Как выглядят ангелы в Библии на самом деле?
Как выглядят ангелы в Библии на самом деле?
Возможно, вы встречали различные ролики о том, как же на самом деле выглядят ангелы в Библии. Там рассказывают, что ангелы – это не миловидные купидончики с маленькими крыльями или красивые крылатые юноши, а жуткие монстры, которые больше подходят для произведений Лавкрафта.
Автором этого интернет-мема, скорее всего, стал зарубежный YouTube-блогер под ником «хочелага» (hochelaga). В середине 2020 года он выпустил ролик с названием «Почему достоверные по Библии ангелы такие жуткие». Ролик набрал на момент начала 2023 года 14 млн просмотров. Именно после его ролика стали появляться подобные видео на YouTube-каналах «Шум земли», «Fantom», «Семь легенд» и прочих. Также я видел много статей на просторах интернета с подобным содержанием. В общем, тема стала очень популярной и она, в свою очередь, породила новые мифы о библейском представлении об ангелах. То есть, мифы о мифах.
Давайте разберемся, как на самом деле выглядят ангелы в Библии? Действительно ли они такие жуткие? Как возникли ангельские образы в Библии и в христианстве?

Часть 1

В чем сложность понимания ангелов в Библии?

Библия состоит из двух частей: Ветхий и Новый Завет. В обоих заветах ангелы описываются как существа мужского пола, либо предполагается, что они выглядят как люди мужского пола. Также там есть описания небесных существ с действительно жуткой внешностью. Эти существа встречаются лишь в нескольких местах Библии, и там они не обозначены как ангелы.

Явление ангела Деве Марии
Явление ангела Деве Марии

Библейские тексты – это древние исторические документы, которые отражают мифические представления древних евреев, связанных с пониманием истории, мироздания, человека, бога и богов, а также разного рода околобожественных существ. Христиане и иудеи верят в существование этих существ, также они верят в истинность библейского текста. По крайней мере иудеи верят в истинность ветхозаветных текстов, которые они называют Танахом, а христиане принимают на веру оба корпуса текстов: как Ветхий, так и Новый завет.
Однако научное представление о происхождении библейских текстов отличается от иудео-христианского. Ученые рассматривают библейские тексты в историко-культурном контексте, поэтому понимание ангельских и прочих околобожественных существ нужно рассматривать так, как их видели авторы библейских текстов. Представления библейских авторов во многом противоречат друг другу, и это нормально, потому что Библия создавалась в течение многих сотен лет под воздействием разных религиозных культур. Отсюда образ библейских ангелов может отличаться в зависимости от выбранной библейской книги.

Еврейский политеизм

Чтобы понять представления библейских авторов об ангелах, нужно рассмотреть их взгляды на небесных существ в самом широком смысле. Ранний иудаизм возник на основе ханаанской религии. Древнееврейские пророки верили в существование многих богов, помимо центрального израильского бога Яхве. Ранний период иудаизма принято называть яхвизм, этот термин подчеркивает политеистический характер верований древних евреев.
Высшим божеством в традиционном ханаанском пантеоне был бог Эль, чье имя является западносемитским словом, которое переводится как "божество". Одним из эпитетов Эля на иврите является слово «Элион» (Бытие 14:18), то есть «Всевышний». Но в Библии чаще встречается слово «Элохим», которое является множественной формой слова Эль. В Библии «Элохим» используется с глагольными формами единственного числа, поэтому в иудео-христианской традиции слово переводят в единственном числе, как «Бог».

Одна из возможных фигурок бога Эля, X...
Одна из возможных фигурок бога Эля, XIV-XIII век до н.э.

Элохим - божественность

Верующие объясняют множественную форму «Элохим» как усиление величия Бога, будто использование множественной формы существительного с глаголом в единственном числе указывает на величайшее существо. Библеист Джоэл Барнетт в работе «Переоценка библейского Элохима» доказывает, что имя «Элохим» изначально было абстрактным понятием, указывающим на божественность. Затем этим словом стали обозначать конкретных божеств. Например, в 3-й книге Царств боги Астарта, Хамос и Милхом обозначены словом «Элохим». Поэтому идея, что «Элохим» означает что-то очень величественное – не имеет смысла.
Третье распространенное имя библейского бога – это Яхве. Наиболее раннее употребление этого имени находится на моавской Стеле Меша, которая датируется 9 веком до н.э.

Стела Меша
Стела Меша

Эль и Яхве

Эль и Яхве, скорее всего, для древних евреев изначально были разными божествами. Эль был верховным богом и отцом всех божеств, а Яхве был локальным богом израильтян.
Это подтверждает отрывок из ветхозаветной книги Второзакония. Первые 43 стиха 32 главы данной книги называют «Песнью Моисея», считается, что это очень древний текст, который датируется 10-8 веком до н.э. В 8 и 9 стихе этой главы сказано, что Всевышний (в оригинале «Элион»), разделяя людей между своими сыновьями богами, отдает потомков Иакова, то есть евреев, богу Яхве.
В традиционных переводах Библии вы не найдете слов, что Всевышний бог разделил народы по числу богов. Однако современные переводы Библии, например Новая пересмотренная стандартная версия, указывает именно на число богов. Стихи 8 и 9, согласно современным переводам, выглядят так:

«Когда Всевышний (Элион) распределил народы, когда разделил человечество, он установил границы народов по числу богов. Уделом Яхве был народ его, Иаков - его удел» (Второзаконие 32:8-9)

Таким образом, в самой Библии есть отголоски древнееврейского политеизма. Это очень важно для понимания природы библейских небесных существ, в том числе ангелов.

Часть 2. Сыны Божии

Сыны божии - первый вид библейских ангелов

В Ветхом Завете, или Танахе, ангелами обозначены разные типы небесных существ. Первые названы «Сынами Божьими» (bane ha eloheem). Скорее всего жители Израильского и Иудейского царств считали сынов божьих действительными сынами бога, как древние греки считали многих богов сынами Зевса, поэтому Зевса еще называли богом-отцом.

Древнегреческий пантеон
Древнегреческий пантеон

То же самое было на Ближнем Востоке. В Месопотамии бог Ану считался отцом богов, он возглавлял божественный сонм. Также ближневосточные жители любили изображать своих божеств в виде антропоморфных существ, иногда с крыльями. Это было справедливо в том числе для древних евреев.
Например, в 18 главе книги Бытия пророк Авраам встречается с богом Яхве и двумя его товарищами, скорее всего, тоже богами. Христиане интерпретируют этот сюжет как проявление Троицы, иногда этих трех гостей Авраама изображают в виде ангелов, как на иконе Андрея Рублева. Но прямой перевод указывает, что Авраам встретил именно бога Яхве, которого сопровождали два других существа. Все трое выглядели как мужчины, Авраам поклонился им, пригласил в свой шатер. Неважно, кем были на самом деле спутники Яхве, важно то, что все трое выглядели как люди мужского пола. У них были ноги, поэтому Авраам предложил им воду, чтобы они омыли их. Вдобавок, они могли есть человеческую пищу. Вот такие «бестелесные существа».

Авраам встречает Яхве с сотоварищами
Авраам встречает Яхве с сотоварищами

Библейские сыны божьи могли вступать в связь с человеческими женщинами. Об этом сказано в 6 главе книги Бытия. Женщины после контакта с ними родили гигантов-нефилимов:

«В те дни, после того как сыны Божьи входили к человеческим дочерям и имели от них детей, были на земле исполины (нефилимы). Это были герои, знаменитые с древних времен» (Бытие 6:4)

Эти нефилимы будут существовать достаточно долго в контексте библейской истории. Например, нефилимов увидят разведчики пророка Моисея, когда пойдут в землю Ханаанскую (Книга Чисел 13:34). Нефилимы, которые наполовину люди и наполовину боги, были похожи на людей, но имели гораздо большие размеры в результате своего божественного происхождения.

Нефилим из фильма "Ной"
Нефилим из фильма "Ной"

Также для понимания отношений между библейским богом и божьих сынов нужно вспомнить популярный ближневосточный образ бога как главы божественного сонма. В месопотамских и средиземноморских мифах верховные боги всегда главенствуют над другими богами. Это справедливо и для библейского бога. Бог Яхве прямо описывается как председательствующий на совете божеств. Например, в Псалме 81, который датируется периодом Вавилонского пленения (6 век до н.э.), сказано:

«Бог возглавляет великое собрание, среди богов произносит суд: «Как долго еще вы будете судить несправедливо и оказывать предпочтение нечестивым?» (Псалом 81:1-2)

В этом отрывке Элохим возглавляет сонм богов, которые руководят разными народами.

Часть 3. Малаки-посланники

«Малак» - второй вид библейских ангелов

Второй класс божественных существ – малаки. «Малак» с иврита означает «посланник». Именно этот термин лег в основу знакомого нам слова «ангел», который с древнегреческого означает «посланник». Слово «Евангелие» также восходит к этому корню – «благая весть», «благое послание».

Явление ангела Агари
Явление ангела Агари

Возможно, изначально «посланники» были более низшим классом существ, чем «сыны божии». После Вавилонского пленения иудеи стали приравнивать «посланников» к «сыновьям Элохима». Как именно выглядят эти посланники, мы точно сказать не можем, так как в Библии нет их прямого описания. Но учитывая то, как они являлись библейским персонажам, например, в момент перед разрушением Содома и Гоморры, то можно сказать, что они выглядели как обычные мужчины. Более того, они могли есть и мыться, и их вид никак не удивлял окружающих.

"И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдёте в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели" (Бытие 19:1-3)

Обычно ангелов в Содоме изображают с ...
Обычно ангелов в Содоме изображают с крыльями, хотя в Бытии о них ничего не сказано

С другой стороны, иногда ангелы являются из ниоткуда, будто прилетают с неба, поэтому справедливо думать, что они, в представлении древних евреев, имели крылья. Например, в сюжете жертвоприношения Исаака ангел господень явился к Аврааму с неба:

"Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я" (Бытие 22:11)

Жертвоприношение Исаака
Жертвоприношение Исаака

Такое представление могло сформироваться под влиянием ближневосточного искусства.
В Новоассирийском царстве, которое существовало в период с 10 по 7 век до н.э., то есть в период, когда возникла древнейшая библейская традиция, было создано большое количество барельефов, изображающих низших божеств, их еще называют «крылатыми гениями». Это антропоморфные бородатые существа с крыльями на спине. Вероятно, что авторы Библии представляли себе «посланников» именно в таком духе.

Крылатый гений из ассирийских барельефов
Крылатый гений из ассирийских барельефов

Часть 4. Почему Серафимы в Библии выглядят так странно?

Многокрылые Серафимы

Кто такие серафимы? Считается, что пророк Исаия, живший в южном Иудейском царстве с 740 по 686 год до н.э., написал первые 39 глав книги, которая известна как Книга пророка Исаии. Остальные главы написаны другими авторами.

Исаия
Исаия

В 6-й главе описывается видение пророка Исаии, в котором он увидел бога Яхве. Бог восседал на троне в окружении шестикрылых серафимов:

«В год смерти царя Уззии я видел Владыку, сидящего на престоле, высоком и превознесенном, и края Его одеяния наполняли храм. Над Ним парили серафимы, и у каждого было по шесть крыльев: двумя крыльями они закрывали свои лица, двумя закрывали ноги и двумя летали» (Исаия 6:1-2)


Серафимы в Библии являются небесными существами, однако они нигде не названы ни сыновьями божьими, ни посланниками (ангелами). Это совершенно иной класс божественных существ, который очень похож на шестикрылую богиню, чье изображение находится на Сирийской плите 10 века до н.э. Плиту нашли в Тель-Халафе на севере Сирии. Однако нельзя сказать точно, что серафимы стали прямым заимствованием из древней арамейской мифологии.


Серафимы также интересны тем, что их образ может отсылать к древним аккадским верованиям. В Книге Исаии есть строки, как пророк негодует, что он предстал перед богом Яхве с «нечистыми устами». В ответ один из серафимов приблизился к нему с горячим углем из жертвенника и очистил уста Исаии от греха.

Икона с изображением Серафима, которы...
Икона с изображением Серафима, который очищает рот Исаие

На самом деле это очень важный момент. Библеист Виктор Гуровиц сравнивает очищение рта Исаии с церемониями очищения рта в более древней месопотамской литературе, он говорит, что чистые уста (или очищение) позволяют человеку или предмету предстать перед богами, или войти в божественное царство. Это свидетельствует о влиянии политеистических верований Месопотамии на библейское повествование.
Больше серафимы в качестве небесных существ не упоминаются в Библии. Христиане полагают, что они упомянуты в Откровении Иоанна Богослова, которое было написано в конце 1 века н.э., однако там они выглядят иначе, и похожи на описанных у пророка Иезекииля херувимов.

Сераф - это змей

Еще один важный факт в том, что в Библии есть упоминания серафимов в качестве змеев. Да, слово «сераф» переводится как «змей». В книгах Числа и Второзаконие слово «сераф» применяется для описания ядовитых змей:

«Тогда Господь наслал на них ядовитых змей (сераф); они жалили израильтян, и многие умерли» (Числа 21:6)

«Он вел тебя через огромную и ужасную пустыню, иссохшую и безводную землю с ядовитыми змеями (сераф) и скорпионами» (Второзаконие 8:15)

Змеи жалят евреев и создание Медного ...
Змеи жалят евреев и создание Медного змея

В этих книгах «серафы» не описаны как крылатые, в отличие от Книги пророка Исаии. Библеист Хью Уильямсон предполагает, что серафимы из Книги Исаии представляют собой гибрид, сочетающий мотив крылатых змей с изображением гигантских херувимов, которые автор Книги пророка Исаии видел в храмовом убранстве Иерусалима.

Фигуры, похожие на сфинксов - один из...
Фигуры, похожие на сфинксов - один из образов херувимов (изображение Храма Соломона)

Но наиболее достоверное объяснение связано с египетским искусством. В египетской иконографии был популярен образ «крылатого урея», змея, который прикреплялся к головному убору фараонов. Змей урей ассоциируется с египетской богиней Уаджит, которая изначально была божеством-покровителем Нижнего Египта. Крылатый змей должен был защищать фараона и угрожать его врагам.

Богиня Нехбет (стервятник, покровител...
Богиня Нехбет (стервятник, покровительница Верхнего Египта) и Кобра-Урей (Уаджит)

Изображение крылатого урея
Изображение крылатого урея

Иудейский царь Езекия использовал изображения крылатого урея в своих печатях в период до того, как он сдался ассирийскому царю Синнахерибу (701 г. до н.э.). На некоторых печатях крылатый урей имеет четыре крыла. Поскольку Исаия был современником Езекии и действовал при царском дворе, было бы логично предположить, что серафимы из видения Исаии также понимаются как крылатые змеи, сопровождающие бога Яхве. Но почему они имеют шесть крыльев, а не два или четыре. Это тоже объяснимо.

Печати с крылатым уреем времен Езекии
Печати с крылатым уреем времен Езекии

Символика двукрылого урея заключалась в том, что он охранял объект, на котором был вырезан, в то время как символика четырехкрылого урея, который был особенно распространен на иудейских печатях, заключалась в том, что он охранял владельца печати. Дополнительные два крыла, которые имеют библейские серафимы, защищают самих серафимов от лучей, исходящих от бога. Серафимы прикрывают свои лица, так как они не могут смотреть на бога, ибо это означало бы неуважение к нему, и возможно нанесло бы им вред.
Таким образом, серафимы в Книге пророка Исаии являются текстуальными версиями крылатого урея. Во-первых, это означает, что творения Исаии глубоко укоренены в египетской художественной традиции. Эта традиция мигрировала в Левант и сохраняла популярный статус в иконографическом репертуаре на протяжении нескольких столетий. Во-вторых, как в Египте, так и в Израиле серафимы выполняют функцию защитных существ. Однако у Исаии роль существ меняется. Вместо того, чтобы защищать кого-то или что-то, серафимы защищают себя от Яхве дополнительной парой крыльев.

Часть 5. Почему Херувимы и Офанимы в Библии выглядят так жутко?

Жуткие херувимы

Херувимы наиболее подробно представлены в Книге пророка Иезекииля. Считается, что пророк Иезекииль написал раннюю версию Книги пророка Иезекииля между 593 и 571 гг. до н.э., когда он находился в Вавилонском плену. Книга наполнена причудливыми образами и является источником самой мистической и последней библейской книги – Откровения Иоанна Богослова.
Пророк описывает странных существ в 1 главе своей книги. Иезекииль, как пророк Исаия, тоже испытал видение, в котором увидел трон бога Яхве в сопровождении четырех жутких существ. Сначала он пишет, что они были похожи на людей, но потом говорит, что у каждого из них было по четыре лица и четыре крыла. Также они имели ноги со ступнями теленка. Под крыльями у них были человеческие руки, а сами крылья касались друг друга.


В 1 главе эти загадочные существа, описанные Иезекиилем, не названы херувимами. Так он их обозначает только в 10 главе:

«Это были живые существа, которых я видел под Богом Израиля у реки Кевара, и я понял, что это были херувимы» (Иезекииль 10:20)

Описав их, Иезекииль переходит к описанию других существ, каждое из которых выглядело как колесо внутри колеса. Колеса были покрыты глазами. Колеса обозначены термином «офан», поэтому в дальнейшем их стали именовать словом «офанимы».

Современное представление офанима
Современное представление офанима

Вероятно, изначально колеса были частью колесницы бога Яхве. Это устойчивый ближневосточный образ, когда бог сидит в колеснице. Но после колеса стали идентифицировать с небесными существами и ангелами.

Офанимы как часть колесницы бога Яхве
Офанимы как часть колесницы бога Яхве

Херувимы, как и серафимы, не описываются в качестве сынов Элохима. Однако они выступают как отдельный класс небесных существ, связанных с богом Яхве. Примечательно, что во время изгнания Адама и Евы из рая, бог поставил именно херувима сторожить ворота сада (Бытие 3:24). Христиане обычно изображают этого херувима в виде юноши с крыльями и мечом.

Изгнание Адама и Евы
Изгнание Адама и Евы

Помимо Книги пророка Иезекииля и книги Бытия, херувимы упоминаются в книге Исход как часть Ковчега завета. Ковчег завета – это священный переносной ящик, в котором хранились каменные скрижали, полученные Моисеем. В Книге Исход ковчег описывается как золотой ящик, на крышке которого расположены золотые фигуры херувимов. Эти херувимы, в отличие от херувимов Иезекииля, имеют по два крыла и лица, обращенные вниз. Иконографически они больше походят на древнеегипетских богинь, Маат и Исиду, которые имеют крылья и человеческий облик. На современных изображениях херувимов ковчега обычно показывают именно так.

Ковчег завета
Ковчег завета

Как и в случае с шестикрылыми серафимами, мы можем объяснить происхождение херувимов. Слово «херувим» происходит от аккадского термина «карибу», которое означает «благословлять». Карибу являются божественными существами, которые действуют как просители, стоя перед богом и молясь за других. Карибу обычно изображались в виде огромных быков. В Книге пророка Иезекииля херувимы тоже отождествляются с быками.

Месопотамский крылатый бык
Месопотамский крылатый бык

В месопотамской религиозной культуре встречается еще один возможный прототип библейских херувимов. Это ассирийское божество-защитник Ламассу, которое изображается как гибрид человека, птицы, быка или льва.

Ламассу
Ламассу

Также есть антропоморфные четырехкрылые гении, которые могут быть прототипом четырехкрылых антропоморфных херувимов. Вдобавок, стоит помнить о древнегреческих, персидских и хеттских сфинксах, которые выглядели подобно Ламассу и служили в качестве храмовых стражей.

Сфинкс и крылатый урей
Сфинкс и крылатый урей

Часть 6. Ангелы в период эллиннизма и в Новом Завете

Ангелы в период эллинизма

Вавилонский плен евреев закончился в 539 году до н.э., когда царь Ахеменидской империи Кир II завоевал Второе Вавилонское царство. Кир освободил иудеев, они вернулись на родину и восстановили храм богу Яхве. Но в 4 веке Иудея подпадает под влияние Александра Македонского, с того момента начинается эллинистический период еврейской истории.

Пленение евреев вавилонянами
Пленение евреев вавилонянами

В течение нескольких последующих веков иудеи перевели имеющиеся библейские тексты на древнегреческий язык. В тот же период возникают апокрифические тексты: Первая и вторая книги Еноха.
Именно в Первой книге Еноха, которую датируют 3 веком до н.э., появляются первые индивидуальные наименования ангелов. Самые известные из них: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Фануил (последние два иногда отождествляются). Каждый ангел выполняет определенную функцию. Михаил поставлен над избранным народом, Гавриил поставлен над раем, серафимами и херувимами. Примечательно, что серафимы и херувимы не названы ангелами. Также в Книге Еноха происходит отождествление ангелов и сынов божьих.

Древний манускрипт Книги Еноха
Древний манускрипт Книги Еноха

Ангелы в Книге Даниила

Самой поздней ветхозаветной книгой является Книга пророка Даниила, написанная во 2 веке до н.э. во времена селевкидского царя Антиоха IV. Он описывает внешность некоего существа, у которого было светящееся тело, огненные глаза, лицо как молния и голос, как рев толпы (10 глава). Там не сказано, что перед Даниилом стоял ангел, однако в книге описывается явно небесное существо.
Также в Книге Даниила упоминается Михаил, названный князем. Опять же, там нет слова ангел, но учитывая то, что в Книге Еноха Михаил является покровителем иудеев, то логично сказать, что князь – это лишь должность ангела Михаила. Вдобавок, в Книге пророка Даниила ангелы впервые отождествляются с богами из книги Второзакония. Теперь те, кто покровительствуют народам, это не боги, а ангелы.

Архангел Михаил
Архангел Михаил

Ангелы в Новом Завете

Теперь перейдем к описанию ангелов в Новом Завете. Авторы новозаветных книг находились под влиянием Танаха и апокрифической литературы, из них самой важной является Книга Еноха.
В самом раннем евангелии, Евангелии от Марка, ангелы не упоминаются. Когда жены-мироносицы навещают могилу Иисуса, они там видят не ангела, а юношу в белой одежде, который говорит им, что Иисус воскрес.

Юноша и жены-мироносицы
Юноша и жены-мироносицы

Здесь можно обнаружить явную отсылку к Книге пророка Даниила, который видел небесное существо в льняных одеждах, то есть в светлых (Даниил 10:5). Наверняка Марк хотел указать, что женщины встретили ангела. При этом этот «ангел» назван юношей, молодым человеком. В Танахе ангелы не обозначались таким образом. Скорее всего, автор евангелия находился под влиянием греческой культуры, где бог Гермес, исполняющий функцию посланника, выглядел молодо и не имел бороды.

Античная скульптура Гермеса
Античная скульптура Гермеса

Ангелы в Евангелии от Матфея и от Луки названы ангелами господними. Они являются Иосифу и Деве Марии. Затем ангелы упоминаются в сюжете об исчезновении Иисуса из гробницы. Жены-мироносицы встречают не просто юношу, а именно ангела. Об этом сказано прямо:

«Вдруг произошло сильное землетрясение, потому что ангел Господа спустился с неба, подошел к гробнице и отвалил камень. И теперь он сидел на нем» (Матфей 28:3)

В Евангелии от Луки женщины встречают в пустой гробнице не одного ангела, а двух.
В Евангелии от Иоанна, которое является самым поздним и датируется концом 1 века, Мария Магдалина в пустой гробнице встречает двух ангелов в белых одеждах.

Мария и ангелы
Мария и ангелы

Ангелы в Откровении Иоанна

Наиболее подробно образ ангелов показан в последней книге Библии – в Откровении Иоанна Богослова, книга еще известна как Апокалипсис. Автор книги в самом начале представляется в «Иоаннэс», что в русском варианте принято произносить как «Иоанн». Имя «Иоанн» означает «Яхве милостив».
Традиционно в христианстве принято считать, что автором книги Апокалипсис является апостол Иоанн, один из приближенных Иисуса Христа. Но это сомнительно. Во-первых, имя «Иоанн» было очень распространенным в то время, и нельзя сказать, что автором является как раз тот Иоанн, сын Заведеев, один из 12 апостолов. Во-вторых, автор Откровения не называет себя сыном Зеведея, не утверждает, что он апостол, не говорит, что знал Иисуса. Таким образом, у нас нет доказательств, что автором является тот самый Иоанн.

Иоанн Богослов
Иоанн Богослов

В первых трех главах книги Иоанн видит Иисуса, который велит ему написать письма семи церквям в Малой Азии. Затем Иоанн видит почти то же самое, что и Иезекииль в «Книге пророка Иезекииля»: небесный трон, семь светильников и существа с головами льва, тельца, человека и орла.

«И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему» (Откровение 4:7)

Эти существа имеют по шесть крыльев и множество глаз. Также они прославляют Бога, говоря «свят, свят, свят, господь, Бог Вседержитель, Тот, Кто был, Кто есть и Кто придет!».

Видение Иоанна
Видение Иоанна

Порой этих существ изображают как достоверно библейских ангелов, однако в книге они ангелами не названы. Они именуются «животными» или «живыми существами». Таким образом, это еще один тип небесных существ.
Более того, сами ангелы в Откровении скорее всего являются антропоморфными существами. По крайней мере их действия описываются как человеческие:

«Потом я увидел четырех ангелов: они стояли на четырех углах земли и удерживали четыре ветра земли, чтобы те не дули ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. Я увидел еще одного ангела: он поднимался с востока и держал печать живого Бога. Он громко крикнул четырем ангелам, которым было дано право причинять вред земле и морю» (Откровение 7:1-3)

Или вот примеры, как ангел держит кадильницу и дует в трубы, что говорит о том, что они имеют руки и рот.

«И взял Ангел кадильницу, и наполнил её огнём с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса, и громы, и молнии, и землетрясение. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить» (Откровение 8:5-6)

В 10 главе прямо говорится, что ангелы имеют лицо, голову, ноги и руки:

«И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облечённого облаком; над головою его была радуга, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая» (Откровение 10:1-2)

Ангел из видения Иоанна
Ангел из видения Иоанна

Также доказательством того, что «живые существа» с шестью крыльями и множеством глаз не являются ангелами, является 11 стих в 7 главе, где ангелы и живые существа упоминаются отдельно:

«Все ангелы стояли вокруг трона, старцев и четырех живых существ. Они пали перед троном на свои лица и поклонились Богу» (Откровение 7:11)

При этом Иоанн не описывает ангелов, как имеющих крылья. Зато они у него парят в облаках и сходят с небес. Возможно, поэтому в дальнейшем антропоморфным ангелам стали рисовать крылья, иначе как они могут находиться в небе.

Часть 7. Ангелы в раннем христианстве

Раннехристианские изображения ангелов

Древнейшие христианские изображения ангелов находятся в римских катакомбах. Самые ранние датируются 3 веком. В Катакомбах Присциллы есть изображение благовещения Девы Марии, где ангел Гавриил предстал в образе обычного мужчины, без крыльев и без бороды. Похожим образом римляне изображали Меркурия, римского аналога бога Гермеса, который тоже является посланником богов.

Мария и ангел в Катакомбах Присциллы
Мария и ангел в Катакомбах Присциллы

Изображение антропоморфных ангелов с крыльями, по всей видимости, началось после смешения образов «ангела-хранителя», который приписан каждому человеку, с гениями. Гении в мифологии римлян – это существа, сопровождающие жизнь человека с рождения до самой смерти. Их обычно изображали в виде юношей с крыльями. Поэтому неудивительно, что христиане стали изображать ангелов таким же образом.

Гений Антония Пия
Гений Антония Пия

Самые ранние изображения крылатых ангелов появляются в 5 веке. Примером служит Византийский саркофаг с Императорского кладбища. На рельефе изображены два ангела с крыльями. Они похожи на традиционные изображения римских гениев. Таких же ангелов-гениев можно обнаружить на мозаиках 5 века в римской Церкви Санта-Мария-Маджоре. Там они не только с крыльями, но и с нимбами.

Мозаика с изображением ангелов в Сант...
Мозаика с изображением ангелов в Санта-Мария-Маджоре

Если говорить про маленьких пухлых ангелов, то это отсылка к греко-римскому Эроту, который известен как Амур или Купидон. Этот образ утвердился в эпоху Возрождения.

Амур на античной фреске, Помпеи
Амур на античной фреске, Помпеи

Таким образом, исходя из библейского текста, мы можем выделить несколько видов небесных существ: сыны божии, ишимы, малаки (ангелы), серафимы, херувимы, офанимы. Все эти существа в период поздней ветхозаветной традиции стали восприниматься некоторой частью иудеев как ангелы. Раннесредневековые христианские авторы стали создавать ангельские иерархии, назвав всех небесных околобожественных существ Библии ангелами. Дополнительно к вышеперечисленным ангельским существам христиане увеличили список архангелами, престолами, властями, господствами, начальствами и силами. О них ничего не сказано в Ветхом Завете, впервые они появляются в новозаветных посланиях апостолов.
В Послании к Ефесянам говорится о существовании властей и сил:

«Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (Ефесянам 1:21)

В Послании к Колоссянам заходит речь о престолах, господствах, начальствах и властях:

«Через Него было сотворено все на небе и на земле, все видимое и невидимое: будь то престолы, господства, начальства или власти — все было сотворено через Него и для Него» (Колоссянам 1:16)

В Первом послании Фессалоникийцам говорится про архангелов:

«Потому что Господь Сам придет с небес (о чем возвестят громкий клич, голос архангела и труба Божья), и умершие с верой во Христа воскреснут первыми» (1-е Фессалоникийцам 4:16)

Начиная с 4 веке на основании этих стихов христианские писатели создают ангельские иерархии. Василий Великий в своей Литургии перечисляет всех небесных существ, которые чтут Бога:

«Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред Тобою вокруг стоят Серафимы»

Псевдо-Климент Римский в «Апостольских постановлениях» добавляет список властями и воинствами. Эти списки повторяет почти каждый именитый церковный писатель, но наиболее подробная иерархия возникает у Псевдо-Дионисия Ареопагита в 5-6 веке. Он разделяет небесных существ на три части, в каждой из которых представлены по три существа:

- на первой ступени серафимы, херувимы, престолы;
- на второй – господства, силы, власти;
- на третьей – начальства, архангелы и ангелы.

Ангельская иерархия по Псевдо-Дионисию
Ангельская иерархия по Псевдо-Дионисию

Примечательно, что все христианские писатели разделяют ангелов и архангелов от других небесных существ, однако традиционно их всех принято называть ангелами, такое представление возникло лишь в поздние ветхозаветные времена. Также нужно отметить, что в христианстве сыны божии не присутствуют в ангельской иерархии, видимо они отождествляются с ангелами, зато они есть в иудейских ангельских иерархиях, первые из которых возникают в 12 веке благодаря перу раввина Маймонида.

Маймонид
Маймонид

* * *

Таким образом, визуальное представление ангелов очень разнообразно.

🔹Во-первых, изначально ангелами называли божественных посланников, которые выглядят как обычные мужчины.
🔹Во-вторых, жуткие херувимы или многокрылые серафимы изначально ангелами не именовались, но со временем они вошли в ангельскую иерархию, поэтому их визуальный образ не является каноничным для ангелов. Следовательно, утверждение, что достоверно библейские ангелы выглядят обязательно как жуткие варианты серафимов и херувимов, является ложным.
🔹В-третьих, херувимы в Библии имеют разные образы, в том числе образ крылатых людей. Аналоги есть в месопотамской религиозной традиции. Со временем этот образ стали интерпретировать в духе греко-римской традиции, отсюда мы имеем крылатых юношей, похожих на римских гениев и греческого Гермеса.

Надеюсь, я прояснил проблему с визуальным образом ангелов. Она сложная, но интересная...Источник: "ТРИКСТЕР | Научно о религии"
Опубликовано 07 февраля 2023 | Комментариев 0 | Прочтений 2330

Ещё по теме...
Добавить комментарий