Почему ведьмы на протяжении всей истории изображались верхом на метлах?
Вы когда-нибудь задумывались, почему на протяжении всей истории ведьмы изображались верхом на метле? В период, когда охота на ведьм набирала популярность в Европе, в рацион людей входило большое количество хлеба, изготовлявшегося в основном из ржи, которая была часто заражена спорыньей, вызываемой грибком Claviceps purpurea. Спорынья обладает галлюциногенными свойствами, вызывая у тех, кто ее употреблял, ощущения, похожие на эффект от приема ЛСД. Однако у галлюциногенов были и неприятные побочные эффекты. При приеме внутрь они вызывали сыпь, тошноту, рвоту и даже смерть. Некоторые изобретательные люди сообразили, что кроме приема внутрь существуют и другие способы употребления ведьминого варева: через нежную кожу подмышками, или через гениталии. Для женщины, желающей использовать эти снадобья, существовал очевидный и удобный способ применения мазей: обмакнуть палку от метлы в зелье, а затем оседлать ее. Когда мазь наносили на гениталии, возникало ощущение, что ты поднимаешься в воздух и летишь.
Ведьмы, бурлящие котлы и галлюциногены
Хотя образ ведьмы, летящей на метле, является наиболее распространенным, образ ведьмы, стоящей над бурлящим котлом и готовящей зелье, также является культовым. Для этого есть отличная причина. В то время было очень популярно употребление сильных галлюциногенов, и это тесно связано с причиной, по которой ведьмы изображались летящими на метлах.
В период, когда охота на ведьм набирала популярность в Европе, в рацион людей входило большое количество хлеба. В то время хлеб изготавливался в основном из ржи, которая была часто заражена болезнью, известной как спорынья, вызываемой грибком Claviceps purpurea. В результате многие люди неосознанно употребляли спорынью, считая ее частью растения.
Спорынья обладает галлюциногенными свойствами, вызывая у тех, кто ее употреблял, ощущения, похожие на ЛСД.
Неудивительно, что многим людям понравился этот эффект, и они начали экспериментировать с ним, а также с другими растениями, которые давали похожие результаты. В их число входили куркума, мандрагора, смертоносный паслен и багульник. Иоганн Вейер, голландский врач и оккультист, в своей работе Praestigiis Daemonum в 1563 году назвал все эти растения ингредиентами “летающей мази” ведьм.
Но где же здесь ведьмовская метла?
Однако у этих галлюциногенов были и неприятные побочные эффекты. При приеме внутрь они вызывали сыпь, тошноту, рвоту и даже смерть. Но некоторые изобретательные люди быстро сообразили, что кроме приема внутрь существуют и другие способы употребления ведьминого варева, которые позволяют избежать этих побочных эффектов. Это было поглощение наркотика через кожу.
Лучший способ сделать это – через нежную слизистую оболочку подмышками или, для женщин, через гениталии.
“Но вульгарные верят, а ведьмы признаются, что в определенные дни или ночи они помазывают посох и едут на нем в назначенное место или помазывают себя под мышками и в других волосатых местах“, – объяснял теолог XV века Джорданес де Бергамо.
Врач XVI века Андрес де Лагуна также изучал эти снадобья. Однажды он взял одно из этих зелий из дома женщины, обвиненной в колдовстве, и испытал его на другой женщине. По словам де Лагуны, женщина после этого “погрузилась в такой глубокий сон, что я думал, что никогда не смогу ее разбудить“. К счастью, через 36 часов ему это удалось.
“Почему ты разбудил меня, злодей, в такой неподходящий момент? Почему я была окружена всеми прелестями мира“, – заявила она.
Это привело Лагуну к следующему выводу:
Верхом на метле: были ли ведьмы наркоманками?
Для любой женщины, желающей использовать эти снадобья, существовал очевидный и удобный способ применения мазей. Взять палку от метлы, обмакнуть ее в зелье, а затем оседлать ее.
Согласно рассказам, когда лекарства быстро начинали действовать, кататься на метле становилось еще веселее. Эту теорию подтверждает цитата из следствия 1324 года по делу обвиняемой ведьмы Алисы Кителер:
По словам Иоганна Вейера, когда эту мазь для полетов наносили на гениталии, возникало “ощущение, что поднимаешься в воздух и летишь“. Поскольку ведьмы находились под влиянием дьявола, большинство людей пришли к выводу, что ведьмы летали на метлах, чтобы собраться на саббат для поклонения дьяволу.
В поддержку этой идеи можно привести более современные работы немецкого писателя и фотографа Густава Шенка.
“Я испытал пьянящее ощущение полета“, – писал Шенк в 1966 году о своем опыте приема хенбана.
“Я парил там, где мои галлюцинации… проносились вихрем“.
Учитывая эти данные, совсем неудивительно, что ведьм изображали именно таким образом.
Ведьмы признаются в полетах на метлах
Поддавшись всеобщим страхам, ведьмы вскоре признались в том, что летали на метлах при довольно сомнительных обстоятельствах.
В 1453 году Гийом Эделин стал первым, кто признался, правда под пытками, в практике полетов на метлах, а также в том, что видел, как его “престарелая мать садилась на метлу, взлетала по дымоходу и вылетала из дома“.
Эделин был священником, который публично критиковал предупреждения церкви о колдовстве. Вскоре после этого его арестовали и судили за колдовство.
Согласно Дину Миллеру, пишущему в книге “Ведьмы и колдовство”, женщина-ведьма, известная как Антуан Роуз, ведьма из Савойи, под пытками призналась, что “дьявол, которого звали Робинэ, был темным человеком, говорившим хриплым голосом“.
Поцеловав в знак почтения ногу Робинэ, она отреклась от Бога и христианской веры. Он поставил на ней свой знак на мизинце левой руки и дал ей палку длиной 45 сантиметров и горшок с мазью. Она намазывала палку мазью, вставила ее между ног и говорила: "Вперед, во имя дьявола, вперед!".
Хотя эти признания, казалось бы, подтверждают теорию о том, что женщины наносили эту летающую мазь с помощью метлы, люди, давшие признательные показания, делали это в невероятно жестоких условиях. Допросы и пытки тех, кого подозревали в ведьмовстве, были невероятно жестокими. Кроме того, труды врачей и богословов, таких как Вейер, де Бергамо и де Лагуна, были невероятно предвзятыми, с предвзятыми представлениями о том, как выглядит ведьма.
Все это затрудняет точное определение того, насколько широко была распространена эта практика. Тем не менее, именно из этих рассказов и возник образ ведьмы, летящей на метле, и почему он сохраняется до сих пор.
Является ли этот миф результатом реальности или творческого мышления религиозной общественности, неизвестно.
Ведьмы, бурлящие котлы и галлюциногены
Хотя образ ведьмы, летящей на метле, является наиболее распространенным, образ ведьмы, стоящей над бурлящим котлом и готовящей зелье, также является культовым. Для этого есть отличная причина. В то время было очень популярно употребление сильных галлюциногенов, и это тесно связано с причиной, по которой ведьмы изображались летящими на метлах.
Подготовка к шабашу ведьм Давида Тенирса Младшего
В период, когда охота на ведьм набирала популярность в Европе, в рацион людей входило большое количество хлеба. В то время хлеб изготавливался в основном из ржи, которая была часто заражена болезнью, известной как спорынья, вызываемой грибком Claviceps purpurea. В результате многие люди неосознанно употребляли спорынью, считая ее частью растения.
Спорынья обладает галлюциногенными свойствами, вызывая у тех, кто ее употреблял, ощущения, похожие на ЛСД.
Неудивительно, что многим людям понравился этот эффект, и они начали экспериментировать с ним, а также с другими растениями, которые давали похожие результаты. В их число входили куркума, мандрагора, смертоносный паслен и багульник. Иоганн Вейер, голландский врач и оккультист, в своей работе Praestigiis Daemonum в 1563 году назвал все эти растения ингредиентами “летающей мази” ведьм.
Ведьма, смешивающая свой котел”, Давид Тенирс Младший
Но где же здесь ведьмовская метла?
Однако у этих галлюциногенов были и неприятные побочные эффекты. При приеме внутрь они вызывали сыпь, тошноту, рвоту и даже смерть. Но некоторые изобретательные люди быстро сообразили, что кроме приема внутрь существуют и другие способы употребления ведьминого варева, которые позволяют избежать этих побочных эффектов. Это было поглощение наркотика через кожу.
Лучший способ сделать это – через нежную слизистую оболочку подмышками или, для женщин, через гениталии.
“Но вульгарные верят, а ведьмы признаются, что в определенные дни или ночи они помазывают посох и едут на нем в назначенное место или помазывают себя под мышками и в других волосатых местах“, – объяснял теолог XV века Джорданес де Бергамо.
Врач XVI века Андрес де Лагуна также изучал эти снадобья. Однажды он взял одно из этих зелий из дома женщины, обвиненной в колдовстве, и испытал его на другой женщине. По словам де Лагуны, женщина после этого “погрузилась в такой глубокий сон, что я думал, что никогда не смогу ее разбудить“. К счастью, через 36 часов ему это удалось.
“Почему ты разбудил меня, злодей, в такой неподходящий момент? Почему я была окружена всеми прелестями мира“, – заявила она.
Это привело Лагуну к следующему выводу:
"Из всего этого можно сделать вывод, что все, что делают и говорят эти несчастные ведьмы, вызвано зельями и мазями, которые настолько испортили их память и воображение, что они сами творят свои беды, ибо они твердо верят, когда просыпаются, во все то, что им снилось во сне"
Подготовка к шабашу ведьм Деталь гравюры Ж. Алиаме по мотивам картины Тенирса Младшего
Верхом на метле: были ли ведьмы наркоманками?
Для любой женщины, желающей использовать эти снадобья, существовал очевидный и удобный способ применения мазей. Взять палку от метлы, обмакнуть ее в зелье, а затем оседлать ее.
Согласно рассказам, когда лекарства быстро начинали действовать, кататься на метле становилось еще веселее. Эту теорию подтверждает цитата из следствия 1324 года по делу обвиняемой ведьмы Алисы Кителер:
"При обыске в шкафу девушки нашли трубку с мазью, которой она смазывала посох, на котором она скакала"
По словам Иоганна Вейера, когда эту мазь для полетов наносили на гениталии, возникало “ощущение, что поднимаешься в воздух и летишь“. Поскольку ведьмы находились под влиянием дьявола, большинство людей пришли к выводу, что ведьмы летали на метлах, чтобы собраться на саббат для поклонения дьяволу.
В поддержку этой идеи можно привести более современные работы немецкого писателя и фотографа Густава Шенка.
“Я испытал пьянящее ощущение полета“, – писал Шенк в 1966 году о своем опыте приема хенбана.
“Я парил там, где мои галлюцинации… проносились вихрем“.
Учитывая эти данные, совсем неудивительно, что ведьм изображали именно таким образом.
Две обнаженные ведьмы верхом на метле, автор Франсиско Гойя
Ведьмы признаются в полетах на метлах
Поддавшись всеобщим страхам, ведьмы вскоре признались в том, что летали на метлах при довольно сомнительных обстоятельствах.
В 1453 году Гийом Эделин стал первым, кто признался, правда под пытками, в практике полетов на метлах, а также в том, что видел, как его “престарелая мать садилась на метлу, взлетала по дымоходу и вылетала из дома“.
Эделин был священником, который публично критиковал предупреждения церкви о колдовстве. Вскоре после этого его арестовали и судили за колдовство.
Согласно Дину Миллеру, пишущему в книге “Ведьмы и колдовство”, женщина-ведьма, известная как Антуан Роуз, ведьма из Савойи, под пытками призналась, что “дьявол, которого звали Робинэ, был темным человеком, говорившим хриплым голосом“.
Поцеловав в знак почтения ногу Робинэ, она отреклась от Бога и христианской веры. Он поставил на ней свой знак на мизинце левой руки и дал ей палку длиной 45 сантиметров и горшок с мазью. Она намазывала палку мазью, вставила ее между ног и говорила: "Вперед, во имя дьявола, вперед!".
Хотя эти признания, казалось бы, подтверждают теорию о том, что женщины наносили эту летающую мазь с помощью метлы, люди, давшие признательные показания, делали это в невероятно жестоких условиях. Допросы и пытки тех, кого подозревали в ведьмовстве, были невероятно жестокими. Кроме того, труды врачей и богословов, таких как Вейер, де Бергамо и де Лагуна, были невероятно предвзятыми, с предвзятыми представлениями о том, как выглядит ведьма.
Все это затрудняет точное определение того, насколько широко была распространена эта практика. Тем не менее, именно из этих рассказов и возник образ ведьмы, летящей на метле, и почему он сохраняется до сих пор.
Является ли этот миф результатом реальности или творческого мышления религиозной общественности, неизвестно.
Опубликовано 16 марта 2023
| Комментариев 0 | Прочтений 874
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: