Неизвестный науке Чебурашка
Главный киногерой последних месяцев Чебурашка не всегда выглядел так мило, как сейчас. Его облик рождался долго и сложно...
Эдуард Успенский придумал своего Чебурашку (а вернее, «Крокодила Гену и его друзей», ведь книга называется именно так) в 1966 г. Но настоящую народную любовь он обрёл чуть позже, в 1969-м, когда на экраны вышел кукольный мультфильм, сразу ставший настоящим хитом.
Путь на экран
Это сегодня нам кажется, что милое создание с большими ушами — единственный вариант того, как в принципе может выглядеть Чебурашка. И вообще, что сказка сама просилась на экраны. А между тем, режиссёр мультфильма Роман Качанов «вышел» на неё чуть ли не случайно.
В 1968 г. Качанов снял мультфильм «Соперники», историю о том, что внешность — не главное. Гораздо важнее те качества, которыми обладает человек, а они не всегда проявляются в наружном облике и даже в поведении. Автором сценария в титрах значился некий Алексей Родионов. Под этим псевдонимом работал журналист, бывший главный редактор «Комсомольской правды», зять Хрущёва Алексей Аджубей. В то время он был в опале, лишился высоких постов и предложению поработать, пусть даже для мультипликации, обрадовался.
В процессе работы Аджубей стал заезжать на «Союзмультфильм», а Роман Качанов бывал у него в гостях. Там у сыновей Алексея Ивановича он увидел книжку про крокодила Гену. Сюжет ему понравился, и режиссёр решил, что это будет основа для его следующего мультфильма.
Правда, поначалу он не увидел в истории ничего особенного, просто собирался сделать фильм про то, как животные и люди живут в одном городе и дружат между собой: «В повести Эдуарда Успенского мне понравился город, в котором жили вместе люди и звери. Вот так, запросто, моим соседом по дому мог оказаться крокодил, который работает в зоопарке».
А вот вопрос о том, как будет выглядеть второй главный герой, решился не сразу. Тем более что к моменту выхода на экраны мультфильма советские дети уже видели несколько вариаций Чебурашки.
Какой вы, мистер Чебурашка?
Как написано у Успенского? Неопределённо. «У меня, например, когда я был маленьким, было три любимых игрушки: громадный резиновый крокодил по имени Гена, маленькая пластмассовая кукла Галя и неуклюжий плюшевый зверёк со странным названием — Чебурашка.
Чебурашку сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру? Глаза у него были большие и жёлтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат. Мои родители утверждали, что Чебурашка — это неизвестный науке зверь, который водится в жарких тропических лесах».
В общем, маленький, странный и совершенно не очаровательный. Первый иллюстратор сказки Валерий Алфеевский так его и нарисовал — больше всего Чебурашка в его исполнении был похож на медвежонка (кто-то и вовсе считает его чем-то вроде кляксы). Как вспоминал потом Успенский, художник создавал не живых персонажей, а кукол, такими в его представлении были и крокодил Гена, и неизвестный науке зверь.
Потом был диафильм, который нарисовал Борис Степанцев (мы знаем его как режиссёра мультфильмов про Карлсона и про Вовку в Тридевятом царстве). Его Чебурашка похож то ли на лису, то ли на белку. В общем, куда ближе к животному, чем к игрушке, как мы привыкли его воспринимать. Впрочем, он был уже теплее и симпатичнее книжного варианта.
Уши как визитная карточка
А кто же придумал большие уши, которые стали визитной карточкой персонажа? Скорее всего, это была Маргарита Скрипова-Ясинская, которая сделала куклу Чебурашки для спектакля Ленинградского театра марионеток. Глаза у него действительно были большие и жёлто-зелёные, как написано в сказке, шкурка оранжевая, как апельсин, а уши похожи на локаторы. Как вспоминал Эдуард Успенский, театральная постановка появилась раньше мультфильма, так что «мамой» привычного нам Чебурашки вполне можно назвать Скрипову-Ясинскую.
А вот его папой совершенно точно является художник Леонид Шварцман. Он не первый раз работал с режиссёром Качановым, до сказки Успенского они уже сделали трогательный и лиричный мультфильм про варежку (помните историю про девочку, которая выгуливала варежку, как маленького щенка). Начав работать над персонажами новой истории, Шварцман быстро сделал крокодила и старуху Шапокляк, а вот над Чебурашкой бился довольно долго. Из пяти месяцев подготовительного периода на рождение неизвестного науке зверя ушло два с половиной.
В итоге он получился почти таким, как мы привыкли. Был у него только ещё небольшой хвостик и более длинные ноги. Как говорил потом Шварцман, куклу изготовили более или менее точно по эскизу (по ходу работы вносили небольшие изменения). Но режиссёр Майя Бузинова, «оживлявшая» героя, посоветовала убрать длинные ноги и оставить только ступни: иначе мультипликаторам пришлось бы очень непросто. Так и сделали. Зато Чебурашка стал ходить неуклюже, и это только добавило ему очарования. Что интересно, по воспоминаниям того же Шварцмана, Успенский не принимал участия в создании внешнего облика персонажа, а увидел уже готовый вариант.
Правда, всеобщая любовь к мультипликационному Чебурашке не означала, что другие облики невозможны. Например, в 1977 г. сказка Успенского вышла с иллюстрациями Геннадия Калиновского. Сегодня их называют самой странной интерпретацией образа, хотя не одно поколение детей читало сказки Успенского именно с такими не «мультипликационными» картинками. Чебурашка на них похож то ли на медведя, то ли на толстого щенка, и он больше странный, чем милый.
Но в одном из интервью художник говорил: «Работа иллюстратора — это чуть-чуть работа на поводке. Именно поэтому некоторые художники бывают жесткими интерпретаторами, стремятся выявить себя. Это нарушает работу иллюстратора. Он ведь в первую очередь должен понимать и чувствовать саму книгу, забыть о себе». А ведь действительно герой Калиновского похож на бракованную игрушку.Автор: Е.Минушкина
Источник: "Дилетант"
Эдуард Успенский придумал своего Чебурашку (а вернее, «Крокодила Гену и его друзей», ведь книга называется именно так) в 1966 г. Но настоящую народную любовь он обрёл чуть позже, в 1969-м, когда на экраны вышел кукольный мультфильм, сразу ставший настоящим хитом.
Путь на экран
Это сегодня нам кажется, что милое создание с большими ушами — единственный вариант того, как в принципе может выглядеть Чебурашка. И вообще, что сказка сама просилась на экраны. А между тем, режиссёр мультфильма Роман Качанов «вышел» на неё чуть ли не случайно.
В 1968 г. Качанов снял мультфильм «Соперники», историю о том, что внешность — не главное. Гораздо важнее те качества, которыми обладает человек, а они не всегда проявляются в наружном облике и даже в поведении. Автором сценария в титрах значился некий Алексей Родионов. Под этим псевдонимом работал журналист, бывший главный редактор «Комсомольской правды», зять Хрущёва Алексей Аджубей. В то время он был в опале, лишился высоких постов и предложению поработать, пусть даже для мультипликации, обрадовался.
Роман Качанов
В процессе работы Аджубей стал заезжать на «Союзмультфильм», а Роман Качанов бывал у него в гостях. Там у сыновей Алексея Ивановича он увидел книжку про крокодила Гену. Сюжет ему понравился, и режиссёр решил, что это будет основа для его следующего мультфильма.
Правда, поначалу он не увидел в истории ничего особенного, просто собирался сделать фильм про то, как животные и люди живут в одном городе и дружат между собой: «В повести Эдуарда Успенского мне понравился город, в котором жили вместе люди и звери. Вот так, запросто, моим соседом по дому мог оказаться крокодил, который работает в зоопарке».
А вот вопрос о том, как будет выглядеть второй главный герой, решился не сразу. Тем более что к моменту выхода на экраны мультфильма советские дети уже видели несколько вариаций Чебурашки.
Какой вы, мистер Чебурашка?
Как написано у Успенского? Неопределённо. «У меня, например, когда я был маленьким, было три любимых игрушки: громадный резиновый крокодил по имени Гена, маленькая пластмассовая кукла Галя и неуклюжий плюшевый зверёк со странным названием — Чебурашка.
Иллюстрация Валерия Алфеевского
Чебурашку сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру? Глаза у него были большие и жёлтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат. Мои родители утверждали, что Чебурашка — это неизвестный науке зверь, который водится в жарких тропических лесах».
В общем, маленький, странный и совершенно не очаровательный. Первый иллюстратор сказки Валерий Алфеевский так его и нарисовал — больше всего Чебурашка в его исполнении был похож на медвежонка (кто-то и вовсе считает его чем-то вроде кляксы). Как вспоминал потом Успенский, художник создавал не живых персонажей, а кукол, такими в его представлении были и крокодил Гена, и неизвестный науке зверь.
Чебурашка в диафильме 1969 г., художник Борис Степанцев
Потом был диафильм, который нарисовал Борис Степанцев (мы знаем его как режиссёра мультфильмов про Карлсона и про Вовку в Тридевятом царстве). Его Чебурашка похож то ли на лису, то ли на белку. В общем, куда ближе к животному, чем к игрушке, как мы привыкли его воспринимать. Впрочем, он был уже теплее и симпатичнее книжного варианта.
Уши как визитная карточка
А кто же придумал большие уши, которые стали визитной карточкой персонажа? Скорее всего, это была Маргарита Скрипова-Ясинская, которая сделала куклу Чебурашки для спектакля Ленинградского театра марионеток. Глаза у него действительно были большие и жёлто-зелёные, как написано в сказке, шкурка оранжевая, как апельсин, а уши похожи на локаторы. Как вспоминал Эдуард Успенский, театральная постановка появилась раньше мультфильма, так что «мамой» привычного нам Чебурашки вполне можно назвать Скрипову-Ясинскую.
Чебурашка в Театре марионеток им. Деммени
А вот его папой совершенно точно является художник Леонид Шварцман. Он не первый раз работал с режиссёром Качановым, до сказки Успенского они уже сделали трогательный и лиричный мультфильм про варежку (помните историю про девочку, которая выгуливала варежку, как маленького щенка). Начав работать над персонажами новой истории, Шварцман быстро сделал крокодила и старуху Шапокляк, а вот над Чебурашкой бился довольно долго. Из пяти месяцев подготовительного периода на рождение неизвестного науке зверя ушло два с половиной.
В итоге он получился почти таким, как мы привыкли. Был у него только ещё небольшой хвостик и более длинные ноги. Как говорил потом Шварцман, куклу изготовили более или менее точно по эскизу (по ходу работы вносили небольшие изменения). Но режиссёр Майя Бузинова, «оживлявшая» героя, посоветовала убрать длинные ноги и оставить только ступни: иначе мультипликаторам пришлось бы очень непросто. Так и сделали. Зато Чебурашка стал ходить неуклюже, и это только добавило ему очарования. Что интересно, по воспоминаниям того же Шварцмана, Успенский не принимал участия в создании внешнего облика персонажа, а увидел уже готовый вариант.
Леонид Шварцман
Правда, всеобщая любовь к мультипликационному Чебурашке не означала, что другие облики невозможны. Например, в 1977 г. сказка Успенского вышла с иллюстрациями Геннадия Калиновского. Сегодня их называют самой странной интерпретацией образа, хотя не одно поколение детей читало сказки Успенского именно с такими не «мультипликационными» картинками. Чебурашка на них похож то ли на медведя, то ли на толстого щенка, и он больше странный, чем милый.
Иллюстрация Геннадия Калиновского, 1977 г.
Но в одном из интервью художник говорил: «Работа иллюстратора — это чуть-чуть работа на поводке. Именно поэтому некоторые художники бывают жесткими интерпретаторами, стремятся выявить себя. Это нарушает работу иллюстратора. Он ведь в первую очередь должен понимать и чувствовать саму книгу, забыть о себе». А ведь действительно герой Калиновского похож на бракованную игрушку.Автор: Е.Минушкина
Источник: "Дилетант"
Опубликовано 09 февраля 2023
| Комментариев 0 | Прочтений 753
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: