Какого чёрта? Дело «колдуньи» Катерины Ивановой
Словосочетание «охота на ведьм» мы чаще всего употребляем по отношению к западным странам. А вот в России к колдуньям относились двояко.
Дело Катерины Ивановой, крестьянки из Ярославской провинции, только подтверждает, что ведьмы далеко не всегда оказывались в заточении или на плахе. Бывало, что обходилось каким-то мягким наказанием. В случае с Ивановой вышло и вовсе неожиданно - следствие по её делу, начавшееся в 1764 году, продолжалось два года и закончилось… ничем. Хотя женщина признавалась в неожиданных проступках.
Дело Катерины Ивановой, крестьянки из Ярославской провинции, только подтверждает, что ведьмы далеко не всегда оказывались в заточении или на плахе. Бывало, что обходилось каким-то мягким наказанием. В случае с Ивановой вышло и вовсе неожиданно — следствие по её делу, начавшееся в 1764 году, продолжалось два года и закончилось… ничем. Хотя женщина признавалась в неожиданных проступках.
Чёрт, чёрт, поиграй и отдай
Исследования, посвящённые вопросам ведовства и колдовства, создают впечатление, что в 17−18 вв. магия была распространена повсеместно. Хотя магия ли? Охранные амулеты, сборы трав от лекарей, заговоры при болезнях. Формально — да, колдовство. Но на самом деле, скорее бытовые моменты, которые и запрещать странно, и заострять внимания не хочется.
Что характерно, за колдовство в России чаще ответственность несли мужчины, а не женщины. Казалось бы, традиционно колдунья, ведьма или та же знахарка — женщина. Но относились к ним более снисходительно. Как указывает известный собиратель фольклора Александр Афанасьев, народная мудрость гласит: «Где черт не сможет, туда посылает бабу». А раз уж женская природа такая, то что уж обвинять их в знакомстве с нечистой силой? В книге «Волшебники. Богохульники. Еретики» профессор Елена Смилянская пишет, что в первой половине 18-го века соотношение осуждённых за волшебство мужчин и женщин было примерно 5 к 1. Для сравнения, на процессе салемских ведьм в США разом обвинили 200 женщин, а 19 казнили.
Колдунов карали, порой жестоко. Так, в самом конце 17-го века был казнён стольник Андрей Безобразов, а вместе с ним — колдуны Дорофей Прокофьев и Федька Бобылев, которые якобы хотели навести порчу на царя. Казнили у всех на глазах — сожгли в срубе.
С другой стороны, деревенские лекари и знахари тоже «как бы колдуны», но без них было не обойтись. Даже Ломоносов писал, что избавиться от ворожей можно «размножением докторов и аптек». А пока этого не происходит, приходилось мириться с такими особенностями русской деревни.
Деревенская колдунья Катерина Иванова
Двойственное отношение к колдунам, магам и чародеям в полной мере проявилось в деле Катерины Ивановой. А история была незатейливая, хотя поначалу казалась загадочной. В 1764 году в Ярославской провинции Московской губернии, в деревне Тишина произошёл странный случай. Две молодые крестьянки стали кликушествовать (сейчас бы мы сказали «впадали в истерику»). В беспамятстве женщины выкрикивали имя вдовы Катерины Ивановой, которая жила в той же деревне. Родственники женщин, конечно, пошли с Катериной разбираться и побили её. Она решила так это не оставлять и пожаловалась на односельчан. Всё закончилось тем, что в провинциальной канцелярии закрыли саму Катерину и начали допрашивать.
Делали это основательно, и, когда в ход пошли плети, крестьянка рассказала следующее. Якобы она обратилась к жительнице соседней деревни, некой Гавриловой, чтобы та помогла вылечить корову. Она дала ей специальную траву и научила почему-то, не как помочь скотине, а как вызывать бесов. Так как просить их было не о чем, Катерина просто заставляла бесов таскать камни в реку (не дать им задание она не могла, иначе зачем вызывала?). Позже Катерина стала отправлять бесов в другие города — в Петербург, Москву и Выборг, чтобы там разузнать о судьбе мужей и сыновей односельчанок. А потом по научению всё той же Гавриловой Катерина дала двум женщинам выпить настой особой травы, и бесы вселились в этих несчастных.
История для 18-го века не вопиющая, но оставалось неясным, зачем была наведена порча. В канцелярии решили, что не уполномочены принимать решения по таким делам, поэтому отослали Катерину дальше по инстанции — в Ростовскую духовную консисторию. И всё началось сначала.
Дела духовные - новые вопросы к колдунье Ивановой
Духовные консистории (или духовные приказы) учредил Пётр I, и примерно до середины 18-го века их полномочия не были унифицированы. В основном они занимались делами лиц духовных, но были и мирские вопросы, которые поступали в консисторию: незаконные браки, разводы, дела, в которых требовалась своего рода духовная экспертиза. Случай колдуньи Ивановой был как раз таким.
В Ростовской духовной консистории Катерине пришлось всё излагать заново. И то ли следователи были более заинтересованные, то ли Катерина сама так поверила в свою историю, что она обросла новыми подробностями. У бесов появились имена — Иван и Андрей, их черты стали более определёнными, троекратная просьба отправиться в другой город приобрела характер своеобразного испытания. В общем, рассказ крестьянки всё больше приобретал черты волшебной сказки, в которую сама Катерина, казалось, искренне верила.
Постепенно выяснилось, что женщины, на которых была наведена порча, были выбраны Катериной всё-таки не просто так. Они принадлежали к семье, которая пыталась отобрать у крестьянки землю. История, с одной стороны, начала проясняться, а с другой, — ещё больше запуталась. Катерина продолжала утверждать, что она колдунья. Но вот незадача — и причастие она принимала, и к исповеди ходила, хотя по всем существующим правилам не должна была. Колдунье в церкви не место. Пытаясь выяснить правду, женщину допрашивали опять и опять.
Последняя проверка - путь в монастырь
Даже удивительно, насколько серьёзно Ростовская духовная консистория подошла к этому делу. В 1766 году было решено отправить Катерину Иванову в Ростовский монастырь, чтобы там испытать прочность её веры. Женщина проверку прошла, а игуменье призналась, что про бесов всё придумала, не выдержав пытки. Оставалось понять, что же было с двумя женщинами-кликушами. И тут всё оказалось очень просто: следствие сделало вывод, что это просто женская тоска. Обе женщины были соломенными вдовами и уже долго жили вдали от мужей.
И дело не то чтобы рассыпалось, просто оказалось, что его и не было вовсе. Говоря современным языком, были простые женские «разборки» и желание хоть как-то разнообразить жизнь.Автор: Е.Минушкина
Источник: "Дилетант"
Дело Катерины Ивановой, крестьянки из Ярославской провинции, только подтверждает, что ведьмы далеко не всегда оказывались в заточении или на плахе. Бывало, что обходилось каким-то мягким наказанием. В случае с Ивановой вышло и вовсе неожиданно - следствие по её делу, начавшееся в 1764 году, продолжалось два года и закончилось… ничем. Хотя женщина признавалась в неожиданных проступках.
Дело Катерины Ивановой, крестьянки из Ярославской провинции, только подтверждает, что ведьмы далеко не всегда оказывались в заточении или на плахе. Бывало, что обходилось каким-то мягким наказанием. В случае с Ивановой вышло и вовсе неожиданно — следствие по её делу, начавшееся в 1764 году, продолжалось два года и закончилось… ничем. Хотя женщина признавалась в неожиданных проступках.
Чёрт, чёрт, поиграй и отдай
Исследования, посвящённые вопросам ведовства и колдовства, создают впечатление, что в 17−18 вв. магия была распространена повсеместно. Хотя магия ли? Охранные амулеты, сборы трав от лекарей, заговоры при болезнях. Формально — да, колдовство. Но на самом деле, скорее бытовые моменты, которые и запрещать странно, и заострять внимания не хочется.
Что характерно, за колдовство в России чаще ответственность несли мужчины, а не женщины. Казалось бы, традиционно колдунья, ведьма или та же знахарка — женщина. Но относились к ним более снисходительно. Как указывает известный собиратель фольклора Александр Афанасьев, народная мудрость гласит: «Где черт не сможет, туда посылает бабу». А раз уж женская природа такая, то что уж обвинять их в знакомстве с нечистой силой? В книге «Волшебники. Богохульники. Еретики» профессор Елена Смилянская пишет, что в первой половине 18-го века соотношение осуждённых за волшебство мужчин и женщин было примерно 5 к 1. Для сравнения, на процессе салемских ведьм в США разом обвинили 200 женщин, а 19 казнили.
Неизвестный художник «Гадание на картах»
Колдунов карали, порой жестоко. Так, в самом конце 17-го века был казнён стольник Андрей Безобразов, а вместе с ним — колдуны Дорофей Прокофьев и Федька Бобылев, которые якобы хотели навести порчу на царя. Казнили у всех на глазах — сожгли в срубе.
С другой стороны, деревенские лекари и знахари тоже «как бы колдуны», но без них было не обойтись. Даже Ломоносов писал, что избавиться от ворожей можно «размножением докторов и аптек». А пока этого не происходит, приходилось мириться с такими особенностями русской деревни.
Деревенская колдунья Катерина Иванова
Двойственное отношение к колдунам, магам и чародеям в полной мере проявилось в деле Катерины Ивановой. А история была незатейливая, хотя поначалу казалась загадочной. В 1764 году в Ярославской провинции Московской губернии, в деревне Тишина произошёл странный случай. Две молодые крестьянки стали кликушествовать (сейчас бы мы сказали «впадали в истерику»). В беспамятстве женщины выкрикивали имя вдовы Катерины Ивановой, которая жила в той же деревне. Родственники женщин, конечно, пошли с Катериной разбираться и побили её. Она решила так это не оставлять и пожаловалась на односельчан. Всё закончилось тем, что в провинциальной канцелярии закрыли саму Катерину и начали допрашивать.
Делали это основательно, и, когда в ход пошли плети, крестьянка рассказала следующее. Якобы она обратилась к жительнице соседней деревни, некой Гавриловой, чтобы та помогла вылечить корову. Она дала ей специальную траву и научила почему-то, не как помочь скотине, а как вызывать бесов. Так как просить их было не о чем, Катерина просто заставляла бесов таскать камни в реку (не дать им задание она не могла, иначе зачем вызывала?). Позже Катерина стала отправлять бесов в другие города — в Петербург, Москву и Выборг, чтобы там разузнать о судьбе мужей и сыновей односельчанок. А потом по научению всё той же Гавриловой Катерина дала двум женщинам выпить настой особой травы, и бесы вселились в этих несчастных.
История для 18-го века не вопиющая, но оставалось неясным, зачем была наведена порча. В канцелярии решили, что не уполномочены принимать решения по таким делам, поэтому отослали Катерину дальше по инстанции — в Ростовскую духовную консисторию. И всё началось сначала.
Карл Брюллов «Гадающая Светлана»
Дела духовные - новые вопросы к колдунье Ивановой
Духовные консистории (или духовные приказы) учредил Пётр I, и примерно до середины 18-го века их полномочия не были унифицированы. В основном они занимались делами лиц духовных, но были и мирские вопросы, которые поступали в консисторию: незаконные браки, разводы, дела, в которых требовалась своего рода духовная экспертиза. Случай колдуньи Ивановой был как раз таким.
В Ростовской духовной консистории Катерине пришлось всё излагать заново. И то ли следователи были более заинтересованные, то ли Катерина сама так поверила в свою историю, что она обросла новыми подробностями. У бесов появились имена — Иван и Андрей, их черты стали более определёнными, троекратная просьба отправиться в другой город приобрела характер своеобразного испытания. В общем, рассказ крестьянки всё больше приобретал черты волшебной сказки, в которую сама Катерина, казалось, искренне верила.
Постепенно выяснилось, что женщины, на которых была наведена порча, были выбраны Катериной всё-таки не просто так. Они принадлежали к семье, которая пыталась отобрать у крестьянки землю. История, с одной стороны, начала проясняться, а с другой, — ещё больше запуталась. Катерина продолжала утверждать, что она колдунья. Но вот незадача — и причастие она принимала, и к исповеди ходила, хотя по всем существующим правилам не должна была. Колдунье в церкви не место. Пытаясь выяснить правду, женщину допрашивали опять и опять.
Константин Маковский «Святочные гадания»
Последняя проверка - путь в монастырь
Даже удивительно, насколько серьёзно Ростовская духовная консистория подошла к этому делу. В 1766 году было решено отправить Катерину Иванову в Ростовский монастырь, чтобы там испытать прочность её веры. Женщина проверку прошла, а игуменье призналась, что про бесов всё придумала, не выдержав пытки. Оставалось понять, что же было с двумя женщинами-кликушами. И тут всё оказалось очень просто: следствие сделало вывод, что это просто женская тоска. Обе женщины были соломенными вдовами и уже долго жили вдали от мужей.
И дело не то чтобы рассыпалось, просто оказалось, что его и не было вовсе. Говоря современным языком, были простые женские «разборки» и желание хоть как-то разнообразить жизнь.Автор: Е.Минушкина
Источник: "Дилетант"
Опубликовано 19 февраля 2023
| Комментариев 0 | Прочтений 489
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: