в Западном Пакистане, по-видимому, произошло примерно в середине второго тысячелетия до нашей эры. Это привело к катастрофическому увеличению и без того серьезных наводнений в долинах крупных рек с последующим повышением уровня подземных вод, к увеличению засоления почвы до такой степени, что невозможно было поддерживать население обширных городских поселений. Экономика должна была быстро прийти в упадок, хараппцы были вынуждены постепенно мигрировать на более плодородные территории.
В настоящее время имеются неопровержимые археологические свидетельства того, что основное перемещение населения произошло на юго-восток, в район полуострова Катхиавар, к северу от Бомбея.
Здесь хараппцы смешались с другими коренными народами, и постепенно произошло полное поглощение и преобразование остатков некогда великой Хараппской культуры в то, что мы начинаем признавать как самобытную энеолитическую культуру Центральной Индии. Бывшие столицы Мохенджо-Даро и Хараппа были практически заброшены и стали легкой добычей бандитов с холмов Белуджистана.
Врагом хараппцев была природа, которой помогали и подстрекали сами хараппцы, которые ускорили порчу ландшафта из-за неправильной ирригации и оголения водоразделов из-за чрезмерного выпаса скота и вырубки лесов. Из-за таких злоупотреблений они в конце концов разорились бы, как это сделали шумеры в южной Месопотамии, но процесс ускорился из-за сардонического сдвига земной поверхности. Так прекратила свое существование одна из трех самых ранних цивилизаций древности.
Индра и орды варваров реабилитированы.Автор: Джордж Ф. Дейлс
Мохенджо-Даро существовал в долине реки Инд не одно тысячелетие. Около 3700 лет назад Мохенджо-Даро внезапно и загадочно погиб. При раскопках обнаружилось весьма небольшое число скелетов погибших, как будто большая часть населения заранее покинула город. Известно, что советские специалисты в 60-х гг. ХХ в. произвели замеры радиации в районе Мохенджо-Даро, но результаты этих исследований по сей день засекречены.
Общее количество скелетов составило около 2000 тысяч, что очень мало для большого города. Реконструкция событий показала, что перед своей гибелью люди ходили по улицам свободно, но были застигнуты смертью врасплох.
По подсчетам экспертов, в Мохенджо–Даро в период его расцвета проживало около 50000 человек. Для сравнения: в Помпеях проживало 20000 человек, которые внезапно погибли в 79 году н.э. после извержения вулкана. Но история знает очень мало случаев, когда города приходят в упадок внезапно.
Однако при раскопках древнего города не было обнаружено ни остатков какого-либо воинского снаряжения, ни оружия, ни даже обломков оружия или следов разорения, чтобы можно было говорить о нападении варваров или арийских кочевников.
Все это породило массу мифов и необычных гипотез среди исследователей и даже экспертов. Автор данной статьи Джордж Франклин Дейлс-младший (George F. Dales, 1927 – 1992) был профессором археологии в Пенсильванском университете , а затем в Калифорнийском университете в Беркли, где он возглавлял отдел исследований Южной и Юго-Восточной Азии.
Джордж Дэйлс
Он считался ведущим специалистом по народам долины Инда и их языкам. Он много лет посвятил раскопкам в Мохенджо-Даро. Дейлз также руководил Харрапанским археологическим проектом, в котором участвовали сотрудники нескольких университетов. Он опубликовал более восьмидесяти статей и монографий до своей смерти в 1992 году.
Данная статья была написана более 50 лет назад, она опубликована в журнале Expedition, том 6, выпуск 3 (1964). Пенсильванский музей, 1964 г., но сохраняет свою актуальность и сегодня, когда многие современные исследователи даже не удосуживаются вникать в детали, пытаясь разобраться в сложных вопросах истории.
Автор аргументированно опровергает мифы, которые возникли в отношении Хараппской цивилизации в результате некорректных комментариев и высказываний некоторых исследователей, которые занимались темой древнеиндийской цивилизации.
* * *
Ничто так не доставляет археологу удовольствия, как раскопки руин какого-нибудь древнего бедствия — будь то наводнение, землетрясение, вторжение или бойня. Это не отражает чрезмерно омерзительной тенденции в характере археологов. Просто гораздо более полная картина жизни и времени древнего памятника сохраняется, если он стал жертвой какой-то быстрой, разрушительной катастрофы, чем если бы он только что умер медленной естественной смертью, был заброшен или перестроен.
Древняя цитадель Мохенджо-Даро
Классический пример того, что мы можем пожинать в результате древнего стихийного бедствия, — это город Помпеи, где извержение Везувия сохранило для потомков полномасштабную аутентичную модель повседневной жизни древнеримского города. Но более популярны у историков катастрофы, в которых можно винить само человечество. И ученые, и непрофессионалы всегда восхищались возможностью осуждать злого злодея, кровожадного захватчика, орды варваров. Только подход разный — один устраивает «последнее шоу», другой пишет ученые заметки.
Один из самых загадочных детективов древности касается упадка и падения цивилизации долины Инда (Хараппской цивилизации). Остатки этой обширной цивилизации Южной Азии разбросаны по территории, значительно превышающей территорию древнего Египта или Месопотамии. Жизненный цикл этого третьего крупного эксперимента по происхождению и развитию самых ранних цивилизаций мира в настоящее время является весьма спекулятивным и является предметом все более интенсивных исследований как археологов, историков, лингвистов, так и естествоиспытателей.
Сейчас очевидно, что необходима переоценка некоторых из более ранних теорий, которые сформировались за последние тридцать лет в качестве основных структурных элементов в рамках ранней истории Южной Азии. Особенно необходим пересмотр дела об установлении вины за гибель цивилизации Инда. Около 30 лет назад были опубликованы свидетельства того, что Мохенджо-Даро, самый южный из двух крупных городов Хараппской цивилизации, был разрушен вооруженными захватчиками и что несчастные жертвы, в том числе большой процент женщин и детей, были убиты на месте.
Землекопы Мохенджо-Даро довольствовались, по крайней мере, поначалу возложением вины за «резню» на несколько разрозненных причин и происшествий. Идея «резни» сразу же стала популярной и до сих пор используется некоторыми историками, лингвистами и археологами в качестве факела как очевидное ужасное доказательство вторжения арийцев на субконтинент. Это дало, казалось бы, прямой ответ на один из самых неприятных вопросов в истории Южной Азии.
Прибытие в Северную Индию арийцев — восточной ветви обширной индоевропейской языковой семьи — ознаменовало начало исторической эры в Южной Азии. Социальная и религиозная жизнь того времени подробно описана в гимнах на Риг-Веды, самая ранней книги, известной в Индии. Ведические гимны описывают главного бога Индру как «разрушителя крепостей», который «разрывает крепости, как старость поглощает одежду». Индра, нападающий на крепости дасью (название, применяемое к врагам-неарийцам, будь они смертными или сверхъестественными), специально описывается как поджигающий здания:
"… в разгоревшемся огне он сжег все их оружие и обогатил себя коровами, телегами и лошадьми"
В текстах описывается, как арийские воины были защищены доспехами и щитами. В дополнение к луку и стрелам — главному оружию — они использовали копье, топор и меч. Лошади были обычным явлением, но, вероятно, использовались для тяги колесниц, а не для верховой езды.
Панорамный вид на Мохенджо-Даро с цитаделью на горизонте
Логично предположить, что, как выразился сэр Мортимер Уилер, «Индра обвиняется» в разрушении городов Хараппской цивилизации и он несет ответственность за «резню» в Мохенджо-Даро.
Роберт Эрик Мортимер Уилер (Robert Eric Mortimer Wheeler, 1890 – 1976), британский археолог и офицером британской армии, генеральный директор Археологической службы Индии, основатель и почетный директор Института археологии в Лондоне, автор 24 книг по археологии
Если не считать нескольких несогласных комментариев в малоизвестных публикациях, общая литература по этому вопросу, актуальная и сегодня, все еще повторяет яркие, драматические описания орд варваров, обрушившихся на некогда великие и гордые города цивилизации Инда. Например:
Города Инда пали перед варварами,
которые одержали победу не только благодаря
большей военной доблести, но и потому, что
они были оснащены лучшим
оружием и научились в полной мере
использовать быстрое и устрашающее
животное степей (то есть лошадь)… (Бэшам, 27)
Говорить об абсолютных датах еще преждевременно – вся хронология Южной Азии до VI века до н.э. представляет собой паутину плюсов и минусов на сотни лет. Так что, исходя из чисто хронологических соображений, мы не можем даже установить определенную корреляцию между концом Индской цивилизации и арийским вторжением.
Но даже если бы мы могли, каковы вещественные доказательства, подтверждающие предполагаемое вторжение и резню? Где сожженные крепости, наконечники стрел, оружие, доспехи, разбитые колесницы и тела захватчиков и защитников? Несмотря на обширные раскопки в крупнейших хараппских поселениях, нет ни единого свидетельства, которое можно было бы привести в качестве безоговорочного доказательства вооруженного завоевания и разрушения в предполагаемых масштабах арийского вторжения.
Интересно, что сам Джон Маршалл, руководитель раскопок в Мохенджо-Даро, впервые обнаруживший останки «бойни», отделил конец цивилизации Инда от времени арийского вторжения на два века. Он приписывал убийства разбойникам с холмов к западу от Инда, которые совершали спорадические набеги на уже распадающуюся и беззащитную цивилизацию.
Джон Хьюберт Маршалл (1876 – 1958), английский археолог и историк. В 1902-1931 годы – генеральный директор Департамента археологии Индии. В 1913-1926 годы руководил раскопками Таксилы, в 1922-1926 годы – в Мохенджо-Даро
Что представляют собой скелетные останки, которые приобрели такое незаслуженное значение? Девять лет обширных раскопок в Мохенджо-Даро (1922–1931 гг.) — городе, охватывающем около трех миль, — дали в общей сложности около 37 скелетов или их частей, которые можно с некоторой уверенностью отнести к периоду цивилизации Инда. Некоторые из них были найдены в искаженных положениях и группах, что свидетельствует о чем угодно, но только не об упорядоченном захоронении. Многие из них либо разрознены, либо неполны. Все останки были найдены в районе Нижнего города, вероятно, жилого района. Ни одного тела не было найдено в районе укрепленной цитадели, где можно было бы разумно ожидать окончательной защиты этой процветающей столицы.
Было бы глупо утверждать, что разбросанные скелетные останки представляют собой упорядоченное состояние дел. Но поскольку нет убедительных доказательств того, что все они хотя бы относятся к одному и тому же периоду времени, их нельзя с полным основанием использовать в качестве доказательства одной-единственной трагедии. Частично эта неопределенность возникает из-за неудовлетворительных методов, используемых археологами для записи и публикации своих находок. Но даже допустив этот серьезный методологический недостаток, можно переоценить опубликованные данные и прийти к некоторым определенным выводам относительно мифа о резне.
Так называемая резня в районе HR, комната 74 дома V
Самая знаменитая группа скелетов, фотографии которых обычно публикуются для наглядного доказательства «бойни», была найдена в районе комнаты 74 дома V (зона HR). Интерпретация этого ужасного открытия не была согласована даже с самими археологами. Гарольд Харгривз (Harold Hargreaves, 1876 — 1951, британский индийский археолог, занимавший пост генерального директора Археологической службы Индии (ASI) с 1928 по 1931 год), проводивший фактические раскопки, утверждал, что, поскольку четыре из четырнадцати скелетов были найдены над руинами южной стены комнаты, вся группа относится к дате, следующей за обветшанием здания, и, таким образом, к периоду последнего этапа города.
Джон Маршалл, главный руководитель раскопок, говорит, с другой стороны, «это не кажется доказанным». Он указывает, что здание относится к Среднему периоду города и что вся эта территория была засыпана и перестроена в Поздний период (остатков предполагаемого позднего периода в этой части города не сохранилось; возможно они выветрились). Маршалл предположил, что скелеты могли принадлежать интервалу между промежуточным и поздним периодами, «хотя можно допустить возможность их нахождения после позднего периода». Он также не согласился с Харгривзом по поводу обстоятельств, вызвавших это ужасное зрелище.
Харгривз заявил с сомнительной проницательностью, что четырнадцать тел «похоже, указывают на какую-то трагедию». Кроме того, он заметил, что скрюченные, перемешанные тела — это те, «которые, скорее всего, которые приняли смерть в агонии, в отличие от тех, чьи трупы были брошены в комнате». Маршалл строил доказательства по-другому. Он считал, что тела были преднамеренно захоронены «в течение нескольких часов после смерти», иначе они стали бы добычей животных и птиц. «Нет никаких оснований сомневаться в том, что эти захоронения относятся к закатным годам процветания Мохенджо-Даро», — заявил Маршалл, но он не предполагал, что они представляют собой какую-то последнюю резню населения.
Группа скелетов в комнате 74
При расчистке большого скопления мусора промежуточного периода, покрывавшего двор (дом III, площадь HR), были обнаружены неполные остатки трех скелетов. Однако их расположение в развалинах показывает, что они относятся не ко времени двора, а к периоду после того, как он уже не использовался и был засыпан, возможно, в рамках подготовки к постройкам позднего периода. Археологи предположили, что это был поздний погребальный комплекс и он не имеет никакой связи с финальной «расправой» над городским населением. Те, кто так заявлял, неверно истолковали археологические свидетельства.
Также можно прочитать об «убитых хараппцах», которые «лежали непогребенными среди своих улиц». Это мелодраматическое описание было частично вызвано сообщениями о находке шести скелетов в переулке между двумя домами в районе VS Мохенджо-Даро. И все же археологи заявляли в своих отчетах, что «судя по их положению, они кажутся позади соседних останков». Они были покрыты рыхлой землей, без кирпичей и другого мусора, который указывал бы на какое-либо насильственное разрушение.
В отчетах нет никаких указаний на то, что они лежали на самом уличном покрытии. Джон Маршалл снова предположил, что это, вероятно, были захоронения позднего периода, которые просто случайно проникли между стенами здания, окаймляющими переулок — сам переулок был задолго до этого засыпан. Если бы скелеты действительно были найдены прямо на поверхности улицы, то все равно не было бы повода для окончательной «бойни», поскольку переулок относится к промежуточному периоду города.
Телеги, используемые сегодня, точно такие же, как древние глиняные модели
Город мертвецов в районе HR был местом еще одной широко разрекламированной, но мифической уличной бойни. Один фрагментарный скелет (часть черепа, кости грудной клетки и плечо взрослого человека) был найден лежащим на спине по диагонали через узкий переулок. Но этот незавершенный скелет не покоился прямо на поверхности проезжей части. Похоже, он был в обломках, которые скопились между стенами здания, выходящего на переулок, через некоторое время после того, как переулок перестал использоваться.
Сам переулок относится к Среднему периоду города. Этот район был перестроен в поздний период, и дома заняли место прежнего переулка. Археологи предположили, что этот частичный скелет был захоронен под полом дома позднего периода. Таким образом, этот скелет просто случайно находился в непосредственной близости от переулка и никак с ним не ассоциировался.
Другая знаменитая группа «жертв» состоит из девяти скелетов, которые «лежали в странной скрюченной позе и кучковались друг от друга» (блок 10А, район DK). Археолог Эрнест Маккей выразил серьезные сомнения в датировке этих останков. Сообщается, что они были обнаружены на уровне, соответствующем ранней части промежуточного периода. «Удобства ради» Маккей назвал место находки могильной ямой, хотя и признал, что не заметил ни определенных стен для «ямы», ни каких-либо следов, указывающих на то, что это место было раскопано.
Эрнест Джон Генри Маккей (Ernest John Henry Mackay; 1880 - 1943), английский археолог и специалист по древней истории, известный своими раскопками и исследованиями Мохенджо-Даро и других центров цивилизации долины Инда
Вместе со скелетами были найдены только два предмета – гребень из слоновой кости, не похожий на известные гребни хараппского периода, и медный браслет. Ссылаясь на браслет, Маккей датирует останки «периодом оккупации города». В техническом отчете о скелетных останках говорится, что они, вероятно, не представляют собой резню как таковую, потому что многие из скелетов были неполными, представленными лишь несколькими фрагментами черепа и разрозненными кусочками кости.
Скелет в переулке между XVIII и XXXIII, район VS
Маккей предполагает, что это были останки семьи, которая пыталась сбежать из города со своим имуществом во время рейда, но была остановлена и убита рейдерами. Затем их тела были «брошены в беспорядке в наспех вырытую яму». Он говорит, что «вполне возможно», что трагедия произошла в последний период города, но не может предоставить подтверждающих доказательств. Тот факт, что по крайней мере пять из девяти скелетов были детскими, побудил антрополога, изучавшего останки, сделать вывод, что «рейдеры питали постоянную ненависть к народу Мохенджо-Даро в целом, и, похоже, их целью было полное истребление».
Наконец, завершая это довольно жуткое повествование, следует упомянуть об одном единственном свидетельстве из Мохенджо-Даро, которое можно было бы использовать в качестве положительного доказательства какой-то кровавой трагедии в поздний период существования города. Мы могли бы назвать «трагедией в колодце» (область DK, секция G), имея в виду два скелета, которые были найдены на лестничном пролете, «очевидно, лежащие там, где они умерли в тщетной попытке из последних сил подняться по лестнице на улицу». Но обстоятельства этой трагедии неизвестны, и было бы самонадеянно кричать о «бойне» только на основании этих улик.
Трагедия в бювете, район DK, секция G
Таковы доказательства в деле против Индры и арийцев, или, если быть менее конкретным, против идеи «последней резни». Современность скелетных останков далеко не бесспорна. Основная часть костей была найдена в условиях, предполагающих захоронения самого неряшливого и непочтительного характера. Нет уровня разрушения, охватывающего последний период города, нет признаков обширного пожара, нет тел воинов, закованных в доспехи и окруженных боевым оружием. В цитадели, единственной укрепленной части города, не было никаких признаков финальной обороны.
Свидетельства, собираемые нынешними исследователями из различных областей естественных и физических наук, имеют тенденцию частично поддерживать теорию, высказанную Маккеем много лет назад. Что касается упадка Мохенджо-Даро и Хараппской цивилизации, он подозревал, что причиной тому были «причуды реки Инд, а не давление захватчиков, о существовании которых у нас фактически нет доказательств».
Детали истории упадка и падения цивилизации Инда пока еще далеко не ясны, но схема факторов, способствующих этому, вырисовывается. Эта модель не включает вторжение и массовые убийства в качестве основных факторов. Наоборот, похоже, что произошла серия стихийных бедствий, возможно столь же стремительных и уж точно более разрушительных, чем любое гипотетическое вторжение.
Внезапное поднятие береговой линии Аравийского моря в Западном Пакистане, по-видимому, произошло примерно в середине второго тысячелетия до нашей эры. Это привело к катастрофическому увеличению и без того серьезных наводнений в долинах крупных рек с последующим повышением уровня подземных вод, к увеличению засоления почвы до такой степени, что невозможно было поддерживать население обширных городских поселений. Экономика должна была быстро прийти в упадок, хараппцы были вынуждены постепенно мигрировать на более плодородные территории.
В настоящее время имеются неопровержимые археологические свидетельства того, что основное перемещение населения произошло на юго-восток, в район полуострова Катхиавар, к северу от Бомбея.
Здесь хараппцы смешались с другими коренными народами, и постепенно произошло полное поглощение и преобразование остатков некогда великой Хараппской культуры в то, что мы начинаем признавать как самобытную энеолитическую культуру Центральной Индии. Бывшие столицы Мохенджо-Даро и Хараппа были практически заброшены и стали легкой добычей бандитов с холмов Белуджистана.
Врагом хараппцев была природа, которой помогали и подстрекали сами хараппцы, которые ускорили порчу ландшафта из-за неправильной ирригации и оголения водоразделов из-за чрезмерного выпаса скота и вырубки лесов. Из-за таких злоупотреблений они в конце концов разорились бы, как это сделали шумеры в южной Месопотамии, но процесс ускорился из-за сардонического сдвига земной поверхности. Так прекратила свое существование одна из трех самых ранних цивилизаций древности.
Индра и орды варваров реабилитированы.Автор: Джордж Ф. Дейлс
Опубликовано 27 марта 2023
| Комментариев 0 | Прочтений 536
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: