Где и когда на самом деле появился на свет Иисус Христос?
Где и когда на самом деле появился на свет Иисус Христос?
Где родился Иисус Христос? Разумеется, в Вифлееме! Когда родился Иисус Христос? Разумеется, 25 декабря! Но какого года? Первого? Нашей эры или до нашей эры? Увы, в Евангелиях нет ни точного дня, ни точного месяца, ни точного года рождения Иисуса, ни точного, с географическими координатами, места его рождения. И вообще, посмотрите-ка внимательнее на фрески и иконы. Не кажется ли вам, что изображённый на них Иисус совсем не похож на типичного жителя Иудеи?
Все сведения о рождении и жизни Иисуса и его семьи можно почерпнуть только из церковного предания, то есть из Нового Завета. Причём эти сведения крайне немногочисленны и лаконичны.

Святое семейство

Родился младенец Иисус в семье плотника Иосифа и его жены Марии. Иосиф был, согласно православной традиции, вдовцом и весьма преклонный годами, а Мария - юной девственницей, не имевшей никаких плотских
Отношений с «обручником», то есть мужем. Тем не менее родословие Иосифа, который не был биологическим отцом мальчика, приводится вплоть до царя Соломона (по списку евангелиста Матфея) или же сына царя Давида Натана (по списку евангелиста Луки). О родословии Марии ничего неизвестно, но принято считать, что она тоже происходила из рода царя Давида, из колена Иудина.
Жило это семейство в городке Назарет на севере Галилеи, причём Назарет был тогда не городом, а деревней, настоящей дырой, где для плотника Иосифа даже не было работы, и тому приходилось ходить ежедневно за несколько километров в настоящий город Сепфорис — столицу тогдашней Галилеи.
Рассказывая о явлении Марии архангела Гавриила с благовестием о зачатии Сына Божьего, евангелист Лука пишет, что произошло это через шесть месяцев после явления того же ангела бездетному священнику Авиевой череды Захарию, женатому на бесплодной Елизавете, во дни Ирода, царя Иудейского. Череда — это порядок, по которому священники служили в синагоге. Авиева череда выпадала на вторую половину июня. Следовательно, девственницу Марию Гавриил посетил в декабре. Её будущему чаду было обещано: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Но для того чтобы обещание вступило в силу, младенцу следовало появиться на свет в Вифлееме, ибо, согласно древнему пророчеству Михея, «и ты, Вифлеем, дом Ефрафов, хотя и мал сейчас, прославишься в веках, ибо из тебя выйдет Мессия, царь Израильский, во славу Божью».

Два города

Иными словами, пророчество отсылало Марию и Иосифа в Вифлеем. Если городка Назарет, по мнению археологов, до конца века нашей эры вовсе не существовало, а была крохотная деревушка с вырубленными в скале зернохранилищами и цистернами для воды (хотя сегодня там вам обязательно покажут «дом святого семейства», церковь Благовещения, церковь святого Иосифа, дом родителей Марии с пещерой, где ей явился ангел), то с Вифлеемом дела обстоят ещё сложнее и запутаннее. Начнём с того, что Вифлеемов в Палестине имелось два: к югу от Иерусалима и к северу от деревни Назарет.
По церковной традиции Вифлеемом, где якобы родился Иисус, считается южный, вблизи Иерусалима. Истинным Вифлеемом это место стало при матери императора Константина Елене, которая проявила подлинно археологический пыл в поисках христианских реликвий. Хотя в Амарнском архиве (собрание переписки на глиняных табличках, в основном дипломатической, между правительством Древнего Египта и его представителями в Восточном Средиземноморье) этот Вифлеем упоминается в XIV веке до нашей эры, во времена Христа там была настоящая пустыня. Во всяком случае, археологам не удалось найти ничего стоящего. Разве что деревню, размерами напоминающую тогдашний Назарет. Но к IV веку, когда мать Константина занялась раскопками, иудейский Вифлеем имел относительно городской вид, а деятельность Елены способствовала его будущему процветанию. Там появились церковь Рождества Христова, пещера Рождества с яслями, четырнадцатилучевая серебряная звезда, вмонтированная в пол, ниша над звездой, в которой стали вешать лампады, православные иконы, престол для священников, то есть все атрибуты культа Богородицы. Во времена Амарнского архива эта пещера тоже считалась священной: там отправляли культ месопотамского бога Таммуза. А при императоре Адриане там был языческий храм Адониса. Так сказать, намоленное место!
От деревни Назарет до иудейской деревни Вифлеем путь был не близок — 150 километров. Впрочем, рядом с Назаретом, всего в семи километрах от него, находился другой Вифлеем, галилейский. К удивлению археологов, он оказался гораздо богаче находками времён царя Ирода. И был, в отличие от иудейского Вифлеема, городом, хотя и небольшим. Уж казалось бы, именно здесь следует искать ту пещеру, где Мария произвела на свет Иисуса Христа. Ан нет. Едва узнав о раскопках северного Вифлеема, Департамент древностей Израиля все будущие изыскания там прекратил! Зачем смущать умы сограждан? Всем ведь известно, в какой Вифлеем отправилось святое семейство — в тот, что ближе к Египту. И ничего, что глубоко беременной Марии пришлось трястись на осле не семь, а 150 километров! Зато родила она почти мгновенно, прибыв в тот южный Вифлеем. И без мучений.

Загадки переписи

Но что вообще погнало старика Иосифа и его беременную жену в столь дальнее путешествие? Евангелист Лука даёт подробное объяснение: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. … Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала нго, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Итак, виной всему — распоряжение римского наместника всем жителям провинции Сирия, находящимся «за пределами своего места проживания, вернуться в свои дома для того, чтобы довести перепись до конца». Римляне были, конечно, педантичны в соблюдении буквы закона, но «вернуться в свои дома», скажем, сильно отличается от евангельского требования переместиться в Вифлеем, поскольку это был город царя Давида, а Иосиф происходил из рода царя Давида. Даже римляне в соблюдении законов не доходили до подобного маразма!
И уж полной глупостью было бы затевать эту имперскую перепись в конце декабря. Даже в Израиле это было холодное время года. Предписывать подобные путешествия, сдвигая с места массы людей, римляне бы не решились. Они боялись народных восстаний. Другое дело, если Иосиф был родом из галилейского Вифлеема. Семь километров — вполне преодолимое расстояние. Тогда почему же был выбран Вифлеем на юге? Все очень просто: он соответствовал пророчеству Михея. А перепись служила отличным поводом для путеисторичвсков расследование
Шествия, которое, впрочем, происходило отнюдь не в декабре.

Назначенный день

Декабрь, а именно его 25-е число, появился в христианской традиции только в 354 году, благодаря распоряжению римского епископа Либерия. Дата была выбрана совсем не случайно: на этот день приходилось рождение основного конкурента Христа — иранского бога Митры, культ которого был весьма популярным в Риме. С 17 по 23 декабря римские язычники праздновали свои Сатурналии — напивались до беспамятства, нажирались, блудодействовали, ходили в карнавальных масках, то есть вели себя абсолютно неподобающе. Назначить вместо языческого христианский праздник казалось епископу благой идеей. А в VI веке Турский собор учредил 12 праздничных дней между Рождеством и Крещением, так место Сатурналий занял ряд зимних христианских праздников.
На самом деле в Евангелиях ни слова не говорится о дате рождения Иисуса. Правда, в Евангелии от Луки сказано, что перед рождением божественного младенца ангел возвестил об этом событии бывшим на поле пастухам, которые «содержали ночную стражу у стада своего». В декабре? Какие пастухи? Какая стража? Да и по расчётам длительности беременности Марии со дня Благовещения до родов выходит отнюдь не декабрь, а конец сентября — октябрь. Пастухи на поле и ночная стража у стад в октябре не вызывают недоумения. Все логически понятно. Впрочем, до официально установленной даты Рождества богословы назначали день рождения Иисуса и на март, и на май, и на август. Если март и май были датами практически нереальными, то август, особенно конец месяца, вполне подходил. Мог же особый младенец провести в утробе матери чуть меньше девяти месяцев? Но к концу декабря он должен был пролежать там целый год!
Впрочем, неизвестен не только день рождения Иисуса, неизвестен и год его рождения. Средневековые богословы высчитывали эту Дату Исходя Из пророчеств о приходе Мессии. Расчёты выглядели так: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь сед мин и шестьдесят две сед-мины, то есть в 457-458 годах До нашей эры. Артаксеркс распорядился восстановить Иерусалим, восстановление города завершилось через 49 лет, и от этой даты отсчитывали ещё 62 седмины — 434 года — до крёстной смерти Иисуса, что давало примерно 26 год нашей эры. Поскольку общепринятая дата распятия приходилась на 33 год, дату пророчества стали считать годом крещения Иисуса. А уж от этой даты высчитывали и дату рождения, благо, евангелисты дали указания: при царе Ироде, при правлении Квириния, в первую перепись населения. Скептически настроенные учёные возражали, что Квириний правил Сирией уже после смерти Ирода, однако в 1910 году в Риме обнаружилась надпись из античного города Тибур, и оказалось, что Квириний правил Сирией дважды и в его первое правление, действительно, проводилась имперская перепись. Можно сказать, даже точнее — перепись по всей ойкумене затеял император Октавиан Август. Годы его правления известны: 27 год до нашей эры — 14 год нашей эры. Ирод Великий правил Иудеей с 37 года до нашей эры до 4 года до нашей эры. Современные исследователи помещают дату рождения Иисуса между 12-4 годами до нашей эры, точнее — между 7-5 годами до нашей эры…

Несть ни эллина, ни иудея

Но самое интересное, что мы даже не знаем, был ли похож Иисус на выходца из иудейской семьи. Или у него было «лицо Бога»? То есть резко отличающее его от соплеменников.
Некоторые апокрифы описывают его как некрасивого, внешне непривлекательного человека, но с харизмой. В сфальсифицированной вставке в тексте «Иудейских древностей» Иосифа Флавия, современника Христа, о его внешности нет ни слова, только о великой мудрости и чудесном воскрешении после смерти. В поздней античности противники христианства, рациональные скептики, не признавали божественного происхождения Иисуса и считали, что роль Святого духа исполнил вполне земной мужчина — может, сириец, армянин, грек, самарянин или же римлянин. Галилея была в те времена родиной не одним евреям, а римские солдаты считали своим долгом соблазнить симпатичную иудейку. По ходившей тогда легенде, Марию как раз и соблазнил один такой ловелас. Талмудисты даже называли Иисуса не иначе как Иисус бен Пантера, то есть Иисус сын Пантеры. Римский философ II века Цельс записал со слов раввина Элеазара бен Гирканоса, что Мария родила сына от римского солдата по имени Авдий Пантера, или Пандера. Богословы выкручивались как могли. Епифаний Кипрский объяснял возмущённым христианам, что отцом Иосифа был Иаков по прозвищу Пантера, еврей, а Иоанн Дамаскин дал имя Пантера прадеду Марии, еврею. Очевидно, тема происхождения Иисуса в первые века христианства была животрепещущей. И, заметьте, хотя евангелисты производили обоих родителей из рода Давидова, ни на одной иконе того времени у Иисуса не было узнаваемых семитских черт лица. Иисус выглядел европейцем.
Но, разумеется, европейцем Он быть не мог. И, вероятно, настоящее лицо Иисуса было семитским. Иначе бы Его не допустили проповедовать в иудейском храме, на стенах которого была начертана надпись: «Ни один инородец не смеет войти за решётку и ограду святилища; кто будет схвачен, тот сам станет виновником собственной смерти». И хотя сам Иисус говорил, что «несть ни эллина, ни иудея», сам Он родился и умер в лучших традициях иудаизма, а после смерти занял престол одесную от Своего истинного Отца, сотворившего мир. Иными словами — превратился из пророка и мессии в полноценного бога. А боги, как известно, национальности не имеют.Автор: Н.Котомкин
Опубликовано 23 января 2023 | Комментариев 0 | Прочтений 1407

Ещё по теме...
Добавить комментарий